Добавлен: 23.04.2023
Просмотров: 127
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1. Понятие банковского маркетинга
2.Современные тенденции банковского маркетинга
3. Основные виды банковских продуктов и услуг.
4. Методы распространения банковских услуг
6.Маркетинговая система информации
7.Отдельные Элементы Банковского маркетинга в России
8.Разработка системного обеспечения
9.Новые тенденции в развитии банковского маркетинга в России
Стремление к интеграции в европейскую финансовую систему ориентирует российские банки прежде всего на расширение ассортимента банковских продуктов и услуг, исходя из реальных возможностей банка и требований мирового финансового рынка. Одним из немаловажных аспектов маркетинговой политики банка является планирование и координация деятельности банка на финансовом рынке. Поддержание и развитие имиджа банка как надежной, ориентированной на потребности клиента организации, осуществляется путем проведения мероприятий и акций рекламного характера. Такие акции призваны убедить вкладчиков в том, что банк, прежде всего, надежен, и может предложить уникальный продукт.
Каждый год в развитии банковского сектора происходят качественные изменения, в том числе и в структуре банковских услуг.
Практически все ведущие российские банки предлагают различные виды кредитов: на покупку товаров массового потребления, кредиты на пополнение банковского счета, кредиты на приобретение квартиры, автомобиля, бытовой техники и т. д. По оценкам специалистов, в 2008 г. бум на рынке розничного кредитования не только продолжится, но и усилится за счет выхода на этот рынок региональных банков и активной экспансии западных игроков.
Банкиры отмечают интенсивное развитие SMS-сервиса для владельцев пластиковых карточек. Но если раньше SMS-банкинг предлагал клиентам только информационные услуги (сообщения об остатке средств, зачислении и списании сумм, мини-выписка и т.д.), то в 2007-2009 г.г. банкиры пошли дальше. В 2007-2009 г.г. обмен SMS-сообщениями приобрел по-настоящему массовый характер, что явилось стимулом для развития SMS-банкинга как полноценного дистанционного банковского обслуживания, позволяющего осуществлять управление банковским счетом клиента через SMS [5]. Можно с уверенностью говорить о том, что этот сервис из разряда услуги для избранных превратился в массовый продукт.
На третьем месте - автоматизация платежей, подготовка к переходу на чиповые карточки и развитие региональных сетей.
Развивая потребительское кредитование, банкиры одновременно автоматизируют процесс погашения кредитов. В этом году практически все банки, активно развивающие потребительское кредитование, оснастили свои банкоматы функцией приема наличных. И в следующем году, по мнению банкиров, этот процесс продолжится. Устройства cash-in придут в торговые и сервисные точки, в первую очередь они будут устанавливаться в пунктах выдачи кредитов.
Минувший год также называют годом «регионального строительства», так как именно в этот период, в основном средние и малые (но имеющие филиальную сеть) банки активно занялись созданием единых информационных систем, соединяющих центральный офис и отделения. Новые технологии позволили клиентам на местах получить доступ к полному пакету услуг, который ранее был доступен только при обращении в главный офис.
В прошедшем году наши банки активно готовились к переходу на смарт-карточки. И сейчас практически у всех крупнейших эмитентов пластиковых карточек терминальный парк готов к приему «умных» карточек.
Не обошлось в этом году и без негативных явлений в банковском секторе. В результате кризиса, который принято называть кризисом межбанковского кредитования, с рынка ушли такие игроки, как банк «Диалог-Оптим», Содбизнесбанк, банк «Павелецкий» и другие.
Именно в условиях «турбулентности» происходит оценка надежности банка, как вкладчиками, так и обществом в целом. В ситуации, когда вкладчики бросились забирать свои деньги, демонстрируя откровенное недоверие кредитным институтам, перед банковскими маркетологами возникла дилемма: то ли серьезно менять методы борьбы за клиентскую лояльность, то ли - самих клиентов. Как в такой сложной ситуации удержаться на плаву и при этом не потерять доверие вкладчиков и клиентов?
Только благодаря правильным маркетинговым ходам удалось удержать вкладчиков, повысить их доверие, и при этом увеличить приток вкладов.
