Файл: Бухгалтерский баланс организации: порядок составления и аналитические возможности.pdf
Добавлен: 22.04.2023
Просмотров: 151
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ФИНАНСОВАЯ ОТЧЕТНОСТЬ
1.1. Нормативное регулирование составления и предоставления бухгалтерской отчетности
1.2. Организация учетного процесса на предприятии. Учетная политика.
2. ПОРЯДОК СОСТАВЛЕНИЯ БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ НА ПРИМЕРЕ ООО «СТАЛЬЭМАЛЬ»
2.1. Учет финансово-хозяйственной деятельности предприятия
2.2. Составление оборотно-сальдовой ведомости и бухгалтерского баланса
2.3. Составление отчета о финансовых результатах
3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УЛУЧШЕНИЮ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА И СОСТАВЛЕНИЮ ОТЧЕТНОСТИ В ООО «СТАЛЬЭМАЛЬ»
В учетной политике ООО «СТАЛЬЭМАЛЬ» подробно описана методология учета внеоборотных активов, так как эта статья является наиболее значимой, учитывая характер деятельности организации. В части учета основных средств в учетной политике регламентированы следующие аспекты.
Актив принимается к бухгалтерскому учету в качестве основных средств, если одновременно выполняются условия п. 4 ПБУ 6/01 в сумме фактических затрат на приобретение, сооружение и изготовление, за исключением налога на добавленную стоимость и иных возмещаемых налогов. Единицей бухгалтерского учета основных средств является инвентарный объект. Расходы на капитальный ремонт основных средств учитываются в сумме фактических затрат на их проведение в отчетном периоде.
Активы, в отношении которых выполняются условия, отвечающие критериям основных средств, предусмотренных пунктом 4 ПБУ 6/01, и стоимостью не более 40000 рублей за единицу, отражаются в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности в составе материально-производственных запасов на отдельном субсчете к счету 10 «Материалы». Фактические затраты на приобретение, сооружение и изготовление основных средств, формирующих их первоначальную стоимость, определяются в соответствии с п. 8 ПБУ 6/01. Амортизация основных средств начисляется линейным способом. Амортизационная премия не применяется.
Учетной политикой определены основные моменты по учету и оценке материально-производственных запасов. Элементы учетной политики в части учета материально-производственных запасов, выбранные обществом, отражены в Приложении 1.
Анализируя раздел учетной политики «Учет производственных запасов», можно сделать вывод об отражении всех существенных элементов. Оценка обязательства по полученному займу (кредиту) отражается в соответствии с условиями договора займа (кредитного договора) в сумме, указанной в договоре (п. 2 ПБУ 15/2008 «Учет расходов по займам и кредитам»). Учет кредитов и займов делится на учет краткосрочной и долгосрочной задолженности. Синтетический учет кредитов и займов ведется на двух счетах: 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам» и 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам» в зависимости от срока, на который привлекаются заемные средства. Аналитический учет кредитов и займов ведется по видам кредитов и займов, кредитным организациям и другим займодавцам, предоставившим их. Долгосрочная задолженность по займам, до погашения которой осталось менее 12 месяцев, в обязательном порядке переводится в краткосрочную.
Для обобщения информации о расчетах с покупателями и заказчиками предназначен счет 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» учет, на котором ведется в разрезе субсчетов: 62.01 «Расчеты с покупателями и заказчиками» и 62.02 «Расчеты по авансам полученным». Аналитический учет по счету ведется по покупателям и заказчикам и основанию расчетов (договор). Штрафы, пени и неустойки, признанные должником или по которым получены решения суда об их взыскании, относятся на финансовые результаты и до их получения или уплаты отражаются в бухгалтерском балансе получателя и плательщика соответственно по счету 76.02 «Расчеты по претензиям».
Аналитический учет по счету 71.01 «Расчеты с подотчетными лицами» ведется в разрезе подотчетных лиц и по каждой авансовой выдаче денежных средств. Должностные лица, которые получают денежные средства в подотчет на командировочные и (или) хозяйственные расходы либо на возмещение данных расходов оформляют служебной запиской, либо приказом с указанием суммы денежных средств, сроков использования денежных средств и сроков возврата неиспользованных сумм и утверждаются руководителем.
