Файл: Налоги с физических лиц и их экономическое значение (Система налогов и сборов с физических лиц).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.04.2023

Просмотров: 64

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Согласно мировому опыту, можно заметить, что налоговый механизм является одним из самых эффективных способов оказания влияния на предпринимательскую деятельность, а также на динамичность и структуру производственного процесса, его расположение.

Налоговые сборы по своей сути являются одним из главных источников пополнения национального бюджета, а их важность обусловлена тем, что любой стране необходимы денежные средства для осуществления своих непосредственных функций. Очевидным фактом является то, что источником финансовых ресурсов бывают только те денежные средства, которые собираются как с физического, так и с юридического лица. Благодаря данным средствам осуществляется финансовая поддержка как государственных, так и социальных программ, а также происходит поддержка государственной структуры в целом и её работа.

К тому же, благодаря налогам государству удается вести эффективную политику в сфере экономики. Стоит заметить, что она может быть как протекционистской, так и ограничивающей, а также формировать антиинфляционные меры, оказывать противодействие монополистическим структурам.

Говоря о механизме налогового обложения физических лиц, то он, ко всему прочему, исполняет роль перераспределения доходных статей граждан, социальной защиты низших общественных слоев и является также контролером личных доходов граждан. Именно этим и обусловлена актуальность данного исследования.

Целью данной работы является изучение сущности налогов, их истории, принципов и форм.

Исходя из цели исследования, вытекают следующие задачи, которые необходимо решить в данной работе:

  • проанализировать сущность и функции налогов в рыночной экономике;
  • исследовать историю развития налогообложения;
  • изучить принципы налогообложения;
  • провести анализ форм налогообложения;
  • исследовать систему налогов и сборов, взимаемых с физических лиц;
  • рассмотреть роль налогообложения физических лиц в экономике России.

В качестве объекта исследования выступает налоговая система.

Предметом исследования выступает налогообложение физических лиц.

Структура работы состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.

ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ И ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ


1.1 Сущность и функции налогов в рыночной экономике

Налоги представляют собой одно из основополагающих понятий, которые есть в экономической науке. Сам по себе налог является обязательной и безвозмездной выплатой, которая взимается с предприятия, либо физического лица в качестве отчисления принадлежащих им на праве собственности управления материальными средствами в федеральный бюджет, в размере, установленном законом, для обеспечения финансовой стабильности страны.

Что касается налоговой системы, то она является совокупностью налогов, а также их принципов, методов, форм, уплаты и т.д. для обеспечения своевременной их выплаты, выполнения контролирующих функций и применения мер за нарушения налоговых законов.

Таким образом, система налогов представляет собой совокупность налогов, их сборы и пошлины, которые взимаются на государственной территории в определенный промежуток времени. К основной части налогов, из которых состоит основная часть доходных статей бюджета являются:

  • налог на добавленную стоимость;
  • акцизы;
  • подоходный налог;
  • таможенные сборы;
  • выплаты в социальные фонды;
  • налоги, взимаемые с продаж.

Сам по себе налоговый механизм является более обширным понятием, чем система налогов и представляет собой совокупность всех средств, а также методов организационно-правового типа, которые направлены на исполнение налогового закона. Благодаря налоговому механизму выполняется политики страны в области налогов, создаются главные качественные показатели системы налогообложения, её цель и направление по отношению к определенным экономическим и социальным задачам.

Называя основные объекты налогообложения, необходимо выделить следующие (рис. 1)

Рисунок 1.1 Объекты налогообложения

Что касается основного аспекта в механизме налогообложения, то им, без сомнения, является налоговое законодательство, а уже в данном законодательстве располагается налоговый механизм. [1]

К основным налоговым функциям, которые принято выделять на практике, относятся:

  • фискальная;
  • регулирующая;
  • распределительная;
  • социальная;
  • стимулирующая;
  • контрольная

С помощью фискальной функции налогообложения удается удовлетворить общие потребности граждан.

Суть фискальной функции заключается в формировании обеспеченности доходных статей бюджета и находится под постоянным влиянием государственной власти, основным её звеном.

В свою очередь регулирующая функция выполняет роль регулятора макроэкономических процессов, а также совокупного спроса и предложения, темпов роста и занятости. В российских условиях налоговая система показала себя как один из факторов ограничения спроса, в особенности инвестиционного, большего углубления и падения производственных мощностей, появления проблемы безработицы и неполной занятости.

Распределительная же функция заключается в комплексном оказании влияния на цены, прибыль, динамику цен на акции и т.д.

Налоги представляют собой важный механизм рассредоточения государственного дохода, а также дохода как юридических, так и физических лиц. Данная функция оказывает воздействие на распределение и только доходных частей, но также и инвестиционных средств.

Стоит сказать, что социальная налоговая функция является довольно разноплановой. Сама по себе материальная сущность налогов, как денежных ресурсов, которые централизуются государством и из изымается непосредственно из воспроизводственного процесса.

Данная налоговая функция проявляет себя через механизм налоговых льгот, а также налоговых ставок, что составляет внутренний механизм работы налога.

