Файл: Косвенные налоги и их место в налоговой системе РФ (Виды и функции налогов).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.04.2023

Просмотров: 46

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Рассмотрим отличия прямых налогов от косвенных

Показатель

Прямые

Косвенные

Носитель налоговой нагрузки

Плательщик налога

Конечный потребитель

Взаимосвязь с государством

Прямая

Через посредника (продавца или производителя)

Объект, облагаемый налогом

Собственное имущество, доходы различного характера

Реализуемые ценности, услуги, работы

Факторы, оказывающие влияние на величину налога

Размеры доходов, полученной прибыли, вид деятельности, семейное положение и др.

Цены товара, продукции, услуг, их разновидности, тарифы

Зависимость от финансовой и хозяйственной деятельности

Зависят напрямую

Не зависят

Сложность расчета

Сложные

Простые

Уровень собираемости

Высокий

Низкий

Участие в Ценообразовании

Включаются в цену на стадии производства

Включаются в цену на стадии реализации

Степень открытости

Открыты (плательщик осознает, что он платит и в каком размере)

Закрыты (потребитель часто не осознает факт уплаты)

Таблица 1

Для эффективной налоговой модели в РФ требуется установить оптимальное соотношение рассматриваемых видов налогов. Для устойчивого положения государству следует стремиться к такому долевому участию каждого типа налоговых обязательств, при котором будет достигнуто благоприятное положение и для налогоплательщиков, и для страны. При этом нужно учитывать реальные экономические приоритеты и потребности, а также уровень развития государства.

Сегодня в России наблюдается тенденция к формированию налоговой модели смешанного типа соотношения, при которой наблюдается множество разнообразных налоговых обязательств в примерно равном долевом участии. Такое равномерное распределение налоговой нагрузки позволяет исключить возможность влияние какой-то определенной разновидности налога на формирование госбюджета.

Сейчас прямые налоги, перечисляемые организациями, преобладают над налогами, уплачиваемыми физ.лицами. При этом доля косвенных налогов выше примерно в 2 раза, что обычно характерно для развивающихся стран. Развитые страны делают упор на прямое налогообложение.

Определяя подходящую модель соотношения косвенного и прямого налогообложения нельзя слепо использовать наработки зарубежных стран, необходимо учитывать экономическую и политическую ситуацию в стране, менталитет граждан, особенности российского законодательство в области налогообложения.


2.2. Акцизы и их роль в налоговой системе РФ

Акцизы представляют собой один из косвенных налогов, взимаемых с налогоплательщиков, производящих и реализующих подакцизную продукцию. Как всякий косвенный налог, акцизы формируют цену товара и, фактически его уплата перекладывается на покупателя. В настоящее время акцизы являются вторым по величине косвенным налогом после налога на добавленную стоимость.

Вместе с тем указанный налог в отличие от других налогов, входящих в налоговую систему России, действует только в отношении отдельных, строго оговоренных в законе товаров, называемых «подакцизными». При достаточно высоких ставках налогообложения акцизы играют весьма существенную роль в финансовом положении налогоплательщиков с точки зрения обеспечения сбыта подакцизной продукции.

Акцизы установлены с целью изъятия в доход бюджета полученной сверхприбыли от производства высокорентабельной продукции и создания примерно одинаковых экономических условий для всех предприятий.

Специфические черты, присущие акцизам и отличающие их от НДС:

· объектом обложения акцизами является оборот по реализации товаров, перечень которых ограничен, т.е. акцизами не облагаются работы и услуги, являющиеся объектом обложения НДС;

· если НДС возникает и уплачивается на всех стадиях производства и обращения товара, то акцизы функционируют только в сфере производства.

С помощью акцизов в государственный бюджет изымается часть стоимости товара, которая не обусловлена ни эффективностью производства, ни потребительскими свойствами, а является следствием особых условий его производства и продажи.

