Добавлен: 22.04.2023
Просмотров: 318
Скачиваний: 4
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА I. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ
1.1. Органы государственной власти: понятие, правовой статус, основные характеристики
1.2. Классификация органов государственной власти и их компетенции
ГЛАВА 2. СИСТЕМА ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2.1 Институт Президента РФ: статус, полномочия, ответственность
2.2 Администрация Президента РФ
ГЛАВА 3. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Система органов власти – важнейшее звено организации государственной власти, через которую государство непосредственно осуществляет свои функции. Наличие органов государственной власти определено Конституцией. В плоскости государственных полномочий устроено большое количество других органов, которые строятся по горизонтали и вертикали. Эти органы отражают уровень соподчиненности. Весь комплекс этих органов и государственных учреждений составляет государственный механизм. Он должен функционировать как одна большая и эффективная система власти государства.
Органы государственной власти - важнейшая часть этого механизма. Они определяют, в первую очередь, организаторскую функцию государства в социальном обществе. По этой причине органы государственной власти имеют задачи и цели, которые включают функции государства.
Органы государственной власти создаются только государством и действует от имени государства. Непосредственно государство организует порядок работы и функционирования органов государственной власти. Государство наделяет органы государственной власти рядом определенных полномочий, за который они не должны выходить, устанавливает их права и обязанности и объем ответственности в случае их нарушения.
У каждого органа государственной власти есть своя отличительная структура и объем полномочий, которые отличают его от других органов государственной власти, но все они вместе выступают как единый целый механизм, как единая государственная власть, которая осуществляет функции государства.
Можно прийти к выводу, что орган государственной власти - это составная, относительно самостоятельная часть государственного механизма, которая участвует в выполнении государством своих функций. Орган государственной власти действует от имени государства и имеет государственно-властные полномочия, имеет отличительную от всех других структуру и компетенцию и применяет присущие ей организационно-правовые формы деятельности.
Цель курсовой работы – изучить теоретические основы понятия органов государственной власти и раскрыть правовую сущность этого
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
- рассмотреть сущность органов государственной власти;
- проанализировать систему органов государственной власти в РФ;
- изучить основные классификации органов государственной власти;
- охарактеризовать Президента РФ как главу государства;
- выяснить особенности взаимодействия органов государственной власти с органами местного самоуправления.
Предмет исследования – государственное управление в РФ.
Объект исследование – органы государственной власти.
Информационной базой курсовой работы явилась нормативная, законодательная, учебно-методическая и монографическая литература, ресурсы информационной сети «Интернет».
Данная курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.
ГЛАВА I. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ
1.1. Органы государственной власти: понятие, правовой статус, основные характеристики
Функционирование государства осуществляется непосредственно через органы государственной власти.
Орган государственной власти является звеном государственного аппарат, который участвует в реализации государственных функций и который наделен властными правами в этой области.
Сущность понятия органа государственной власти включает в себя следующие признаки:
1) орган создается и действует от имени государства;
2) действует на основе федеральных законов и других нормативных правовых актов;
3) выполняет определенные задачи и функции;
4) имеет собственную компетенцию;
5) владеет организационной обособленностью и самостоятельностью;
6) наделен властными полномочиями, т. е. его решения принимаются от имени государства, носят обязательный характер.
Только в случае совокупности всех признаков можно говорить об отнесении того или иного учреждения к органам государственного управления. Конечно, не каждое государственное учреждение или организация может считаться органом государственной власти, а только то, которое включает все вышеописанные признаки.
Система органов государственной власти состоит из тех, которые определены Конституцией РФ, и тех, создание которых обусловлено функциями и полномочиями конституционных органов. Система органов государственной власти многосложна, состоит из разнообразных, иерархически соподчиненных звеньев.
В зависимости от критерия органы государственной власти классифицируются на различные виды.
Государственные органы РФ действуют на основе Конституции РФ и принципов, в ней заложенных.
Конституционные принципы построения и деятельности органов государственной власти – это закрепленные в Конституции РФ исходные начала, лежащие в основе функционирования этих органов.
Такими принципами выступают[1]:
1) приоритет прав и свобод человека и гражданина (ст. 2, 7 Конституции РФ);
2) народовластие (ст. 3 Конституции РФ);
3) федерализм (ст. 5 Конституции РФ);
4) разделение властей (ст. 10, 11 Конституции РФ);
5) законность (ст. 15 Конституции РФ);
6) светскость (ст. 14 Конституции РФ).
Органы государственной власти п своей реализации функций руководствуются принципом приоритета прав и свобод человека и гражданина. Государства принимают меры по соблюдению и охране обще гуманистических стандартов и прав личности. Государство призвано обеспечивать достойную жизнь и развитие гражданина в своей стране.
Принцип народовластия означает, что верховной властью в стране наделяются органы, которым народ вручает соответствующие полномочия, на им же определенных условиях.
