Файл: Гражданская оборона и мобилизационная подготовка.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.07.2019

Просмотров: 2615

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

61. Организация мобилизационной подготовки в мирное и военное время.

Под мобилизационной подготовкой в РФ понимается комплекс мероприятий, проводимых в мирное время по заблаговременной подготовке экономики Российской Федерации (экономики субъектов РФ и экономики муниципальных образований), подготовке органов государственной власти (местного самоуправления и организаций), подготовке ВС РФ, других войск к обеспечению защиты государства от вооруженного нападения и удовлетворения потребности государства и нужд населения в военное время.

Целью мобилизационной подготовки является создание в мирное время потенциала адекватного потребностям военного времени и проведение комплекса подготовительных мероприятий по переводу служб, ведомств, объектов на работу в условиях военного времени.

Принципы мобилизационной подготовки:

1. Централизованное управление мобилизационной подготовки через систему мобилизационных органов на федеральном, региональном, территориальном, местном и объектовом уровне (в организациях имеющих мобилизационные задания).

2. Разграничения полномочий между органами власти по всем уровням по вопросам мобилизационной подготовки с разделением финансирования мероприятий на федеральный бюджет, бюджет субъектов РФ, местные бюджеты, внебюджетные источники.

3. Комплексное, взаимосвязанное планирование и выполнение целевых программ по мобилизационной подготовке.

4. Развитие и совершенствование межгосударственных связей в интересах мобилизационной подготовке.

Задачи мобилизационной подготовки:

1. совершенствование теоретических знаний и практических навыков в подготовке и проведении мобилизационных мероприятий;

2. овладение основами управления формированиями при мобилизации;

3. повышение мобилизационной готовности штабов;

4. отработка взаимодействия всех структур по подготовке и проведению мобилизации;

5. совершенствование способов сбора, поставки, приема и распределения мобилизационных ресурсов;

6. всесторонняя подготовка личного состава формирований к выполнению мобилизационных мероприятий в различных условиях обстановки;

7. разработка и освоение более эффективных способов устойчивого управления формированиями;

8. изучение и учёт мобилизационных возможностей областей, районов (объектов) и наиболее рациональное их использование в интересах задач мобилизации;

всестороннее изучение опыта практического отмобилизования.

В Федеральном Законе «О мобилизационной подготовке и мобилизации» изложены мероприятия, составляющие содержание мобилизационной подготовки.

1. Разработка мобилизационных планов.

2. Подготовка здравоохранения к работе в период мобилизации и в военное время.

3. Проведение мероприятий по переводу здравоохранения на военное время и т.д.

Вся мобилизационная работа здравоохранения складывается из:


1. Планирования мобилизационных мероприятий, их подготовки.

2. Проверки их выполнения.

Мобилизационный план – это система взаимосвязанных прогнозов, расчетов, заданий, состоящая из планов на год, на пятилетку, на военное время.

Основой для разработки мобилизационного плана является решение начальника МСГО на перевод учреждения с мирного на военное время.

Военное положение – особое положение в стране (отдельных ее частях) устанавливаемое указом Президента РФ и утвержденное Советом Федерации в течение 48 часов. Военное положение устанавливается при исключительных обстоятельствах (война, агрессия против РФ).

Цель военного положения – сосредоточение всех сил и средств государства в интересах вооруженной защиты РФ. Вся полнота власти переходит к военному командованию.

Военное время – это период, в котором находится государство с момента объявления войны или фактического начала военных действий до их окончания.

Подготовка здравоохранения к работе в период мобилизации и в военное время есть перевод здравоохранения с работы в мирное на военное время.

Перевод медицинской службы гражданской обороны с мирного на военное положение проводится в соответствии с планами, по степеням готовности и заключается в последовательном наращивании возможностей по решению возложенных на нее задач.

В Российской Федерации установлены следующие степени готовности гражданской обороны «повседневная», «первоочередные мероприятия гражданской обороны первой группы», «первоочередные мероприятия гражданской обороны второй группы», «общая готовность гражданской обороны».

Результатом проведения подготовительных мероприятий является поддержание постоянной готовности органов управления (штабов), формирований и учреждений МСГО к медицинскому обеспечению при проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ в очагах поражения в случае нападения противника.

Приведение гражданской обороны в готовность той или иной степени может осуществляется либо последовательно, либо сразу в высшие степени готовности. В особых случаях решением Президента РФ часть органов управления гражданской обороны может приводиться в высшие степени готовности заблаговременно.



63. Законодательное и нормативно-правовое регулирование воинского учета и бронирование граждан находящихся в запасе работающих в организациях здравоохранения

Законодательное и нормативно- правовое регулирование в Российской Федерации представлено:

1) Конституцией Российской Федерации : статья 59.

В соответствии со статьей 59 Конституции РФ, защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации. Гражданин РФ несет военную службу в соответствии с федеральным законом, а в случае, если несение воинской службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию, а также в иных установленных Законом случаях, гражданин имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой.


