Файл: Безопасность жизнедеятельности.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.07.2019

Просмотров: 1795

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

1. Взаимодействия человека с окружающей средой

2. Адаптация человека к окружающей среде.

3. Гигиенические факторы среды обитания.

4. Особенности действия на организм человека факторов окружающей среды.

5. Профилактическая токсикология, связанная с действием вредных хим. вещ.

6. Ионизирующее излучение, единицы измерения, средства защиты.

6. Виды ионизирующего излучения. Принцип защиты.

7. Правовые и организационные основы обеспечения безопасности

8. Физиологическое и психологическое здоровье как фактор бжд

9. Законы и закономерности гигиены в среде обитания человека

10. Физиология и психология труда.

10. Физиологические основы трудовой деятельности.

11. Виброакустические факторы. Влияние на организм человека.

12. Неионизирующее излучение.

13. Химические факторы, влияющие на условия жизни.

14. Биологические факторы, влияющие на условия жизнедеятельности.

15. Ионизирующее излучение, механизм действия, единицы измерения

16. Параметры токсичности опасных и вредных химических веществ.

17. факторы окружающей среды в возникновении различных заболеваний.

18. Основные параметры микроклимата в производственных помещениях

19. Медицинские и технические средства защиты при действии биологических и химических факторов поражения.

19. Характеристика индивидуальных средств защиты.

20. Патофизиологический механизм действия шума и вибрации. Защита.

21. Вентиляция производственных помещений

22. Влияние температуры и влажности воздуха на организм человека

23.Классификация вредных химических соединений. Кумуляция

24.Характеристика защитных сооружений.

25. Факторы, влияние на токсичность химических соединений.

27. Установлены следующие сигналы оповещения ГО:

29. принцип оказания медицинской помощи на догоспитальном этапе.

30. Средства защиты и контроля при радиационном поражении.

5. Профилактическая токсикология, связанная с действием вредных хим. вещ.

Профилактическая токсикология изучает токсичность новых химических веществ; устанавливает критерии их вредности, обосновывает и разрабатывает ПДК токсикантов, нормативные и правовые акты, обеспечивающие сохранение жизни, здоровья, профессиональной работоспособности населения в условиях химических воздействий и осуществляет контроль за их соблюдением.

Научная методология профилактической токсикологии базируется на широком круге медико-биологических дисциплин, позволяющих понимать природу интоксикации, ее симптомы, выявлять преимущественно реагирующие системы, оценивать влияние вещества на взаимодействие организма с окружающей средой. Другой важной особенностью методологии профилактической токсикологии является необходимость учитывания условий, в которых это воздействие совершается, т.е. путей поступления, количества и качества вещества, экспозиции. Столь многостороннее изучение действия вещества позволяет оценивать его с позиций критерия вредности, обосновывать количественные параметры воздействия, устанавливать пределы, обеспечивающие безопасные условия производства и применения.

Основным методическим приемом профилактической токсикологии является проведение экспериментальных исследований на адекватных биологических моделях, а также наблюдений влияния химических веществ на здоровье человека.

Токсикологическое исследование вещества в профилактических целях состоит из следующих основных этапов:

сбор информации об основных свойствах вещества, возможных условиях обращения в окружающей среде и его воздействий на организм;

создание экспериментальных токсикологических моделей, адекватных реальным условиям воздействия вещества на организм человека;

изучение патогенетической значимости изменений, происходящих в организме при воздействии вещества, и их оценка с позиций критерия вредности;

экстраполяция получаемых данных на человека, научное обоснование степени опасности вещества и регламентирование условий его обращения.




6. Ионизирующее излучение, единицы измерения, средства защиты.

Ионизирующее излучение (проникающая радиация) — поток гамма лучей и нейтронов из зоны ядерного взрыва. За единицу измерения излучения (экспозиционной дозы) принят кулон на 1 кг (Кл/кг) в единицах СИ. В практике в качестве единицы экспозиционной дозы излучения часто пользуются внеснстемной единицей рентген (Р) . Поглощенная доза, т. е. доза ионизирующих излучении, поглощенная тканями организма, измеряется в радах или Греях (Гр)2 в единицах СИ. 1 рад приблизительно ранен 1 Р.

При облучении ионизирующим излучением возникает лучевая болезнь.     

