Файл: Бухгалтерский баланс организации: порядок составления и аналитические возможности.pdf
Добавлен: 22.04.2023
Просмотров: 159
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ФИНАНСОВАЯ ОТЧЕТНОСТЬ
1.1. Нормативное регулирование составления и предоставления бухгалтерской отчетности
1.2. Организация учетного процесса на предприятии. Учетная политика.
2. ПОРЯДОК СОСТАВЛЕНИЯ БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ НА ПРИМЕРЕ ООО «СТАЛЬЭМАЛЬ»
2.1. Учет финансово-хозяйственной деятельности предприятия
2.2. Составление оборотно-сальдовой ведомости и бухгалтерского баланса
2.3. Составление отчета о финансовых результатах
3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УЛУЧШЕНИЮ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА И СОСТАВЛЕНИЮ ОТЧЕТНОСТИ В ООО «СТАЛЬЭМАЛЬ»
ВВЕДЕНИЕ
В современных условиях для результативной деятельности каждом хозяйствующему субъекту нужна информация об экономических партнерах, заинтересованных в налаживании устойчивых хозяйственных связей, такую информацию получают из годовой бухгалтерской отчетности. Благодаря данным бухгалтерского учета, отчетность способствует отражению и оценке результатов деятельности, с ее помощью осуществляется прогнозирование направлений повышения эффективности, она способствует выработке и принятию необходимых управленческих решений.
В годовой бухгалтерской отчетности отражаются все существенные изменения в структуре хозяйственных средств, источниках их образования, результатах хозяйственной деятельности, она предоставляет пользователям, принимающим участие в управлении предприятием, в скомпонованном виде большую по объему информацию. С помощью бухгалтерской отчетности должны выявляться любые факты, содержание которых может оказать влияние на оценку пользователями информации о состоянии собственности, финансовой ситуации, прибылей и убытков.
Актуальность выбранной темы заключается в том, что бухгалтерский учет и его основной информационный результат – отчетность – выполняют исключительно важную с позиции бизнес-отношений коммуникативную функцию. Для того, чтобы эта функция реализовывалась надлежащим образом, необходимо чтобы существовали какие-то общепринятые правила по которым ведется учет и составляется отчетность.
Целью курсовой работы является обобщение данных бухгалтерского учета ООО «СТАЛЬЭМАЛЬ» и составления на их основе бухгалтерской отчетности.
Задачи курсовой работы:
- рассмотреть нормативное регулирование составления и предоставления бухгалтерской отчетности;
- изучить организацию учетного процесса на предприятии и особенности формирования учетной политики;
- исследовать порядок составления бухгалтерской отчетности ООО «СТАЛЬЭМАЛЬ»:
- разработать рекомендации по улучшению бухгалтерского учета и составлению отчетности в ООО «СТАЛЬЭМАЛЬ».
Объектом исследования является ООО «СТАЛЬЭМАЛЬ». Вид деятельности – производство столовых, кухонных и прочих бытовых изделий, кроме столовых и кухонных приборов, и их составных частей из черных металлов, меди или алюминия.
Предметом исследования является бухгалтерский учет в организации ООО «СТАЛЬЭМАЛЬ» и составление годовой бухгалтерской отчетности.
В качестве основы работы, в теоретическом аспекте, послужили следующие источники информации: нормативные и законодательные акты, отечественная и зарубежная научная и учебная литература, а также периодические издания в области бухгалтерского учета. За основу, составляющую информационную базу для написания работы, была использована годовая бухгалтерская отчетность ООО «СТАЛЬЭМАЛЬ».
ГЛАВА 1. ФИНАНСОВАЯ ОТЧЕТНОСТЬ
1.1. Нормативное регулирование составления и предоставления бухгалтерской отчетности
Нормативное регулирование бухгалтерского учета в РФ выполняется Правительством РФ с целью разработки норм и правил, позволяющих упорядочить отражение финансовых и хозяйственных операций каждого учреждения независимо от его организационно-правовой формы или формы собственности. Эти положения и рекомендации являются правовой основой бухгалтерского учета, большинство из них обязательно для исполнения. Любые другие регулирующие бухгалтерскую отчетность документы должны составляться с учетом их требований и не могут противоречить их нормам. Эти положения и рекомендации являются правовой основой бухгалтерского учета, большинство из них обязательно для исполнения.
