Файл: Виды кредитных операций и кредитов на примере ПАО «Сбербанк» (теоретические основы кредитования).pdf
Добавлен: 22.04.2023
Просмотров: 113
Скачиваний: 1
На первоначальном этапе развития банковской системы оценка кредитоспособности заемщика – физического лица традиционно заключалась в соотношении запрашиваемой суммы займа и его личного дохода, изучении кредитной истории, общей оценки финансового положения заемщика и стоимости его имущества, личностных характеристиках, состава семьи [14, с.132].
На сегодняшний день банки при анализе кредитоспособности заемщика - физического лица обращают внимание на его способность получать доход, достаточный для своевременного погашения ссуды, стабильность этого дохода, соответствие социальным требованиям, наличие ликвидного обеспечения по кредиту. Таким образом, параметры оценки у большинства банков однородны и направлены на минимизацию риска не возврата кредита.
В ходе оценки рисков кредитования коммерческие банки используют различные методики и информационную базу, уделяя при этом основное внимание анализу платежеспособности заемщика [11, с.41]. Существует балльная система оценки кредитоспособности клиента, учитывающая наиболее значимые факторы, влияющие на возможность заемщика полностью и в срок выполнять свои обязательства перед кредитором.
Такая система основана на двухуровневой оценке. При первом этапе работник банка предлагает потенциальному заемщику заполнить анкету. Данная анкета нужна для предварительной оценки возможности предоставления ссуды заемщику. Для заполнения анкеты от клиента не требуются паспортные данные, понадобятся только общие сведения о заемщике, его месте работы, об имуществе, доходах и расходах.
После заполнения заемщиком анкеты рассчитывается сумма набранных заемщиком баллов и подписывается протокол оценки возможности предоставления ему кредита. Если полученная сумма баллов составила менее определенного значения, то в протоколе пишется, что у клиента недостаточно возможностей для получения кредита.
Следующий шаг комплексного анализа возможности выдачи физическому лицу кредита – оценка качества кредитов, предоставляемых физ.лицам.
Оценка кредитов физическим лицам проводится по следующим критериям:
– характер клиента;
– финансовая стабильность клиента;
– обеспеченность кредита;
– достаточность незаложенного имущества клиента;
– условия кредитования.
К каждому критерию относятся определенные показатели, основывающие оценку по критерию. Каждый из показателей оценивается в баллах, оценка по критерию в целом – это сумма оценок показателей, относящихся к нему. Оценка качества кредита равна сумме оценок всех критериев. [15, с.36]
Существуют такие способы оценки кредитоспособности физических лиц, как андеррайтинг и скоринговые модели.
Банк применяет каждую из моделей для разных видов кредитования и корректирует ее в индивидуальном порядке (таблица 2).
Таблица 2
Методики определения кредитоспособности заемщика - физического лица
Андеррайтинг |
Скоринг |
|
Вид кредита |
Ипотечный кредит |
Кредитные карты, экспресс - кредиты. |
Документы, предоставляемые заемщиком для оценки |
Паспорт, анкета, заявление |
|
Время рассмотрения |
15-30 дней |
15-30 минут |
Подразделения банка, участвующие в анализе клиента |
Кредитный департамент, служба безопасности, отдел ценных бумаг |
Кредитный инспектор |
Показатели, характеристики |
Количественные и качественные показатели. |
Качественные характеристики |
Степень автоматизации,% |
60 |
100 |
Скоринговые модели используются главным образом при выдаче кредитных карт и представлении кредитов на покупку товаров.
Скорингом называется математическая (статистическая) модель, благодаря которой на базе кредитной истории действующих клиентов банкра ссчитывает, насколько вероятно, что каждый отдельно взятый клиент вернет задолженность в назначенный срок. Скоринг показывает те факторы, которые больше связаны с надежностью или, наоборот, с ненадежностью клиента.
