Файл: Понятие правонарушения.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.04.2023

Просмотров: 129

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Объективную сторону образуют все те составные части противоправного деяния, которые характеризуют его с внешней стороны, с точки зрения его объективного проявления. Объективная сторона включает в себя само противоправное деяние, причиненный им вред и необходимую причинную связь между противоправным деянием и причиненным вредом.

Объективная сторона правонарушения – это характеристика самого деяния (действие или бездействие) и последствий этого деяния, т.е. причинённый преступлением ущерб, а также некоторые другие признаки: место, время, способ, средства, обстановка и др. характеризующие внешнюю сторону преступления.[11]

Деяние - это акт человеческого поведения, выраженный в активном действии или пассивном бездействии. Для ряда составов характерно то, что достаточно совершения противоправного деяния, даже в случае, если оно не повлекло вредных последствий. Например, хранение огнестрельного оружия без соответствующего разрешения, превышение водителем установленной скорости движения, нарушение правил охраны труда. В таких случаях речь о причиненном вреде и причинной связи между ним и противоправным деянием не ведется.[12] Например, «большинство административных правонарушений содержит лишь возможность наступления вредных последствий, так как многие административные проступки являются нарушениями различных общеобязательных правил (санитарных, противопожарных, ветеринарных и других), установленных в целях профилактики, недопущения вредных последствий. Поэтому нарушение или несоблюдение этих правил влечет административную ответственность даже тогда, когда нет конкретных вредных последствий».[13]

Противоправное действие может выражаться в форме физического воздействия на людей, животных, предметы материального мира, либо в письменной форме, или в устной (словесной) форме, или осуществляется с помощью жестов (так называемые конклюдентные действия).[14]

В.И. Гойман выделяет «вербальную активность» как отдельный компонент объективной стороны наряду с действием и бездействием.[15] Что по моему мнению, неверно, так как вербальную активность следует включать в действие. Бездействием правонарушение выражается в случае, когда на лице, либо организации лежала обязанность, которая была предусмотрена тем или иным нормативным актом либо заключенным договором, и это физическое или юридическое лицо данную обязанность не выполнило. Например, врач не оказал помощь больному и т.д. За бездействие виновный несет ответственность только при условии, что он имел возможность выполнить обязанность.


Правонарушения, для составов которых обязательно наступление вредных последствий, предполагают наличие причиненной связи между противоправным деянием и наступившим вредом. Например, невыполнение или ненадлежаще выполнение профессиональных обязанностей медицинским или фармацевтическим работником, повлекшее заражение лица заболеванием СПИД и т.п.

В законодательстве не разрешаются вопросы причинной связи, однако теория права и судебная практика уделяют им значительное внимание. Если отсутствует причинная связь, то теряется объективная связь между деянием и наступившими вредными последствиями.

Связи между различными явлениями социальной действительности могут быть как необходимыми, так и случайными. Правонарушитель, совершая противоправное деяние, должен осознавать его общественно опасный характер и предполагать возможность наступления вредных последствий.

Следовательно, связь между поведением правонарушителя и наступившими последствиями должна быть не случайной, а необходимой, закономерно вытекающей из противоправного поведения.

Правоприменитель, вынося решение по делу, должен установить характер всех этих связей, всесторонне анализируя фактические обстоятельства правонарушения. Иногда эта деятельность представляет довольно сложную проблему.

Своим волевым противоправным поведением правонарушитель причиняет вред личным, коллективным, государственным или общественным интересам. Этот вред может иметь как имущественный характер (хищение, уничтожение имущества, упущенная выгода), так и неимущественный (причинение телесных повреждений, клевета, утрата возможности осуществить право).

Следует отметить, что противоправное деяние не всегда приводит к причинению вредных последствий. Оно может быть связано с созданием опасности причинения того или иного непосредственного вреда. К числу таких деяний можно отнести многие экологические правонарушения, нарушения должностными лицами техники безопасности, противопожарных правил и др.

Для квалификации того или иного противоправного поведения как правонарушения необходимо установить прямую причинную связь между деянием правонарушителя и общественно вредными последствиями, наступившими в результате совершения этого деяния.

2.3. Субъект правонарушения.

