Файл: Юридическая ответственность (ее предназначение).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.04.2023

Просмотров: 251

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Глава 2. Правовые санкции в юридической системе

1.1 Санкция как структурный элемент правовой нормы

Санкция - часть правовой нормы, где содержится указание на меры государственного принуждения (воздействия) в отношении правонарушителя. Санкция - государственная мера, применяемая к нарушителю установленных норм и правил, это формы и меры ответственности, предусмотренные в правовых нормах и носящие карательный характер. В связи с развитием законодательства и правовой теории в юридической литературе стали поднимать вопрос о санкциях-поощрениях, которые присутствуют практически во всех отраслях права. Таким образом, существует и другое значение термина «санкция» - поощрение. «Однако во всех значениях санкция рассматривается как нечто властное, исходящее от авторитета, стремление что-то вытеснить и запретить (несправедливое) и, напротив, что-то разрешить, поощрить». Несмотря на то, что проблематике санкций в юридической литературе уделялось и уделяется значительное внимание, ее актуальность не исчерпала себя, а наоборот, приобретает все большую значимость.

В теории государства и права норма права определяется в качестве исходящего от государства и охраняемого им общеобязательного (общего) правила поведения, которое предоставляет участникам общественного отношения данного вида юридические права и налагает на них юридические обязанности. Наиболее распространенным является трехчленное деление правовой нормы на диспозицию, гипотезу и санкцию. Некоторые ученые определяют в правовой норме два структурных элемента, а некоторые - четыре. Считаю, проблема состоит в соотношении правовой нормы с нормативно-правовым актом и статьей закона.

Гипотеза - это структурный элемент нормы права, указывающий на жизненные условия, фактические обстоятельства вступления нормы в действие, реализации ее диспозиции. Диспозиция - структурный элемент юридической нормы, в котором определяются права и обязанности субъектов права, устанавливаются возможные и должные варианты поведения. Если в определении гипотезы и диспозиции ученые практически единодушны, то на определении санкции такое «единодушие» заканчивается. Так, М.И. Байтин пишет: «Санкция - структурный элемент, предусматривающий последствия нарушения правовой нормы, определяющий вид и меру юридической ответственности для нарушителя ее предписаний». Схожим образом трактует понятие санкции Б.Т. Базылев: «Санкция - главный структурный элемент особой разновидности правовых норм - норм юридической ответственности. Они входят в арсенал охранительных средств права и рассредоточены по всем его отраслям». Юридическая санкция - часть нормы юридической ответственности, определяющая последствия правонарушения в виде наказания (кары) правонарушителя, отмечает Н.П. Томашевский. О.Э. Лейст считает, что в правоохранительной норме санкция отражает меру юридической ответственности[14].


В.И. Гойман, В.Д. Перевалов и другие ученые дают более широкое определение санкции, считая, что не любое нарушение правовой нормы может влечь юридическую ответственность, как и не в любой санкции правовой нормы закреплена мера юридической ответственности. Не всякие неблагоприятные последствия, которые предусмотрены санкцией правовой нормы, выступают мерами юридической ответственности. Считаю, что меры защиты закрепляются не в санкции, а в диспозиции, а нарушение такой нормы охраняется санкцией другой нормы[15].

Специфика позиции О.Э. Лейста состоит в делении санкций на штрафные и восстановительные, но, по мнению ученого, в таких санкциях закреплены исключительно меры юридической ответственности.

В связи с тем, что подобные санкции широко представлены в процессуальном праве, необходимым условием уголовно-процессуального принуждения является санкция в качестве структурного элемента правовой нормы, предусматривающего форму и пределы государственного воздействия за отказ от добровольного выполнения уголовно-процессуальных требований или за лишение субъекта возможности использования дозволений. Следовательно, в санкциях могут фиксироваться различные формы воздействия на нарушителя диспозиции, которые не всегда являются мерами юридической ответственности. Санкция есть не что иное, как нормативное закрепление мер государственного принуждения, но опять не все меры государственного принуждения выступают мерами юридической ответственности. Считаю, что санкция не может обладать подобной «двойственной» природой.