Принцип федерализма выражается в единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и ее субъектов, а также в том, что во взаимоотношениях с федеральными органами все субъекты Федерации равноправны между собой.
Принцип разделения властей предполагает, что основным функциям государственной власти соответствуют определенные органы государства. С целью предотвращения злоупотребления все ветви государственной власти должны быть независимыми, самостоятельными и взаимно уравновешенными.
Разделение властей действует как по горизонтали (Федеральное Собрание РФ – Правительство РФ – судебные органы РФ – прокуратура), так и по вертикали (федеральные органы власти – органы государственной власти субъектов Федерации).
Принцип законности означает обязательность соблюдения всеми государственными органами Конституции РФ, законов и подзаконных актов. Он также предполагает, что законы и иные нормативные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны противоречить Конституции РФ, а законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ не могут противоречить федеральным законам, принятым в пределах компетенции РФ и совместной компетенции РФ и ее субъектов.
Принцип светскости означает взаимное невмешательство как государства и его органов в дела церкви, так и религиозных организаций в государственные дела[2].
Конституционные принципы создания и деятельности системы органов государственной власти закрепляются в гл. 1 Конституции РФ «Основы конституционного строя», которая может быть изменена только путем принятия новой Конституции РФ. Поэтому указанные принципы являются неизменными и определяющими деятельность как федеральных органов власти, так и органов власти субъектов РФ.
1.2. Классификация органов государственной власти и их компетенции
Органы государственной власти имеют несколько классификаций.
Так, по уровню деятельности различают федеральные органы и органы субъектов Федерации.
Система органов государственного управления (на федеральном уровне) включает в себя[3]:
- Президента Российской Федерации;
- Федеральное собрание Российской Федерации;
- Правительство Российской Федерации;
- Конституционный суд Российской Федерации;
- Верховный суд Российской Федерации;
- Высший Арбитражный суд Российской Федерации;
- федеральные органы исполнительной власти;
- суды РФ.
По характеру выполняемых задач органы государства подразделяются на четыре вида:
1) органы законодательной власти, избираемые населением, обладающие исключительным правом на принятие законодательных актов;
2) органы исполнительной власти, основная форма деятельности которых – исполнительно-распорядительная;
3) органы судебной власти, осуществляющие правосудие и уполномоченные применять государственное принуждение;
4) органы контрольной власти, деятельность которых состоит в проверке соответствия актов и действий государственных и иных органов, их должностных лиц:
а) постоянные, которые создаются без ограничения срока действия;
б) временные, которые создаются на определенный срок.
В зависимости от правовой основы образования можно различать государственные органы, создаваемые на базе[4]:
1) Конституции РФ;
2) федеральных конституционных законов, федеральных законов;
3) указов Президента РФ;
4) постановлений Правительства РФ;
5) законодательных актов субъектов РФ.
Органы государства различаются между собой и тем, что одни из них – коллективные образования, другие – представлены одним лицом. По общему правилу орган государства состоит из коллектива государственных служащих. Например, Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ, Верховный Суд РФ. Однако в отдельных случаях орган государства может воплощаться в одном лице, занимающем государственную должность. Например, Президент РФ, Президент республики в составе РФ, Генеральный прокурор РФ.
Своего рода обобщающим основанием классификации государственных органов является их место, роль, функциональное назначение в структуре механизма государства.
ГЛАВА 2. СИСТЕМА ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2.1 Институт Президента РФ: статус, полномочия, ответственность
Согласно Конституции Российской Федерации, главой государства и гарантом прав и свобод гражданина является Президент. Именно он является гарантом прав и свобод гражданина Российскую Федерацию и представляет страну в международном сообществе; определяет основные направления внутренней и внешней политики государства; назначает и отзывает после консультаций с соответствующими комитетами или комиссиями палат Федерального Собрания дипломатических представителей РФ в иностранных государствах и международных организациях; осуществляя руководство внешней политикой страны, ведет переговоры и подписывает международные договоры РФ, ратификационные грамоты; принимает верительные и отзывные грамоты аккредитуемых при нем дипломатических представителей, а также реализует многие другие полномочия, присущие главе государства.
Прерогативы Президента РФ как гаранта Конституции РФ направлены, прежде всего, на обеспечение согласованного функционирования и взаимодействия органов всех ветвей государственной власти, т. е. в конечном счете на достижение гарантированного ст. 5 Конституции РФ единства системы государственной власти. В этой связи Президент наделен полномочиями распускать Государственную Думу в случаях и в порядке, предусмотренных Конституцией; назначать референдум в порядке, установленном федеральным конституционным законом; подписывать и обнародовать принятые Федеральным Собранием законы; представлять Государственной Думе кандидатуры на должность председателя Центрального банка России, а также ставить перед ней вопрос об освобождении его от должности; представлять Совету Федерации кандидатуры для назначения на должности судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, а также кандидатуру Генерального прокурора РФ и вносить предложения в Совет Федерации об освобождении Генерального прокурора от должности; назначать судей других федеральных судов[5].