Для формирования полной и достоверной информации о своей деятельности, а также имущественном положении ООО «СТАЛЬЭМАЛЬ» проводит инвентаризации имущества и обязательств. Сроки установлены учетной политикой. Состав инвентаризационной комиссии утверждается руководителем организации соответствующим приказом.
Оценивая учетную политику ООО «СТАЛЬЭМАЛЬ», следует отметить, что учетная политика составлена грамотно и в полной мере отражает финансово-хозяйственную деятельность организации, что существенно влияет на оценку и принятие объективного решения заинтересованными пользователями бухгалтерской (финансовой) отчетности.
2.2. Составление оборотно-сальдовой ведомости и бухгалтерского баланса
Составлению отчетности в ООО «СТАЛЬЭМАЛЬ» предшествует значительная подготовительная работа, осуществляемая по заранее составленному специальному графику (Приложение 2). Для получения сводных данных о состоянии хозяйственных средств и источников их формирования в целом за отчетный период составляются оборотные ведомости по счетам синтетического и аналитического учета (Приложение 4).
Попарное равенство итогов оборотно-сальдовой ведомости по счетам синтетического учета имеет большое контрольное значение, так как отсутствие указанного равенства свидетельствует о наличии ошибок в учетных записях, которые необходимо выявить и устранить. На предприятии данное равенство соблюдается. Рассмотрим составление бухгалтерского баланса на основе оборотной сальдовой ведомости.
Для расчета строки актива «Основные средства» нужно взять значение по счету 01 «Основные средства» и вычесть из них значение по счету 02 «Амортизация основных средств». Получившееся значение должно быть указано в балансе в качестве основных средств. В ООО «СТАЛЬЭМАЛЬ» это 98000 – 46008 = 51922 тыс. руб. данная сумма отразится в строке 1150 бухгалтерского баланса.
Для расчета строки «Запасы» нужно сложить остатки по счетам 10 «Материалы», 20 «Основное производство» и 43 «Готовая продукция».
В ООО «СТАЛЬЭМАЛЬ»:
- 10 «Материалы» – 576 тыс. руб;
- 20 «Основное производство» – 331 тыс. руб;
- 43 «Готовая продукция» – 879 тыс. руб.
По строке 1210 «Запасы» будет отражена сумма: 576 + 331 + 879 = 1786 тыс. руб. По строке 1230 бухгалтерского баланса организации на отчетную дату отражается дебетового сальдо следующих счетов:
- 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»;
- 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»;
- 68 «Расчеты по налогам и сборам»;
- 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению»;
- 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда»;
- 71 «Расчеты с подотчетными лицами»;
- 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям»;
- 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».
В ООО «СТАЛЬЭМАЛЬ»:
- 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» – 1928 тыс. руб.
- 71 «Расчеты с подотчетными лицами» – 15 тыс. руб.
Дебиторская задолженность составит 1943 тыс. руб.
Чтобы правильно заполнить в балансе строки «Денежные средства и денежные эквиваленты» нужно сложить остатки счетов 50 «Касса», 51 «Расчетные счета»: 9 + 798 = 807 тыс. руб. Данная сумма отразится в строке 1250 «Денежные средства и денежные эквиваленты».
В результате внеоборотные активы по строке 1100 баланса составят 51922 тыс. руб., а оборотные активы по строке 1200 – 4536 тыс. руб. Валюта баланса: 51922 + 4536 = 56528 тыс. руб.
Составим пассив баланса.
Уставный капитал, добавочный капитал и резервный капитал не изменились по сравнению с прошлым периодом. Заносим их в раздел «Капитал и резервы». Это же касается и нераспределенной прибыли. Итог по счетам 80 «Уставный капитал» (50000 тыс. руб), 82 «Резервный капитал» (350 тыс. руб), 83 «Добавочный капитал» (1000 тыс. руб.) и 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» (481 тыс. руб) отразится по строке 1300 на сумму 51831 тыс. руб.
Долгосрочных обязательств предприятие не имеет. Раздел 4 не заполняем и ставим прочерки. В разделе 5 отразим заемные средства по строке 1510. Сумма неизменна и составляет также, как и в прошлом периоде
По строке 1520 бухгалтерского баланса необходимо отразить сформированную на отчетную дату сумму кредитовых сальдо по следующим счетам:
- 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»;
- 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»;
- 68 «Расчеты по налогам и сборам»;
- 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению»;
- 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда»;
- 71 «Расчеты с подотчетными лицами»;
- 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям»;
- 75 «Расчеты с учредителями»;
- 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».
