Файл: Выбор стиля руководства в организации (Теоретические аспекты руководства)).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.04.2023

Просмотров: 66

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В конце ХХ века все большую популярность стало завоевывать гуманистический подход к руководству. Он ориентировался уже не на абстрактного человека, а на уникальность, неповторимость каждой личности. В его рамках организация работы персонала и управление им все больше нацелено на создание возможности для людей трудиться с максимальной отдачей, получать удовлетворение от своей деятельности, отношений в коллективе, а главное – развивать и совершенствовать себя.

Перечисленные подходы к руководству людьми получили конкретное воплощение в соответствующих его стилях

Стиль руководства – это некая совокупность характерных и устойчивых методов решения задач, которые применяются руководителем, определенный стиль его поведения по отношению к своим подчиненным.

Наиболее часто встречаются следующие стили:

– авторитарный стиль;

–демократический стиль;

–либеральный стиль.

Авторитарный стиль – это опора на отдачу руководителям в приказной форме распоряжения без каких-либо объяснений их связи с общими целями и задачами, носящий официальный характер отношений.

История показывает, что наибольшей эффективностью обладает авторитарный стиль управления. Он призван самым эффективным и универсальным способом руководства. Сущность авторитарного стиля управления состоит в том, что подчиненным отдаются распоряжения в приказной форме, причем без всяких оговорок. Это достаточно жесткий стиль. Однако с некоторыми типами людей именно такой стиль управления и считается эффективным. Отношения между руководителем и сотрудниками строго официальные. Постоянно поддерживается дистанция между руководителем и подчиненным, и подчиненные не могут данную дистанцию нарушить.

Положительные моменты[7]:

-не требует особых материальных затрат:

-позволяет быстрее наладить взаимодействие между сотрудниками и подразделениями.

Отрицательные моменты[8]:

-подавляет инициативу;

-требует громоздкой системы контроля за работой персонала;

-повышает степень бюрократизма.

На основании выявленных недостатков авторитарного стиля управления можно прийти к выводу о том, что в результате может значительным образом снизиться производительность труда сотрудников, повыситься чувство злости, неудовлетворенности и страха. А это никак благоприятно не отразится на производительности труда и эффективной работе персонала.

Специалисты в свою очередь выделяют два типа авторитарного стиля. «Эксплуататорский» предполагает, что руководитель полностью сосредотачивает в своих руках решение по всем вопросам, и совсем не доверяет подчиненным, не интересуется и не прислушивается к их мнению, полностью берет на себя ответственность за все, а исполнителям дает лишь указания. В таком случае главная форма стимулирования – это наказание, давление и угрозы. Очень часто сотрудники относятся к такому руководителю негативно и с презрением. В ходе чего, в коллективе складывается неблагоприятный морально-психологический климат, а это отличная почва для конфликтов.


Следующая разновидность авторитарного стиля – это «благожелательный» стиль управления. При данном стиле также руководитель ведет себя авторитарно, однако относится к своим подчиненным более мягко и иногда интересуется их мнением по отношению к тому или иному вопросу. Наказания за провинности также применяются здесь, однако данные наказания случаются реже.

Излишне дисциплинарные меры способны активизировать в человеке страх и злость, тем самым уничтожить стимулы для работы[9]. Такой стиль применяется тогда, когда подчиненные полностью находятся во власти руководителя, к примеру, военная служба, они безгранично ему доверяют, а тот уверен, что они не способны работать правильным образом самостоятельно. Для лидера авторитарного стиля характерно жесткое, а очень часто и единоличное принятие решений, слабый интерес к работнику как к личности. За счет постоянного контроля стиль обеспечивает приемлемые результаты работы.

Демократический стиль отличается тем, что руководитель старается создать максимально благоприятную обстановку в коллективе, благоприятный морально-психологический климат для своих работников. Все эти меры, предпринимаемые в рамках демократического стиля, призваны повысить значительным образом производительность труда сотрудников, привлекать их более активно к принятию различных решений, а также широко применять различные виды стимулирования и поощрения.

Преимущества демократического стиля состоят в том, что он обеспечивает развитие творческих способностей у личностей, улучшает климат в коллективе, повышает производительность труда. Однако к недостаткам можно отнести также отсутствие жесткого контроля. Если сотрудник несознательный, то это может привести к ухудшению производительности труда[10].

Либеральный стиль – это когда руководитель ставит перед сотрудниками задачу, создает для этого все необходимые организационные условия для самостоятельной работы, определяет основные правила и задает границы для принятия решения[11].

Преимущества данного стиля управления состоят в том, что его можно использовать лишь в случае, когда работники обладают высокой квалификацией, а руководитель низкой.

Недостатками данного метода управления является развитие событий, когда подчиненным предоставляется полная свобода, которая может привести к анархии.

Таким образом, в завершении раздела можно прийти к следующим выводам:


- были рассмотрены основные стили управления, из которых можно выделить авторитарный, либеральный и демократический.

- каждый из стилей управления имеет свои достоинства и недостатки. Разница между данными стилями существенная.

- несмотря на определение разницы между данными стилями управления, невозможно определить, какой стиль управления является наиболее эффективным. Все зависит от того, в какой ситуации применяется данный стиль управления. Эффективнее всего будет комбинировать данные стили управления в зависимости от ситуации.

- стиль управления представляет собой привычное поведение руководителя повлиять каким-то образом на поведение своих подчиненных с целью заставить их выполнить свои обязанности.

