Добавлен: 22.04.2023
Просмотров: 80
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Понятие и использование термина трудовой стаж в законодательстве Российской Федерации
1.1 Понятие трудового стажа и его значение для социального обеспечения граждан
1.2 Характеристика трудового стажа как юридического факта
1.3 Вопросы использования термина «стаж» в трудовом праве и праве социального обеспечения
Глава 2. Анализ видов трудового стажа
2.1 Характеристика и анализ видов трудового стажа
Введение
Право социального обеспечения – это самостоятельная отрасль права, совокупность правовых норм, регулирующих пенсионные и некоторые другие отношения по материальному обеспечению и социальному обслуживанию нетрудоспособных членов общества, предоставлению им действующих льгот и преимуществ, а также тесно связанных с ними процессуальных отношений по разрешению споров и установлению юридических фактов.
Традиционно возникновение права на многие виды социального обеспечения связывают с прошлым трудовым вкладом гражданина - его трудовой либо иной общественно полезной деятельностью, а также с наличием других периодов, рассматриваемых законодательством РФ в этом аспекте.
Одним из важнейших юридических фактов, с которым законодатель связывает возникновение большинства правоотношений в сфере социального обеспечения, является трудовой стаж. Его наличие существенно влияет на объем прав нетрудоспособных граждан в сфере социального обеспечения.
Отсутствие четкого определения трудового стажа, введение понятия страховой стаж, утрата значения непрерывного трудового стажа, а также сложность в подтверждении стажа и ряд других проблем – составляют актуальность проводимого исследования в данной курсовой работе.
Цель данной курсовой работы состоит в проведении комплексного анализа трудового стажа в праве социального обеспечения. Для выполнения данной цели необходимо решить ряд задач:
- Рассмотреть теоретическое и юридически легитимное понятие трудового стажа как института права социального обеспечения;
- Исследовать классификацию видов трудового стажа в РФ;
- Проанализировать юридическое значение трудового стажа в общем аспекте и в частном - на примере трудового стажа военнослужащих;
- Сделать обобщающие выводы, исходя из изученного материала.
Объект исследования – это правоотношения, которые порождает трудовой стаж, как юридический факт.
Предмет исследования – это нормативные акты, регламентирующие порядок исчисления и подтверждения трудового стажа, правила оформления документов для подтверждения данного стажа, а также практика решения вопросов, связанных с определением стажа работы.
Методологической основой исследования является системный метод познания, на основании которого применялись два научных метода: формально-юридический и конкретно-исторический.
Формально-юридический метод заключается в анализе нормативных актов, научных и методических материалов. А именно, он позволяет описать, классифицировать и систематизировать разные виды трудового стажа, порядок его исчисления и подтверждения.
Исторический подход обусловлен тем, что реформа в РФ начата с 2002 года, в то время как большая часть трудоспособного населения начала свою трудовую деятельность еще при старом пенсионном законодательстве. Тем не менее на них будет распространяться пенсионная реформа в будущем и важное значение будет иметь наличие уже учтенного трудового стажа.
Структурными элементами курсовой работы являются введение; две главы, список использованной литературы.
Теоретическую основу курсовой работы составили труды Анбрехт Т.А., Байковой Л.И., Бочарова О.В., Гусова К.Н., Захарова М.Л., Тучковой Э.Г., Мачульской Е.Е., Рождествиной А.А. и ряда других отечественных авторов, исследующих рассматриваемую в данной работе тематику.
Кроме того при написании данной работы были использованы нормативные акты РФ, электронные журналы и другие ресурсы сети Интернет.
Глава 1. Понятие и использование термина трудовой стаж в законодательстве Российской Федерации
1.1 Понятие трудового стажа и его значение для социального обеспечения граждан
Право на многие виды социального обеспечения поставлено в зависимость от участия гражданина в трудовой или иной общественно - полезной деятельности. Эта зависимость получила юридическое оформление через институт трудового стажа. Помимо указанной деятельности в трудовой стаж включаются и другие периоды, которые признаны законодательством уважительными, когда гражданин не мог работать (военная служба, уход за ребенком и т.д.)
Трудовой стаж - продолжительность трудовой, иной общественнополезной деятельности, а также других периодов, с которыми связано возникновение права на трудовые пенсии по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца и на другие виды социального обеспечения.
Термин «трудовой стаж» в переводе с иностранных языков означает: временное пребывание, время (продолжительность) трудовой и иной общественно полезной деятельности работника.
Трудовой стаж - продолжительность трудовой или иной общественно полезной деятельности, исчисляемая в установленном порядке и порождающая определенные правовые последствия: право на пенсию, на пособие, льготы и т.д.
Однако данные выше понятия больше свойственны для трудового права.
В праве же социального обеспечения можно дать такое общее понятие трудового стажа - это юридический факт (время работы и иной деятельности), с которым законодатель связывает наступление правовых последствий в виде трудовой пенсии, пенсии по выслуге лет, пособию по нетрудоспособности и т.д.
Обратимся теперь к легальному определению трудового стажа, которое дается в Федеральном законе от 15 декабря 2001 г. №166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (в редакции от 21.12.2006 N 239-ФЗ, с изм., внесенными Определением Конституционного Суда РФ от 11.05.2006 N 187-О): «Трудовой стаж - учитываемая при определении права на отдельные виды пенсий по государственному пенсионному обеспечению суммарная продолжительность периодов работы и иной деятельности, которые засчитываются в страховой стаж для получения пенсии, предусмотренной Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"»[1].