Обеспечение радиационной безопасности требует комплекса многообразных защитных мероприятий, зависящих от конкретных условий работы с источниками ионизирующих излучений, а также от типа источника. Защита временем основана на сокращении времени работы с источником, что позволяет уменьшить дозы облучения персонала. Этот принцип особенно часто применяется при непосредственной работе персонала с малыми радиоактивностями. Защита расстоянием – достаточно простой и надежный способ защиты. Это связано со способностью излучения терять свою энергию во взаимодействиях с веществом: чем больше расстояние от источника, тем больше процессов взаимодействия излучения с атомами и молекулами, что в конечном итоге приводит к снижению дозы облучения персонала. Защита экранами – наиболее эффективный способ защиты от излучений. В зависимости от вида ионизирующих излучений для изготовления экранов применяют различные материалы, а их толщина определяется мощностью и излучение.

6. Виды ионизирующего излучения. Принцип защиты.

Ионизирующие излучения — это электромагнитные излучения, которые создаются при радиоактивном распаде, ядерных превращениях, торможении заряженных частиц в веществе и образуют при взаимодействии со средой ионы различных знаков.

Виды ионизирующих излучений. Корпускулярные - потоки альфа-частиц, электронов- бета-частиц, нейтронов и фотонные - рентгеновское и гамма-излучение.

Альфа-излучение представляет собой поток ядер гелия, испускаемых главным образом естественным радионуклидом при радиоактивном распаде. Пробег альфа-частиц в воздухе достигает 8—10 см, в биологической ткани нескольких десятков микрометров. Так как пробег альфа-частиц в веществе невелик, а энергия очень большая, то плотность ионизации на единицу длины пробега у них очень высока.

Бета-излучение — поток электронов или позитронов при радиоактивном распаде. Пробег в воздухе составляет от 0,5 до 2 м, в живых тканях — 2— 3 см. Их ионизирующая способность ниже альфа-частиц.

Гамма-излучение — фотонное излучение, возникающее при изменении энергетического состояния атомных ядер, при ядерных превращениях или при аннигиляции частиц. Гамма-излучение обладает высокой проникающей способностью и малым ионизирующим действием.


Рентгеновское излучение — фотонное излучение, состоящее из тормозного и характеристического излучения, возникает в рентгеновских трубах, ускорителях электронов.

Основные принципы обеспечения радиационной безопасности: Уменьшение мощности источников до минимальных величин (защита количеством); сокращение времени работы с источниками (защита временем); увеличение расстояния от источника до работающих (защита расстоянием) и экранирование источников излучения материалами, поглощающими ионизирующие излучения (защита экранами).

Защита количеством подразумевает проведение работы с минимальными количествами радиоактивных веществ, т.е. пропорционально сокращает мощность излучения.

Защита временем основана на сокращении времени работы с источником, что позволяет уменьшить дозы облучения персонала.

Защита расстоянием — чем больше расстояние от источника, тем больше процессов взаимодействия излучения с атомами и молекулами.

Защита экранами — зависимости от вида ионизирующих излучений для изготовления экранов применяют различные материалы, а их толщина определяется мощностью излучения. Экранами служат: свинцовые и железные пластины, железо-бетонные ограждения и др.



7. Правовые и организационные основы обеспечения безопасности

Основы правового регулирования безопасности жизнедеятельности.

Экологическая безопасность. Обеспечение экологической безопасности на территории РФ, формирование и укрепление экологического правопорядка основаны на действии с марта 1992 г. Федерального закона «Об охране окружающей природной среды» в комплексе с мерами организационного, правового, экономического и воспитательного воздействия. Закон содержит свод правил охраны окружающей природной среды в новых условиях хозяйственного развития и регулирует природоохранительные отношения в сфере всей природной среды, не выделяя ее отдельные объекты, охране которых посвящено специальное законодательство.

Задачами природоохранительного законодательства являются: охрана природной среды (а через нее и здоровья человека); предупреждение вредного воздействия хозяйственной или иной деятельности; оздоровление окружающей природной среды, улучшение ее качества.

Эти задачи реализуются через три группы норм:

- Нормативы качества окружающей среды

- Экологические требования к хозяйственной и другой деятельности, влияющей на окружающую среду

- Механизм исполнения этих требований

К нормативам качества окружающей природной среды относятся предельно допустимые нормы воздействия (химического, физического, биологического): ПДК вредных веществ, ПДВ, ПДС, нормы радиационного воздействия, нормы остаточных химических веществ в продуктах питания и др. Нормативы утверждаются специально уполномоченными органами государства (Госсанэпиднадзор) и обязательны для всех хозяйствующих субъектов.

