Файл: ринципы эффективного контроля деятельности предприятия..pdf
Добавлен: 23.04.2023
Просмотров: 49
Скачиваний: 1
Введение
В наши дни слово "менеджмент" употребляется для обозначения особой профессиональной деятельности - высокоэффективного управления организациями. Ключевым словом в определении понятия "менеджмент" является именно управление, а под организацией в самом общем случае понимается группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели. При этом менеджментом принято называть такое профессиональное управление организацией, которое обеспечивает высокую результативность и эффективность ее работы в ближайшей и долгосрочной перспективе, а также целенаправленное и устойчивое развитие. Управление как сфера человеческой деятельности появилось давно. Во все времена совместная работа больших или малых групп людей так или иначе требовала управления, а именно: планирования, распределения обязанностей между работниками, объяснения каждому исполнителю его выгоды или необходимости участия в общем деле, контроля за работой со стороны старших и т.п. Если задуматься и подключить воображение, то можно увидеть основные признаки управленческой деятельности, например в охоте племени древних людей на мамонта. Действительно, прежде чем приступать непосредственно к охоте, следовало решить, кто, когда и с каким оружием пойдет на охоту, т.е. составить план. Кому-то, например вождю племени, нужно было распределить между охотниками конкретные обязанности: несколько человек копают ловчую яму, другие ищут и загоняют мамонта и т.п. При этом требовалось достаточно точно согласовать последовательность всех действий и обеспечить взаимодействие групп охотников, т.е. организовать и скоординировать их работу.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЭФФЕКТИВНОГО КОНТРОЛЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ.
-
- Понятие контроля в менеджменте.
Контроль сотрудников - неотъемлемая часть управленческой деятельности. Каждый руководитель ведет мониторинг за деятельностью персонала по-своему. Соответственно разный и результат. В одной компании положительный результат контроля налицо: выросли показатели эффективности сотрудников, улучшилась дисциплина. В другой же - все наоборот. И это в добавок к ухудшению рабочей атмосферы и взаимоотношений между сотрудниками с руководителем.
Поэтому, чтобы добиться положительного эффекта от контроля, нужно следовать простым принципам по руководству за персоналом.
Принципы эффективного контроля сотрудников
1.Всео хватность.
Контролировать нужно все сферы деятельности компании, каждый процесс: начиная от подбора персонала, заканчивая продажей готового товара или оказанием услуги. В тоже время контроль не должен быть слишком жестким и тираничным.
2. Объективность.
Это основной принцип контроля. Так как основываясь только на объективные данные можно принять правильные управленческие решения и повысить эффективность работы всей компании. В случае, если осуществеляется не автоматизированной программой, а сотрудником, то возможны погрешности в конечных данных мониторинга. Так как, контролирующее лица может иметь личные симпатии или антипатии к некоторым членам коллектива, а также упустить некоторре важные детали.
3. Гибкость.
Руководителю, для проведения эффективного контроля, нужно проявлять гибкость, вовремя реагируя на изменения в компании.
4. Постоянство.
Контроль должен осуществляться на постоянной основе, а не от случая к случаю. Чем систематичнее контроль, тем больше вероятность принятия правильных решений. Да и сотрудники, зная, что за ними ведется постоянное наблюдение, будет спокойнее реагировать на контроль и сохранят лояльное отношение к компании.
5. Экономичность.
Данный принцип заключается в том, что затраты на контроль меньше, чем выгоды, которые он приносит. В противном случае проводить контроль просто нецелесообразно.
6. Непрерывность.
Для достижения этой цели может подойти автоматизированная система учета рабочего времени сотрудников. Она позволяет вести непрерывный контролирь за работой персонала без участия человеческого фактора. Руководитель может в любое время получить правдивую информацию в полном объеме, даже не сообщая о проверке.
Надо заметить, что использование контроля в качестве наказания негативно влияет на работу компании. В этом случае сотрудники всяческим образом будут скрывать истинные результаты работы, опасаясь взысканий и других наказаний. Это приведет к тому, что эффективность работы персонала и компании в целом значительно снизится.
Контроль должен быть стратегически ориентирован на достижение приоритетных целей компаний с меньшими затратами и усилиями.
Важно понять, что контроль не является самоцелью. Это лишь инструмент в достижении поставленных задач.
-
- Система контроля деятельности предприятия.
Типы систем контроля могут анализировать довольно широкий класс явлений: от измерения выходов организации до измерения организационного поведения, что, конечно, сложнее. Контроль должен осуществляться на всех уровнях управления: корпоративном, дивизиональном, функциональном и индивидуальном
Рыночный контроль наиболее объективен, так как он производится на основе системы цен и позволяет оценить поведение фирмы, достаточно объективны и используемые показатели. Рыночная цена акций определяется в результате конкуренции, и все ее колебания дают менеджерам представление об их деятельности в виде обратной связи. Скорость возврата инвестиций измеряет отдачу инвестиционного капитала и является другой формой рыночного контроля. На корпоративном уровне такая оценка может показать результаты деятельности компании относительно других фирм, на дивизиональном уровне это дает относительную оценку работы отделений фирмы, что важно для диверсификации.
На дивизиональном уровне успех рыночного контроля зависит от способности менеджеров корпоративного и дивизионального уровня достичь равнозначных решений по ценовым ресурсам. Это очень важно для главного офиса компании со многими отделениями.
