Файл: Органы государственного управления.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.04.2023

Просмотров: 318

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Система органов власти – важнейшее звено организации государственной власти, через которую государство непосредственно осуществляет свои функции. Наличие органов государственной власти определено Конституцией. В плоскости государственных полномочий устроено большое количество других органов, которые строятся по горизонтали и вертикали. Эти органы отражают уровень соподчиненности. Весь комплекс этих органов и государственных учреждений составляет государственный механизм. Он должен функционировать как одна большая и эффективная система власти государства.

Органы государственной власти - важнейшая часть этого механизма. Они определяют, в первую очередь, организаторскую функцию государства в социальном обществе. По этой причине органы государственной власти имеют задачи и цели, которые включают функции государства.

Органы государственной власти создаются только государством и действует от имени государства. Непосредственно государство организует порядок работы и функционирования органов государственной власти. Государство наделяет органы государственной власти рядом определенных полномочий, за который они не должны выходить, устанавливает их права и обязанности и объем ответственности в случае их нарушения.

У каждого органа государственной власти есть своя отличительная структура и объем полномочий, которые отличают его от других органов государственной власти, но все они вместе выступают как единый целый механизм, как единая государственная власть, которая осуществляет функции государства.

Можно прийти к выводу, что орган государственной власти - это составная, относительно самостоятельная часть государственного механизма, которая участвует в выполнении государством своих функций. Орган государственной власти действует от имени государства и имеет государственно-властные полномочия, имеет отличительную от всех других структуру и компетенцию и применяет присущие ей организационно-правовые формы деятельности.

Цель курсовой работы – изучить теоретические основы понятия органов государственной власти и раскрыть правовую сущность этого

Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:

  • рассмотреть сущность органов государственной власти;
  • проанализировать систему органов государственной власти в РФ;
  • изучить основные классификации органов государственной власти;
  • охарактеризовать Президента РФ как главу государства;
  • выяснить особенности взаимодействия органов государственной власти с органами местного самоуправления.

Предмет исследования – государственное управление в РФ.

Объект исследование – органы государственной власти.

Информационной базой курсовой работы явилась нормативная, законодательная, учебно-методическая и монографическая литература, ресурсы информационной сети «Интернет».

Данная курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.

ГЛАВА I. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ
 

1.1. Органы государственной власти: понятие, правовой статус, основные характеристики


Функционирование государства осуществляется непосредственно через органы государственной власти.

Орган государственной власти является звеном государственного аппарат, который участвует в реализации государственных функций и который наделен властными правами в этой области.

Сущность понятия органа государственной власти включает в себя следующие признаки:

1) орган создается и действует от имени государства;

2) действует на основе федеральных законов и других нормативных правовых актов;

3) выполняет определенные задачи и функции;

4) имеет собственную компетенцию;

5) владеет организационной обособленностью и самостоятельностью;

6) наделен властными полномочиями, т. е. его решения принимаются от имени государства, носят обязательный характер.

Только в случае совокупности всех признаков можно говорить об отнесении того или иного учреждения к органам государственного управления. Конечно, не каждое государственное учреждение или организация может считаться органом государственной власти, а только то, которое включает все вышеописанные признаки.

Система органов государственной власти состоит из тех, которые определены Конституцией РФ, и тех, создание которых обусловлено функциями и полномочиями конституционных органов. Система органов государственной власти многосложна, состоит из разнообразных, иерархически соподчиненных звеньев.


В зависимости от критерия органы государственной власти классифицируются на различные виды.

Государственные органы РФ действуют на основе Конституции РФ и принципов, в ней заложенных.

Конституционные принципы построения и деятельности органов государственной власти – это закрепленные в Конституции РФ исходные начала, лежащие в основе функционирования этих органов.

Такими принципами выступают[1]:

1) приоритет прав и свобод человека и гражданина (ст. 2, 7 Конституции РФ);

2) народовластие (ст. 3 Конституции РФ);

3) федерализм (ст. 5 Конституции РФ);

4) разделение властей (ст. 10, 11 Конституции РФ);

5) законность (ст. 15 Конституции РФ);

6) светскость (ст. 14 Конституции РФ).

Органы государственной власти п своей реализации функций руководствуются принципом приоритета прав и свобод человека и гражданина. Государства принимают меры по соблюдению и охране обще гуманистических стандартов и прав личности. Государство призвано обеспечивать достойную жизнь и развитие гражданина в своей стране.

Принцип народовластия означает, что верховной властью в стране наделяются органы, которым народ вручает соответствующие полномочия, на им же определенных условиях.

Принцип федерализма выражается в единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и ее субъектов, а также в том, что во взаимоотношениях с федеральными органами все субъекты Федерации равноправны между собой.

