Файл: Международный валютный фонд: цели, функции, особенности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.04.2023

Просмотров: 80

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

4. Значительное увеличение международного финансирования по линии МВФ за счёт увеличения кредитного потенциала Фонда до 750 млрд долл. США на основе соглашения со странами Группы «20».[10]

Посткризисное развитие мировой экономики связано, прежде всего, с упреждением новых кризисов и преодолением негативных последствий кризиса 2008 г. При этом роль МВФ как главного института мировой валютной системы сложно переоценить. При подведении уроков кризиса Фондом были определены четыре кардинальных сферы деятельности для предупреждения кризисов в будущем:

1. Совершенствование финансового регулирования и надзора. МВФ не играет ведущей роли в данной области, но проблемы, вызванные деятельностью агентств кредитных рейтингов, негативно отразились на международных финансовых рынках. В связи с этим МВФ рекомендует укреплять инфраструктуру основных финансовых рынков.

2. Адаптация механизмов финансирования к потребностям стран-членов.

3. Усовершенствование надзора со стороны МВФ на двусторонней основе в целях повышения интеграции в области макроэкономики и финансового сектора.

4. Укрепление международного сотрудничества и международного надзора на многосторонней основе, что предполагает более широкое вовлечение стран с формирующимися рынками и стран с низкими доходами в работу организации.

Таким образом, функции МВФ в современной валютной системе не ограничиваются предоставлением ресурсов для уравновешивания платёжных балансов стран-членов. Собственно, сама концепция равновесия платёжного баланса не рассматривается как ключевая цель межгосударственного валютного регулирования. Гораздо важнее создать благоприятные макроэкономические условия для стран-членов МВФ через различные формы поддержки их экономик.

3.2 Особенности взаимоотношений России с МВФ

Когда страна собирается стать участницей МВФ персонал фонда рассчитывает для нее квоту и сравнивает полученный результат с квотами уже состоящих в Фонде стран с похожими экономическими характеристиками. Полученное значение квоты обсуждается комитетом "Участников" Исполнительного совета. После того, как страна собирающаяся вступить в Фонд согласится с условиями договора членства, Исполнительный совет (в полном составе) готовит резолюцию для Совета управляющих. По завершении всех формальных шагов представленная страна приглашается в Вашингтон для подписания Статей Соглашения.


Именно события конца 80-х начала 90-х годов обусловили необходимость вступления Российской Федерации в МВФ, а также обозначили задачи, которые руководство страны пыталось решить сведениям шагом.

В период с 1991 года по 1992 год Россия столкнулась с недоверием со стороны иностранного капитала, что усугубляло кризисную ситуацию, вызванную сменой курса. Стране были необходимы финансовые средства для реализации экономических преобразований эффективного встраивания в систему международных валютно-финансовых, производственных и торговых отношений. В этой связи сотрудничество с МВФ открывало для Российской Федерации возможность установления новых экономических связей с развитыми странами, а также снижения чрезвычайной нагрузки внешнего долга на бюджет страны. В свою очередь МВФ проявлял готовность оказать Российской Федерации финансовую помощь и организационную поддержку.

Предоставляемая МВФ финансовая помощь, по сути, относится к разряду суверенных заимствований (правительственных кредитов). Суверенные заимствования - это крайняя мера, к которой руководство страны прибегает, как правило, лишь в исключительных случаях. Исходная невыгодность суверенных заимствований заключается, прежде всего, в том, что выплата процентов и погашение основной части долга осуществляется из выгод госбюджета, в то время как такие кредиты не производят финансовой нормы прибыли. Кроме того, в качестве непременного условия для получения финансирования. Фонд выдвигает правительству страны-заемщика еще и политические требования. Данное обстоятельство существенно осложняет внутреннюю ситуацию в стране, вынужденной обратиться в МВФ за финансовой поддержкой.

Международный кредитно-финансовый кризис 1997-1999 гг., не обошедший стороной и Российскую Федерацию, показал определенную противоречивость и неоднозначность «рецептов», предлагаемых международными финансовыми организациями вообще, и Международным валютным фондом (МВФ) в частности, для решения насущных экономических проблем в странах, претендовавших, да и претендующих на получение займов со стороны МВФ.

