Файл: Трудовая мотивация и адаптационный потенциал сотрудников организаций.pdf
Добавлен: 22.04.2023
Просмотров: 86
Скачиваний: 2
В процессе выбора системы оплаты труда для каждого сотрудника становится актуальной проблема справедливости (справедливость распределения работ, справедливость оценки результата, справедливость вознаграждения за труд и т.д.). Для того чтобы проблема справедливости была решена, необходимо соблюдать правила корректности, сформулированные Г. Левенталем в 1980 году:
- Консистенция – оценка производительности вне зависимости от личности работника;
- Непредвзятость – оценка поступков без учета личных предпочтений;
- Точность – использование всех источников информации;
- Возможность коррекции – ориентация на профессиональное мнение и готовность изменить свою точку зрения;
- Представительство – должны учитываться интересы всех участников (например – рабочих бригадира, мастера, начальника цеха);
- Этичность – соответствие оцениваемого поведения моральным нормам.
Авторы, исследующие проблемы мотивации труда, показывают, что иногда прямые мотивационные приемы (воздействие на персонал с целью побуждения к активности) приводят к прямо противоположным результатам. Самыми распространенными демотивирующими лозунгами считаются следующие:
- Все должно быть в лучшем виде;
- Выполняйте все правильно;
- Делайте все быстро;
- Работайте всегда напряженно;
- Будьте образцами для подражания.
Эти и многие другие способы поддержания высокой трудовой активности быстро приводят к истощению физического, профессионального и психологического ресурса персонала, что всегда заканчивается снижением производительности, апатией и повышением производственного травматизма. Для преодоления негативных тенденций возможна организация мероприятий по коррекции процесса деятельности. Эти мероприятия могут иметь следующую направленность:
- Создание протоколов временных затрат для осуществления независимого контроля интенсивности труда;
- Построение иерархии задач для оперативного принятия решений о возможной перестановки заданий, определения их приоритетности;
- Четкая дефиниция целей деятельности для определения соотношения конкретного задания и общей цели деятельности;
- Коррекция коммуникации для ускорения обмена информацией и обучения ее правильному использованию.
В любом случае мотивационные программы связаны с перечисленными выше программами оценки и обучения. Три аспекта деятельности службы персонала (оценка, обучение, мотивация) не только взаимосвязаны, но и представляют собой единый технологический комплекс. Если правильно выбраны критерии оценки персонала, то сотрудники организации могут своевременно получить помощь в приобретении новых навыков, что не только поможет их в следующий раз оценить, как более подготовленных, но и сформирует мотивацию достижений. Мотивация достижений заставит сотрудников не только лучше работать, стремиться к карьерному продвижению и увеличению доходов от профессиональной деятельности, но и будет ориентировать их учиться и развивать свои умения, которые рано или поздно будут оценены организацией.
Выводы по главе 2.
Таким образом, для мотивации труда, а по существу для обеспечения необходимого уровня трудовой активности в нужном направлении кадровой службе необходимо определить набор благ, который будет положен в основу мотивирования сотрудников. Этот набор благ должен отражать все основные потребности и интересы человека. Все блага записывают в форме льгот, преимуществ, видов поощрения в правилах внутреннего трудового распорядка организации и закрепляют в других локальных нормативных правовых актах. Также необходимо уметь определять уровень удовлетворения потребностей каждого сотрудника. Организация труда должна быть такой, чтобы убедить работника в возможности удовлетворить свои интересы с доступными для него издержками: физических и моральных сил, времени, возможностью восстановить трудоспособность и т.д. Доходы работника в организации в идеале должны быть достаточными, чтобы покрывать все его расходы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Определены особенности трудовой мотивации и адаптационного потенциала сотрудников организации. Охарактеризованы особенности профессиональной адаптации персонала с учетом проявлений кадровой политики организаций. Определена специфика мотивации трудовой деятельности. Подробно разобраны самые эффективные технологии мотивации сотрудников организаций.
Выявлена превалирующая роль мотивации сотрудника на разных этапах его становления в качестве специалиста. Мотивация, принимая разные формы, выступает «драйвером» его индивидуальной карьерной траектории. Установлено, что хорошо замотивированный работник легче преодолевает первоначальный адаптационный этап начала работы в организации и впоследствии имеет более высокие шансы на развитие как внутри, так и вне отдельно взятой организации.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Асеев, В. Г. Мотивационная регуляция поведения личности : дис. … д-ра психол. наук / В. Г. Асеев. — М., 1995. —210 с.
2. Ащепков, В.Т. Теоретические основы и прикладные аспекты профессиональной адаптации преподавателей высшей школы: дис. …докт. педагог. наук / В.Т. Ащепков. — Майкоп: АГУ, 1997. -354 с.
3. Баранова Т. Ключевые моменты в адаптации персонала // Справочник по управлению персоналом, № 4, 2008, С. 62-65.
4. Березин, Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека / Ф.Б. Березин.- Л.: Наука, 1988.- 270 с.
5. Бойцова, И. В. Закономерности формирования мотивации профессиональной деятельности преподавателя высшей школы : автореф. дис. … канд. психол. наук / Н. В. Бойцова. — Ярославль, 2009. -32 с.
6. Большая психологическая энциклопедия. -М., 2007. -524 с.
7. Виноградова, Г.А. Нравственно-психологический климат в педагогическом коллективе как фактор становления мастерства учителя: дис. … канд. пед. наук / Г.А. Виноградова. — СПб., 2002. — 205 с.
8. Виханский О.С., Наумов А.И.Менеджмент Учебник/ О.С.Виханский, А.И. Наумов. — 4-е изд., перераб. и доп.-М.: Экономистъ, 2006.-210 с.