Технология кредитного скоринга – это оценка в баллах характеристик, которые дают возможность достаточно точно установить уровень кредитного риска при предоставлении потребительского кредита тому или иному заемщику. К наиболее значимым для прогнозирования кредитного риска показателям можно отнести возраст, доход, профессию, стоимость жилья ит.п.
При применение скоринговой модели снижается уровень не возврата кредита, повышается быстрота и объективность принятия решений, управление кредитным портфелем становится более эффективным [16, с.117].
При ипотечном кредитовании физических лиц основной способ уменьшения кредитного риска банка – проведение андеррайтинга заемщика, т.е. проводится оценка возможности погашения кредита, предполагающая анализ платежеспособности потенциального заемщика в установленном банком в порядке, а также принятие положительного (либо отрицательного)решения по заявлению на предоставление ипотечного кредита.
Наиболее важным моментом в процессе андеррайтинга является оценка платежеспособности клиента с точки зрения его возможностей осуществлять платежи по кредиту своевременно. Для проведения такой оценки консолидируется информация о получаемых заемщиком доходах, его расходах, а также о его трудовой занятости. Затем принимается решение о том, сможет ли клиент погасить кредит, одновременно с этим выдается заключение, является ли закладываемое имущество достаточным для данной ссуды.
При оценке методики андеррайтинга, можно сделать вывод о том, что здесь используется системный подход к анализу заемщика. Достоинство данной методики заключается в возможности банка выработать индивидуальных подход к каждому потенциальному заемщику, в рамках которого будет учтено требуемое число характеристик. Отрицательной стороной данной оценки является трудоемкость ее выполнения, и необходимость в особой квалификации банковских сотрудников. Чаще всего банки предпочитают компенсировать кредитный риск, повышая процентную ставку.
Таким образом, кредитоспособность клиента является для банка одним из важнейших показателей. С помощью нее банк оценивает своего потенциального заемщика, принимает решение о его способности вернуть предоставленный банком кредит вовремя, уплатив при этом проценты.
2. Кредитные операции в ПАО «Сбербанк»
2.1 Состояние и перспективы развития кредитования в ПАО «Сбербанк»
ПАО Сбербанк является крупнейшим динамично развивающимся российским банком. На сегодняшний день он имеет 14 территориальных банков, 78 отделений, 14312офисов банковского обслуживания и филиалы за рубежом. Активы Банка в целом за 2015-2017 гг. выросли незначительно, всего на 0,9%.
Существенный рост наблюдается по капиталу (базовому и основному) – более 50%, по собственным средствам – почти 44%.
Рассчитанные коэффициенты достаточности капитала превосходят минимальные значения более чем вдвое. Это говорит о том, что исследуемый Банк пользуется доверием вкладчиков, инвесторов, кредиторов и органов банковского надзора.
За рассматриваемый период чистая прибыль банка увеличилась почти в 3 раза. Основными факторами, повлиявшими на это, были: увеличение чистого процентного дохода - на 58,9%; увеличение чистого комиссионного дохода - на 22% и рост операционных доходов до совокупных резервов - на 46,2%. Следует отметить, что данные факторы характеризуются стабильной позитивной направленностью.
Улучшились качественные показатели деятельности Сбербанка (таблица 1). В2016г. рентабельность активов увеличилась в 2 раза относительно предыдущего периода. В 2017 г. аналогичная тенденция роста сохранилась. Это означает, что активы были размещены оптимально и использовались достаточно эффективно.
Таблица 3
Качественные показатели деятельности ПАО Сбербанк, %
№ п/п |
Наименование показателя |
на 01.01.2016г. |
На 01.01.2017г. |
на 01.01.2018г. |
Отклонение, +, - |
1. |
Рентабельность активов |
1,1 |
2,2 |
3,1 |
+2 |
2. |
Рентабельность капитала |
11,0 |
19,4 |
21,9 |
+10,9 |
3. |
Отношение операционных расходов к доходам |
40,4 |
37,5 |
32,1 |
-8,3 |
Таблица составлена по:
Проведенный анализ динамики рентабельности капитала показывает, что данная кредитная организация не просто нарастила свой капитал, но и повысила эффективность его использования.