2) Федеральными конституционными законами : федеральный конституционный закон от 30 января 2002 года № 1 – ФК.З « О военном положении», из которого следует, что общая и частичная мобилизация, если она не была объявлена ранее, при введении военного положения на территории РФ или в отдельных ее местностях объявляется в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

3) Федеральными законами :

а) федеральный закон от 31 мая 1996 года № 61-ФЗ « Об обороне» определяет основы и организацию обороны Российской Федерации, полномочия органов государственной власти Российской Федерации, функции органов государственной власти субъектов РФ, организаций и их должностных лиц, права и обязанности граждан РФ в области обороны, силы и средства, привлекаемые для обороны, ответственность за нарушение законодательства РФ в области обороны, а также другие нормы, касающиеся обороны.

В целях обороны ( статья 1) устанавливается воинская обязанность граждан Российской Федерации и военно–транспортная обязанность федеральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и организаций независимо от форм собственности, а также собственников транспортных средств.

Одной из частей организации обороны ( статья 2) является мобилизационная подготовка органов государственной власти РФ, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций независимо от форм собственности, а также транспорта, коммуникаций и населения страны.

б) федеральный закон от 26 февраля 1997 года № 31- ФЗ

« О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации».

В законе изложены обязанности организаций и граждан в области мобилизационной подготовки и мобилизации.

Так, организации ( в том числе и организации здравоохранения) обязаны:

1) организовывать и проводить мероприятия по обеспечению своей мобилизационной готовности,

2) создавать мобилизационные органы или назначать работников, выполняющих функции мобилизационных органов ( далее - мобилизацион-ные работники),

3) разрабатывать мобилизационные планы в пределах своих полномочий,

4) проводить мероприятия по подготовке производства в целях выполнения мобилизационных заданий (заказов) в период мобилизации и в военное время,

5) выполнять мобилизационные задания (заказы) в соответствии с заключенными договорами (контрактами) в целях обеспечения мобилизационной подготовки и мобилизации,

6) при объявлении мобилизации проводить мероприятия по переводу производства на работу в условиях военного времени,

7) оказывать содействие военным комиссариатам в их мобилизационной работе в мирное время и при объявлении мобилизации, включая : обеспечение своевременного оповещения и явки на сборные пункты или в воинские части граждан, состоящих с ними в трудовых отношениях и подлежащих призыву на военную службу по мобилизации; обеспечение поставки техники на сборные пункты или в воинские части в соответствии с планами мобилизации,


8) предоставлять в соответствии с законодательством Российской Федерации здания, сооружения, коммуникации, земельные участки, транспортные и другие материальные средства в соответствии с планами мобилизации с возмещением государством понесенных ими убытков в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации,

9) создавать военно-учетные подразделения, выполнять работы по воинскому учету и бронированию на период мобилизации и на военной время граждан, пребывающих в запасе и работающих в этих организациях, обеспечивать предоставление отчетности по бронированию.

в) федеральный закон от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ « О воинской обязанности и военной службе». В статье 1 этого закона говорится, что воинская обязанность граждан РФ предусматривает :

- воинский учет,

- обязательную подготовку к военной службе

- призыв на военную службу, прохождение военной службы по призыву

- пребывание в запасе, призыв на сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе.

Раздел 2 данного Фе6дерльного закона полностью посвящен вопросам воинского учета. Обязанности по организации и ведению воинского учета исполняют органы государственной власти, организации и их должностные лица.

4) Указами Президента Российской Федерации : положение о порядке прохождения военной службы, утверждено Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 года № 1237; положение о военно- транспортной обязанности, утверждено указом Президента Российской Федерации от 2 октября 1998 года № 1175.

5) Постановлениями Правительства Российской Федерации: правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 года № 713; положение о воинском учете, утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 25 декабря 1998 года № 1541; положение о подготовке граждан Российской Федерации к военной службе, утверждено постановлением Правительства российской Федерации от 31 декабря 1999 года № 1441; положение о призыве на военную службу по мобилизации граждан, приписанных к воинским частям для прохождения военной службы на воинских должностях, предусмотренных штатами военного времени или направления их для работы на должностях гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, воинских и специальных формирований; утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 19 октября 1998 года № 1216; положение о порядке проведения военных сборов граждан Российской Федерации, пребывающих в запасе, утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 1993 года № 605.

6) нормативными актами федеральных органов исполнительной власти:


методические рекомендации по организации и ведению воинского учета и бронированию граждан, пребывающих в запасе и работающих в учреждениях, организациях и на предприятиях Министерства здравоохранения Российской Федерации. ДСП. 21 июня 1999 года;

инструкция по бронированию на период мобилизации и на военное время граждан Российской Федерации, пребывающих в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, имеющих запас и работающих в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях, утверждена постановлением Межведомственной комиссии по вопросам бронирования граждан, пребывающих в запасе 22 декабря 1999 года № 144.

7) нормативными правовыми актами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации

Должностные лица, виновные в невыполнении обязанностей по воинскому учету и бронированию граждан, пребывающих в запасе (т.е. требований вышеперечисленных законодательных и нормативных правовых актов Российской Федерации) несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Предусмотрена как административная, так и уголовная ответственность в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и уголовно- процессуальным кодексом Российской Федерации.


Бронирование граждан – это составляющая воинского учета, позволяющая при осуществлении мобилизационных действий обеспечить органы власти, а также органы территориального управления кадрами, имеющими отсрочку. Процедура бронирования регламентируется теми же законодательными актами, что и сам воинский учет. Это ряд Федеральных законов, касающихся военной обязанности и мобилизационной подготовки.