Файл: Организационная культура и ее роль в современных организациях (Понятие и содержание организационной культуры, методологические основы ее формирования и развития ).pdf
Добавлен: 23.04.2023
Просмотров: 87
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1.1 Понятие и содержание организационной культуры
1.2 Классификация организационной культуры
1.3 Технологии и методы формирования организационной культуры
Глава 2. Применение организационной культуры на российских предприятиях
2.1 Диагностика и оценка организационной культуры
2.2 Влияние составляющих организационной культуры на эффективность работы малого предприятия
молодым работникам, вступающим в брак, выплачивается единовременное пособие или приобретается ценный подарок, а также бесплатно предоставляется в аренду помещение в столовой для проведения торжества;
молодым семьям на рождение ребенка выплачивается единовременное пособие;
производится выплата вознаграждения за выслугу лет.
Частью социальной политики предприятия являются и проведение Новогодней елки, праздничные подарки, проведение различных конкурсов для детей сотрудников с обязательными подарками.
На этом предприятии строится управление социальными процессами таким образом, чтобы выработать у своего персонала организационный патриотизм, создать единство цели и идеологии. Для этого на заводе проводятся корпоративные праздники, спортивные мероприятия, поездки в театр. В течение года во всех подразделениях идут поиски талантов, которые завершаются смотром художественной самодеятельности. Каждый раз сотрудники удивляют членов жюри, которые по-новому раскрываются на концерте, проявляют свои творческие способности.
В цехах завода оборудованы современные бытовки с умывальниками, душевыми комнатами. На территории работает здравпункт, где принимают
врачи: невропатолог, стоматолог, а также работает физиотерапевтический кабинет. Вся медицинская помощь оказывается бесплатно.
В производственной столовой вкусно и разнообразно кормят, стоимость комплексного обеда составляет 120 рублей. В буфете можно приобрести под зарплату различные мясные полуфабрикаты и вкусную выпечку.
На территории завода имеется большое количество зеленых насаждений и цветов. Когда человек выходит из цеха по заводской территории, у него обязательно должно быть хорошее настроение. А хорошее настроение - залог хорошей работы. Именно чистота и порядок настраивают людей на дисциплинированность и наивысшую самоотдачу, что положительно сказывается на производительности и качестве труда.
Таким образом, организационная культура на заводе ООО «Завод Спецагрегат» ярко выражена. Можно сказать, что здесь присутствуют некоторые элементы такой культуры: система ценностей, правила поведения, традиции, герои. Вводятся новые традиции молодыми сотрудниками, что характеризует организационную культуру как развивающуюся на данном предприятии.
Заключение
На основе анализа теоретико-методологических аспектов формирования и развития организационной культуры и исследования особенностей организационной культуры можно сделать следующие выводы:
1. Организационная культура – это сложное и комплексное понятие, которое может быть охарактеризовано с точки зрения двух концепций: рационально-прагматической и феноменологической. С точки зрения первой организационная культура – это одна из основных переменных, регулирующих поведение работника в организации, а формирование культуры связывают преимущественно с процессами, происходящими внутри организации. Феноменологическая концепция рассматривает культуру как сущность самой организации, как своего рода феномен, отражающий внутренние взаимосвязи, складывающиеся в организации как социальной системе.
2. По своему содержанию организационная культура включает в себя философию и идеологию управления, предположения, ценностные ориентации, верования, ожидания, нормы, лежащие в основе отношений и взаимодействий как внутри организации, так и за ее пределами, они формируются под влиянием факторов внутренней и внешней среды и оказывают определяющее влияние на социально-экономические отношения в организации. Структура организационной культуры формируется на трех уровнях: уровне видимых ценностей, уровне ценностей и верований, уровне базовых предположений. Понимание взаимосвязей между каждым из уровней организационной культуры необходимо для того, чтобы определить ее сущность и создать условия для восприятия базовых ценностей всеми работниками предприятия.
3. В силу сложности понятия организационной культуры, существуют различные подходы к ее классификации. Основными критериями классификации организационной культуры являются степень риска и скорость обратной связи с внешней средой, размер и структура организации, мотивация персонала, на распределении власти и личностных ценностей, отношение ко времени. Выбор того или иного типа организационной культуры осуществляется исходя из конкретных условий, в которых осуществляется деятельность организации, а также их преимуществ и недостатков.
4. В связи с социально-экономическими изменениями, происходящими сегодня в странах с переходной экономикой для повышения эффективности деятельности предприятия требуется формирование организационной культуры рыночного типа. При этом необходимо учитывать влияние двух групп факторов: внутренних – организационная структура, цели, стратегия, миссия, стиль управления, этап жизненного цикла организации, характер деятельности, личностные оценки руководителя; и внешних – уровень конкуренции, динамичность внешней среды, национальная культура, уровень риска. Все эти факторы должны учитываться в комплексе и взаимосвязи.