Известно, что рентабельность - относительный показатель, в числителе которого фигурируют результаты деятельности, в частности прибыль, а в знаменателе – затраты (в данном конкретном случае капитала). Банк повысил финансовые результаты своей деятельности и увеличил капитал. Если показатель рентабельности капитала стабильно растет, а он растет (11,0 →19,4→ 21,9), это означает, что прирастающий капитал также используется достаточно эффективно.
Портфель кредитов физическим лицам увеличился на 19,1%. Ежегодно стабильно растут жилищные кредиты (в среднем на 12-13% в год). По потребительским кредитам и автокредитам наблюдается колебательная динамика: в 2017 г. по сравнению с 2015 г. их объемы сократились соответственно на 108 млрд. руб. или 6,4% и на 22 млрд. руб. или15,5%; а в 2017 г. данные кредиты выросли – на 9,7% и 0,8% соответственно. В 2018 г.объем выданных Сбербанком потребительских кредитов превышал уровень 2015 г. на86,5%, а уровень 2017 г. на 21,5%. Однако доля Банка в данном сегменте российского рынка финансовых услуг сократилась на 4,2%. Это является свидетельством нарастания конкурентной борьбы за потребителей розничных кредитов среди 561 кредитной организации, входящих в банковский сектор РФ.
Доля Сбербанка в ипотечном кредитовании составляет почти 56%. Лидирующие позиции на российском рынке розничного кредитования банк сохраняет и по потребительскому кредитованию с долей в 31,8%, несмотря на некоторое ее уменьшение по сравнению с 2017 г., и в целом по объему кредитов физическим лицам с долей в 40,5%.
За анализируемый период наблюдается ежегодное увеличение объема кредитов, депозитов и прочих размещенных средств в рублях, а также его составляющих. В структуре размещенных средств наибольший удельный вес кредитов приходится на долю нефинансовых организаций: 60,4%; 58,3% и 56,8% соответственно в 2016, 2017 и 2018 гг.Большая часть заемщиков заинтересована в следующих сроках погашения: более 3лет; от 1 года до 3 лет и от 181 дня до 1 года.
Объемы задолженностей юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также физических лиц, увеличились. Это говорит о проводимой банком успешной кредитной политике, нацеленной на расширение предложения кредитных ресурсов, востребованности клиентами данной банковской услуги и стремлении получить доходы от нее. Однако растет и просроченная задолженность по ним. По состоянию на 1января2018 г. данный показатель по КБР превышает средний уровень по СКФО в 2,7 раза, а среднероссийский уровень – почти в 11 раз (рисунок 1).
Рисунок 1 – Доля просроченной задолженности по кредитам юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям по состоянию на 01.01.2018 г., %
По кредитам, предоставленным физическим лицам, доля просроченной задолженности в общем ее объеме вполне сопоставима по разным территориальным уровням иерархии ПАО Сбербанк (рисунок 2). Тем более что данный показатель стабильно сокращается, а это означает уменьшение его негативного влияния на качество кредитного портфеля розничных клиентов. Причинами образования просроченной задолженности одинаково могут выступать и увеличение объемов кредитного портфеля, и снижение платежеспособности заемщиков. Чтобы свести к минимуму величину просроченной задолженности, банку следует использовать все возможности на всех этапах кредитного процесса. Речь идет о более тщательном анализе кредитоспособности заемщика с использованием традиционных методов и банковских IT-технологий; мониторинге выданных кредитов с учетом расширения знаний о клиентах; реструктуризации долга в случае необходимости; обращении в судебные органы и, наконец, продаже долга коллекторам.
Рисунок 2 – Доля просроченной задолженности по кредитам, предоставленным физическим лицам, по состоянию на 01.01.2018 г.
Объем кредитов физическим лицам Величина задолженности по кредитам Просроченная задолженность Причинами образования просроченной задолженности одинаково могут выступать и увеличение объемов кредитного портфеля, и снижение платежеспособности заемщиков.