Файл: Выбор стиля руководства в организации.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.04.2023

Просмотров: 91

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Тема «Выбор стиля руководства в организации» выбрана мной по причине актуальности в данное время, а также хочу глубже разобраться во взаимодействии руководителей и подчиненных для эффективного достижения общих целей в совместной трудовой деятельности. Проблема исследования состоит в выявлении значение стиля руководства и поиске рекомендаций по развитию эффективного стиля руководства в организации. Цель исследования: теоретические понятия и разработка рекомендаций по развитию эффективного стиля руководства в организации «Общество с ограниченной ответственностью «Альфа Коммуникации». Предмет исследования: стиль руководства и его значение в кадровом менеджменте организации «Общество с ограниченной ответственностью «Альфа Коммуникации». Задачи исследования:

  1. Рассмотреть теоретические понятия кадрового менеджмента.
  2. Разработать рекомендации по развитию эффективного стиля руководства в организации «Общество с ограниченной ответственностью «Альфа Коммуникации».

Данная тема очень обширная, поэтому в первой главе будут описаны теоретические понятия: управленческие решения, власть, лидерство, конфликты и способы их решения. Во второй – практические исследования, описание объекта, цели и задачи исследования, рекомендации по развитию эффективного стиля руководства.

Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемой литературы.

Глава 1. Теоретическая часть. Понятия: стили руководства, управленческие решения, власть, лидерство, конфликты

Термин «Менеджмент» американского происхождения и не переводится на русский язык дословно. В русском переводе этот термин является аналогом понятия «управление», что не в полной мере соответствует действительности, хотя и отражает общую суть обоих понятий применительно к управлению организацией. Для корректности использования понятий (терминов) «менеджмент» и «управление» в сфере управления следует отразить их содержательные отличия.

Понятие «управление» намного шире. Оно применяется во многих видах человеческой деятельности и в разных ее сферах (управление в неживой природе, биологических системах, управление государством и т. д.), а также применительно к органам управления.

Термин «менеджмент» применяется лишь к управлению социально-экономическими процессами на уровне предприятия, корпорации, действующими в рыночных условиях, хотя в последнее время его стали употреблять и в отношении непредпринимательских организаций.


В англоязычных и других рыночно ориентированных странах термин «менеджмент» употребляется в различных значениях, но всегда применительно к управлению хозяйственной деятельностью, тогда как для других значений используются другие понятия [1, стр. 5]

Современный финансово-экономический кризис, обострение внешнеполитической ситуации, введение санкций множеством стран в отношении России, а также ряд иных факторов внешней среды, негативно сказывающихся на деятельности современных российских предприятий малого, среднего и крупного бизнеса, выдвигают новые требования к системе управления. В складывающихся условиях в большинстве отраслей и секторов российской экономики наблюдаются системные и структурные кризисы. Кризисные процессы происходят на фоне роста инфляции, снижения и переориентации спроса, роста конкуренции на рынке со стороны зарубежных производителей, неэффективной работы финансово-экономических институтов, дефицита квалифицированных менеджеров, что способствует резкому увеличению количества неэффективных и убыточных предприятий.

В силу нарастающего кризиса неплатежей, сокращения объёмов и ужесточения условий кредитования, а также особенностей российского законодательства большинство российских компаний постоянно находятся в зоне риска. Сложившаяся негативная динамика свидетельствует о том, что существующая система управления предприятием в изменившихся экономических условиях не соответствует ситуации и малоэффективна.

В связи с этим появляется необходимость разработки новых механизмов и методов управления, более совершенных, адекватных современным экономическим условиям. Предприятиям, функционирующим в рыночной экономике, необходима новая система методов предварительной диагностики, защиты от кризисных явлений, оздоровления.

Предприятия должны уметь эффективно реагировать на ранние и слабые негативные сигналы, заранее разработать для этого регламент реагирования. Аналитики же должны уметь не только обнаружить первые негативные сигналы, но и вовремя предложить компенсирующие меры. Российский опыт показывает, что запаздывание с принятием и реализацией управленческих решений является существенным фактором, повышающим риск банкротства предприятий. Особенно опасен стратегический кризис. Предприятия его могут не ощущать. Если реализация стратегических задач идёт неудовлетворительно, слабеют позиции в конкурентной борьбе, то менеджмент организации должен немедленно принимать долгосрочные меры, такие как поиск новых рынков, внедрение технологических инноваций, привлечение инвестиций и т.д. В противном потери могут быть значительно больше, вплоть до банкротства.


В такого рода ситуации оказываются многие успешные российские предприятия, которые в период своего быстрого экономического подъёма зачастую не уделяют должного внимания контролю и согласованию финансовых потоков в рамках выбранной стратегии развития по причине быстрого роста и достаточно больших объёмов денежных поступлений. Не на первом месте в финансово аналитической работе стоит и анализ перспектив. Отсутствие на предприятии перспективных разработок, недостаточное внимание к ним, уже сами по себе являются показателем слабости предприятия и возможного кризиса в ближайшем будущем. В итоге успешные сегодня предприятия, завтра приходят к банкротству.

Стили руководства

Эффективное управление возможно только в случае всестороннего анализа проблем как внутренней, так и внешней среды организации, их комплексного решения в интересах всех участников экономических отношений [3, стр. 5, 6].