Международный валютный фонд (МВФ), образованный в 1946 году, был результатом Бреттон-Вудской конференции. Союз Советских Социалистических Республик (CCCP) также принимал активное участие в создании МВФ, квота СССР составляла 1 200 млн. дол. при начальном уставном капитале в 8,8 млрд. дол. и являлась третьей после американской и английской, так как рассчитывалась по особой формуле, которая не учитывала ни объема внешней сбыта, ни национального дохода, ни золотовалютных запасов. Однако в конечном итоге учредительные документы Фонда не были подписаны нашей страной. Это произошло, прежде всего, из-за нежелания СССР соблюдать провозглашенный МВФ принцип раскрытия внутристрановой экономической информации, а также по целому ряду других, скорее всего политических причин.


Российская Федерация вступила в Международный валютный фонд (МВФ) в июне 1992 г., и нашу страну представляет отдельный исполнительный директор в Исполнительном совете, что говорит о признании МВФ статуса России как правопреемницы бывшего СССР.

В настоящее время МВФ является официальным кредитором РФ. Заемщиком выступает Правительство РФ или народный банк России. По официальной линии предоставляются также займы региональным администрациям, предприятиям и организациям под гарантии государственных органов и без гарантий (т.е. несуверенные кредиты).

За последние восемь лет Фонд предоставил России целую серию займов, и так как резервная квота была практически сразу же выбрана нашей страной, то в дальнейшем кредитование осуществлялось в рамках различных кредитных механизмов Фонда, в первую очередь механизма кредитования системных преобразований (МКСП). Данный механизм призван обеспечивать оказание помощи государствам-членам, сталкивающимся с трудностями в осуществлении внешних платежей в результате глубоких нарушений традиционных торговых связей и структуры платежей, вызванных переходом от государственной торгово-промышленной деятельности по ценам, не связанным с рынком, к многосторонней сбыту по рыночным ценам.

На данном этапе сотрудничество с МВФ остается одним из важных направлений российской внешнеэкономической политики и непосредственно связано как со специфическими проблемами финансовой деятельности, так и с созданием предпосылок для устойчивого роста в будущем производства в условиях экономики переходного типа. Особенно важны займы Международного валютного фонда (МВФ) для России в нынешней ситуации, ведь сотрудничество с Фондом является гарантией кредитоспособности страны в глазах иностранных инвесторов, чье присутствие жизненно необходимо экономике Российской Федерации. Получение займов поможет Российской Федерации реструктурировать долги Парижскому и Лондонскому клубам. Также немаловажно заметить, что займы МВФ являются наиболее дешевыми и долгосрочными из доступных кредитных ресурсов. Так, для Российской Федерации в 1992-1998 гг. Процентные ставки колебались в пределах 3,68-5,8% годовых, а средняя ставка была 4,69% (* См.: БИКИ. 1999. 25 февраля. № 22 (7912). С. 3). МВФ предоставляет займы на срок от 5 до 10 лет, с льготными периодами, когда не производится выплата основного долга (от 3,3 до 5 лет). 12.10.2000 Россия выплатила Международному валютному фонду (МВФ) очередные $117,7 млн. по ранее полученным займам, что соответствует 89,9 млн. СДР (специальные права заимствования - условная денежная единица, используемая МВФ). Об этом сообщили в мин.фине. Как отметили в министерстве, Россия продолжает в полном объеме и в срок осуществлять платежи Международному валютному фонду (МВФ). До конца текущего года Российской Федерации предстоит осуществить еще восемь платежей (по четыре в ноябре и декабре) на общую сумму около 416 млн. СДР (около $530 млн.). Дата ближайшего платежа в размере 19,5 млн. СДР (около $25 млн. долларов) наступила 2 ноября. В целом, в текущем году объем выплат российской стороны по долгу МВФ составит около $3,6 млрд. Долг Российской Федерации перед МВФ оценивается в размере порядка $12 млрд.


Если говорить о сугубо прикладной стороне вопроса, то тема становится еще более актуальной: нельзя забывать, что в текущем году Российской Федерации предстоит выплатить по своим внешним обязательствам примерно 16 млрд. дол. При определенном развитии событий эта сумма будет близка к 10% ВВП. И это при том, что, как видно из платежного баланса страны, Россия в 1999 г. не смогла консолидировать ресурсы, превышающие 5 млрд. дол. Случаев дефолта по долгам МВФ и всемирному банку среди респектабельных стран еще не было. Дефолт, безусловно, осложнит взаимодействие с любыми международными финансовыми институтами. К тому же, согласно одному из прогнозов Минэкономики РФ, платежный баланс в Российской Федерации невозможно будет свести к положительному сальдо без крупных финансовых вливаний извне еще лет 10-12.

