Файл: Налоги с физических лиц и их экономическое значение (Система налогов и сборов с физических лиц).pdf
Добавлен: 23.04.2023
Просмотров: 85
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ И ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ
1.1 Сущность и функции налогов в рыночной экономике
1.2 История развития налогообложения
ГЛАВА 2.ПРИНЦИПЫ И ФОРМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ
ГЛАВА 3. НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ
3.1 Система налогов и сборов, взимаемых с физических лиц
ВВЕДЕНИЕ
Согласно мировому опыту, можно заметить, что налоговый механизм является одним из самых эффективных способов оказания влияния на предпринимательскую деятельность, а также на динамичность и структуру производственного процесса, его расположение.
Налоговые сборы по своей сути являются одним из главных источников пополнения национального бюджета, а их важность обусловлена тем, что любой стране необходимы денежные средства для осуществления своих непосредственных функций. Очевидным фактом является то, что источником финансовых ресурсов бывают только те денежные средства, которые собираются как с физического, так и с юридического лица. Благодаря данным средствам осуществляется финансовая поддержка как государственных, так и социальных программ, а также происходит поддержка государственной структуры в целом и её работа.
К тому же, благодаря налогам государству удается вести эффективную политику в сфере экономики. Стоит заметить, что она может быть как протекционистской, так и ограничивающей, а также формировать антиинфляционные меры, оказывать противодействие монополистическим структурам.
Говоря о механизме налогового обложения физических лиц, то он, ко всему прочему, исполняет роль перераспределения доходных статей граждан, социальной защиты низших общественных слоев и является также контролером личных доходов граждан. Именно этим и обусловлена актуальность данного исследования.
Целью данной работы является изучение сущности налогов, их истории, принципов и форм.
Исходя из цели исследования, вытекают следующие задачи, которые необходимо решить в данной работе:
- проанализировать сущность и функции налогов в рыночной экономике;
- исследовать историю развития налогообложения;
- изучить принципы налогообложения;
- провести анализ форм налогообложения;
- исследовать систему налогов и сборов, взимаемых с физических лиц;
- рассмотреть роль налогообложения физических лиц в экономике России.
В качестве объекта исследования выступает налоговая система.
Предметом исследования выступает налогообложение физических лиц.
Структура работы состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ И ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ
1.1 Сущность и функции налогов в рыночной экономике
Налоги представляют собой одно из основополагающих понятий, которые есть в экономической науке. Сам по себе налог является обязательной и безвозмездной выплатой, которая взимается с предприятия, либо физического лица в качестве отчисления принадлежащих им на праве собственности управления материальными средствами в федеральный бюджет, в размере, установленном законом, для обеспечения финансовой стабильности страны.
Что касается налоговой системы, то она является совокупностью налогов, а также их принципов, методов, форм, уплаты и т.д. для обеспечения своевременной их выплаты, выполнения контролирующих функций и применения мер за нарушения налоговых законов.
Таким образом, система налогов представляет собой совокупность налогов, их сборы и пошлины, которые взимаются на государственной территории в определенный промежуток времени. К основной части налогов, из которых состоит основная часть доходных статей бюджета являются:
- налог на добавленную стоимость;
- акцизы;
- подоходный налог;
- таможенные сборы;
- выплаты в социальные фонды;
- налоги, взимаемые с продаж.
Сам по себе налоговый механизм является более обширным понятием, чем система налогов и представляет собой совокупность всех средств, а также методов организационно-правового типа, которые направлены на исполнение налогового закона. Благодаря налоговому механизму выполняется политики страны в области налогов, создаются главные качественные показатели системы налогообложения, её цель и направление по отношению к определенным экономическим и социальным задачам.
Называя основные объекты налогообложения, необходимо выделить следующие (рис. 1)
Рисунок 1.1 Объекты налогообложения
Что касается основного аспекта в механизме налогообложения, то им, без сомнения, является налоговое законодательство, а уже в данном законодательстве располагается налоговый механизм. [1]
К основным налоговым функциям, которые принято выделять на практике, относятся:
- фискальная;
- регулирующая;
- распределительная;
- социальная;
- стимулирующая;
- контрольная
С помощью фискальной функции налогообложения удается удовлетворить общие потребности граждан.
Суть фискальной функции заключается в формировании обеспеченности доходных статей бюджета и находится под постоянным влиянием государственной власти, основным её звеном.
В свою очередь регулирующая функция выполняет роль регулятора макроэкономических процессов, а также совокупного спроса и предложения, темпов роста и занятости. В российских условиях налоговая система показала себя как один из факторов ограничения спроса, в особенности инвестиционного, большего углубления и падения производственных мощностей, появления проблемы безработицы и неполной занятости.
Распределительная же функция заключается в комплексном оказании влияния на цены, прибыль, динамику цен на акции и т.д.
Налоги представляют собой важный механизм рассредоточения государственного дохода, а также дохода как юридических, так и физических лиц. Данная функция оказывает воздействие на распределение и только доходных частей, но также и инвестиционных средств.
Стоит сказать, что социальная налоговая функция является довольно разноплановой. Сама по себе материальная сущность налогов, как денежных ресурсов, которые централизуются государством и из изымается непосредственно из воспроизводственного процесса.