Хотелось бы так же отметить, что в законодательстве о пенсионном обеспечении прослеживается тенденция подмены понятия "трудовой стаж" на понятие "страховой стаж". В чем причины «подмены» понятий мы разберемся позже, сейчас же рассмотрим основы современного правового регулирования трудового стажа.
В настоящее время институт трудового стажа регулируется целым комплексом нормативных актов, который можно представить в виде упорядоченной иерархии законодательных и подзаконных актов.
Во-первых, международно-правовые акты. Так, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила подсчета и подтверждения, например, страхового стажа для установления трудовых пенсий, применяются правила международного договора Российской Федерации. Среди таких международных актов можно, например, выделить Соглашение о взаимном зачете в общий трудовой стаж и выслугу лет службы в органах и учреждениях прокуратуры в государствах-участниках Содружества Независимых Государств (Москва, 25 ноября 1998 г.).
Во-вторых, это законодательные акты.
- Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. №197- ФЗ (с изм. и доп. от 25 июля 2007 г.). Однако в ТК РФ не урегулирован ни порядок исчисления трудового стажа, ни даже его определение.
Одна из немногих статей ТК РФ посвященных вопросу трудового стажа (ст.314) закрепляет, что порядок установления и исчисления трудового стажа, необходимого для получения гарантий и компенсаций, устанавливается Правительством Российской Федерации в соответствии с федеральным законом. Таким образом, ТК РФ отсылает к другим нормативным актам[2].
Среди специальных законодательных актов регулирующих порядок исчисления и подтверждения трудового стажа необходимо выделить:
- Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. №173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (в редакции от 24.09.2007 N 223-ФЗ, с изм., внесенными Постановлением Конституционного Суда РФ от 03.06.2004 N 11-П, Определением Конституционного Суда РФ от 27.06.2005 N 231-О,
Постановлением Конституционного Суда РФ от 10.07.2007 N 9-П) ;
- Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. №166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации"(в редакции от 21.12.2006 N 239-ФЗ, с изм., внесенными Определением Конституционного Суда РФ от 11.05.2006 N 187-О) [3];
- Федеральный закон от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования" (в ред. Федерального закона № 140-ФЗ от 19.07.2007 г.)[4] и др.
Отметим, что особенности исчисления трудового стажа отдельных категорий работников регулируется специальными нормами.
В частности, к примеру, можно выделить:
- Федеральный закон от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации"5
В третьих, это подзаконные нормативные акты:
К примеру:
- Постановление Правительства РФ от 24 июля 2002 г. N 555 "Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий" (в ред. Постановления Правительства РФ от 08.08.2003 N 475)[5];
В четвертых, это десятки актов министерств и ведомств. Например:
- Постановление Правления ПФ РФ от 21.10.2002 N 122п (с изм. От 14.10.2003) "О формах документов индивидуального (персонифицированного) учета в системе государственного пенсионного страхования и инструкции по их заполнению" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 19.12.2002 N 4051)[6].
Регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, в частности трудового стажа, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами осуществляется в том числе и конституциями (уставами), законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Итак, на правовое регулирование института трудового стажа направлен целый комплекс нормативных актов разного уровня. Однако на наш взгляд это больше недостаток, чем достоинство.
В первую очередь такой недостаток проявляется в том, что чем больше актов - тем больше противоречий и «нестыковок». По-прежнему продолжают действовать ряд устаревших нормативных документов.
Во-вторых, большое количество нормативных актов вызывают проблемы при применении на практике. Сказывается это не только на работе и деятельности судов, работников юстиции, но, прежде всего на простых гражданах. Как показал опрос, проведенный специалистами, до 90% опрошенных респондентов (простых рядовых граждан) не знают о том, что понятие «страховой стаж» подменяется понятием «трудовой стаж», не представляют порядок начисления стажа . А ведь это напрямую связно с их правами в социальном обеспечении. Большинство опрошенных определили значение трудового стажа, как основу для назначения пенсий. Однако значение трудового стажа гораздо шире, и заключается в том, что именно от него поставлены в зависимость многие виды социального обеспечения
Таким образом, трудовой стаж является одним из необходимых фактов юридического состава, который порождает большинство правоотношений по пенсионному обеспечению.
Трудовой стаж имеет ряд признаков:
- это работа, которая выполняется на основании трудового договора;
- измеряется в календарных единицах - дни, месяцы, годы;
- может протекать без перерывов либо с таковыми;
- может протекать в определенных условиях труда;
- может выполняться в разной правовой форме (рабочий и служащий, индивидуальная трудовая деятельность и т.д.).
В связи с указанными признаками трудовой стаж подразделяется на следующие виды: общий трудовой стаж, специальный, непрерывный. Федеральный закон от 1 апреля 1996 года «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования» ввел новое понятие - страховой стаж застрахованного лица. А Федеральный закон от 17 декабря 2002 года « О трудовых пенсиях в Российской Федерации» связывает право на трудовые пенсии с наличием только страхового стажа.