Субъектом правонарушения признается достигшее определенного возраста дееспособное, вменяемое лицо, а также социальная организация, совершившее противоправное деяние. Отсюда – не являются субъекта­ми правонарушения, а, следовательно, не привлекаются к юридической ответственности малолетние и лица, признанные судом недееспособными (в гражданском праве) и невменяе­мыми (в уголовном праве). Вменяемость – психическое состо­яние лица, при котором он способен сознавать характер и об­щественную опасность совершаемых им юридических деяний, руководить ими. Критерий вменяемости (медико-юридический критерий) характеризует наличие (или отсутствие) в момент со­вершения общественно опасного деяния хронического психическо­го расстройства, слабоумия либо иного болезненного состояния психики. Лицо, признанное невменяемым, не подлежит уго­ловной ответственности, а подвергается принудительному ле­чению. Подлежит уголовной ответственности (согласно ст. 22 УК РФ) лицо вменяемое, которое во время совершения пре­ступления в силу психического расстройства не могло в пол­ной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими. Кроме указанного критерия дееспособности в юриспру­денции используется социально-юридический критерий: воз­раст лица либо статус юридического лица. В уголовном праве по общему правилу уголовная ответственность наступает с 16 лет, а по ряду отдельных преступлений (убийство, похище­ние человека, изнасилование и др.) – с 14 лет.[16] В админист­ративном, трудовом и других отраслях права субъектами пра­вонарушений, как правило, считаются лица, достигшие 16 лет. Гражданское законодательство устанавливает ответствен­ность в полном объеме с 18 лет, а частично – с 14 лет. При гражданско-правовых проступках, если они совершаются ма­лолетними или недееспособными лицами, имущественную от­ветственность несут родители или опекуны, если не докажут, что вред возник не по их вине.


Субъектами правонарушений могут быть как физические лица, так и коллективные образования. Причем в уголовном праве – это индивиды, в гражданском праве – как физиче­ские, так и юридические лица. Уголовное и административное право, в связи с необходимостью индивидуализации ответственности и наказания, признает только индивидуального правонарушителя. Однако косвенно через институт соучастия изучаются и коллективные субъекты (банда, мафиозная группа).

Однако сле­дует подчеркнуть, что законодательство об административной ответственности юридических лиц в единую систему пока не сложилось, поэтому данная проблема еще требует серьезной научной и законодательной проработки. Вопрос о дисципли­нарной ответственности органов и организаций также являет­ся дискуссионным. Но его постановка обоснованна, ибо преду­сматривается отставка органов исполнительной власти, прекращение незаконной деятельности общественных объедине­нии и т. п. Природа этих мер не определена в законодатель­стве.

2.4. Субъективная сторона правонарушения

Субъективная сторона правонарушения. Получив возможность правильно ориентироваться в окружающей действительности, человек осознанно оценивает и направляет свою деятельность. В его социально значимых поступках проявляется индивидуальная воля, направленная на достижение тех или иных целей. При этом, преступая закон, нарушая его предписания, индивид должен осознавать, что своим поведением приносит вред государству или личности, пренебрегает общественными интересами, т.е. совершает виновное, противоправное деяние. В противном случае его действия можно приравнять к стихийным, разрушительным силам природы, которые, несмотря на значительный вред, нельзя оценивать с позиций права.

Таким образом, с субъективной стороны всякое правонарушение характеризуется наличием вины, т.е. психическим отношением лица к содеянному. Степень этой вины наряду с мотивом и целью правонарушения устанавливается правоприменительными органами на основе конкретных материалов дела и зависит от характера оценки правонарушителем своих действий и предвидения общественно опасных последствий своего поведения.

Различают две основные формы вины: умысел и неосторожность. Причем умысел бывает прямой и косвенный (эвентуальный).

Прямой умысел имеет место в том случае, если лицо его совершившее, сознавало общественно опасные последствия и желало наступления этих последствий. При косвенном или эвентуальном умысле, лицо сознавало общественно вредный или опасный характер своего деяния, предвидело его общественно вредные последствия, сознательно допускало наступления этих последствий, хотя и не желало этого.


Правонарушение признается совершенным по неосторожности, если «лицо, его допустившее осознавало общественно вредный или опасный характер своего деяния, предвидел общественно вредные и опасные последствия, но легкомысленно рассчитывало на их предотвращение (вид вины - легкомыслие) либо не предвидело возможности наступления таких последствий , хотя должно было и могло их предвидеть (вид вины - небрежность)».[17]

Неосторожность тоже бывает двух видов: самонадеянность и небрежность.