Активная банковская реклама в период кризиса еще больше отпугивает клиентов, так как существует мнение, что раз банк громко о себе заявляет, значит, у него есть проблемы. Однако молчать, когда на отдельные банки шла атака черного PR, также было нельзя. При этом уже сейчас мы можем оценить роль рекламных роликов в восстановлении имиджа и репутации Альфа-банка. Провокационный, но единственно верный шаг помог сохранить вкладчиков.
Банк Москвы также продолжал трансляцию рекламных роликов, но заменил плановую рекламу депозитов на рекламу потребительских кредитов. Причем потребителю было заявлено, что банк увеличивает срок и максимальную сумму кредита. Целью этих роликов было довести до потребителей простую мысль: если банк еще и средства населению готов выдавать - значит, денег у него более чем достаточно.
К программе продвижения кредитных продуктов в период кризиса прибегали многие банки. Помимо кредитования некоторые банки использовали еще одну маркетинговую возможность кризисной ситуации: предложили владельцам пластиковых карточек проблемных банков бесплатное открытие карточек. Этот ход на рынке банковских услуг специалисты оценивают неоднозначно. С одной стороны, были привлечены новые клиенты, а с другой стороны - многие на рынке расценили это как нечестную конкуренцию.
Напрашивается вывод, что какие бы маркетинговые меры не предпринимали банки в период кризиса, главное не молчать и не оправдываться, а стараться максимально доходчиво объяснять происходящее.
После кризиса банковские маркетологи столкнулись с новой реальностью: изменилось конкурентное поле, многие игроки ушли с рынка. Кардинально изменились предпочтения банковских клиентов. Если раньше для них на первом месте была доходность финансового инструмента, то теперь – надежность банка. Во вторую очередь вкладчиков интересуют сервисные возможности банка. И только на третьем месте - вопрос доходности.
Многие банки для того, чтобы сохранить лояльность клиентов, предоставляют им «пакетные» продукты - банковские, страховые, инвестиционные, придерживаясь принципа: чем шире сотрудничество клиента с банком, тем больше шансов его сохранить. Кроме того, стали практиковаться разнообразные бонусные программы и призы (турпоездки, бытовая техника и т.д.).
10. Основные направления маркетинговой политики.
Банковский маркетинг - это рыночная стратегия по созданию, продвижению и сбыту банковских продуктов, включающая в себя определенный набор технических приемов, целью применения которых является удовлетворение потребностей клиентов доходным для потребителя банковских услуг образом. Однако он является не только способом реализации продукта, а стратегией и философией банка. Рассмотрим основные направления маркетинговой политики КБ "Банк ВТБ".
Имидж банка становится сегодня одним из главных факторов конкурентной борьбы.
Особое значение этот фактор приобретает в области банковских услуг, потому что успех партнерских отношений "банк - клиент" зависит, прежде всего, от степени доверия клиента. Для банков концепция благополучного имиджа, отражающего сущность и внешние стороны банковской деятельности, - это цель продолжительной и целенаправленной работы. Миссия ВТБ: сильному государству необходима развитая финансовая система; ВТБ - ведущая банковская группа, представляющая Россию на международных рынках и осуществляющая профессиональный финансовый сервис; ВТБ привносит в современную российскую банковскую систему международный опыт, способствуя успеху своих клиентов; ВТБ желает представить миру российский интеллектуальный и духовный потенциал, сильный характер и гостеприимство.
Бренд ВТБ: входящие в Группу ВТБ банки ведут свою деятельность под единым брендом и руководствуются единым подходом к работе с клиентами.
В октябре 2006 г. для банков и компаний, входящих в ВТБ, был проведен ребрендинг. Большинство финансовых организаций, входящих в Группу, теперь имеют в своем названии аббревиатуру "ВТБ" и указание на страну присутствия или сферу деятельности. Успешным сегодня будет тот финансовый бренд, который способен вызывать положительную эмоцию и ассоциативный ряд, формирующий у потребителей позитивные ожидания. Следствием удачно созданного бренда является его идентичность, т.е. узнавание его потребителем, отождествление с тем образом, который задумывался его создателями и активно использовался в ходе рекламно-имиджевой кампании.
Такую идентичность необходимо поддерживать, и это - одна из задач специалистов по корпоративному имиджу. В ходе исследований "Банковские бренды глазами потребителей" в 2013 г. компанией BrandLab Research, были сделаны следующие выводы: при определении спонтанного знания банковских брендов 24,8% респондентов назвали Банк ВТБ, что говорит о его известности; в восприятии ВТБ является максимально близким к образу идеального банка;
ВТБ воспринимается одновременно и более масштабным и надежным, и несколько более соответствующим современному западному банку; воспринимается потребителями как банк с более высоким качеством обслуживания по сравнению с другими банковскими брендами; воспринимается как банк для клиентов с более высоким статусом. В ходе исследования также были протестированы логотипы банков.