Правовое регулирование бухгалтерской отчетности предусматривает четыре допущения. К ним относятся (рис. 1):
Рисунок 1 – Основные принципы (допущения) подготовки бухгалтерской отчетности [31, С. 120]
В соответствии со ст. 13 Федерального закона № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» экономический субъект составляет годовую бухгалтерскую отчетность, если иное не установлено другими федеральными законами, нормативными правовыми актами органов государственного регулирования бухгалтерского учета. В условиях рынка возрастает значимость достоверной и объективной информации бухгалтерской отчетности, так как анализ ее показателей позволяет определить реальное имущественное и финансовое положение организации [1].
В связи с этим ФЗ № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» предъявляет требования к бухгалтерской (финансовой) отчетности – она должна давать достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности, движении денежных средств за отчетный период, необходимое пользователям этой отчетности для принятия экономических решений.
Традиционно используется понятие «бухгалтерская отчетность», однако в ФЗ № 402, а также в Федеральном законе от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» применяется термин «бухгалтерская (финансовая) отчетность». Федеральным законом № 402-ФЗ определяется обязательство для предприятий организовать работу бухгалтерии для учета всех операций (ч. 1 ст. 6 Закона) и сдавать отчетную документацию по итогам года (ч. 2 ст. 13 Закона). Федеральный закон от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» также определяет отчетность организаций как финансовую (бухгалтерскую) отчетность аудируемых лиц. Как видно из данных нормативно-правовых актов, акцент делается не только на бухгалтерскую, но и на финансовую отчетность, что соответствует ее назначению, а именно раскрывать финансовое положение, финансовые результаты и движение денежных средств организации [1,2].
Отечественные холдинги, имеющие развернутую структуру дочерних и зависимых подразделений, составляют консолидированную отчетность, т. е. объединяют результаты в общем отчете по компании. Составление сводной отчетности регулируется законом «О консолидированной финансовой отчетности» от 27.07.2010 № 208-ФЗ [2]. Он содержит основные требования к оформлению, представлению и раскрытию отчетности практически для всех предприятий и групп компаний. Консолидированная отчетность состоит из сводного баланса, отчетов о финансовых результатах, движении денежных средств, изменении капитала и приложений к ним. Методики консолидации базируются на систематизировании информации, отражающей финансовое состояние, изменения и итоги деятельности организации.
Ст. 23 НК РФ в пп. 5 п. 1 указывает, что религиозные организации не должны заполнять бухгалтерский баланс, сроки сдачи которого устанавливаются этим же пунктом документа [3]. Главным условием освобождения от этого обязательства называется отсутствие начисленных налогов, сборов и нереализованных платежей в бюджет в течение отчетного года. ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации» является важнейшим положением, диктующим основные правила формирования финансовой отчетности. Согласно п. 4 ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации», бухгалтерская отчетность – единая система данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности, составляемая на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам [6].
ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации» объединяет четкую методическую базу с перечнем обязательных к применению правил при комплектовании финансовой отчетности российских компаний. В ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность» описано содержание каждого отчета. Так, баланс оформляется в соответствии с требованиями п. 18-20, где представлено построчное информирование о заполнении актива и пассива баланса. Рекомендациям по оформлению отчета о финансовых результатах отведены пункты 21-23 ПБУ 4/99 [6].
Порядок составления бухгалтерской отчетности основан на заполнении соответствующих строк по данным оборотно-сальдовой ведомости за отчетный период с учетом требований ПБУ 4/99. Для заполнения баланса из оборотной ведомости берутся показатели в виде развернутого сальдо по всем счетам бухучета. Основные средства и НМА отражаются в балансе за минусом амортизации. Если в итоге работы фирмы получен убыток, его сумму отражают в скобках, как отрицательное число. Каждая графа баланса имеет специальную кодировку, указанную в Приложении № 4 к Приказу Минфина РФ от 02.07.2010 № 66н. На основании наименований строк можно понять, как заполнить бухгалтерский баланс.