Самонадеянность (легкомыслие) состоит в предвидении правонарушителем возможности наступления общественно опасных последствий своего деяния, соединенном с легкомысленным расчетом на их предотвращение.

Небрежность выражается в непредвидении правонарушителем возможности наступления общественно опасных последствий своего действия или бездействия, хотя по обстоятельствам дела он мог и должен был их предвидеть.

Эмоции обычно не включаются в субъективную сторону правонарушения. Объясняется это тем, что роль эмоций при совершении правонарушения ограничивается их влиянием на формирование побуждений или мотивов совершения правонарушений. Характер эмоций позволяет глубже уяснить мотивы, а тем самым и конкретное содержание умысла виновного. Только в отдельных случаях эмоциональная сторона деяния, характер эмоций применяется для построения составов со смягчающими обстоятельствами. К таким составам относятся умышленное убийство и умышленное тяжкое или менее тяжкое телесное повреждение, совершенные в состоянии аффекта.[18]

ГЛАВА 3. ВИДЫ ПРАВОНАРУШЕНИЯ

Правонарушения классифицируются по разным основаниям: в зависимости от характера правонарушений, степени их вредности и опасности для общественных отношений, а также от характера применяемых санкций за их совершение. Согласно данному критерию все правонарушения делятся на преступления и проступки. Определяя степень общественной опасности, используют следующие критерии:

1) Значимость регулируемого правом общественного отношения, ставшего объектом противоправного посягательства. Объектами преступных посягательств, как правило, являются наиболее важные общественные отношения, интересы и блага (жизнь и здоровье человека, его честь и достоинство, безопасность государства, собственность и др.). Посягательства в сферах трудовых отношений, охраны природной среды и некоторых других, считаются менее значимыми, и, следовательно, признаются проступками, а не преступлениями.


2) Размер причиненного ущерба. Если этот ущерб значителен, то законодательство признает деяние преступлением, иначе – проступком.

3) Способ, время и мотив совершения правонарушения. Неисполнение приказа военнослужащим, например, может быть признано дисциплинарным проступком, но то же деяние, совершенное группой лиц, группой лиц по предварительному сговору ни организованной группой, а равно повлекшее тяжкие последствия, наказывается лишением свободы на срок до пяти лет.[19] Нарушение правил рыболовства (в том числе и незаконная добыча рыбы) — это административный проступок. Та же незаконная добыча рыбы, но совершенная в местах нереста или на миграционных путях к ним, уже квалифицируется по ст. 256 УК РФ как преступление.

Распространенность определенного вида проступков также резко повышает их общественную опасность и может приводить к законодательному «переводу» проступка в разряд преступлений, а Уголовный кодекс пополнится в этом случае новым составом преступления.

4) Личность правонарушителя. Проступки, в отличие от преступлений, не выражают общественной опасности самой личности. Но личность, неоднократно нарушающая юридические нормы, становится общественно опасной, и ее последующие правонарушения расцениваются уже не как проступки, а как преступления. Так, разовые уклонения родителя от уплаты по решению суда средств на содержание несовершеннолетних детей, а равно нетрудоспособных детей, достигших восемнадцатилетнего возраста, — это гражданско-правовые проступки. Злостное же уклонение родителя от уплаты таких сумм признается законом преступлением и влечет уголовную ответственность.[20]

На общественную опасность личности указывают также неснятая и непогашенная судимость, состояние алкогольного или наркотического опьянения, особо активная роль в совершении преступления и т.д.

Преступлениями называются запрещенные уголовным законом общественно опасные, виновные деяния, наносящие существенный вред общественным отношениям и сложившемуся в обществе порядку. За любые преступления применяются наиболее строгие меры государственного принуждения – уголовно-правовые санкции, устанавливающие значительные ограничения на поведение и правовой статус лиц, виновных в их совершении. Преступление – это наиболее тяжкий вид правонарушения.[21]

По своему характеру преступления всегда являются уголовными правонарушениями. Государственно - правовая теория и практика большинства стран исходят из того, что за пределами противоправных деяний, предусмотренных уголовным законодательством, правонарушений, квалифицируемых как преступления, нет и не может быть.