1.3 Стиль руководства

Слово «стиль» греческого происхождения. Первоначально оно означало стержень для писания на восковой доске, а позднее употреблялось в значении «почерк». Отсюда можно считать, что стиль руководства – это своего рода «почерк» в действиях менеджера.

Более полное определение стиля руководства: относительно устойчивое система способов, методов и форм практической деятельности менеджера.

Кроме того, под стилем управления понимают манеру и способ поведения менеджера в процессе подготовки и реализации управленческих решений.

Все определения стиля управления сводятся к совокупности характерных для менеджера приемов и способов решения задач управления, т.е. стиль – это система постоянно применяемых методов руководства.

Как видно, стиль и метод руководства существуют в определенном единстве. Стиль представляет собой форму реализации методов руководства, принятую данным менеджером в соответствии с его личными, субъективно – психологическими характеристиками.

Каждому из сложившихся методов руководства адекватен вполне определенный стиль управления. Это значит, что каждый метод для своей реализации нуждается в личностях, обладающих вполне определенными качествами. Кроме того, метод управления является более подвижным и чувствительным к новым потребностям в сфере управленческих отношений, чем стиль руководства. Стиль как явление производственного порядка в определенной мере отстает от развития и совершенствования методов управления и в связи с этим может вступать с ним в противоречии. Т.е. вследствие определенной автономизации стиль руководства в качестве отражения устаревших методов управления может привносить в них новые, более прогрессивные элементы.


Единство методов и стиля руководства состоит в том, что стиль служит формой реализации метода. Менеджер с присущим только ему стилям руководства в своей деятельности может использовать различные методы управления (экономические, организационно-административные, социально-психологические).

Как видно, стиль руководства – явление строго индивидуальное, т.к. он определяется специфическими характеристиками конкретной личности и отражает особенности работы с людьми и технологию принятия решения именно данной личности. Регламентируется стиль личными качествами менеджера.

В процессе трудовой деятельности формируется некоторый строго индивидуальный тип, «почерк» руководителя, действия которого повторить в деталях практически невозможно. Как нет двух одинаковых отпечатков пальцев на руке, так и не существует двух одинаковых менеджеров с одинаковым стилем руководства.

Можно выделить основные факторы, характеризующие стиль руководства:

1. Требования, предъявляемые к руководителям в отношении их компетентности, деловитости, ответственности, личных качеств, нравственности, характера, темперамента и пр.;

2. Специфика системы - ее цели и задачи, управленческие структуры и технология управления, функции руководителя;

3. Окружающая производственная среда - технологический уровень производства, форма организации труда, обеспеченность материальными ресурсами и т. п.;

4. Особенности руководимого коллектива - его структура и уровень подготовленности, характер сложившихся в нем взаимоотношений, его традиции и ценности.

Стиль работы определяет не только деятельность руководителя, он непосредственно сказывается на всех сторонах деятельности системы и непосредственно на подчиненных.

Таким образом, каждая организация представляет собой уникальную комбинацию индивидов, целей и задач. Каждый управляющий - это уникальная личность, обладающая рядом способностей. Каждый руководитель является творцом того стиля управления, который он применяет на практике. Но при этом он учитывает множество объективных и субъективных условий и обстоятельств, в зависимости, от которых стиль получает свое конкретное содержание. Стиль представляет собой социальное явление, так как в нем отражены мировоззрение и убеждения руководителя, а так же он во многом определяет результаты деятельности всей системы.

Самым эффективным стилем управления считается тот, при котором менеджер ориентирован на высокоэффективную работу в сочетании с доверием и уважением к людям. Это обеспечивает и высокий моральный настрой, и высокую эффективность. Успех организации воспринимается как успех всего коллектива и каждого сотрудника в отдельности. Тем не менее, исследования не выявили явной зависимости между стилями управления и эффективностью производства. 


В первой главе была дана теоретическая характеристика стилей руководства и их особенности. Рассмотрено понятие стиля управления. Стиль управления представляет собой также поведение и манеру общения и обращения руководителя к свои подчиненным.

Каждая организация представляет собой живой организм, который не похож друг на друга. Поэтому и стили руководства также отличаются между собой. Важно определить их достоинства и недостатки и эффективно управлять ими. Были рассмотрены основные стили управления, из которых можно выделить авторитарный, либеральный и демократический.

Каждый из стилей управления имеет свои достоинства и недостатки. Разница между данными стилями существенная.

Глава 2. Анализ стиля руководства на предприятии

Организационно-экономическая характеристика деятельности предприятия ОАО «Витязь»

Основано 3 марта 1976 года. В этот день был подписан приказ о создании в городе Витебске филиала ленинградского научно-производственного объединения «Ленинец» с производственной мощностью 300 тысяч телевизоров в год. В первый же год функционирования завода было создано особое конструкторское бюро «Дисплей», которое занялось разработкой первой и последующих моделей телевизоров. Разработка образцов внешнего вида телевизоров велась по договорам на минском ПО «Горизонт». Кадровая проблема решалась на предприятии путём привлечения специалистов с различных предприятий города Витебска, а в 1977 году для подготовки кадров в распоряжение завода был передан политехнический техникум. В 1978 году завод выпустил первый телевизор. Сам телевизор и технология его изготовления постоянно совершенствовались, что позволило уже через год аттестовать «Витязь — 722» на Государственный знак качества. В первые 10 лет строительство предприятия было завершено.

 История предприятия ОАО Витязь достаточно широка и разнообразна.

1976, 3 марта – принято решение о создании ВИТЕБСКОГО ТЕЛЕВИЗИОННОГО ЗАВОДА 

1977, апрель – утверждена первая модель цветного телевизора «Витязь-722»