Характеристика акцизов оговорена в гл. 22 НК РФ «Акцизы». На основании ст. 181 НК РФ «Подакцизные товары» подакцизными товарами являются:

  1. спирт этиловый из всех видов сырья, за исключением спирта коньячного;
  2. спиртосодержащая продукция, кроме лекарственных средств, ветеринарных препаратов, парфюмерно-косметическая продукция и товары бытовой химии;
  3. алкогольная продукция;
  4. пиво;
  5. табачная продукция;
  6. автомобили легковые и мотоциклы с мощностью двигателя свыше 112,5 кВт (150 л.с.);
  7. автомобильный бензин;
  8. дизельное топливо;
  9. моторные масла;
  10. прямогонный бензин.

На основании ст. 194 НК РФ «Порядок исчисления акциза»:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28165


· сумма акциза по подакцизным товарам, в отношении которых установлены твердые налоговые ставки, исчисляется как произведение соответствующей налоговой ставки и налоговой базы;

· сумма акциза по подакцизным товарам, в отношении которых установлены адвалорные (процентные) налоговые ставки, исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы;

· сумма акциза по подакцизным товарам, в отношении которых установлены комбинированные налоговые ставки, исчисляется как сумма, полученная в результате сложения сумм акциза по твердой и адвалорной налоговым ставкам;

· общая сумма акциза при реализации (передаче) подакцизных товаров представляет собой сумму, полученную в результате сложения сумм акциза для каждого вида подакцизного товара;

· сумма акциза исчисляется по итогам каждого налогового периода применительно ко всем операциям по реализации подакцизных товаров, дата реализации (передачи) которых относится к соответствующему налоговому периоду, а также с учётом всех изменений, увеличивающих или уменьшающих налоговую базу в соответствующем налоговом периоде;

· если налогоплательщик не ведет раздельного учета, то сумма акциза по подакцизным товарам определяется, исходя из максимальной из применяемых налогоплательщиком налоговой ставки от единой налоговой базы, определённой по всем облагаемым акцизом операциям.

Акцизы также устанавливаются с целью изъятия в доход бюджета части выручки от реализации продукции. Правильный выбор ставки акциза может снизить рентабельность производства данной продукции до среднего по промышленности, что выравнивает экономические условия хозяйственной деятельности для всех предприятий. При этом, как правило, стимулируется перелив капиталов в ту область, развитие которой государством считается приоритетным.

Приведем примеры расчета акцизов. Для основания примера этого возьмем расчет суммы акциза, подлежащей уплате в бюджет с учетов налоговых вычетов. Расчет суммы акциза производиться по следующим трем формулам:

      1. Формула расчета по подакцизным товарам, на которые установлены специфические ставки:

С = О * А - В, где

С - сумма акциза;

О - налоговая база(объем реализуемой продукции) в натуральном выражении;

А-ставка акциза (в рублях и копейках за единицу измерения товара);

В – сумма налоговых вычетов;

2. Формула расчета по подакцизным товарам, на которые установлены адвалорные ставки:


С = О * А / 100% - В, где

С - сумма акциза;

О - налоговая база (стоимость реализованной продукции, определенная по каждому виду подакцизных товаров).

3. Формула расчета по подакцизным товарам, на которые установлены комбинированные ставки:

С = (Ос * Ас) + (Оа + Аа/100% ) - В, где

С = сумма акциза;

Ос - налоговая база (объем реализованной продукции) в натуральном выражении;

Оа - налоговая база (стоимость реализованной продукции, определенная по каждому виду подакцизных товаров);

Ас - специфическая ставка акциза (в рублях и копейках за единицу измерения товара);

Аа – адвалорная ставка акциза (в процентах от стоимости);

В – сумма налоговых вычетов.

Приведем примеры, как определяется сумма акциза, подлежащая уплате в бюджет, например, при производстве бензина, если в качестве сырья использовался приобретенный подакцизный товар.

Пример 1:

Организация приобрела 100 л бензина марки Нормаль-80 и путем смешения получила 110 л бензина марки Аu-92.

Ставка акциза на бензин Нормаль-80-2658 руб., сумма акциза, уплаченная при его приобретении, составит 265 800 руб. (100л.*2657руб.).

