Добавлен: 22.04.2023
Просмотров: 183
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1.1 Управленческая команда как феномен групповой организации
1.1.1 Основные тенденции к командообразованию в современных организациях
1.1.2 Специфика управленческой команды, её цель и миссия
1.1.3 Коучинг как способ активизации потенциала управленческой команды
1.2 Основные формы внутрикомандного культурного контекста
1.3 Процесс формирования команд
1.3 Процесс формирования команд
Глава 2. Анализ формирования управленческой команды на примере ОАО КБ «СДМ-Банк»
2.1 Общая характеристика ОАО КБ «СДМ-Банк»
2.2 Персонал ОАО АКБ «СДМ-Банка»
2.4 Комплекс мероприятий по формированию эффективной управленческой команды
Потому в нормально развивающейся банковскои? организации, высшее управление всегда производит команда. А для того чтоб команда высшего управления отлично работала, нужно последующее:
· анализ задач высшего управления (отправная точка);
· любая из этих задач должна быть назначена человеку, который несет за нее полную ответственность;
· ответственность должна соответствовать личному складу, квалификации и темпераменту членов этои? команды;
· кроме малеханьких и обычных организаций никто, из числа тех, кто имеет ответственность высшего управления, не делает никакои? другои? работы, не считая работы самого высшего управления.
Управленческая команда не будет работать только поэтому, что ее члены симпатизируют друг дружке. Фактически, их обоюдные симпатии и антипатии не относятся к делу. Чтоб быть действенным, топ-менеджмент должен удовлетворять очень жестким требованиям, не зависящим от личных отношений меж членами команды. Эти обобщенные требования к команде на практике таковы.
1. Каждый, кто несет главную ответственность за какую-то область, обладает в ней решающим словом. Каждый член управления гласит от имени всей команды. В неприятном случае начинаются интриги и политиканство, подрывающие авторитет команды.
2. Никто не воспринимает решений и даже не высказывает свое мировоззрение о делах, лежащих за пределами собственнои? сферы ответственности. Если к одному члену команды приходят с схожим вопросом, он должен отослать его собственному сотруднике, ответственному за эту делему.
3. Члены команды могут не обожать и даже не уважать друг дружку. Но они не должны агитировать друг против друга. Публично, за дверьми совещательнои? комнаты, они не имеют воззрений друг о друге, не критикуют друг дружку, желательно, чтоб они даже не хвалили друг дружку. Поддержание этого правила - функция капитана команды.
4. Управление топ-менеджмента - не комиссия, а команда. Команда нуждается в капитане. Он должен быть не начальником, не боссом, не владельцем, а фаворитом.
5. Каждый должен принимать решения в собственной сфере. Но некие решения должны приниматься коллективно - только всей командои?, либо само мало коллективно дискуссироваться. В большинстве случаев это решения в области перспектив бизнеса, больших инвестиций, главных кадровых решений, прекращения деятельности одних направлений либо вербования новых.
6. Задачки высшего управления требуют систематическои? и интенсивнои? работы по обмену информацией посреди членов команды. Это в особенности принципиально, так как высшее управление имеет много задач и решения по каждои? из их оказывают большущее воздействие на благосостояние всей организации. Информированность требуется и поэтому, что каждый участник команды может оперировать в собственной сфере с максимальнои? автономией, при условии, если он прилагает все усилия к тому, чтоб держать собственных коллег в курсе дела
Практика показывает, что наиболее эффективным средством, способствующим формированию команды, являются организационно-деятельностные игры (ОДИ), проводимые специально подготовленными игротехниками (преподавателями). На ОДИ создаются особые многопозиционно-деятельностные отношения в условиях сценического моделирования профессиональной деятельности.
Формируемая в команду группа людей в течение от одной до трех недель решает задачи (проблему), например, разрабатывает стратегию фирмы, а параллельно осуществляется: (моделирование) вхождение в отношения с другими членами и создание социоцелостностей, моделирование действий по выполнению функциональных обязанностей членов команды, моделирование рефлексии, психического состояния и управления совместной деятельностью.
Участие руководителя в ОДИ позволяет ему «прочувствовать» механизм регулирования производственно-деятельными и субъективными отношениями в команде. Значительно облегчается после проведения ОДИ реализация таких этапов командообразования, как:
-согласование целей (целеполагание);
- согласование способов деятельности и её организации и управления (самоуправления);
- стратегическое и повседневное самоопределение.
Кроме того, сегодня все большую известность приобретает такой метод формирования управленческих команд как ретиминг (от английского re-teaming – переформирование команд). Эта программа является той самой технологией, которая позволяет создавать управленческие команды «с нуля», она разработана Беном Фурманом и Тапани Ахолой (Финляндия), учредителями Международного института Ретиминга, признанными специалистами в области ориентированного на решение взаимодействия.
Ретиминг представляет собой эффективную программу работы с персоналом, которая позволяет решать такие задачи как взаимодействие персонала вместо разобщенности, адаптация вместо сопротивления изменениям, работа по целям вместо фиксации на проблемах, принятие личной ответственности.
