Файл: Анализ конкурентов на рынке и определение собственной конкурентоспособности (на примере ООО «ЯРКО»).pdf
Добавлен: 23.04.2023
Просмотров: 117
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы конкурентоспособности предприятия
1.2. Понятие конкурентоспособности в коммерческой деятельности
1.2. Методы оценки конкурентоспособности
2. Исследование конкурентоспособности ООО «ЯРКО»
2.1. Организационно-экономическая характеристика предприятия
2.2. Анализ конкурентоспособности предприятия
3. Пути повышения конкурентоспособности ООО «ЯРКО»
3.1. Мероприятия по повышению конкурентоспособности предприятия
Также выделим следующие методики оценки конкурентоспособности [34, с. 121]:
- методика оценки конкурентной борьбы товаров по объему их продаж. Суть данной методики основана на непрямом измерении конкурентной борьбы по объемам продаж;
- методика анализа различных потребительских характеристик услуг (товаров) базируется на выявлении мотивации клиента. Нужно отобразить все характеристики товара в некоем пространстве «воспринимаемой клиентом полезности от использования продукта» (как пример, для клиента не важна скорость вращения барабана стиральной машины, которая выражается количеством оборотов в минуту, а важно то, что в дальнейшем белье не требует сушки);
- для детального исследования определенных сегментов используется методика анализа ценовой чувствительности клиентов, которая помогает выявить детерминанты важности цены для определенных групп потребителей;
- дифференциальный метод оценки конкурентной борьбы базируется на сопоставлении единичных (отдельных) значений показателей качества товара, который исследуется, с базой сравнения, а также необходим для установления их соотношения;
- дифференциальный метод оценки уровня конкуренции основан на конкретном сравнении единичных показателей конкуренции товара, который оценивается (анализируется) с соответствующими показателями определенного товара, который является базовым образцом;
- интегральные показатели конкуренции, включающие соотношения и отношения комплексных показателей, которые необходимы для проведения учета влияния на конкурентную борьбу товара с помощью различных комбинаций отдельных факторов;
- смешанный метод оценки конкуренции - это объединение и сочетание комплексного и дифференциального методов при условии одинаковой базы сравнения. Данный метод оценки основывается на том, что самые важные единичные (отдельные) показатели рассматриваются индивидуально, остальные же показатели объединяются в некоторые группы, где определяется определенный групповой показатель.
Итак, под конкурентоспособностью предприятия следует понимать повышение продаж товаров (услуг) за счет набора свойств, имиджа, качества и пр. В настоящее время, одним из самых оптимальных и эффективных средств приведения в соответствие условий рынка и внутренних возможностей развития конкурентоспособности является формирование и распространение инноваций в сфере маркетинга. Опыт доказывает, что практически все субъекты хозяйствования, с успехом развивающиеся на рынке, всем обязаны правильной политике маркетинга и рекламы.
Далее оценим конкурентоспособность продукции компании по производству и продаже детской одежды ООО «ЯРКО».
2. Исследование конкурентоспособности ООО «ЯРКО»
2.1. Организационно-экономическая характеристика предприятия
ООО «ЯРКО» расположено по адресу: г. Москва, ул. Краснобогатырская д. 2 стр 73.
Компания «ЯРКО» была основана в октябре 2001 с целью создания отечественного бренда недорогой, но качественной и красивой детской одежды для среднего класса.
Благодаря профессионализму и энтузиазму сотрудников продукция компании «ЯРКО» быстро завоевывает уверенную позицию на рынке, а также любовь и доверие покупателей.
В 2002 Компания открывает свой первый филиал в Санкт-Петербурге, а в 2003 представительство «ЯРКО» начинает работать в г. Екатеринбурге.
В 2003 г. компания начинает строительство собственной фабрики в г. Нерехта Костромской области.
В 2004г. в ассортименте «ЯРКО» появляются не только трикотажные, но и швейные изделия.
Завершение строительства и запуск фабрики в 2005 г. позволили предприятию увеличить объем производства и значительно повысить качество выпускаемой продукции.
Создание экспериментального цеха в 2006 г. дает толчок к развитию и обновлению дизайнерских разработок; цех целенаправленно занимается развитием ассортимента продукции и обновлением дизайна.