У слова руководство есть два значения: первое – это направленная деятельность, управление руководителя организацией или группой людей; второе – документ, помогающий пользователю разобраться с чем-то (руководство пользования техникой, руководство по написанию курсовой работы). В данной работе интересует первое значение.

Под стилем управления понимается привычная манера поведения руководителя по отношению к подчиненным, позволяющая влиять на них с помощью конкретных способов и заставлять делать то, что в данный момент необходимо.

Понятие стилей руководства (или стилей лидерства) было введено немецким психологом Куртом Левиным [2, стр. 247]. Он же сформулировал три основных стиля. Каждый из них отличается рядом поведенческих признаков и использует различные методы управления.

Авторитарный - характеризуется жестким управлением, единоличным принятием руководителем всевозможных решений в коллективе, навязыванием своего мнения, слабым интересом к работнику как личности, непринятием неформальных отношений с подчиненными, непринятием критики, мотивирование с помощью наказаний.

Демократический - в противоположность авторитарному широко использует коллективное обсуждение при принятии решений, дает возможность руководителю поддерживать с подчиненными дружеские формальные и доверительные неформальные отношения, руководитель поощряет самостоятельность, поддерживает нововведения, использует поощрения.


Либеральный – опирается на минимальное вмешательство руководителя в дела подчиненных, руководитель ставит задачи, создает благоприятные условия для работы, оставляя за собой функцию оценивания конечных результатов, демонстрирует отстраненность от решения управленческих задач и в этом смысле является пассивным.

Существует идея «двумерного» стиля управления, так называемая управленческая решетка. В ее основе есть два подхода, один ориентируется на создание в коллективе благоприятного морально-психологического климата, налаживание человеческих отношений, другой – на создание надлежащих организационных и технических условий.

Можно выделить три типа управления в организации в зависимости от роли в принятии решений субъекта управления (управляющего) и объекта управления (подчиненного):

1) жесткое, или программное, управление;

2) регулирование поведения управляемого объекта;

3) самоуправление [4, стр. 15, 16].

Виктор Врумм и Филипп Йеттон считают, что существует пять стилей руководства.

  1. Руководитель самостоятельно принимает решения на основе, имеющейся у него информации, не ставя в известность сотрудников.
  2. Руководитель сообщает подчиненным суть проблемы, решение оставляет за собой, сотрудники не принимают никакого участия.
  3. Руководитель излагает проблему подчиненным, выслушивает высказанные ими мнения и с их учетом принимает собственное решение.
  4. Руководитель совместно с подчиненными обсуждает проблему и в результате вырабатывается общее мнение, либо руководитель сам принимает решение.
  5. Групповой (коллективный), группа сама выбирает наиболее подходящее решение проблемы, или принимает лучшее, независимо от того, кто его автор.

Процесс управления предполагает наличие управляемого объекта и субъекта (управленческого органа). Это значит, что любая организация представляет собой единство двух подсистем управления: управляемой и управляющей. В обоих случаях отношения между управляемой и управляющей подсистемами – это взаимоотношение людей [1, стр. 15].

Управление — выполнение функций управления (планирование, координация, мотивация и контроль) для воздействия на объект управления в целях субъекта. Под планированием понимают постановку целей работ организации и определение путей их достижения. Координация включает в себя распределение полномочий и ответственности, а также функциональных областей деятельности между участниками организации. Мотивация — это побуждение себя и других на достижение целей организации. Контроль подразумевает сравнение текущего состояния дел с целями организации и ликвидацию отклонений.


В связи с данным определением возникает сразу несколько важных для понимания управления замечаний:

1. Не бывает бесцельного управления, всегда управленческое действие, управленческое решение преследует собой какую-либо цель, более или менее значимую.

2. Всегда в процессе управления есть две стороны: субъект, который управляет, и объект, который исполняет принятое решение. В качестве субъекта могут выступать отдельные лица (директор, начальник участка, руководитель проекта), группы лиц (совет директоров, коллегия) и даже организации (министерство). Субъект управления также разнообразен в зависимости от ситуации: рабочий, творческая группа, группа предприятий и т. д.

3. Выделяют четыре крупных функции управления: специфические виды управленческих работ, которые каждый менеджер выполняет независимо от своей должности и размера организации: планирование, координация, мотивация и контроль [4, стр. 14, 15].

Следует отметить, что в процессе применения современных механизмов и моделей управления предприятием большое внимание должно уделяться их

Эффективности [3, стр. 8].

Универсального стиля управления нет. Каждый руководитель выбирает поведение согласно своему темпераменту, личностных качеств, своему отношению к каждому из работников, атмосфере в коллективе и позиции фирмы на рынке. В следующей главе как раз будет рассмотрена тема власти, которая тоже играет большую роль в выборе стиля управления руководством.

Использование власти и влияния в реализации управленческих решений

Власть – это возможность влиять на поведение других, оказывая на них влияние, то есть воздействие, изменяющее поведение в нужную для организации сторону и побуждающее более эффективно работать (Веснин, 2004). Основной постулат власти – зависимость, то есть, проявление власти возможно тогда, когда люди осознают эту зависимость [, стр. 229].

Власть (англ. рower) – это возможность влиять на поведение других, рас-

поряжаться ресурсами и т. д. Власть может относиться к индивиду, группе, организации в целом [3, стр. 225].

Использование власти в процессе принятия управленческих решений связано с наличием способности и возможности оказывать влияние на поведение других людей. Рассмотрим связанные с этим понятия: