Добавлен: 22.04.2023
Просмотров: 108
Скачиваний: 2
ВВЕДЕНИЕ
В нашем мире часто случаются конфликты. По разному ряду причин. А также в различных местах: в организациях, в семейном браке и т.д. Тем студентам, что учатся в сфере управления, им обязательно понадобится данная тема. В этой теме есть много всего интересного о самих конфликтах, о поведении человека во время конфликта, о психологии человека и о многом другом. Все эти знания можно направить на практику. Например, если во время практики или работы в сфере управления организацией случится такая ситуация, то уже можно будет знать, как действовать в такой ситуации и как разрешить эту проблему. Соответственно, тема моей курсовой работы важна и актуальна.
Цель данной работы – управление поведением в конфликтных ситуациях. И в этой теме мы узнаем: что такое конфликт; как его распознать; какие бывают виды и самое главное как их решить.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ КОНФЛИКТАМИ
1.1 Что такое конфликт?
Слово «конфликт» имеет множество понятий. Конфликт – это противоборство взаимосвязанных, но преследующих свои цели двух и более сторон [1]. Еще Древние философы считали, что сам по себе конфликт не плох и не хорош, поэтому он может возникнуть везде, где имеется развитие, соответственно термин «конфликт» применяется при анализе биологических, физических и социальных явлений. Но в данной теме нас интересует конфликт не просто в живой природе, а конкретно в обществе.
Весь мир полон противоречий. Конфликт появляется там, где не удается достигнуть взаимного согласия. «В сражениях побеждают те, кто скорбит войну», учил древний китайский философ Лао Цзы (579 – 499 до н.э.) главное состоит в том, чтобы соблюдать спокойствие[2].
Конфликт (от лат. conflictus – столкновение) – процесс развития и разрешения противоречивости целей, состояний, отношений и действий людей, общностей, детерминируемый объективными и субъективными причинами[3].
Классификация основных видов конфликтов – теоретическая, чисто абстрактная процедура [4, c. 10]
«Я убежден: чаще всего люди конфликтуют именно потому, что нечетко формулируют абстрактные понятия. Тот, кто предпочитает размытые формулировки, неосознанно, в глубине души, сам ищет конфликта. Никакого другого объяснения я этому не нахожу.» Мураками Х[4].
«Конфликт» является синонимом следующих понятий:
- спор – столкновение мнений или позиций, в ходе которого стороны приводят аргументы в поддержку своих убеждений и критикуют несовместимые с последними представления др. стороны[5];
- разногласие – отсутствие согласия из-за несходства во мнениях[6];
- ссора – взаимная вражда, сопровождающаяся полным прекращением отношений, серьезная размолвка[7];
Конфликты могут случаться внутри одной личности (психологические), а также между отдельными людьми, группами лиц или подразделениями (социальные).
Социальные конфликты могут происходить между:
- персоналом (например, рабочими или менеджерами);
- группами лиц (например, между менеджерами различных отделов, рабочими и администрацией);
- структурами (например, между филиалами предприятия, между предприятием и внешней средой – банком, фискальными органами, органами власти, общественными организациями);
- разнородными участниками (например, забастовка энергетиков – конфликт работающих с руководством электростанции и Правительством РФ)[8];
«При деловом конфликте идет обсуждение проблемы. В психологическом конфликте обсуждаются личности. Психологический конфликт идет до взаимного уничтожения, а деловой решает проблему и сближает партнеров.» Литвак М[9].
Конфликт может проявляться в различных формах. В схеме 1 представлены некоторые из наиболее встречающихся форм.
Схема 1
Организация
Прекращение конфликта
Источники конфликта
Конфликтная ситуация
Инцидент
Продолжение конфликта
Разрешение конфликта
Последствия конфликта
Схема 1. Схема развития конфликта[10].
1.2 Функции конфликта
Чтобы понять какое значение и роль имеет слово конфликт, нам нужно рассмотреть ее функции. Под функцией конфликта мы будем познавать ту роль, которую выполняет конфликт по отношению к обществу и его различным структурным образованиям: социальным группам, организациям и индивидам[11].
Существуют явные и скрытые (латентные) функции конфликта. Явные функции конфликта отличается тем, что его последствия совпадает с целями, которые провозглашали и преследовали противники сторон[12]. Например, работник постоянно требовал от руководителя соблюдения правил и норм техники безопасности и в итоге добился этого[13].
Скрытые (латентные) функции конфликта – такие, когда его последствия выясняются со временем и могут выражаться в том, что результаты вообще оказываются неожиданными и не соответствуют целям участников конфликта[14]. Например, работник, добившийся соблюдения норм техники безопасности, вовсе не предполагал, что через некоторое время он будет уволен с работы, может быть, даже по "собственному желанию". Вместе с тем руководитель, несправедливо уволивший этого работника, также может быть уволен за неправильную реакцию на критику[15].
Теперь поговорим об оценке функций конфликта.
С точки зрения функций конфликт – достаточно противоречивое явление. Вступая в конфликт, люди могут добиться поставленных ими целей, но нельзя предугадать другие последствия. Например, работник, который вступил в конфликтные отношения с администрацией, может добиться своей ближайшей цели, например, выплату зарплаты за вынужденный прогул, но он может не подозревать того, что за этим может последовать увольнение его с работы под каким-нибудь предлогом. Для работника эта ситуация считается латентной, но и в то же время отрицательной. Но в след за этим он может устроиться на другую работу, которая более привлекательная, чем прежняя. Не зря говорят: «не было бы счастья, да несчастье помогло».