Принцип разделения властей предполагает, что основным функциям государственной власти соответствуют определенные органы государства. С целью предотвращения злоупотребления все ветви государственной власти должны быть независимыми, самостоятельными и взаимно уравновешенными.

Разделение властей действует как по горизонтали (Федеральное Собрание РФ – Правительство РФ – судебные органы РФ – прокуратура), так и по вертикали (федеральные органы власти – органы государственной власти субъектов Федерации).

Принцип законности означает обязательность соблюдения всеми государственными органами Конституции РФ, законов и подзаконных актов. Он также предполагает, что законы и иные нормативные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны противоречить Конституции РФ, а законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ не могут противоречить федеральным законам, принятым в пределах компетенции РФ и совместной компетенции РФ и ее субъектов.


Принцип светскости означает взаимное невмешательство как государства и его органов в дела церкви, так и религиозных организаций в государственные дела[2].

Конституционные принципы создания и деятельности системы органов государственной власти закрепляются в гл. 1 Конституции РФ «Основы конституционного строя», которая может быть изменена только путем принятия новой Конституции РФ. Поэтому указанные принципы являются неизменными и определяющими деятельность как федеральных органов власти, так и органов власти субъектов РФ.

1.2. Классификация органов государственной власти и их компетенции

Органы государственной власти имеют несколько классификаций.

Так, по уровню деятельности различают федеральные органы и органы субъектов Федерации.

Система органов государственного управления (на федеральном уровне) включает в себя[3]:

  • Президента Российской Федерации;
  • Федеральное собрание Российской Федерации;
  • Правительство Российской Федерации;
  • Конституционный суд Российской Федерации;
  • Верховный суд Российской Федерации;
  • Высший Арбитражный суд Российской Федерации;
  • федеральные органы исполнительной власти;
  • суды РФ.

По характеру выполняемых задач органы государства подразделяются на четыре вида:

1) органы законодательной власти, избираемые населением, обладающие исключительным правом на принятие законодательных актов;

2) органы исполнительной власти, основная форма деятельности которых – исполнительно-распорядительная;

3) органы судебной власти, осуществляющие правосудие и уполномоченные применять государственное принуждение;

4) органы контрольной власти, деятельность которых состоит в проверке соответствия актов и действий государственных и иных органов, их должностных лиц:

а) постоянные, которые создаются без ограничения срока действия;

б) временные, которые создаются на определенный срок.

В зависимости от правовой основы образования можно различать государственные органы, создаваемые на базе[4]:

1) Конституции РФ;

2) федеральных конституционных законов, федеральных законов;

3) указов Президента РФ;


4) постановлений Правительства РФ;

5) законодательных актов субъектов РФ.

Органы государства различаются между собой и тем, что одни из них – коллективные образования, другие – представлены одним лицом. По общему правилу орган государства состоит из коллектива государственных служащих. Например, Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ, Верховный Суд РФ. Однако в отдельных случаях орган государства может воплощаться в одном лице, занимающем государственную должность. Например, Президент РФ, Президент республики в составе РФ, Генеральный прокурор РФ.

Своего рода обобщающим основанием классификации государственных органов является их место, роль, функциональное назначение в структуре механизма государства.

ГЛАВА 2. СИСТЕМА ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

2.1 Институт Президента РФ: статус, полномочия, ответственность

Согласно Конституции Российской Федерации, главой государства и гарантом прав и свобод гражданина является Президент. Именно он является гарантом прав и свобод гражданина Российскую Федерацию и представляет страну в международном сообществе; определяет основные направления внутренней и внешней политики государства; назначает и отзывает после консультаций с соответствующими комитетами или комиссиями палат Федерального Собрания дипломатических представителей РФ в иностранных государствах и международных организациях; осуществляя руководство внешней политикой страны, ведет переговоры и подписывает международные договоры РФ, ратификационные грамоты; принимает верительные и отзывные грамоты аккредитуемых при нем дипломатических представителей, а также реализует многие другие полномочия, присущие главе государства.

Прерогативы Президента РФ как гаранта Конституции РФ направлены, прежде всего, на обеспечение согласованного функционирования и взаимодействия органов всех ветвей государственной власти, т. е. в конечном счете на достижение гарантированного ст. 5 Конституции РФ единства системы государственной власти. В этой связи Президент наделен полномочиями распускать Государственную Думу в случаях и в порядке, предусмотренных Конституцией; назначать референдум в порядке, установленном федеральным конституционным законом; подписывать и обнародовать принятые Федеральным Собранием законы; представлять Государственной Думе кандидатуры на должность председателя Центрального банка России, а также ставить перед ней вопрос об освобождении его от должности; представлять Совету Федерации кандидатуры для назначения на должности судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, а также кандидатуру Генерального прокурора РФ и вносить предложения в Совет Федерации об освобождении Генерального прокурора от должности; назначать судей других федеральных судов[5].