ООО «ЯРКО» - крупная растущая компания. В данной работе проанализируем одно из его структурных подразделений – магазин, расположенный в г. Москва, м. Новокосино, мкр. Кожухово, ул. Рудневка, д.19, ТЦ «Зебра», 1-й этаж.
Организационная структура подразделения (магазина) фирмы в г. Москва, показана на рисунке 2.
Рисунок 2 - Организационная структура подразделения ООО «ЯРКО» в г. Москва
Структура управления предприятием относится к линейному типу. Наблюдаются четкая субординация и подчиненность кадров.
Заведующий магазином отвечает за общую организацию работы, контроль продаж, формирование ассортимента, работу персонала и финансовые ресурсы.
Старшие продавцы занимаются организацией продаж в магазине, выкладкой товара, закупками и работой с клиентами.
Продавцы ответственны за кассовое обслуживание, чистоту рабочего места, контроль сроков годности товаров и пр.
Анализируя финансово-экономические показатели на примере магазина, можно сделать вывод, что общая сумма имущества предприятия по сравнению с 2016г. снизилась на 16% (таблица 1), что произошло, в основном, за счет уменьшения оборотных активов, а именно – финансовых вложений и денежных средств.
По нашему мнению, уменьшение суммы имущества было вызвано:
- кризисными явлениями в экономике;
- необходимостью вложения средств в производство;
- сложностями в получении кредитных ресурсов;
- недоверием к банковской системе.
Таблица 1
Характеристика имущественного положения магазина за 2017-2018гг.
Наименование показателя |
На начало отч. года, руб. |
Уд.вес в % к итогу |
На конец отч. периода, руб. |
Уд.вес в % к итогу |
Абсолютное изменение (+, -) |
|
руб. |
% |
|||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
7 |
8 |
Имущество предприятия, |
13 757 727 |
100 |
11 724 518 |
100 |
-2 033 209 |
-16 |
всего (с.1 + с.2) |
||||||
в том числе: |
||||||
1. Внеоборотные активы |
3 608 598 |
26 |
3 878 490 |
33 |
269 892 |
7 |
в т.ч. - нематериальные активы |
3 |
- |
2 |
- |
-1 |
-33 |
- результаты исследований и разработок |
- |
- |
- |
- |
- |
|
- основные средства |
3 282 480 |
24 |
3 535 228 |
30 |
252 748 |
8 |
- доходные вложен. в мат. ценности |
- |
- |
5 044 |
- |
5 044 |
- |
- финансовые вложения |
48 050 |
- |
47 057 |
- |
-993 |
-2 |
- отложенные налоговые активы |
20 466 |
- |
30 990 |
- |
10 524 |
-62 |
- прочие внеоборотные активы |
257 599 |
2 |
260 169 |
2 |
2 570 |
1 |
2. Оборотные активы |
10 149 129 |
74 |
7 846 028 |
67 |
-2 303 101 |
-23 |
в т.ч - запасы |
2 221 712 |
16 |
2 691 884 |
23 |
470 173 |
21 |
- НДС по приобретенным ценностям |
139 370 |
1 |
329 855 |
3 |
190 485 |
137 |
- дебиторская задолженность |
2 163 017 |
16 |
4 134 801 |
35 |
1 971 784 |
91 |
- финансовые вложения |
3 398 874 |
18 |
218 060 |
4 |
-3 180814 |
-80 |
- денежные средства |
2 226 156 |
23 |
471 428 |
2 |
-1 754 728 |
-94 |
Рост в 2018г. показали основные фонды (8%). Из негативных моментов можно выделить рост запасов на 21%, что связано со снижением спроса на продукцию предприятия в силу общего кризисного состояния промышленности. Также необходимо отметить рост дебиторской задолженности почти в 2 раза, что снова-таки определяется причинами, названными выше.
С учетом резкого снижения ликвидных ресурсов для обеспечения деятельности предприятия необходимо предпринимать меры по реализации запасов и погашению дебиторской задолженности.
Приводимые показатели финансово-экономической деятельности подразделения свидетельствуют о стабильном финансовом положении и отсутствии значительных рисков, связанных с данными показателями в 2018г.
