Файл: Затраты как объект управленческого учета.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.04.2023

Просмотров: 117

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

В настоящее время в Российской Федерации с каждым годом расширяется сектор услуг. Наблюдается хорошо выраженная тенденция увеличения численности компаний, которые стремятся улучшить свою операционную деятельность. Бухгалтерский учет сферы услуг, несмотря на отсутствие незавершенного производства, непростая задача, которая подчинена учету и анализу доходов и расходов, как одним из важнейших показателей хозяйственной деятельности любой организации.

Статья затрат является одним из важнейших экономических показателей деятельности компании, занимающейся оказанием услуг, выражающим в денежной форме все затраты предприятия, понесенные на оказание услуги. В современной рыночной экономике низкий уровень затрат позволяет более успешно конкурировать на рынке, что крайне актуально на текущем этапе развития рынка, когда идет жесткая конкуренция в уже существующих нишах услуг, а также открытие и покорение новых направлений.

Принятие главных управленческих решений экономического субъекта всегда опирается на данные о доходах и расходах, его финансовых результатах. Оценивая деятельность организации, нельзя упускать из виду затраты, понесенные экономическим субъектом, именно от них зависит образование конкурентоспособной цены реализации товаров (продукции, работ, услуг), а, соответственно, и выручка, включающая в себя долю прибыли экономического субъекта.

Затраты образуются на всех стадиях кругооборота средств экономического субъекта. Актуальность изучения учета и анализа затрат организации объясняется тем, что учет затрат формирует необходимую информацию для принятия управленческих решений, связанных с эффективностью коммерческой деятельности, ценообразованием, качеством и ассортиментом оказываемых услуг. Правильная организация учета затрат необходима, так как касается практически всех экономически значимых сторон деятельности компании.

Несвоевременные или ошибочно отраженные в учете факты хозяйственной жизни по затратам могут стать причиной того, что организация понесет серьезные убытки, поэтому в бухгалтерском учете экономического субъекта необходимо правильно и в соответствии с действующим законодательством отражать факты хозяйственной жизни по учету затрат организации.

Современная рыночная система требует поиска новых решений в выстраивании системы учета и анализа затрат в компаниях. Актуальность данной работы обусловлена необходимостью модернизации методов учета и анализа затрат, усовершенствования существующего состава и критериев классификации затрат, которые удовлетворяли бы требованиям различных пользователей.


Степень разработанности. Исследованиями в области учета затрат занимаются многие отечественные ученые-экономисты, среди которых Т.Ю. Дружиловская, Э.С. Дружиловская, Т.А. Журавлева, Н.П. Кондракова, В.Ф. Палий, В.В. Палий, В.В. Патров. Развитию теории и методологии аудита посвящены работы И.Н. Богатой, С.М. Бычковой, Ю.А. Данилевского, Ю.Ю. Кочинева, В.И. Подольского, В.П. Суйца.

Целью выпускной квалификационной работы является изучение методов учета и анализа затрат в организациях сферы услуг на практическом примере ООО «....», а также предложение путей их совершенствования.

Для достижения цели данной выпускной квалификационной работы необходимо решить следующие задачи:

1. Определить основные понятия, классификацию и статьи затрат;

2. Раскрыть основы нормативно-правового регулирования учета затрат в организациях сферы услуг;

3. Ознакомиться с методами и правилами учета и анализа затрат;

4. Дать общую организационно-экономическую характеристику деятельности ООО «.............»;

5. Изучить систему организации учета затрат в ООО «....»;

6. Предложить усовершенствованные методы учета затрат для ООО «....».

Объектом исследования выступает финансово-хозяйственная деятельность организации сферы услуг – ООО «....».

Предметом исследования выпускной квалификационной работы является система учета и анализа затрат в ООО «...».

Теоретическую и методологическую основу работы составили труды отечественных ученых в области учета затрат, материалы всероссийских научно-практических конференций, материалы научно-экономического характера, опубликованные в периодических экономических журналах. Работа написана с изучением литературных источников, в том числе периодических изданий, а также нормативно-правовых актов.

Информационной базой практического исследования послужили учетные данные и бухгалтерская (финансовая) отчетность ООО «...» за 2016 – 2018 годы, учетная политика организации, а также законодательные и нормативные акты, регулирующие деятельность организации.

В рамках подготовки работы были использованы такие методы исследования, как анализ, измерение и обобщение.

Структурно выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложений. В первой главе рассматриваются теоретические и методические основы учета и анализа затрат в организации сферы услуг. Во второй главе работы изучается действующая практика учета затрат в ООО «.....» и разрабатываются рекомендации по совершенствованию данной системы.


Практическая значимость выпускной квалификационной работы заключается в том, что результаты исследования, теоретический анализ и основные выводы преобразованы в рекомендации по совершенствованию учета и анализа затрат исследуемого экономического субъекта и могут быть использованы в работе других организаций сферы услуг.

Глава 1. Теоретические и методические основы учета и анализа затрат в организации

1.1. Основные понятия, классификация и статьи затрат

Под затратами понимают денежную оценку стоимости материальных, трудовых, финансовых, природных, информационных и других видов ресурсов, затрачиваемых на производство и реализацию продукции (продажу товаров, выполнения работ, оказание услуг) за определенный период времени.