Логотип ВТБ вызывал ассоциации с книгой, птицей, стрелкой, авиацией, символизировал для респондентов движение вперед, целенаправленность и открытое пространство.
Следует отметить, что банк активно развивает комплекс услуг по пластиковым картам, основанного на совершенствовании и повышении конкурентоспособности продуктового ряда, создании эффективной сети обслуживания и расширения клиентской базы.
Помимо стандартного набора платиковых карт, ВТБ 24 приступил к эмиссии карт VIP - категории VISA Infinite, которая является самой престижной картой международной платежной системы VISA International.
Владельцам данной карты предоставляется целый спектр уникальных услуг и возможностей, например, услуги элитной консьерж-службы VISA Infinite, которая обеспечивает оперативное выполнение таких задач, как планирование поездок, рекомендации по выбору ресторана, планирование досуга, помощь в приобретении билетов, организация подарков и многое другое.
Кроме того, каждому держателю данной карты предоставляется персональный менеджер ВТБ 24, который обеспечивает клиенту эксклюзивный доступ ко всем услугам ВТБ 24 и сервисных фирм-партнеров.Проанализировав основные направления ВТБ в области маркетинга, можно сделать вывод, что ВТБ придает большое значение маркетинговой стратегии, планированию и контролю маркетинга, активно применяет во взаимосвязи все элементы комплекса маркетинга, включая качество обслуживания.
Кроме того, для удовлетворения потребителей, банк внедряет в свою деятельность инновационные банковские продукты, применяет современные методы сбыта.
Большее значение банк уделяет своему имиджу и связям с общественностью.
7. Приложение
Одного маркетинга не достаточно. Необходимо также, чтобы деятельность банка была рентабельной. Акционеры должны получать обещанные дивиденды, а клиенты — видеть свой банк в числе первых по рейтингу надёжности. К сожалению, не каждому банку удаётся обеспечить рентабельную деятельность. За период с января по июнь 1996 г. ЦБ отозвал лицензии у 145 убыточных банков, а с начала 1997г.
Банк России отозвал лицензии у 272 банков. За последние неполные три года 800 банков были лишены права ведения банковских операций.
Однако благодаря ужесточающейся политики ЦБ и усилиям платёжеспособных банков процесс ухудшения показателей рентабельности действующих банков приостанавливается.
Год |
Прибыль по отношению к брутто–активам |
Прибыль по отношению к собственному капиталу |
Прибыль по отношению к оплаченному уставному фонду |
1991 1992 1993 1994 1995 |
— 2,4 4,3 2,7 3,0 |
22,6 39,1 51,0 34,1 60,5 |
— 210 274 124 107 |
Насколько можно судить по официальной годовой отчётности ЦБ, пик убыточности банковского сектора был пройден в 1994 г. — в первой половине 1995 г. Убытки коммерческих банков в 1994 г. возросли по сравнению с аналогичными показателями 1993 г. более чем в 10 раз, в то время как суммарная прибыль увеличилась только вдвое. Каждый четвёртый коммерческий банк оказался в России убыточным, а рентабельность операций по банковскому сектору по отношению к брутто–активам упала на 40%.
Анализируя деятельность банков (таблица №1), можно сказать, что эра ГКО на астраханском рынке в прошлом: если во втором квартале процентный рост вложений в государственные долговые обязательства и кредиты был почти одинаков, то по итогам на 01. 10. 97г. разница составляет 1, 8% против 27, 8%. Т.е. начался переток средств в реальный сектор экономики и – по большей части – в корпоративные ценные бумаги.
Отметим, что увеличились долгосрочные вложения не только в предприятия, но и в ценные бумаги — на 6, 3% по сравнению со вторым кварталом года.
Существенно возросла и прибыль — +67,4%.
Вместе с тем наблюдается пусть небольшое, но уменьшение резервов на возможные потери по ссудам (-0,04%), продолжающийся рост прочих активов (+15%), опережающий по темпам рост активов вообще, сокращение объёмов клиентских средств, включая вклады населения (-3%).