5. Организационная культура способна оказывать определяющее воздействие на эффективность деятельности организации, и это влияние будет положительным в том случае, если в организации будет сформирована культура того типа, которая в большей степени будет соответствовать условиям ее функционирования. Анализ особенностей, структуры и типов организационной культуры позволяет сделать вывод о существовании культуры рыночного типа, которая ориентирует организацию на интеграцию всех факторов внутренней среды, развитие постоянное развитие и адаптацию к динамично развивающейся внешней среде.
6. Необходимость постоянного развития организационной культуры в ответ на изменения, происходящие во внутренней и внешней среде организации, требует постоянного сбора и анализа информации о состоянии отдельных ее элементов, которое осуществляется в ходе ее диагностики. Диагностика организационной культуры может осуществляться с использованием различных технологий, которые в совокупности позволяют решить такие задачи, как оценка текущего состояния организационной культуры, выявление изменений в этих состояниях, определение степени и характера влияния факторов внутренней и внешней среды, анализ основных субкультурных позиций, установление взаимосвязей и различий между ними, прогнозировать тенденции развития культуры организации.
Список использованных источников
- Атабаев Д.Д. К вопросу об особенностях управления организационной культурой предприятий//Академия педагогических идей Новация. Серия: Студенческий научный вестник. 2018. № 1. С. 120-125.
- Багриновский, К.А., Организационная культура в современной экономике России // Менеджмент в России и за рубежом.- 2013. - N 2 .- С. 11-18
- Бабаев Б.Д., Романова О.С. Концептуальные подходы к организационной (корпоративной) культуре//Многоуровневое общественное воспроизводство: вопросы теории и практики. 2018. № 14 (30). С. 44-47.
- Белашова В.В., Буряк Н.Ю. Методы мотивации персонала в различных организационных культурах//Форум молодых ученых. 2017. № 11 (15). С. 128-132.
- Белинская Д.Б. Управление "организационной культурой" предприятия//Экономика и предпринимательство. 2017. № 3-2 (80). С. 908-913.
- Волошин Ю.Ю. К понятиям "организационная культура" и "корпоративная культура"//Молодой ученый. 2017. № 35 (169). С. 29-35.
- Грудистова Е.Г. Основные подходы к оценке эффективности управления организационной культурой//Труды Братского государственного университета. Серия: Экономика и управление. 2017. Т. 1. С. 139-146.
- Гулиус Н.С., Шепель М.О., Васильев А.В., Медведева Е.В. Управление организационной культурой и работа с командами//Университетское управление: практика и анализ. 2018. Т. 22. № 2 (114). С. 34-44.
- Джордж, Дж. М. Организационное поведение. Основы управления. – М.: Юнити-Дана, 2016. - 464 с.
- Донгуроол А.А., Донгак Ч.Г. Управление организационной культурой//Экономика и социум. 2017. № 5-1 (36). С. 444-447.
- Зинченко, Г.П. Социология управления: Учебник. - Ростов н/Д: Феникс, 2015. – 384 с.
- Камерон, К. Диагностика и изменение организационной культуры. -СПб.: Питер, 2015. – 320 с.
- Капитонов, Э.А. Организационная культура: теория и практика: Учебник. – СПб.: Альфа-Пресс, 2014. – 352 с.
- Карташевич Е.В. Управление организационной культурой компании: инновационный аспект//Kant. 2017. № 4 (25). С. 188-191.
- Кирсанова Д.А., Слепцова Е.В. Основные подходы к управлению организационной культурой: от теории к практике//Современные научные исследования и разработки. 2017. № 7 (15). С. 139-142.
- Комаров, А.Г. Современный менеджмент: теория и практика. – СПб.: Питер, 2015. – 432 с.
- Кравченко, А.И. Социология управления: Учебник. – М.: Деловая книга, 2014. – 992 с.
- Красовский, Ю.Д. Организационное поведение: Учеб. пособие для вузов; 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юнити-Дана, 2015. – 511 с.
- Мескон, М.Х. Основы менеджмента; 3-е изд. – М.: Вильямс, 2015. – 672 с.
- Мильнер, Б.З. Теория организации: Учебник. – М.: Инфра-М, 2015. – 864 с.
- Миргородская О.Ю., Лазуткин А.П. Управление организационной культурой//В сборнике: Перспективы развития науки и образования Сборник научных трудов по материалам XXIX международной научно-практической конференции. Под общей редакцией А.В. Туголукова. 2018. С. 335-340.
- Мишурова, В.И. Управление мотивацией персонала:Учебник. – М.: МарТ, 2013. – 224 с
- Притыкина А.С. Теоретические представления об организационной культуре предприятия//В сборнике: Проблемы качества образования. Психолого-педагогические аспекты гуманитарной культуры общества. Управление в региональных социально-экономических системах Сборник докладов XVIII научно-практической конференции преподавателей, студентов, аспирантов и молодых ученых. 2017. С. 181-183.
- Седеноол А.А., Донгак Ч.Г. Управление организационной культурой//Экономика и социум. 2017. № 5-2 (36). С. 102-105.
- Шахова А.С. Влияние национальных особенностей на организационную культуру предприятия//Economics. 2018. № 4 (36). С. 27-32.