Основной принцип ретиминга – это ориентация на решение, выход из проблемного поля, осознание участниками уже существующих позитивных возможностей. Вместо того чтобы бороться с трудностями и нехваткой чего-то – внимание участников фокусируется на стремлении действовать еще лучше, еще эффективнее. Работа построена таким образом, что внимание фокусируется сразу на обоих полюсах задачи: на желаемом состоянии (моделируя его и обращаясь к этой модели за обратной связью) и на сдерживающих факторах. Процедура ретиминга предполагает прохождение участниками программы нескольких этапов: постановка целей, создание возможности достижения цели, принятие решения и преобразование возможностей в действия, усиление достигнутого прогресса.
Ретиминг, это конечно технология, но технология творческая, выбор общей цели – это взаимный обмен мнениями, идеями, видением, но в рамках общей логики процесса, где через определенное время должен быть презентован результат. Что на этом этапе получает группа? Каждый участник высказал свою точку зрения, и каждый был услышан. Каждый участник услышал мнение другого. Людей, работающих в одной организации, объединяет общая работа, культура, цели и ценности, поэтому, выбор общей цели организации проясняет для участников направление развития организации.
Ретиминг имеет достаточно широкие возможности применения:
1) самоменеджмент;
2) индивидуальное консультирование;
3)тренинг командообразования (и диагностика организации);
4) инструмент для создания управленческих команд на разных уровнях компании под конкретную задачу организации;
5) создание управленческой команды, в которую входят специалисты из различных сфер деятельности, например, при реструктуризации компании, сопровождении организационных изменений.
Технологичность программы позволяет применять её для разных задач, но в результате мы получаем быструю адаптацию персонала к организационным изменениям, сокращение потерь рабочего времени, ориентацию на совместное принятие решения и алгоритм постановки целей и командной работы для достижения результата.
Исследователи утверждают, что сейчас экономический эффект от вложений в развитие персонала более высокий, чем от вложений в средства производства. Недавние исследования, проведенные в 3200 американских компаниях Р. Земски и С. Шамаколе (Университет штата Пенсильвания), показали, что 10%-е увеличение расходов на тренинг персонала дает прирост производительности труда 8,5%, в то время как такое же увеличение капиталовложений дает прирост производительности только 3,8%.
Оценка эффективности тренинга - это, наверное, самый актуальный и неоднозначный вопрос, волнующий и тренинг-менеджеров, и провайдеров тренинговых услуг, и, конечно, заказчика.
Рассчитаем прямой экономический эффект от проведения тренинга по командообразованию (ретиминга) на основе подхода, созданного Джеком Филипсом, который позволяет измерять возврат инвестиций в развитие персонала (ROI - «Return on Investment»).
Суть подхода – измерить бизнес-показатели, (например – процент брака, потери рабочего времени, результативность торговых визитов, и д.) до и после проведения тренинговой программы, выделить эффект развивающей программы на фоне других факторов (изменения на рынке, появление новых продуктов и бизнес – процессов и пр.).
ROI = ((Доход от программы – Затраты на программу) / Затраты на программу) * 100%
Итак, стоимость двухдневного корпоративного тренинга у красноярских компаний составляет приблизительно 40 000 руб. Средняя заработная плата топ-менеджера «СДМ-Банка» на сегодняшний день - 20 000 руб. Предположим, что одна рабочая команда принимает в месяц одно управленческое решение. После проведения тренинговой программы в организации приблизительно на 5 полных рабочих дней сократилось время принятия управленческих решений; команда состоит из 10 человек.
20 000 руб. / 22 рабочих дня в месяце = 909,1 руб. (получает 1 рабочий за 1 день)
909,1 руб. * 5 раб.дней * 10 человек = 45 455 руб. – доход от программы.
ROI = (45 455 руб. - 40000 руб.)/ 40 000 руб.)) * 100% = 13,6 % - первый месяц.
На каждый вложенный рубль возврат составляет 13 копеек.
Экономический эффект от тренинга возрастет в следующем месяце, но требуется поддержание командного эффекта персонала. Этого предполагается достичь путем проведения менее затратных деловых игр для сотрудников компании, которые направлены на отработку навыков и компетенций в рамках поставленных задач руководителя.
Стоимость проведения деловой бизнес игры до 15 участников составляет 15 000р.
ROI = (45 455 руб. – 15 000 руб.)/ 15 000 руб.)) * 100% = 203 % - второй месяц.
На каждый вложенный рубль возврат составляет 2 руб. 3 коп., что оправдывает инвестиции.
Заключение
Деятельность по формированию управленческих команд давно является объектом исследователей – психологов, социологов, элитологов и других, тысячелетия она была задачей всех управленцев, реализующих избранные стратегии. Сегодня задача создания команд в организации стала насущной для каждого руководителя, менеджера, является определяющей для достижения поставленных организационных целей. Результаты исследований управленческой деятельности по созданию команд дают основания специалистам в этой области прийти к выводу: в основе затруднений управленцев-стратегов лежит недостаточная теоретическая разработанность этой проблемы и неготовность практиков следовать рекомендациям теории.
