Файл: Налоги с физических лиц и их экономическое значение (Система налогов и сборов с физических лиц).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.04.2023

Просмотров: 68

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В качестве плательщиков имущественного налога выступают физические лица, которые имеют право собственности на определенное имущество, признающееся объектом налогового обложения согласно статье 401 НК РФ.

Непосредственно объектом налогового обложения признается следующее имущество:

  • жилой дом;
  • квартира;
  • гаражное строение;
  • недвижимый комплекс;
  • незавершенный объект;
  • другие сооружения и здания.

Но в то же время налогом не облагается собственность, которая входит в состав общего имущества многоквартирного дома.

В РФ также от уплаты имущественного налога на физических лиц освобождаются:[13]

  • Герои СССР и РФ, а также лица, которые были удостоены награды ордена Славы;
  • инвалиды первой и второй группы;
  • участники ВОВ, а также других военных действий, которые были направлены на защиту территориальной целостности государства и интересов страны в целом;
  • военные, а также граждане, которые были уволены с военной службы после того, как достигали предельного возраста пребывания на службе;
  • семьи служащих, которые потеряли кормильца;
  • пенсионеры, которые получают пенсионные выплаты в порядке, сформированном законами страны;
  • лица, которые были уволены с военной службы ввиду получения травм;
  • родители и супруги военных, которые потеряли члена семьи ввиду осуществления им боевых задач;
  • культурные деятели, а также народные мастера также не уплачивают имущественный налог в том случае, если данное помещение они используются в качестве своей творческой мастерской;
  • также не выплачивают налог на имущество лица, на участках которых располагаются садоводческие строения, площадь которых менее 50 квадратных метров.

Суммируя все вышесказанное, можно сделать вывод, что налогообложение физических лиц в стране постоянно развивается.

3.2 Роль налогообложения физических лиц в экономике России

Если говорить об отечественной практике, то основная налоговая нагрузка в настоящее время ложится именно на юридических лиц, но в то же время, доля налогов с физических лиц также довольно весома и имеет свою значимость.

Согласно подсчетам экспертов на конец 2019 года, из общего числа поступлений в бюджет страны, налоги с физических лиц составили около 15%, что составило более 3500 млрд. рублей. К сравнению, налог на доход от реализации полезных ископаемых составил 24% от общего числа налоговым поступлений.


Стоит отметить, что налоги на собственность физического лица в настоящее время не представляет собой главную статью дохода местного бюджета, вне зависимости от того, что при формировании налоговой системы в стране предполагалось. В данный момент доля такого рода налогов не очень большая. Так, на конец 2013 года общая доля налога на имущество в Москве составила менее 1% от общего числа налоговых выплат.[14]

Ввиду довольно низкой собираемости имущественного налога, а также необходимости улучшения его продуктивности, были предложены меры по реформированию данного налога. И в 2015 году были внесены правки в НК РФ относительно налога на имущество физических лиц. Согласно данным корректировках, теперь осуществляется контроль стоимости, с которой и будет взиматься налог.

За счет того, что кадастровая стоимость более точно показывает реальную рыночную стоимость имущества, подразумевается повышение суммы налоговых выплат и, как итог, повышение роли данных налогов для местных бюджетов.

Что касается транспортного налога, то он также как и имущественный, не играет особой роли при формировании регионального бюджета. В то же время, сумма поступлений от данного налога повышается с каждым годом ввиду увеличения числа транспортных средств.

Согласно мнению экспертов, в 2021 году общий уровень поступлений от физических лиц будет выше 20% ввиду того, что в нем не учитывались такие налоги, как земельный, налог на имущество физических лиц и транспортный налог.

Такая особенность была связана с тем, что физические лица выплачивают вышеперечисленные налоги в следующем налоговом периода, отталкиваясь от налогового уведомления, направляемого налоговым органом. Стоит отметить, что такого рода уведомление должно быть отправлено не позднее 30 дней до наступления платежного срока.