Не любое нарушение диспозиции правовой нормы выступает правонарушением, то есть виновным общественно опасным деянием, за совершение которого предусмотрена юридическая ответственность. Меры юридической ответственности содержатся только в особой разновидности правовых норм - нормах юридической ответственности. Другие разновидности правовых норм могут закреплять меры защиты, и их нельзя относить к санкциям, предусматривающим меры юридической ответственности. Широко такие меры представлены в семейном праве, которое, как уже указывалось, лишено собственного института юридической ответственности.

Санкция как структурный элемент правовой нормы неразрывно связана с диспозицией. Именно в своем единстве (гипотезы, диспозиции и санкции) правовая норма может (способна) выступать как властный регулятор общественных отношений. В юридической литературе представлена точка зрения о существовании правовых норм, лишенных санкции, возникшая в связи с существованием правовых норм, не являющихся правилами поведения.


Итак, в санкции как структурном элементе правовой нормы могут закрепляться: во-первых, меры юридической ответственности, меры государственного принуждения; во-вторых, меры поощрения. Общими признаками для всех разновидностей санкций выступает их формальная определенность, авторитетный, властный характер, неразрывная связь с гипотезой и диспозицией правовой нормы.

Государственное принуждение - это своеобразный общий «знаменатель», объединяющий две разновидности санкции. Поощрение, закрепленное в санкциях правовых норм, отражает государственное убеждение, а не принуждение, но и оно обеспечивается авторитетом государства и авторитетом права.

1.2 Санкции, определяющие меры юридической ответственности

Выполнение диспозиции большинства правовых норм обеспечивается санкциями, в которых закрепляются меры юридической ответственности. В них закрепляется наиболее суровый, наиболее жесткий вид государственного принуждения - юридическая ответственность. Санкция выступает нормативным закреплением мер юридической ответственности. Понятие санкции нетождественно понятию юридической ответственности и понятию мер государственного принуждения. Отличительной чертой санкций, закрепляющих меры юридической ответственности, выступают содержащиеся в них указания на неблагоприятный характер последствий, которые наступают в случае нарушения диспозиции и изменяют правовой статус правонарушителя. В таких санкциях закреплено государственное осуждение и государственное принуждение правонарушителя[16].

В санкции фиксируются меры государственного принуждения, а государственные органы действуют исключительно в рамках предоставленных им правомочий, которые определяются и в санкции правовой нормы. Государственное принуждение не всегда связано исключительно с деятельностью компетентных органов, так как оно возможно в виде психологического воздействия (в виде угрозы). Главный смысл права заключается в урегулировании и разрешении конфликтов, предупреждении правонарушений.

В санкциях, закрепляющих меры юридической ответственности, определены неблагоприятные последствия, изменяющие правовой статус правонарушителя, ведущие к появлению новых обязанностей, которых не существовало до нарушения диспозиции правовой нормы. Санкции закрепляют не саму юридическую ответственность, а только ее меры. Закрепление юридической ответственности в целом про- исходит на уровне правовой нормы в единстве всех трех элементов (гипотезы, диспозиции и санкции).


Определение мер юридической ответственности в санкции правовой нормы - это тот существенный признак, который отличает санкцию от иных мер государственного принуждения. Применение многих мер государственного принуждения не влечет последствий, которые можно охарактеризовать как юридическую ответственность. Например, в ст. 12 ГК РФ перечисляются возможные гражданско-правовые способы защиты, не все из них можно отнести к закрепляющим меры юридической ответственности. Признание права, восстановление положения, существовавшего до нарушения права, пресечение действий, нарушающих право, признание сделки недействительной, признание недействительным акта государственного органа или органа местного само- управления и т.д. не выступают санкциями, закрепляющими юридическую ответственность. Аналогичные меры существуют и в других отраслях права[17].