Рассмотрев необходимость создания эффективной управленческой команды в банках, было установлено, что именно команды являются лучшим структурным принципом для высшего руководства и инноваций и лучшим дополнением к функциональной структуре, особенно в больших организациях. В этой связи можно говорить о степени или уровне командности в том или ином банковском учреждении.
Сильные стороны команды очевидны. Каждый всегда знает, как работает целое, и ответствен за это. Команда восприимчива к новым идеям и новым способам что-то делать. Она высоко адаптивна. Это лучшее средство для преодоления функциональной разобщенности. Но, тем не менее, в менеджменте совсем недавно было осознано, что команда есть перманентный, структурный принцип организации.
Вместе с тем принцип командности имеет и недостатки. Во-первых, команда обладает низкой стабильностью. Экономичность в менеджерском смысле низка: требуется неустанное внимание к отношениям людей между собой, назначениям исполнителей конкретных задач, объяснениям, коммуникации и т.п. Большая часть энергии членов команды уходит на поддержание рабочего хода, ибо ничто не делается механически. Вся управленческая группа должна постоянно объяснять себе и менеджерам организации, что именно она пытается сделать, над чем работает и чего уже добилась.
Но только недавно в менеджменте осознано, что команда есть перманентный, структурный принцип организации. Именно потому, что команда - это достаточно свободная форма, она требует высокой самодисциплины, на которую способны не все. А отсутствие самодисциплины и добровольной ответственности - первая причина неудачной работы команды.
Библиографический список
- Аширов, Д. А. Организационное поведение: учебник/ Д. А. Аширов. – М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2006. – 360с.
- Базарова, Г. Наставник или партнер?/ Г. Базарова, Р. Каплан// Служба кадров и персонал. – 2008. - №4. – с.31-34.
- Брагина, З. В. Управление персоналом: учебное пособие/ З. В. Брагина, В. П. Дудяшова, З. Т. Каверина. – М.: КНОРУС, 2008. – 128с.
- Брукс, Я. Н. Организационное поведение: индивидуумы, группы и организация: учебник пер. 3-го изд./ Я. Н. Брукс; [науч. ред. англ. пер. В. Л. Долбаев]. – М.: Дело и Сервис, 2008. – 464с.
- Гордиенко, Ю. Ф. Управление персоналом. Серия «Высшее образование»/Ю. Ф. Гордиенко, Д. В. Обухов, С. И. Самыгин. – Ростов н/Д.: Феникс, 2008. – 352с.
- Егоршин, А. П. Формирование эффективного коллектива/ А. П. Егоршин// Управление персоналом. – 2006. - №13. – с.60-65.
- Исламова, Ф. Управленческая команда как социальный институт/ Ф. Исламова// Власть. – 2008. – №1. – с.40-44.
- Калашникова, Л. Команда профессионалов – основа бизнеса/ Л. Калашникова, А. Шелягов// Служба кадров и персонал. – 2009. - №4. – с.28-31.
- Лучшие HR-решения. Экспертиза журнала «Кадровое дело»/ Под ред. И. Андреева. – М.: Вершина, 2006. – 272с.
- Пугачев, В. П. Руководство персоналом: Учебник/ В. П. Пугачев. – М.: Аспект Пресс, 2006. – 416с.
- Самоукина, Н. Коучинг – ваш проводник в мире бизнеса/ Н. Самоукина, Н. Туркулец. – СПб.: Питер, 2007. – 192с.
- Семиков, В. Л. Организационное поведение руководителя/ В. Л. Семиков. – М.: Академический Проект: Гаудеамус, 2007. – 224с.
- Томпсон, Л. Создание команды: [пер. с англ.]/ Лей Томпсон. – М.: Вершина, 2016. – 544с.
- Управление персоналом: Учебник для вузов/ Под ред. Т. Ю. Базарова, Б. Л. Еремина. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ, 2009. – 506с.
- Хохлова, Т. П. Team-building как основа современных персонал-технологий/ Т. П. Хохлова// Управление персоналом. – 2015. - №1/2. – с.72-74.
- Чижов, Н. А. Управление корпоративными кадрами/ Н. А. Чижов. – СПб.: Питер, 2008. – 352с.
- Друкер, П. Эффективное управление. Экономические задачи и оптимальные решения. [Пер. с англ. М. Котельниковой] / Питер Друкер. М.: ФАИР-ПРЕСС, 2003. - 288с.
- Роль коучинга и командообразования [Электронный ресурс]. – Электрон. текст. дан. – Режим доступа: http://journal.vlsu.ru/index.php?id=468, свободный.
- Возможности коучинга в командообразовании [Электронный ресурс]. – Электрон. текст. дан. – Режим доступа: http://trn.work.ua/articles/103/, свободный.