Экологические требования предъявляются всем хозяйствующим субъектам независимо от форм собственности и подчиненности, гражданам РФ. Органы охраны окружающей среды и санэпиднадзора имеют право экологического контроля и наложения запрета деятельности на всех стадиях – проектирования, размещения, строительства, ввода в эксплуатацию, эксплуатации объектов. Закон гарантирует право граждан на здоровую и благополучную природную среду, закрепляет полномочия граждан и общественных экологических объединений по охране окружающей природной среды: требовать представления экологической информации, назначения экологической экспертизы, обращаться в административные и судебные органы с заявлением о приостановлении или прекращении деятельности экологически вредных объектов, обращаться с исками о возмещении вреда, причиненного здоровью и имуществу.

Механизм реализации Закона выражается в сочетании экономических методов хозяйствования с административно-правовыми мерами обеспечения качества окружающей природной среды. Экономический механизм охраны окружающей среды предполагает финансирование, кредитование, льготы при внедрении экологически чистых технологий, при начислении налогов. С другой стороны, он осуществляется через изъятие части денежного дохода в качестве платы за пользование ресурсами, налога на экологически вредную продукцию или продукцию, выпускаемую с применением экологически опасных технологий. Административно-правовое воздействие реализуется через экологическую экспертизу, экологический контроль, меры административно-правового пресечения вредной деятельности, ответственность за экологические правонарушения. Финансирование и осуществление хозяйственных проектов производится только после положительного заключения экологической экспертизы. В случае несоблюдения экологических требований закон предусматривает приостановление деятельности и одновременное прекращение финансирования со стороны кредитно-финансовых учреждений.


Система экологического контроля состоит из государственной службы наблюдения за состоянием окружающей природной среды (мониторинг), государственного, производственного, общественного контроля (Роскомгидромет, Госсанэпиднадзор, Минсельхоз в части мониторинга загрязнения почв, Комитет РФ по земельным ресурсам и землеустройству, Комитет по геологии, Федеральный надзор России по ядерной и радиационной безопасности).

Государственные стандарты являются основными нормативно-техническими документами, устанавливающими общие требования к конкретным видам природопользования. Они дают признаки и методики определения степени воздействия на окружающую среду различных загрязнителей. Так, система стандартов «Охрана природы» ГОСТ 17.0.0.00 устанавливает требования к природопользователям элементов биосферы (атмосферы, гидросферы, почвы).

Проблема охраны окружающей среды, непосредственно связанная с обеспечением безопасности жизнедеятельности, имеет глобальный характер. Декларация Стокгольмской конференции ООН (1972 г.) провозгласила право человека на жизнь в благоприятной среде. Конференция ООН в 1992 году в Рио-де-Жанейро единодушно приняла Декларацию по окружающей среде и развитию, провозгласившую цель – установить новое, справедливое глобальное партнерство для сохранения, защиты и восстановления здорового состояния и целостности экосистемы Земли.

Охрана труда. Основы законодательства РФ об охране труда, как составной части обеспечения безопасных условий жизнедеятельности гражданина, обеспечивают единый порядок регулирования отношений в области охраны труда между работодателями и работниками на предприятиях, в учреждениях и организациях всех форм собственности независимо от сферы хозяйственной деятельности и ведомственной подчиненности. Основы законодательства устанавливают гарантии осуществления права на охрану труда и направлены на создание условий труда, отвечающих требованиям сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности и в связи с ней.

Законодательство РФ об охране труда состоит из соответствующих норм Конституции РФ, требований Федерального закона от 30.12.2001 г. № 197-ФЗ «Трудовой кодекс Российской Федерации» (вступил в силу с 1.02.2002 г.) и издаваемых в соответствии с ними законодательных и иных нормативных актов.

Раздел 10 «Охрана труда» определяет основные понятия, требования по охране труда, организацию и обеспечение прав работников на охрану труда. В ст.211 прямо указано: «Государственными нормативными требованиями охраны труда … устанавливаются правила, процедуры и критерии, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности».

В 1994 г. была создана межведомственная комиссия на уровне заместителей министров и ведомств РФ для координации деятельности, привлечения компетентных организаций, ученых и специалистов в целях реализации Основ законодательства РФ об охране труда.