Следовательно, явные и скрытые функции конфликта могут иметь двойственный характер, так как могут быть и положительными, и отрицательными. Если функция конфликта положительна, то говорят о функциональном конфликте, а если негативным, то дисфункциональным конфликтом, когда получается результат, на который они не рассчитывали.
Стоит подчеркнуть, что оценка функций конфликта всегда носит конкретный характер. Так как с точки зрения одного субъекта конфликта, он может быть положительным, а с точки зрения другого – отрицательным. Другими словами, существует субъектная относительность в оценке характера функций конфликта[16].
Однако не смотря на всю условность оценок функций конфликта, по своему смыслу, значению и роли их можно разделить на две группы:
- конструктивные (положительные) функции конфликта;
- деструктивные (отрицательные) функции конфликта[17].
Конструктивные функции конфликта. Конструктивные функции конфликта, как и деструктивные имеют: а) общие функции конфликта, которые имеют место на различных уровнях социальной системы; б) функции конфликта на личностном уровне, которые касаются влияния конфликта непосредственно на личность.
Общие конструктивные функции конфликта.
Конфликт является способом обнаружения и фиксации противоречий и проблем в обществе, организации, группе. Когда разногласия достигают пика, необходимо принять неотложные меры по их устранению. То есть любой конфликт проделывает информационную функцию, дает специальные импульсы к осознанию своих и чужих интересов в противоборстве.
Конфликт как форма разрешения противоречий. Ликвидирует те недостатки и просчеты в социальной организации, которые привели к конфликту.
Конфликт может выполнять интегративную, объединительную функцию. Способствует объединению участников противоборствующих сторон в решении возникшей проблемы.
Разрешение конфликта приводит к стабилизации социальной систем. В этом случае устраняются источники неудовлетворения. Стороны конфликта будут более расположены к сотрудничеству, нежели к конфликту, который научил их «горькому опыту».
Конфликт, помогающий снятию социальной напряженности и устранению стрессовой ситуации, способствующий на снятие напряженности и разрядке обстановки.
Конфликт интенсифицирует и стимулирует групповое творчество. В такой ситуации в процессе решения проблемы возникает активизация анализа трудных ситуаций, придумываются новые идеи и подходы для разрешения конфликта.
Также конфликт может служить средством выяснения соотношения сил социальных групп или общностей, известив от последующих разрушительных конфликтов[18].
Конструктивные функции конфликта на личностном уровне.
Конфликт влияет на индивидуальные характеристики личности.
Познавательная функция конфликта. Именно в критической ситуации выясняются все подлинные мотивы, ценности и характер человека. Не зря говорят: «друг познается в беде». С познавательной функцией связана и возможность диагностики силы противника.
Самопознание и адекватная самооценка личности. Помогает верно оценить свои силы и способности, узнать в себе свои неизвестные стороны характера. Также такая функция конфликта закаляет характер, появляются чувства гордости, достоинства и т.п.
Конфликт может помочь избавиться от таких нежелательных свойств как чувства неполноценности, покорности, раболепия и т.д.
Конфликт может снять психическую напряженность в группе, если конфликт разрешается положительно для человека.
Конфликт – важнейший фактор социализации человека. В конфликте человек может получить столько жизненного опыта, сколько не получил бы за всю свою жизнь.
Конфликт является значительным фактором адаптации человека. Именно в конфликте люди раскрываются и выясняется кто есть кто. И тогда личность либо принимается другими членами группы, либо отвергается.
Однако конфликт может являться средством удовлетворения потребностей личности, способом ее самореализации и самоутверждения.
Общие деструктивные функции конфликта.
Конфликт может быть связан с насильственными методами, в котором могут быть и человеческие жертвы, и материальные потери. Так, например, в военном конфликте могут пострадать мирные жители.
Конфликт может привести стороны противоборства в состояние дестабилизации и дезорганизации.
Такой конфликт может довести к замедлению темпов социального, политического, экономического и духовного развития общества. Также может привести к кризису общественного развития, появлению диктаторских и тоталитаристских режимов[19].
Конфликт может повлиять на нарастание в обществе пессимизма и потери нравов.
Конфликт в организациях часто приводит к снижению дисциплины и эффективности деятельности, а также к снижению уровня организации.
Конфликт может повлечь за собой новые, более деструктивные конфликты.
Деструктивные функции конфликта на личностном уровне.
Конфликт может оказывать негативное воздействие на социально – психологические условия в группе. Влияет на чувства подавленности, пессимизма и тревоги, что может привести к стрессу.
Конфликт может вызвать разочарования в возможностях и способностях человека, то есть деидентификацию личности.
Конфликт также может вызвать чувство неуверенности в себе, потерю прежней мотивации и разрушение имеющихся ценностных ориентаций, к потере веры в прежние идеалы и в крайнем случае может привести к девиантному (отклоняющемуся) поведению, а в последствии к суициду.
Конфликт может сподвигнуть человека к отрицательной оценке своих партнеров, коллег по работе, а также к разочарованию в своих недавних друзьях.
В качестве реакции на конфликт человек пускает в ход защитные механизмы, при этом проявляя отрицательные для общения виды поведения (молчание, ругательства, буквоедство, превращение дела в шутку, увиливание от темы, выискивание виноватых и пр[20].