Нужно также отметить, что за последние 4 года доля поступлений от физических лиц составила в среднем около 23%, а также можно было заметить тенденцию к повышению данного процента. Некоторый спад в поступления налогов от физических лиц можно было наблюдать в 2014 году ввиду наступления экономического кризиса.[15]

Кроме того, большая часть поступлений от физических лиц относится к НДФЛ.

Если считать с 2014 года, то можно заметить, что доля НДФЛ составляла не менее 90% от общего числа налоговым выплат физическими лицами. Данный налог представляет собой один из самых стабильных источников бюджетного дохода. На повышение уровня поступлений в бюджет оказывает воздействие два основных фактора, а именно: количество занятого населений и повышение уровня заработной платы.


Посредством НДФЛ государству удается вводить изменения в существующий уровень дифференциации доходов граждан. Такого рода меры проводятся более продуктивно в дифференцированной системе налогового обложения физических лиц. Причем данная практика популярна и в множестве европейских государств. Основой для такой системы является принцип взимания равного налога с равных доходов. В то же время берутся в расчет такие аспекты, как экономическое состояние налогоплательщика, его возраст и другие аспекты. Как итог, более богатый слой облагается большим налогом.

Касательно использования вышеуказанной системы в отечественной практике, то стоит отметить, что с 92 по 2000-е года она использовалась и в РФ. Была сформирована прогрессивная шкала подоходного налога, которая изменялась в пределах от 12 до 35%. Но затем был принят новый НК РФ, согласно которому вводилась плоская шакала налогообложения и установлена фиксированная ставка на прибыль физических лиц в размере 13%.[16]

При этом максимальная ставка согласно данному налогу предлагалась в размере 40% в случае, если ежемесячный доход превысит определенную величину. Но данные поправки внесены не были.

В настоящее время в стране используется прогрессивная шкала при расчете налога на транспорт. Так, если транспортное средство стоит более 3 млн. рублей, то используется повышающий коэффициент, значение которого изменяется в промежутке от 1 до 3%.

Таким образом, исходя из всего вышеизложенного, можно заметить, что налогообложение физических лиц играет довольно серьезную роль в налоговой системе государства.

В первую очередь это связано с тем, что оно удовлетворяет государство в потребности дополнительной прибыли для казны, выполняя тем самым фискальную функцию.

При этом налоги, которые были получены от физических лиц, играют важное значение при определении бюджета региона.

Во-вторых, налогообложение физических лиц представляет собой основной механизм осуществления политики страны по перераспределению прибыли среди разных социальных групп. К примеру, НДФЛ может оказывать непосредственное воздействие на реальный уровень доходов граждан и, как итог, на уровень их жизни, а также помогает стране в контроле текущего уровня дифференциации прибыли. Такого рода влияние выполняется посредством таких инструментов, как налоговая ставка, льготы и т.д. Главной же целью НДФЛ является сбор средств в бюджет страны и их перераспределение среди разных категорий граждан.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Суммируя все вышесказанное, можно сделать вывод, что в настоящее время налоги с физических лиц имеют одно из наиболее важных значений для финансовой системы страны и обеспечивают стабильный рост экономики.

Таким образом, в данной работе были решены следующие задачи:

  • проанализирована сущность и функции налогов в рыночной экономике;
  • исследована история развития налогообложения;
  • изучены принципы налогообложения;
  • проведен анализ форм налогообложения;
  • исследована система налогов и сборов, взимаемых с физических лиц;
  • рассмотрена роль налогообложения физических лиц в экономике России.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Налоговый кодекс Российской Федерации.
  2. Александров Ии. М. Налоги и налогообложение: Учебник. М.: Ииздательско-торговая корпорация “Дашков и Ко”, 2016. с. 96
  3. Алиев Б.Хх., Абдулгалимов А.М. Теоретические основы налогообложения: Учеб. пособие. М.: ЮюНИиТИи, 2015. с. 55
  4. Бюджетная система России: Учебник для вузов / Под ред. Г.Б. Поляка. М.: ЮюНИиТИи-ДАНА, 2015. с. 43
  5. Кугаенко А.А., Белянин М.П. Теория налогообложения. М.: Вузовская книга, 2014. с. 78
  6. Лебедева А.Д. Характеристика налоговых доходов бюджета Российской Федерации//Лебедева А.Д., Емельянова А.В.//Актуальные вопросы экономических наук. 2017. № 57. С. 211-219
  7. Липатова, И.В. К вопросу о развитии налоговой системы Российской Федерации в условиях модернизации экономики / И.В. Липатова // Международный бухгалтерский учет. - 2018. - N 30. - С. 48 - 53. - Статья доступна в СПС «КонсультантПлюс»
  8. Маркс К. , «К критике политической экономии», Госполит издат, 1949 г, с.201 
  9. Майбуров, И. А. Налоговая система России: выбор дальнейшего пути реформирования / И. А. Майбуров // Финансы. – 2019. - № 8. - С. 45-49.
  10. Минакова Е.С. Роль НДФЛ в формировании бюджетных доходов//Минакова Е.С., Плахов А.В./Молодой ученый. 2018. № 26 (130). С. 362-363.
  11. Миляков Н.В. Налоги и налогообложение: Курс лекций. М.: ИиНФРА-М, 2016. с. 87
  12. Налоговая политика России: проблемы и перспективы / Под ред. Ии.В. Горского. М.: Финансы и статистика, 2017. с. 124
  13. Налоги: Учебник для вузов / Под ред. Д.Г. Черника. М.: ЮюНИиТИи-ДАНА, 2018. с. 76
  14. Налоги в условиях экономической интеграции / Под ред. В.С. Барда, Лл.П. Павловой. М.: Кнорус, 2016. , с. 198
  15. Налоговые системы зарубежных стран / Под ред. В.Г. Князева. М.: 2015. с. 43
  16. Пансков В.Г. Российская система налогообложения: проблемы развития. М.: МЦФЭР, 2017. , с. 109 с. 143
  17. Пансков В.Г., Князев В.Г. Налоги и налогообложение: Учебник для вузов. М.: МЦФЭР, 2018. , с. 220
  18. Пансков В.Г. Налоги и налоговая система Российской Федерации: Учебник для вузов. М.: Финансы и статистика, 2015. с. 96
  19. Перов А.В., Толкушкин А.В. Налогообложение физических лиц: Учеб. пособие. 4-е изд., перераб. и доп. М.: ЮюРАЙйТ, 2017. с. 154
  20. Пинская М.Р. Основы теории налогов и налогообложения. М.: Палеотип, 2016. , с. 367
  21. Починок А.П., Павлова Лл.П. Налоги и налогообложение: учебно-методическое пособие для государственных служащих. М.: Мобиле, 2018. с. 215
  22. Франклин Б., Финансы, денежное обращение и кредит. . - М.: «Проспект», 1956, с.145
  23. Финансы: Учебник / Под ред. С.И. Лушина и В.А. Слепова. М.: Экономистъ, 2017. с. 243
  24. "Финансовый вестник. Финансы, налоги, страхование, бухгалтерский учет", N 7, апрель, 2007 бюджетное послание Президента РФ Федеральному Собранию от 09.03.2007 "О бюджетной политике в 2008 - 2010 годах"
  25. Черник Д.Г. и др. Налоги и налогообложение: Учебник. М.: М, 2017. с.256
  26. Шаталов С.Д. Комментарий к Налоговому кодексу Российской Федерации части первой (постатейный). М.: МЦФЭР, 2018. с. 123
  27. Данькина И.А., Проблемы налогообложения в РФ, [Электронный ресурс]: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-nalogooblozheniya-v-rossii , 2018 год. с. 2
  28. Никулина О.М., Налоговая нагрузка в России: основные подходы, [Электронный ресурс]: https://cyberleninka.ru/article/n/nalogovaya-nagruzka-v-rossii-osnovnye-podhody-2, 2017 год.