Ставка акциза на бензин Аu-92-3630 руб.

Сумма акциза, подлежащая уплате в бюджет при реализации бензина Аu-92 составит:

110л * 3630 руб. – 265 800 руб.=133 500 руб.

(См. письмо Минфина России от 21.08.2007г. № 03-07-06/76 http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_71997/47438c76c3039521d80d8c4de27ffd3a3d0c9ef0

Пример 2:

Ликероводочный завод производит алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта 35%. За январь произведено и реализовано 230 л указанного подакцизного товара. Налоговая ставка-191 руб. за 1л безводного этилового спирта.

По приобретенному этиловому спирту уплачен акциз в сумме 1500 руб.

1. Определим налоговую базу по алкогольной продукции в пересчете на безводный спирт:

230 л*35%/100%=80,5 л

(Учитывая, что ставка акциза установлена в рублях и копейках за один литр безводного(100%-ного спирта), налоговая база пересчитывается на безводный спирт);

2. Определим сумму акциза по реализованной алкогольной продукции:

191 руб. * 80,5 л = 15 375,50 руб.

(сумма акциза определяется согласно статье 194 НК РФ http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28165

путем умножения налоговой базы на ставку акциза);

3. Определим сумму акциза, подлежащую уплате в бюджет по алкогольной продукции:

15 375,50 руб.- 1500 руб. = 13875,50 руб.

(сумма акциза, подлежащая уплате в бюджет, определяется согласно статье 202 НК РФ http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28165


Для этого сумма акциза, исчисленная в пункте 2 данного примера, уменьшается на сумму налоговых вычетов. Налоговые вычеты производятся согласно положениям статей:

  • 200 НК РФ http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28165
  • 201 НК РФ http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_2816

2.3. Косвенный налог в бухгалтерском учете

В бухгалтерском учете и налоговом расходы предприятия делятся на прямые и косвенные затраты. От способа их отнесения к той или иной категории и метода распределения в отчетном периоде зависит размер прибыли и сумма налога на прибыль.

Прямые и косвенные затраты: основные отличия

Главное отличие категории прямых расходов от косвенных в методике их распределения. Сумма прямых затрат переносится на конкретный период в зависимости от уровня продаж. В отчетном периоде доходную часть можно уменьшить только на ту часть прямых расходов, которая относится к реализованной за это время продукции.

Косвенные расходы в полном составе учитываются в отчетном периоде и на всю свою сумму уменьшают налогооблагаемую базу дохода предприятия. Прямые расходы можно соотнести с видом производимой продукции, косвенные связаны с изготовлением группы товаров или обеспечением функционирования организации в целом.

Перечень прямых расходов

В составе прямых затрат числятся:

  1. Расходы на пополнение запасов материалов.
  2. Затраты на зарплату персоналу, занятому в основном производстве.
  3. Группа прочих затрат в виде амортизации оборудования, рекламы товаров, выплаты комиссионных вознаграждений торговым агентам и закупки упаковочных материалов.

Бухгалтерский учет расходов ведется путем накопления их на 20 счете. Особенность сферы услуг в том, что прямые затраты учитываются сразу в полном объеме без привязки к уровню продаж.

Косвенные расходы: что к ним относится

Косвенные затраты переносят свою стоимость на производство продукции сразу в полном объеме. Ярким примером такой группы расходов является зарплата административного отдела или расходы на отопление помещений, оплачиваемые счета по электро- и водоснабжению.

Косвенные расходы по налогу на прибыль – перечень состоит из 3 групп:

  1. Затраты материального характера в части обеспечения энергией производственного оборудования вспомогательных цехов.
  2. Оплата труда при начислении и выплате зарплаты персоналу вспомогательных производств и управленческого блока.
  3. Прочие косвенные расходы включают в себя амортизацию оборудования вспомогательных подразделений производственного назначения, рекламу предприятия, расходы административного и общехозяйственного плана, получение профессиональных услуг.