Файл: Международный валютный фонд: цели, функции, особенности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.04.2023

Просмотров: 81

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2.3 Проблемы в деятельности МВФ и пути его совершенствования

Серьезным испытанием для МВФ стали валютные и финансовые кризисы конца прошлого – начала нынешнего столетия. В этой связи он подвергся массированной критике. Фонд закономерно упрекали в том, что он не смог своевременно предвидеть развитие кризисных процессов на мировых валютных и финансовых рынках.

Международному валютному фонду мировым сообществом отводится ведущая роль в обеспечении прозрачности макроэкономической и финансовой политики государств. Начиная со второй половины 1990-х годов фонд образовал ряд дополнительных механизмов взаимоотношений с государствами-членами, призванных содействовать достижению названной цели. Они трактовались в совокупности как «реформы второго поколения» по отношению к традиционным, изложенным в уставе фонда обязательствам государств-членов. Этими новшествами являлись следующие.

-Выработка, принятие и распространение на все страны кодексов «надлежащей практики» в области бюджетно-налоговой, денежно-кредитной и финансовой политики, соблюдение которых способствовало бы обеспечению макроэкономической и финансовой стабильности как на внутреннем, так и на международном уровнях;

-Внедрение специальных стандартов на распространение данных и вовлечение в сферу их действия всех государств-членов.

Глобализация экономики, учащение и углубление экономических и финансовых кризисов побуждают МВФ к существенной трансформации одного из наиболее важных аспектов его деятельности – надзора за экономической, финансовой и валютной политикой государств-членов.

В рамках этого процесса МВФ выявляет потенциальные риски для внутренней и международной стабильности и рекомендует необходимые изменения в проводимой политике.

МВФК выделил пять критически важных областей, которые требуют углубленного анализа и осуществления на его основе практических мер:

– практика управления рисками применительно к комплексным, структурированным финансовым продуктам;

– оценка объемов и бухгалтерский учет внебалансовых финансовых инструментов, в особенности в стрессовые периоды;

– практика оценки рейтинговыми агентствами комплексных финансовых продуктов и ее воздействие на поведение инвесторов;

– базовые принципы пруденциального надзора за регулируемыми финансовыми институтами;


– управление ликвидностью (имеется в виду способность центральных банков эффективно реагировать на кризисные ситуации и предоставлять необходимую ликвидность в случае резкой потери доверия к рыночным активам и финансовым институтам).

Согласно Годовому отчету МВФ за 2011 финансовый год, на кратко- и среднесрочную перспективу определены три приоритетных направления надзора МВФ, а именно:

1) обеспечение экономического роста и создания новых рабочих мест при условии сохранения макрофинансовой стабильности;

2) реформирование международной валютной системы и «перебалансирование» (перераспределение между странами) совокупного внешнего спроса;

3) дальнейшее совершенствование механизмов оказываемой фондом поддержки государствам-членам с низкими доходами.

В рамках усилий, направленных на совершенствование практики надзора, особенно на углубление анализа экономических, финансовых и бюджетных рисков, а также межотраслевых и трансграничных вторичных эффектов, МВФ два раза в год, во взаимодействии с советом по финансовой стабильности (СФС), проводит «процедуру раннего предупреждения». Она представляет собой оценку макроэкономической и финансовой стабильности в мире. Целью этой работы является выявление рисков, характеризующихся в данный момент относительно низкой вероятностью, но потенциально способных оказать со временем значительное негативное воздействие. Названный механизм служит также для выработки соответствующих мер политики, которые были бы способны оперативно и эффективно противодействовать этим факторам, в том числе посредством установления международного сотрудничества.