М.С. Кузьмина отмечает, что зарубежными авторами категория затрат характеризуется следующим образом: «...затраты – стоимостная оценка потребления товаров и услуг» или «...обычно под затратами понимают потребленные ресурсы или деньги, которые нужно заплатить за товары и услуги»[1].

Схожи с понятием «затраты» понятия «расходы» и «издержки».

Расходы – это денежный эквивалент потребленной части производственных ресурсов экономического субъекта за период времени: переработанной части материальных ресурсов; реализованной части товарных ресурсов (по покупной стоимости реализованных товаров в торговле); затраченных трудовых ресурсов (по величине начисленной заработной платы); затраченной части основных средств (по величине начисленной амортизации); оплаты транспортных услуг, арендной платы, сторонних работ или услуг; погашения процентов; прочих расходов.

Некоторые экономисты доказывают, что термин «затраты» шире термина «расходы». Затраты могут быть отражены как активы в бухгалтерском балансе, поскольку способны принести экономические выгоды в будущем. Впоследствии затраты могут быть признаны как расходы периода при условии признания дохода, который связан с расходованием этих ресурсов[2].


Понятие «затраты» наиболее часто рассматривается в управленческом учете, планировании и оценке эффективности деятельности предприятия, а также в финансовой сфере. Понятие «издержки» используется в экономическом анализе и экономической теории. Хотя эти понятия и схожи в общепринятом смысле, их значения разнятся в зависимости от сферы применения[3]. В большинстве случаев, определение понятия «издержки» рассматривается как наиболее общее понятие, часто его можно встретить в макроэкономике. Оно используется в качестве термина «затраты» относительно всего производственного процесса и его стадий. С точки зрения предприятия, издержки – это используемые для осуществления хозяйственной деятельности экономические ресурсы, выраженные в денежной форме[4].

Затраты могут классифицироваться на основные и накладные в зависимости от экономической роли, которую они несут при формировании себестоимости продукции (работ, услуг).

Под основными затратами подразумеваются затраты, являющиеся однородными но своему экономическому содержанию. Например, комплектующие, материалы, сырьё, полуфабрикаты, энергия, топливо, зарплата, износ производственного оборудования.

К накладным затратам относятся разнородные экономические элементы, а именно: общехозяйственные, общепроизводственные, внепроизводственные затраты, расходы на подготовку и налаживание производственного процесса[5].

Существуют прямые и косвенные затраты, классификация которых зависит от того, каким образом эти расходы учитываются в себестоимости одного изделия.

Прямые затраты непосредственно относятся к производству продукции (работ, услуг). Они включаются в состав себестоимости продукции (работы, услуги) на основе установленных технологией норм и специфики товара. Прямые затраты включают в себя сырьё и материалы, полуфабрикаты и комплектующие изделия, топливо и энергию, необходимые в рамках производственного процесса, основную зарплату сотрудников, работающих на производстве.

Косвенные затраты имеют отношение к функционированию компании в целом и связаны с изготовлением многих или всех видов изготавливаемой продукции (работ, услуг). Их нельзя прямо включить в себестоимость единицы продукции (работы, услуги)[6].

Косвенные затраты распределяются между продукцией (работами, услугами) и учитываются в составе себестоимости пропорционально какой-то условной базе, за которую принимается основная заработная плата сотрудников, которые непосредственно задействованы на производстве, или нормо-часам, которые отрабатывает оборудованием при изготовлении продукции. К косвенные затраты включают в себя общепроизводственные, общехозяйственные и внепроизводственные расходы[7].


Прямые затраты планируются и включаются отдельно в состав себестоимости каждой продукции (работы, услуги), косвенные затраты рассчитываются в целом по всей компании.

Подобная классификация затрат играет ключевую роль при анализе эффективности мероприятий, направленные на уменьшение себестоимости.

Порядок распределения затрат предприятий сферы услуг представлен на рис. 1.

Рис. 1. Порядок распределения затрат предприятий сферы услуг[8]

Также затраты бывают однократными и текущими.

Однократные затраты - эго расходы, связанные с освоением нового вида производства, продукции (работы, услуги).

Текущие затраты - это расходы, которые компания несет с определенной периодичности в процессе операционной деятельности компании, например - затраты на приобретение сырья и производственных материалов[9].

В зависимости от своей роли в операционной деятельности организации затраты классифицируются на производственные и коммерческие.

Производственные затраты имеют прямое отношение к процессу изготовления продукции (работы, услуги) - это те расходы, которые формируют ее производственную себестоимость.

Коммерческие затраты подразумевают все расходы, связанные с продвижением произведенной продукции (работы, услуги) на рынке и ее продаже конечному потребителю[10].

В сумме данные затраты формируют полную себестоимость продукции (работы, услуги).

В зависимости от того, насколько эффективными являются расходы компании, они классифицируются на производительные и непроизводительные.

Производительные затраты связаны с использованием рациональных технологий и оптимизацией производства для изготовления продукции (работы, услуги), которая соответствует определенным стандартам качества.

Непроизводительные затраты появляются в результате неэффективного использования технологий и плохой организации производственного процесса. Примерами подобных затрат могут служить бракованная продукция, оплата сотрудникам переработок, потери, связанные с простоем производственных мощностей, и т.д.[11]

Как правило, производительные расходы называются планируемыми, потому что они поддаются процессу планирования, в то время как непроизводительные расходы, наоборот, являются непредвиденными.

Также в зависимости от видов расходов существует классификация затрат на экономические элементы и статьи калькуляции.