Данная налоговая функция проявляет себя через механизм налоговых льгот, а также налоговых ставок, что составляет внутренний механизм работы налога.
Важным фактом является также то, что социальная функция налоговой системы требует проведения качественного изучения как с позиции усиления, так и устранения неоправданных льготных условий и преимуществ, которые не отвечают на рыночные преобразования, а также социальные критерии.
Стимулирующая функция представляет собой одну из самых важных, но при этом наиболее трудоемкой функцией, которую довольно проблематично настроить. Как и любая другая функция, стимулирующая функция проявляется посредством специфическим форм, а также элементов налогового механизма, льготную систему, поощрения и разного рода ограничения в ставке.
Функция стимулирования в нынешних условиях является практически невыполнимой и неэффективной в использовании, так как данный метод опирается больше на подталкивание человека на выполнение определенных действий, нежели предписывает ему осуществлять определенные действия, ввиду чего у людей появляется выбор и, зачастую, не отвечают рыночным требованиям в исполнении законодательства.
И, наконец, контрольная функция представляет собой определенный защитный механизм. Благодаря ей происходит обеспечение воспроизводства налоговых взаимосвязей страны и предприятий, а также выполнение и эффективность власти страны.
Важно подчеркнуть, что без выполнения контрольной функции невозможно осуществление остальных функций налогообложения. [2]
Функция контроля, основываясь на праве и законе, может довольно эффективно выполняться, только опираясь на подчинении и принуждении к закону. Поэтому в случае ослабления и подрыва государственной власти происходит снижение эффективности выполнения данной функции. И такая же ситуация в обратную сторону.
Таким образом контрольная функция является одним из основных показателей продуктивности работы других функций. А это, в свою очередь, означает, что в случае ослабления контрольной функции, снижается эффективность налоговой системы в общем.[3]
1.2 История развития налогообложения
Что касается истории развития налогообложения, то она говорит о том, что налоги являются одной из наиболее поздних форм государственных доходов. Изначальное название доходов было “auxilia”, что означает помощь и имели они временный характер.
Стоит отметить, что даже в начле 17 века парламент Англии до сих пор не признавал постоянный характер налогов, которые покроют государственные нужды. А король, без согласия того самого парламента не имел права вводить налоги на постоянной основе, даже если понимал их важность.
Но ввиду постоянных войн и формирование большой армии, которая не распускалась и оставалась сформированной даже в мирное время, требовались огромные денежные средства, а налоги из временных приобрели характер постоянных источников доходов.
И постепенно налоги стали настолько обычным явлением, что известный политолог Б.Франклин сказал, что налоговые выплаты настолько же естественные, как и всё остальное и их должен осуществлять каждый. [4]
Большую значимость налогам также придавал и К.Маркс, который называл налог основным средством “кормящим” государство.[5]
А после того, как граждане привыкли к выплате налогов и налоги утвердились в качестве главного источника доходов, стали формироваться разного рода теории, которые назывались индивидуалистическими.
Одними из самых популярных таких теорий являются теория выгоды, обмена эквивалентов, услуги-возмездия.
Что касается теории обмена услуг, то она соответствовала условиям строя того. Государство, в то время, существовало за счет доходов с государственного имущества, такого как обширные земли, леса и т.д. Благодаря данным поступлениям в казну обеспечивалось функционирование правительства.
Касательно теории выгоды, то она сформировалась в эпоху просвещения, в то время, когда налог рассматривали как выплату, которая вносилась каждым человеком за обеспечение сохранности его личного пространства и его имущества.[6]
Основой данного понятия является представление о договорном формировании государственности. Особую значимость имела в индивидуалистской теории классическая школа, представленная А.Смитом и его последователями. Основным достояние ученого и его последователей было изучение вопроса о происхождении налога.
А. Смит одним из первых изучил экономическую сущность налога.
С одной точки зрения, по его мнению, государственные расходы имеют непроизводительный характер, а с другой, есть возможность сделать вывод, что непроизводительность госуслуг не вносит корректив в признание налоговой выплаты адекватной ценой за государственные услуги.
При всем этом, А.Смит вводит ограничение тех сфер влияния, на которые налоги могут влиять. К таким сферам он относил:
- защита общественности;
- охрана верховной власти.
Только вышеперечисленные два аспекта покрываются налогами, а остальные расходные статьи государства покрываются посредством специальных пошлин.
Аналогичной точки зрения придерживался и Д.Рикардо, называющий налог самым большим злом, ввиду того, что в природе нет налога, который бы не препятствовал накоплению капитала и не мешал бы производственному процессу.
Теория о правовом государстве ведет финансовую науку к идее вынужденного характера налогов, а также к формированию новых теорий:
- теория жертвы;
- теория потребности общества.
Данный теории понимали налог как основополагающий элемент в покрытии затрат государства, а также как долг.
Касательно теории жертвы, то она была одной из самых первых, содержащая идеи принуждения налогового бремени. С.Ю. Витте в своих лекциях, которые он читал князю Михаилу, дал определение налога, как сбора, имеющего принудительный характер. Данный сбор, по его словами осуществлялся с прибыли, а также с имущества в пользу государства для пополнения казны.