Постоянной заботой МВФ продолжает оставаться международная валютная система. Глобальный финансовый кризис вызвал существенное обострение противоречий в валютной сфере, дал основание говорить об опасности возникновения полномасштабной «валютной войны». В связи с этим в апреле 2011 г. было проведено заседание Исполнительного совета, посвященное оценке состояния работы в области укрепления международной валютной системы. Ключевыми проблемами обеспечения эффективного функционирования мирового валютного механизма, с точки зрения МВФ, на современном этапе являются:

-Управление трансграничными потоками капитала. В декабре 2010 г. Исполнительный совет обсудил роль МВФ в вопросах, касающихся международного перемещения капиталов. Хотя потоки капитала обеспечивают существенные экономические выгоды, способствуя эффективному распределению ресурсов между странами, неустойчивость этих потоков усилила уязвимость, вызываемую перенесением шоков из одних стран в другие, и тем самым сыграла критически важную роль в развязывании кризиса. Отсюда вывод: роль фонда в воздействии на международные потоки капитала нуждается в усилении и требует выработки соответствующих мер политики. Причем нужны меры, с помощью которых осуществлялось бы управление как притоком иностранного капитала в страну, так и его оттоком. В связи с этим существуют мнения относительно возможности внесения новой поправки в статьи соглашения МВФ, обеспечивающей более комплексную и последовательную правовую основу для решения вопросов, касающихся целенаправленного регулирования фондом трансграничных потоков капитала;


-Регулирование официальных международных резервов. В результате наличия крупномасштабного и устойчивого дефицита платежного баланса США, которому противостоят главным образом избыточные сальдо счета текущих операций ведущих стран с формирующимися рынками, уровень накопленных резервов таких стран значительно превысил традиционные ориентиры, что стало проблемой для международной валютной системы и экономики в целом. В мае 2010 г. МВФ проанализировал взаимосвязь между накоплением официальных резервов и уровнем устойчивости валютной системы. Главным условием обеспечения долгосрочной валютной стабильности служит проведение «обоснованной» внутренней макроэкономической и финансовой политики, в особенности странами – эмитентами резервных валют (это в первую очередь доллар), а также другими странами с системно значимой экономикой. Отсюда следует, что важнейшей предпосылкой обеспечения устойчивого функционирования международной валютной системы является усиление контроля со стороны МВФ над экономической политикой государств-членов.

Когда глобальное накопление международных резервов достигло докризисных темпов, Исполнительный совет в марте 2011 г. более конкретно обсудил методологические подходы к оценке уровня достаточности резервов он подчеркнул, что «универсального подхода» к определению этого уровня быть не может, и в целом поддержал целесообразность дополнения соответствующих объективных показателей субъективными оценками и характеристиками специфических особенностей отдельных стран, «принадлежащем учете макроэкономических и пруденциальных основ и мер политики». В частности, указывается на необходимость дифференцированного подхода при оценке уровня достаточности резервов в странах с формирующимся рынком, с одной стороны, и в развивающихся странах с низкими доходами – с другой.

-Роль специальных прав заимствования МВФ, СДР. Начавшийся в США и распространившийся практически на весь мир финансовый кризис обнажил неустойчивость доллара в качестве резервной валюты. Это привело к интенсивным обсуждениям в мировом научном сообществе и в политических кругах вопроса о замене американской денежной единицы в указанном качестве другой валютой. При этом наиболее вероятным преемником доллара в роли общепризнанного международного платежного средства называют СДР.

В январе 2011 г. МВФ обсудил «потенциальный вклад» СДР в улучшение функционирования международной валютной системы. Наряду с другими необходимыми мерами повышение роли СДР могло бы способствовать долгосрочной стабильности международной валютной системы при условии создания соответствующих защитных механизмов, а также обеспечения политической приверженности и интереса со стороны частного сектора. В то же время многие продолжают сомневаться в том, что СДР может сыграть ключевую роль в этом процессе.


МВФ рассмотрел предложение об увеличении объема СДР путем проведения регулярных новых распределений в целях удовлетворения растущего спроса со стороны ряда стран на международные резервы и сокращения глобальных дисбалансов. В этой связи обращает на себя внимание то, что согласно результатам анализа экспертов фонда в большинстве сценариев регулярные распределения СДР не создают инфляционного эффекта.

В ноябре 2010 г. Исполнительный совет завершил пересмотр проводимой раз в пять лет стоимостной оценки СДР. Было решено, что стоимость СДР будет по-прежнему основываться на средневзвешенной стоимости четырех валют –

доллара США, евро, фунта стерлингов и японской иены. Утверждены пересмотренные веса этих валют в корзине СДР. с 1 января 2011 г. они составляют: доллар США – 41,9% (против 44% после пересмотра 2005 г.); евро – 37,4% (против 34%); фунт стерлингов – 11,3% (против 11%); и японская иена – 9,4% (против 11%)2.