Рыночный контроль - основа планирования портфеля, так как сравнение скоростей возврата инвестиций - принципиальный путь оценки компанией деятельности своих отделений [8, с. 586].
· Контроль по выходу является следующей объективной формой контроля, который используется в отсутствие других объективных методов. При этом компания должна оценивать или прогнозировать достижение соответствующих целей по различным отделениям, функциям или подразделениям [8, с. 586].
На дивизиональном уровне оцениваются объемы продаж, производительность, рост и контролируемая доля рынка. Эти показатели меняются в процессе деятельности отделений и отражают поведение менеджеров отделений.
На функциональном уровне также оцениваются степень достижения соответствующих целей. Функциональные результаты могут быть использованы для разработки компанией отличительных преимуществ, они одновременно - мощные методы контроля поведения персонала.
Контроль по индивидуальным результатам обычен на всех уровнях - высшие менеджеры, сбытовики, производственники и т.д. Однако, когда есть затруднения в оценки деятельности очень трудно оценить индивидуальную отдачу. Несоответствующее использование контроля по выходу может привести к отрицательным последствиям на всех уровнях организации.
· Бюрократический контроль представляет собою директивную форму контролирования поведения подразделений, функциональных органов и работников [8, с. 576]. При этом им предписываются наилучшие способы достижения результатов. Правила и процедуры являются руководствами к действию. Они указывают, что должно быть сделано и таким образом стандартное поведение дает предсказуемый результат и предсказуемую реакцию. Обычно они полезны при рутинных ситуациях, но затруднительно их использование в противоположном случае.
Менеджер должен отслеживать использование бюрократического контроля, чтобы убедиться в его соответствии. Следует иметь в виду, что этот вид контроля достаточно дорогой, во всяком случае дороже рыночного.
· Когда ни выходы, ни поведение не могут отслеживаться или оцениваться, организация должна найти другие формы контроля. Контроль со стороны коллектива наиболее полезен. Он основывается на создании внутренней системы результатов фирмы. Эта форма контроля, когда работники сами устанавливают нормы и результаты своего поведения. Такой контроль полезен в соединении со стандартизацией входов.
В большой организации различные отделения или продуктивные линии могут иметь различные культуры, и такая ситуация подрывает связи между ними. Контроль со стороны коллектива неудобен, когда компания быстро растет или меняется, так как нет времени для учета этих организационных изменений.
На практике различные типы контроля используются компанией одновременно и очень важно их правильное сочетание.
-
- Принципы эффективного контроля.
Принципы определяют правила для осуществления эффективного контроля в организациях любого типа. На их основе строятся различные схемы выполнения контрольных функций. Схемы отражают специфические особенности каждой организации, но в то же время должны соответствовать принципам контроля.
В отличие от общих принципов управления, функция контроля имеет свои частные принципы.
Нижеследующие принципы должны служить руководством, или правилом, для создания эффективной схемы контроля в организации (предприятии, банке, гос. учреждении).
1. Принцип результативности.
Результат - единственное, что представляет ценность в производственно-хозяйственной деятельности организации. Создание схемы контроля, которая позволяя руководителю получать информацию обо всех сферах деятельности предприятия, принесет мало пользы. Такая схема создает эффект «засорения мозгов» руководителя, поскольку он будет получать избыточную информацию, создающую серьезные помехи в принятии решений.
Следовательно, схема организации контроля должна охватывать сферы деятельности организации, которые имеют ключевое и результирующее значение для достижения целей организацией. Необходимо избегать контроля ради контроля. Бесполезно иметь обширную и полную информацию о различных отклонениях от стандартов, если эта информация не используется для осуществления необходимых корректирующих действий.
Так же бесполезно пытаться контролировать результаты, которых организация не может достичь или не в состоянии измерить.
Результативность контроля обеспечивается только тогда, когда организация фактически достигает желаемых целей с минимальными корректировками программы их достижения. Принцип адресности контроля.
Информация о результатах контроля важна только тогда, когда она доходит до тех лиц, которые обладают правом осуществлять регулирующее воздействие на объект для соответствующего изменения параметров. Схема выполнения контроля должна обеспечивать получение информации, соответствующей контролируемому виду деятельности. Информация, получаемая в результате контроля, должна объективно отражать то состояние контролируемого объекта, которое действительно важно для успешной работы организации. Принцип восприимчивости контроля.
Контроль не должен создавать у работников организации чувства неопределенности и беспокойства. Люди должны чувствовать, что стандарты, используемые для контроля их деятельности, и вся система контроля их работы действительно полно и объективно отражают их труд. Применяемая схема контроля и система стандартов должны быть понятны лицу, результаты работы которого контролируются. Кроме того, люди должны понимать истинную цель контроля. В противном случае они будут сознательно нарушать или игнорировать схему контроля. Так, например, водители маршрутных автобусов сознательно ломали штамп-часы, контролирующие прибытие и убытие автобуса с начального или конечного пункта маршрута. Исправить такое положение можно было только системой мотивации труда водителей.
2. Восприимчивость.
Восприимчивость контроля также обеспечивается четкостью и ясностью стандартов. Стандарт должен играть роль мотивирующего фактора. Нереальный или несправедливый стандарт, с точки зрения контролируемого лица, разрушает мотив к предоставлению достоверной контрольной информации. Люди должны воспринимать стандарты как жесткие (иначе они будут действовать демотивирующе), но справедливые и достижимые.