Важным фактом является также то, что социальная функция налоговой системы требует проведения качественного изучения как с позиции усиления, так и устранения неоправданных льготных условий и преимуществ, которые не отвечают на рыночные преобразования, а также социальные критерии.

Стимулирующая функция представляет собой одну из самых важных, но при этом наиболее трудоемкой функцией, которую довольно проблематично настроить. Как и любая другая функция, стимулирующая функция проявляется посредством специфическим форм, а также элементов налогового механизма, льготную систему, поощрения и разного рода ограничения в ставке.

Функция стимулирования в нынешних условиях является практически невыполнимой и неэффективной в использовании, так как данный метод опирается больше на подталкивание человека на выполнение определенных действий, нежели предписывает ему осуществлять определенные действия, ввиду чего у людей появляется выбор и, зачастую, не отвечают рыночным требованиям в исполнении законодательства.


И, наконец, контрольная функция представляет собой определенный защитный механизм. Благодаря ей происходит обеспечение воспроизводства налоговых взаимосвязей страны и предприятий, а также выполнение и эффективность власти страны.

Важно подчеркнуть, что без выполнения контрольной функции невозможно осуществление остальных функций налогообложения. [2]

Функция контроля, основываясь на праве и законе, может довольно эффективно выполняться, только опираясь на подчинении и принуждении к закону. Поэтому в случае ослабления и подрыва государственной власти происходит снижение эффективности выполнения данной функции. И такая же ситуация в обратную сторону.

Таким образом контрольная функция является одним из основных показателей продуктивности работы других функций. А это, в свою очередь, означает, что в случае ослабления контрольной функции, снижается эффективность налоговой системы в общем.[3]

1.2 История развития налогообложения

Что касается истории развития налогообложения, то она говорит о том, что налоги являются одной из наиболее поздних форм государственных доходов. Изначальное название доходов было “auxilia”, что означает помощь и имели они временный характер.

Стоит отметить, что даже в начле 17 века парламент Англии до сих пор не признавал постоянный характер налогов, которые покроют государственные нужды. А король, без согласия того самого парламента не имел права вводить налоги на постоянной основе, даже если понимал их важность.

Но ввиду постоянных войн и формирование большой армии, которая не распускалась и оставалась сформированной даже в мирное время, требовались огромные денежные средства, а налоги из временных приобрели характер постоянных источников доходов.

И постепенно налоги стали настолько обычным явлением, что известный политолог Б.Франклин сказал, что налоговые выплаты настолько же естественные, как и всё остальное и их должен осуществлять каждый. [4]

Большую значимость налогам также придавал и К.Маркс, который называл налог основным средством “кормящим” государство.[5]

А после того, как граждане привыкли к выплате налогов и налоги утвердились в качестве главного источника доходов, стали формироваться разного рода теории, которые назывались индивидуалистическими.


Одними из самых популярных таких теорий являются теория выгоды, обмена эквивалентов, услуги-возмездия.

Что касается теории обмена услуг, то она соответствовала условиям строя того. Государство, в то время, существовало за счет доходов с государственного имущества, такого как обширные земли, леса и т.д. Благодаря данным поступлениям в казну обеспечивалось функционирование правительства.

Касательно теории выгоды, то она сформировалась в эпоху просвещения, в то время, когда налог рассматривали как выплату, которая вносилась каждым человеком за обеспечение сохранности его личного пространства и его имущества.[6]

Основой данного понятия является представление о договорном формировании государственности. Особую значимость имела в индивидуалистской теории классическая школа, представленная А.Смитом и его последователями. Основным достояние ученого и его последователей было изучение вопроса о происхождении налога.

А. Смит одним из первых изучил экономическую сущность налога.

С одной точки зрения, по его мнению, государственные расходы имеют непроизводительный характер, а с другой, есть возможность сделать вывод, что непроизводительность госуслуг не вносит корректив в признание налоговой выплаты адекватной ценой за государственные услуги.

При всем этом, А.Смит вводит ограничение тех сфер влияния, на которые налоги могут влиять. К таким сферам он относил:

  • защита общественности;
  • охрана верховной власти.

Только вышеперечисленные два аспекта покрываются налогами, а остальные расходные статьи государства покрываются посредством специальных пошлин.

Аналогичной точки зрения придерживался и Д.Рикардо, называющий налог самым большим злом, ввиду того, что в природе нет налога, который бы не препятствовал накоплению капитала и не мешал бы производственному процессу.

Теория о правовом государстве ведет финансовую науку к идее вынужденного характера налогов, а также к формированию новых теорий:

  • теория жертвы;
  • теория потребности общества.

Данный теории понимали налог как основополагающий элемент в покрытии затрат государства, а также как долг.

Касательно теории жертвы, то она была одной из самых первых, содержащая идеи принуждения налогового бремени. С.Ю. Витте в своих лекциях, которые он читал князю Михаилу, дал определение налога, как сбора, имеющего принудительный характер. Данный сбор, по его словами осуществлялся с прибыли, а также с имущества в пользу государства для пополнения казны.