Таким образом, произошло некоторое увеличение долей евро и фунта стерлингов за счет соответствующего снижения долей доллара и иены. Это результат изменения удельных весов соответствующих стран в международной торговле (стоимость экспорта товаров и услуг эмитирующего валюту государства или государств, входящих в валютный союз, за пятилетний период) и положения указанных валют в мировой финансовой системе, определяемого величиной резервов в этих валютах, принадлежащих другим государствам – членам МВФ. Следующий пересмотр метода оценки и стоимости СДР будет произведен в 2015 году.[7]

Глава 3. Роль МВФ в мировой экономике

3.1 Роль МВФ в современной валютной системе

МВФ является ведущей организацией в сфере международного сотрудничества в валютной сфере.

Деятельности МВФ так же ставит цель в сохранении стабильности международной валютной системы – системы обменных курсов и международных платежей, позволяющей странам покупать друг у друга товары и услуги. Если в момент учреждения МВФ он рассматривался как элемент послевоенной валютной системы, необходимый для восстановления мировой экономики и роста мирового товарооборота, то в настоящее время Фонд значительно изменил приоритеты своей деятельности. Важнейшей уставной функцией МВФ при его создании была определена финансовая помощь странам-членам в целях ликвидации возникающих дефицитов платёжных балансов. В современных условиях на первый план выдвинулись программы поддержки структурных преобразований отдельных национальных экономик, необходимых для обеспечения устойчивого экономического роста и повышения уровня жизни населения.[8]


Смену приоритетов в деятельности МВФ в значительной мере отражает развитие кредитных механизмов, используемых Фондом. В числе механизмов, введённых МВФ в конце XX – начале XXI века следует отметить так называемые механизмы для государств-членов с низким уровнем доходов. К ним относятся:

1. Механизм финансирования на цели сокращения бедности и содействия экономическому росту (введён в 1999 г.). Механизм представляет собой более долгосрочную помощь в преодолении глубоко укоренившихся проблем платёжного баланса структурного характера и направлен на достижение устойчивого роста, способствующего сокращению бедности.

2. Механизм финансирования для преодоления внешних шоков (введён в 2006 г.). Данный механизм представляет собой краткосрочную помощь на преодоление краткосрочных проблем платёжного баланса, возникших вследствие внешних шоков.

Расширение перечня кредитных механизмов МВФ неизбежно повлекло за собой пересмотр механизма формирования ресурсов Фонда. Так, буквально накануне мирового экономического кризиса, в апреле 2008 г., Исполнительным советом МВФ была принята новая модель доходов с целью перевода финансов МВФ на прочную долгосрочную основу. Центральным компонентом новой модели доходов является прибыль от продажи строго ограниченной части золота, принадлежащего Фонду.

Золото играло центральную роль в международной валютной системе до распада Бреттон-Вудской системы фиксированных валютных курсов в 1970-е годы. С тех пор роль золота как элемента валютной системы постепенно снижается. Тем не менее, оно по-прежнему остаётся важным активом в резервах ряда стран, а МВФ остаётся одним из крупнейших официальных держателей золота в мире. По данным Всемирного совета по золоту, объём золотых резервов МВФ на начало 2011 г. составил 2 827,2 тонн, что соответствует третьему месту в мировом рейтинге. Для сравнения: запасы США составляют 8 133,5 тонн (первое место), Германии – 3 401,8 тонн (второе место). [9]

Существенное влияние на деятельность МВФ оказал глобальный экономический кризис 2008 г. В период, когда влияние кризиса распространилось на торговлю, объёмы производства, занятость в странах-членах, МВФ определил следующие приоритеты своей деятельности:

1. Оздоровление балансов финансового сектора путём рекапитализации банков и очистки их балансов от «плохих» активов.

2. Поддержка денежно-кредитной политики стран-членов в зависимости от оценки внутренних условий.

3. Использование бюджетных источников для стимулирования внутреннего спроса в 2009 и 2010 гг.