9. Гарькуша, В.Н., Чвикалова, Н.А. Системный подход к проблеме мотивации // Вестник Южно-Российского государственного технического университета (Новочеркасского политехнического института). Серия: Социально-экономические науки. 2013. № 2. С. 68-72.
10. Герш М.В. Адаптация персонала: из новичка – в грамотного специалиста // Руководитель автономного учреждения. 2014. N 8. С. 72 – 78.
11. Григорович Л.А, Марцинковская Т.Д. Педагогика и психология. М.:Гардарики, 2013 — 480 с
12. Дайнека А.В. Управление персоналом: Учебник — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2013. – 292 с.
13. Демина, К.М. К проблеме трудовой мотивации путем материальных вознаграждений и удержаний // Научный вестник Технологического института — филиала ФГБОУ ВПО «Ульяновская ГСХА им. П.А. Столыпина». 2013. № 11. С. 32-37.
14. Джордж Дж. М., Джоунс Г.Р. Организационное поведение. Основы управления: Пер. с англ. – М.: ЮНИТА- ДАНА, 2013. – 463 с.
15. Дмитриева М.А. Социально-психологическая профессиональная адаптация / под ред. Г.С. Никифорова, М.А. Дмитриевой, В.М. Снеткова.- СПб.: Речь, 2011. -320 с.
16. Донцов, А.И. Проблемы групповой сплоченности / А.И. Донцов. — М.: Изд-во МГУ, 2009. — 128 с.
17. Евплова, Е.В. К вопросу о материальной и нематериальной мотивации // Перспективы науки и образования. 2013. № 2. С. 104-108.
18. Егорова Л.С., Челнокова Н.Ю. Управление социально-психологическим климатом на предприятиях //Социологическое исследование 2015 г.
19. Егоршин А.П.: Основы управления персоналом. — М.: Инфра-М, 2008 — 245 c.
20. Еникеев М.И Общая и социальная психология: Учебник. М.: Норма, Инфра-М, 2012 — 624 с.
21. Занковский А.Н. Организационная психология: Учебное пособие для вузов по специальности «Организационная психология». 2-е изд. М.: Флинта: МПСИ, 2002. 648 с.
22. Зеер Э. Ф. Психология профессий. — Екатеринбург, 2015.
23. Зоткин Н.В., Серебрякова М.Е. Общая психология. Психология мотивации и эмоций: учебно-методический комплекс – Самара: Изд-во «Универс групп», 2015. – 196 с.
24. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. — СПб., 2010. -256 с.
25. Карпова Т. Обучение новичков: разрабатываем эффективную систему // Кадровая служба и управление персоналом предприятия. 2014. № 7. С. 67 – 72.
26. Карпов, В.В. Стиль руководства в малых группах и его связь с мотивацией и социально-психологическим климатом / В.В. Карпов // Вестник Спб. ун-та МВД РФ. — 2008. — № 3. — С. 230-234.
27. Кибанов А.Я. Концепции мотивации и стимулирования трудовой деятельности // Кадровик. Кадровый менеджмент. — N 5, 2008. -С, 24-29
28. Кириллова, О.Г., Шевченко, Д.С. Движущие силы мотивации трудовой деятельности // Общество: политика, экономика, право. 2013. № 1. С. 56-59.
29. Климов, Е. А. Введение в психологию труда / Е. А. Климов. — М. : Изд-во МГУ, 2008. -262 с.
30. Климов, Е. А. Психология профессионала / Е. А. Климов. — М. : Ин-т практ. психологии ; Воронеж : МОДЭК, 2012. — 400 с.
31. Ковалев, А.Г. Коллектив и социально-психологические проблемы руководства: монография / А.Г. Ковалев. — М.: Политиздат, 1975. — 271 с.
32. Когдин А. А. Психология мотивации и стимулирования трудовой деятельности управлении персоналом // Основы ЭУП. — 2015. — №4 (4). — С.80-83.
33. Корзенко Н. И. Психология мотивации и стимулирования трудовой деятельности в управлении персоналом /Н.И. Корзенко, Т.В. Тимакова // Вестник ЧелГУ. — 2017. — №1 (356). — С.124-126.
34. Корзенко Н. И. Стимулирование и мотивация труда в психологии /Н. И.Корзенко, А. С. Хорева // Вестник ЧелГУ . — 2017. — №1 (356). — С.127- 128.
35. Корзенко Н. И. Эффективные психологические методы мотивации и стимулирования персонала /Н. И. Корзенко, М. Е. Зобнина// Вестник ЧелГУ. — 2016. -№3.- С.66-69.
36. Кравченко А. И. Психология и педагогика: учебник / А. И. Кравченко. – Москва : Проспект, 2011. – 400с.
37. Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев. — М. : Смысл : Академия, 2014. — 382 с.
38. Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы и эмоции // Психология мотивации и эмоций / под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, М.В. Фаликман. М, 2009. –С. 102-109
39. Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы эмоции. –М., 2012. –342 с.
40. Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности / Д.А. Леонтьев. — 2-е изд. — М. : Смысл, 2013. -310 с.
41. Леонтьев Д.В. Современная психология мотивации – М.:Смысл, 2002 – 343 с.
42. Либерман К. Адаптация персонала: как из новичка сделать профи // Кадровый вопрос. 2012. N 9. С. 12 – 22.
43. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. -М. 1984 -320 с.
44. Лукаш Ю.А. Мотивация и эффективное управление персоналом. – М.: Финпресс, 2014. – 208 с.
45. Лукьянова Е. Ю. Развитие экономики культуры в стохастических условиях макросреды: аспект менеджмента / Е. Ю. Лукьянова // Новая наука: От идеи к результату, 2015. – № 4. – С. 116-118