Другой отличительной чертой санкций, закрепляющих меры юридической ответственности, выступает наличие у них карательной функции. Основная цель и функция мер защиты - восстановление нарушенного права. Наличие карательной функции - это специфический признак, отличающий санкции, закрепляющие меры юридической ответственности, от мер защиты.

Реализация санкций, закрепляющих юридическую ответственность, сопряжена с осуждением (порицанием) правонарушителя. Основанием реализации такой санкции выступает правонарушение (в единстве всех его признаков). Осуждение, порицание правонарушителя подчеркивает неразрывную связь таких санкций с особым порядком их реализации и с юридической ответственностью.

Отличительной чертой санкций, предусматривающих юридическую ответственность, является определение в них вида и общих пределов наказания (взыскания, мер юридической ответственности), которые, в свою очередь, конкретизируются в акте применения права. В ст. 43 УК РФ указывается: «Наказание есть мера государственного принуждения, назначаемая по приговору суда. Наказание применяется к лицу, признанному виновным в совершении преступления, и заключается в предусмотренных настоящим Кодексом лишении или ограничении прав и свобод этого лица». Как следует из определения наказания, они фиксируются в УК РФ, а если быть точнее - в санкциях уголовно-правовых норм, которые применяются исключительно по приговору суда.

Сам термин «мера» употребляется в нескольких значениях. Во-первых, мера - это рамки осуществления, проявления чего-либо. Следовательно, в указанных санкциях определяются пределы реализации ответственности. Во-вторых, мера - это определенные мероприятия, совокупность самих действий, направленных на достижение определенных целей. Полагаю можно говорить о мере ответственности в смысле пределов ее возложения и о мере ответственности в смысле ее осуществления в совокупности реальных действий соответствующих субъектов. Следовательно, санкции фиксируют не только пределы возложения ответственности, но и пределы деятельности.


1.3 Санкции-поощрения

Санкции-поощрения, также может употребляться в нескольких значениях. Во-первых, как поощрительная санкция, то есть структурный элемент правовой нормы, предусматривающий положительные последствия в случае выполнения диспозиции. «Поощрения и наказания, выступая полярными средствами на уровне санкций правовой нормы, влекут за собой различные юридические последствия: положительные и отрицательные соответственно». Во-вторых, как конкретная мера, применяемая к субъекту за соответствующие заслуги.

А.В. Малько приводит следующие аргументы существования поощрительных санкций. Во-первых, этимологическое значение слова «санкция» подразумевает не только негативные, но и позитивные последствия. Во-вторых, позитивные санкции присущи всем социальным нормам. В-третьих, санкции поощрения признают не только в отечественной, но и в зарубежной науке. В-четвертых, структура юридических норм, содержащих санкции поощрения, внешне напоминает структуру большинства уголовно-правовых норм, содержащих санкции наказания. В-пятых, определенным доказательством существования поощрительных санкций является то, что они во многих нормативно-правовых актах расположены рядом с мерами наказания[18].

Казалось бы, самое «наказательное» из существующих отраслей права - уголовное - должно содержать только санкции наказания, но исследования ученых доказывают существование в уголовном праве поощрительных санкций. Особенность уголовного права состоит не в отсутствии поощрительных санкций, а в специфике их проявления. Так, в качестве санкций поощрения в науке уголовного права рассматривают освобождение от уголовной ответственности в случае совершения правомерных действий, направленных на примирение с потерпевшим, заглаживание причиненного вреда и т.п. Особенно широко представлены поощрительные санкции в трудовом праве, муниципальном праве, административном праве.

Полагаю, общее состоит в следующем. Во-первых, они неразрывно связаны с правовой нормой, предусмотрены ею; во-вторых, обеспечиваются и защищаются государством; в-третьих, носят авторитетный, властный характер; в-четвертых, формально определены. Итак, санкция как элемент правовой нормы - это структурная часть правовой нормы, закрепляющая вид и меру государственно-правового воздействия в отношении субъекта, нарушившего или выполнившего диспозицию правовой нормы.