Очень важным моментом в отношениях с Международным валютным фондом (МВФ) является позиция нашей страны в вопросе борьбы с утечкой капитала. МВФ не намерен кредитовать счета российских частных банков в США. Так же нужно обратить внимание на необходимость контроля за входящими и выходящими финансовыми потоками, на необходимость пресечения незаконного вывоза капитала, так как ни о каких иностранных инвестициях не может быть и речи, если даже национальный капитал "бежит" из России. Хотя очевидно, что конъюнктура рынка переменчива и само заявление о задержке очередного транша ссуды способно значительно ухудшить политическую и экономическую ситуацию в Российской Федерации, Международный валютный фонд (МВФ) все же продолжает жестко увязывать выделение займа с активизацией усилий, направленных на борьбу с коррупцией, отмыванием денег, незаконным вывозом капитала, нецелевым использованием средств международных финансовых организаций.[11]

3.3 прогнозы МВФ для будущего мировой экономики и критика действий

Глава Международного валютного фонда Кристин Лагард заявила, что и без того низкий прогноз роста мировой экономики надо снова уменьшить. По ее мнению, главная опасность для ВВП планеты исходит от кризиса еврозоны и растущего американского долга.

Глава МВФ и раньше пессимистически отзывалась о перспективах мирового экономического восстановления. В июле МВФ понизил прогноз глобального роста на 2013 год до 3,9%. Правда, цифра на этот год тогда осталась без изменений — на уровне 3,5%. Теперь решено пересмотреть и ее.


Глава Международного валютного фонда подчеркнула, что главным фактором, влияющим на мировую экономику, стала политика. Инвесторы разочаровались в обещаниях правительств вернуть мировую экономику в правильное русло.

«Мы и далее прогнозируем постепенное восстановление, однако глобальный экономический рост будет немного слабее, чем мы ожидали. Ранее финансовые рынки удалось воодушевить обещаниями правительства ЕС избежать распада союза. Теперь инвесторы ждут от лидеров еврозоны реальных и скоординированных действий. Некоторые меры, которые уже обсуждались, необходимо срочно привести их в действие — в том числе создать Европейский банковский союз», — заявила Кристин Лагард.

Повышение налогов и сокращение государственных расходов в главной экономике мира создают серьезные риски в глобальном масштабе.

Свой вклад в этот парад пессимизма внесла и Всемирная торговая организация. Эксперты ВТО понизили прогноз роста мировой торговли на этот год с 3,7 до 2,5%. Решение было обосновано ощутимым замедлением развития экономики Китая и слишком медленным восстановлением США.

В заявлении организации отмечается, что неразрешенность кризиса еврозоны негативно влияет на торговлю как внутри ЕС, так и с внешними партнерами. Между тем на Евросоюз приходится порядка 60% экспорта из развивающихся стран.

По данным ВТО, в мае-июле у всех крупных экономик мира упал объем торговли. Исключение составляют Турция, где произошел рост экспорта, и Россия, где летом вырос импорт.[12]

МВФ (как и Всемирный банк) часто критикуют различные учёные и политики. Причин находится много, но чаще всего упоминают проамериканский характер действий и неэффективность его рекомендаций для выхода из кризисных ситуаций.

Нужно учитывать, что голоса при принятии решений о действиях Фонда распределяются пропорционально взносам. Для одобрения решений Фонда необходимо 85 % голосов. США обладают около 17 % всех голосов. Этого недостаточно для самостоятельного принятия решения, но позволяет блокировать любое решение Фонда. Сенат США может принять законопроект, запрещающий Международному валютному фонду выполнять определённые действия, например, выделять кредиты странам. Как указывает китайский экономист профессор Ши Цзяньсюнь, перераспределение квот отнюдь не изменяет базовые рамки организации и соотношение сил в ней, доля США остаётся прежней, они обладают правом вето: "Соединенные Штаты, как и раньше, руководят порядком МВФ".