Самым главным документом, который непосредственно имеет отношение к формированию бухгалтерской (финансовой) отчетности является Приказ Министерства финансов РФ от 2 июля 2010 года № 66н «О формах бухгалтерской отчетности организаций» [7]. В нем раскрывается следующая информация: общие требования к бухгалтерской отчетности, в том числе и бухгалтерскому балансу, образцы форм бухгалтерской (финансовой) отчетности и указания об их объеме, особенности формирования, составления и представления отчетности и бухгалтерского баланса.
Учетная политика составляется по правилам, установленным законом о бухучете № 402-ФЗ от 06.12.2011, а также ПБУ 1/2008 [8]. Согласно ст. 8 Федерального закона «О бухгалтерском учете» учетная политика представляет собой определенные пункты ведения бухучета, которые не урегулированы в законодательстве РФ, на конкретном предприятии. Следовательно, каждая организация обязана самостоятельно сформировать и утвердить учетную политику в соответствии со стандартами бухгалтерского учета.
Наличие этого документа позволяет организации самостоятельно выбирать оптимальные методы и приемы отражения доходов/расходов; варьировать в пределах законодательных норм нюансы налогообложения объектов по НДС, прибыли, имуществу. Формирование учетной политики выполняется в целях бухгалтерского и налогового учета. Учетная политика для целей бухгалтерского учета представляет собой локальный нормативный акт организации, детально определяющий порядок отражения финансово-хозяйственных операций в деятельности.
Для обеспечения достоверности данных бухгалтерской отчетности согласно Приказу Минфина РФ от 13.06.1995 № 49 «Об утверждении Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств» предприятие проводит инвентаризацию имущества и обязательств – финансовых, в ходе которой проверяются и документально подтверждаются их наличие, состояние и оценка. Инвентаризация – уточнение фактического наличия имущества и финансовых обязательств путем сопоставления их с данными учета на определенную дату.
Инвентаризация выступает инструментом определения фактического наличия имущества и обязательств данным бухгалтерского учета. Она выполняет функцию контроля за сохранением основных средств, товарно-материальных ценностей и денежных средств, выявляя внутрихозяйственные резервы с целью последующего их исполнения и дает информационный материал, необходимый для принятия продуманных управленческих решений.
В соответствии с Приказом Минфина РФ от 02.02.2011 № 11н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Отчет о движении денежных средств» (ПБУ 23/2011)» отчет о движении денежных средств был утвержден в целях сближения данных учета по российским стандартам с международными. Указанное положение регламентирует правила отражения данных хозяйствующих субъектов по денежным средствам и эквивалентам. К последним относятся финансовые вложения высоколиквидного типа, то есть подверженные незначительным рискам потери цены и способные оперативно превращаться в деньги, приносить чистую прибыль (п. 5 ПБУ) [11].
Международные стандарты бухгалтерского учета и финансовой отчетности – это нормативная система ведения бухучета и составления отчетности, применяемая по всему миру. Стандарт МФСО (IAS) 1 «Представление финансовой отчетности» был разработан с ориентировкой на то, чтобы информацией из финансовой отчетности такого типа могли воспользоваться лица из широкого круга заинтересованных пользователей. В соответствии с МСФО 1 «Представление финансовой отчетности», полный комплект финансовой отчетности МСФО включает в себя: отчет о финансовом положении по состоянию на конец периода; отчет о прибылях и убытках, и прочем совокупном доходе за период; отчет об изменениях капитала за период; отчет о движении денежных средств за период; примечания, включающие краткое изложение основных принципов учетной политики и прочие пояснения.
Стандарты МСФО не требуют использовать конкретные шаблоны форм отчетности, таким образом, бухгалтерский баланс МСФО может быть в той форме, в которой выберет сама организация. При этом представление и классификация статей в финансовых отчетах должна быть едины из периода в период [13, С. 115].
Таким образом, система бухгалтерского учета в России не стоит на месте, а развивается в соответствии с рыночными требованиями, наметилось сближение российского учета с международными стандартами. Является чрезвычайно важным, чтобы реформа продолжалась более высокими темпами и приобрела законченный характер. В первую очередь это касается нормативно-правого регулирования бухгалтерского учета, а также более активного участия бизнеса в разработке новых стандартов учета.