В ООО «СТАЛЬЭМАЛЬ»:
- 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» – 2140 тыс. руб;
- 68 «Расчеты по налогам и сборам» – 292 тыс. руб;
- 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» – 340 тыс. руб;
- 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» – 901 тыс. руб;
Кредиторская задолженность составит 3697 тыс. руб.
Пассив равен: 51831 + 4697 = 56528 тыс. руб.
Актив равен пассив, бухгалтерский баланс составлен верно.
Таким образом, бухгалтерская отчетность ООО «СТАЛЬЭМАЛЬ» составляется и представляется по формам, утвержденным приказом Минфина России от 02.07.2010 № 66н. Главное правило бухгалтерского баланса ООО «Катлин Логистика» соблюдено: равенство итоговых значений активов и пассивов. Обе половины документа образованы строками, в которые по отдельности вносятся те показатели, которые характеризуют финансовое положение данного предприятия.
2.3. Составление отчета о финансовых результатах
Реформация отчетности предусматривает закрытие счетов 90 «Продажи», 91 «Прочие доходы и расходы», 99 «Прибыли и убытки». При этом счета 90 «Продажи» и 91 «Прочие доходы и расходы» на которых, по существу, числится нулевой итоговый результат, поскольку на их субсчетах «Прибыль / убыток от продаж» и «Сальдо прочих доходов и расходов» в течение года накапливаются суммы прибыли (убытков) от, соответственно, продаж услуг и прочих доходов/расходов, должны быть просто обнулены. В таблицe 3 прeдcтавим прoвoдки пo закрытию cчeтoв финансовых результатов ООО «СТАЛЬЭМАЛЬ».
Таблица 3 – Закрытие cчeтoв ООО «СТАЛЬЭМАЛЬ»
Дeбeт |
Крeдит |
Cумма (тыc. руб.) |
|
Oтражаeтcя пoлучeнная выручка oт уcлуг |
62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» |
90/1 «Продажи» суб. «Выручка» |
921 |
Cпиcываeтcя ceбecтoимocть уcлуг |
90/2 «Продажи» суб. «Себестоимость продаж» |
20 «Основное производство» |
414 |
Cпиcываeтcя финанcoвый рeзультат oт рeализации (прибыль) |
90/9 «Продажи» суб. «Себестоимость продаж» |
99 «Прибыли и убытки» |
484 |
Cпиcываeтcя прибыль oт прoчиx oпeраций |
91/9 «Прочие доходы и расходы» суб. «Сальдо прочих доходов и расходов» |
99 «Прибыли и убытки» |
33 |
Начиcлeн налoг на прибыль |
99 «Прибыли и убытки» |
68 «Расчеты с бюджетом» |
104 |
Cпиcана чиcтая прибыль, пoлучeнная oрганизациeй за oтчeтный гoд |
99 «Прибыли и убытки» |
84 «Нераспределенная прибыль» |
413 |
В поле 2110 «Выручка» ставится сумма выручки от основных видов деятельности, утвержденных в организации, за вычетом НДС и акцизов. Это значение равно величине оборота по кредиту счета 90 «Выручка» за минусом дебетовых сумм по счету 90 субсчетам «НДС».
В графе 2120 «Себестоимость продаж» проставляется размер понесенных расходов при выполнении обычных видов деятельности за минусом НДС и акцизов. Для заполнения этой графы берется сумма дебета счета 90 «Продажи» субсчета «Себестоимость продаж» в корреспонденции с кредитовым оборотом по счетам 20 «Основное производство», 43 «Готовая продукция». Значение в этой графе указывается в скобках.
Статья 2100 «Валовая прибыль» рассчитывается как выручка за отчетный период минус себестоимость. В ООО «СТАЛЬЭМАЛЬ»: 921- 414 = 506 тыс. руб.
В графе 2210 «Коммерческие расходы» пишется размер произведенных коммерческих расходов по основной деятельности. Для заполнения этой строки берется сумма по кредиту счета 90 «Выручка» субсчет «Себестоимость продаж» в корреспонденции с дебетовым оборотом по счету 44 «Расходы на продажу». Значение по строке 2210 пишется в скобках. Графа 2220 «Прибыль (убыток) от продаж» рассчитывается как разность между размером валовой прибыли и коммерческих расходов. Если сумма прибыли меньше нуля, то она указывается в скобках.