Величина выручки в 2018 году увеличилась на 32%. Основная причина – рост цен на основную продукцию и услуги, рост объема производства и популярность компании.
На протяжении всего рассматриваемого периода подразделение имело положительную величину прибыли от реализации. В 2018 году прибыль увеличилась в 2,2 раза – это связано с увеличением выручки в отчётном периоде.
Финансовые показатели предприятия показаны в таблице 2.
Таблица 2
Финансовые результаты подразделения ООО «ЯРКО» 2017-2018гг.
Показатели по РСБУ |
2017г. |
2018г. |
Отклонение |
Выручка, от продаж по основному виду деятельности, тыс. руб. |
18949,9 |
24938,8 |
+5988,9 |
Прибыль от продаж, тыс. руб. |
3425,9 |
7628,8 |
+4202,9 |
Чистая прибыль от продаж, тыс. руб. |
2503,4 |
5517,5 |
+3014,1 |
EBITDA, тыс. руб. |
3592 |
7202 |
+3610 |
Рентабельность по EBITDA, % |
18,9 |
28,9 |
+10,0 |
Чистые активы, тыс. руб. |
11886 |
10398,1 |
-1361,3 |
Денежные средства и краткосрочные финансовые вложения, тыс. руб. |
5625 |
689,5 |
-4935,5 |
Прибыль от реализации в 2018 году составила 7628,8 тыс. руб., что более чем в 2 раза выше уровня 2017 года.
Чистая прибыль по отношению к предыдущему году увеличилась так же в 2,2 раза. Возросла рентабельность на 10 процентных пунктов от уровня предыдущего года.
В то же время, снизились чистые активы на 1361,3 тыс. руб., в основном за счет снижения сумм краткосрочных финансовых вложений и денежных средств на счетах. Соотношение чистых активов к уставному капиталу на конец года составило 10,98, что говорит об удовлетворительном значении основного показателя финансовой устойчивости и отсутствии необходимости уменьшать уставной капитал.
Собственные оборотные средства снизились и показатели ликвидности также за счёт снижения в 2018 году оборотных активов.
Можно сделать общий вывод, что предприятие в кризисной ситуации не снижает оборотов и работает рентабельно. Эффективный менеджмент в финансово-экономической сфере дает возможность диверсифицировать риски предприятия и развиваться дальше. Далее рассмотрим место и конкурентоспособность продукции ООО «ЯРКО» на рынке детской одежды г. Москва.
2.2. Анализ конкурентоспособности предприятия
Позиционирование компании на рынке во многом определяется возможностями и конкурентоспособностью самого предприятия. Проведем PEST-анализ ООО «ЯРКО» (таблица 3).
Таблица 3
PEST-анализ продукции ООО «ЯРКО»
Группа факторов |
Фактор |
Влияние на компанию |
Политические |
Изменение профильного законодательства |
Возможны ограничения в сфере продаж, введение лицензирования, эко-стандартов и пр., что ведет к росту издержек |
Геополитическая ситуация |
Запрет на импорт из Турции снизил широту ассортимента компании, т.к. компания еще не полностью перешла на продажи продукции из собственного сырья |
|
Социо-культурные |
Мода |
Быстрая смена модных тенденций может привести к созданию запасов нераспроданного товара |
Традиции |
Рост националистических (патриотических) настроений приводит к спросу на «исконно русские» модели товаров |
|
Экономические |
Рост курса иностранных валют |
Возможен рост цен на импортные товары или изготовленные из импортного сырья |
Снижение платежеспособности населения |
Рост спроса на отечественные товары, т.к., обычно, стоимость их ниже импортных |
|
Технологические |
Развитие технологии производства детской одежды и обуви |
Рост конкуренции, потеря части рынка, если компания не будет успевать внедрять новые технологии |
Вывод: с учетом государственной политики, направленной на импортозамещение, предприятию стоит учесть, что выживут те, которые наладят собственное качественное производство всех актуальных моделей одежды и обуви с учетом интересов целевой аудитории. Необходим постоянный контроль над издержками и анализ конкурентов. PEST-анализ был проведен в отношении всего предприятия. Также проведем SWOT-анализ продукции магазина в г. Москва (таблица 4).