Файл: Налоговая система: понятие, принципы построения.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.04.2023

Просмотров: 93

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Необходимо заметить и проблему непостоянности налогового законодательства, что создает еще один источник риска для инвесторов, речь идет о внесении поправок и изменений это ведет к ликвидации ранее введенных льгот. Государство обязано гарантировать, обеспечивать выполнение стабильности налогов и правил их взимания в течение существенного периода времени, налоги не должны пересматриваться часто.[49]

В положении о нормативных документах по налогообложению на сегодня существует недостатки это запутанность и противоречивость, что существенно усложняет налогоплательщикам их усвоение по этому погрешности при исчислении налогов остаются фактически неминуемыми. Отпугивает иностранных инвесторов и создает преграды отечественным производителям в их работе это частая перемена «правил», непостоянность, принятие задним числом налоговых актов, противоречивостью законов и подзаконных актов, в том числе директивных конструктивных материалов создающих возможность, а порой просто необходимость их дополнительного толкования.[50]

Очень большой интерес концентрирует в себе вопрос неэффективности единичных элементов налогового механизма. Существует немало налоговых инспекций, отделов по борьбе с экономическими преступлениями, однако результат работы оставляет желать наилучшего из-за неподготовленности сотрудников таких органов, неумения правильно провести проверку, поддержку, зачастую многие налогоплательщики легко уходят от ответственности за сокрытие налогов.

В России произошел ряд разоблачений связанных с незаконными финансовыми операциями. Теневая экономика это вид экономической деятельности, который отличается от других нарушений и «сокрытий», диктующий большего количества сил и средств для борьбы с ним в частности внедрения оперативно-розыскных методов и потому создающий собой наиболее тяжкий вид социально небезопасных действий в налоговой сфере.[51]

Результативность формирования доходов бюджетов абсолютно всех уровней, развитие производства, повышения предпринимательской активности и в результате стабилизация экономики в нашей стране зависит от решения указанных выше проблем.

Налоговая система на современном этапе направлена на совершенствование действующего законодательства.

Характерными особенностями налоговой системы Российской Федерации являются:

        1. несоответствие уровня налогообложения финансовым ресурсы налогоплательщиков. Высокий уровень налоговой нагрузки - яркий пример, хотя он очень относительный. Для таких отраслей, как добыча нефти и газа, финансовая деятельность, металлургия - единая ставка социального налога в размере 26%, является весьма приемлемой. Но для производственных предприятий, а также для компаний легкой промышленности установлена слишком высокая квота, что затрудняет их работу в целом;
        2. неопределенность системы налогообложения, поскольку законодательная и нормативная база очень запутана. Сложность заключается в методологии, используемой при расчете сбора налогов. Часто возникают споры по формулировке статей Налогового кодекса Российской Федерации, которые поступают в арбитражный суд. И чаще всего суд берет на себя сторону налогоплательщиков, что предполагает, что не все сотрудники налоговых органов могут правильно применять нормы налогового законодательства. Одной из основных проблем экономики страны является то, что хозяйствующие субъекты отказываются полностью платить налоги. Это связано с тем, что предприятиям, уплатившим все налоговые платежи, не имеют достаточных средств для осуществления эффективной финансово-экономической деятельности, поэтому многие компании всячески стараются не платить налоги. Существующая проблема «теневой экономики» может быть решена, если мы достигнем снижения ставок налогов, изменений в налоговой базе и перераспределения налогового бремени. С помощью этих мер вы можете снять часть оборота с «тени». Чтобы уменьшить оборот «теневой экономики», необходимо ужесточить дисциплинарные меры против нарушителей, улучшить налоговый контроль и использовать налоговое администрирование.
        3. отсутствие принципа экономии налоговой системы. Это сводится к снижению стоимости налогового администрирования при сохранении максимально возможного сбора налогов.

Правительство нашей страны сформулировало ключевые направления налоговой политики России на 2020 год и на 2021 и 2022 годы. Приоритеты в области налогообложения останутся неизменными на предстоящий период. Это имеет первостепенное значение для обеспечения устойчивости налогово-бюджетной политики.[52]

Целями налоговой политики являются поддержка инвестиций, кроме того необходимо стимулировать инновации. На сегодняшний день в Российской налоговой системе существует около 200 различных льгот и преференций по налогу на прибыль, налогу на добавленную стоимость, налогу на добычу полезных ископаемых, налогу на имущество организаций, земельному и транспортному налогам. Несмотря на то, что предоставление льгот не предполагает прямого расходования бюджетных средств, их все же можно считать «налоговыми расходами» бюджетной системы Российской Федерации.[53]

Будет уточнен порядок предоставления гражданам стандартных социальных и имущественных вычетов. Документ предусматривает увеличение стандартных вычетов на детей. Родители, которые покупают недвижимость вместе со своим имуществом, имеют право на получение вычета имущества. Кроме того, супруг получит имущественный вычет при покупке жилья, на сегодняшний день супруги получают только один вычет на двоих. Досудебные налоговые споры позволят улучшить налоговое администрирование.

В настоящее время нецелесообразно кардинально реформировать налогообложение труда. Возможно осуществление следующего алгоритма:

1) реализация эффективных мер по выводу заработной платы из тени, пресечение любых «серых» схем;

2) изменение порядка формирования объекта обложения и по НДФЛ, и по платежам во внебюджетные фонды;

3) перестраивание состава налогов и платежей, взимаемых с фонда оплаты труда.[54]

Наличие скрытых форм оплаты труда, как одно из проявлений теневой экономики в первую очередь обусловлено существованием налично-денежного оборота, не подконтрольного фискальным службам, использующим только косвенные формы контроля за доходами и расходами. При этом полный отказ от наличного обращения затруднен, поскольку сфера услуг допускает использование наличных денежных знаков. В этой связи, считаем очень удачным решение правительства о маркировке меховых изделий, лекарственных средств и о введении нового порядка применения контрольно- кассовой техники, позволяющего создать единую систему контроля за фактическими объемами произведенного товарооборота и оказания услуг. Это позволит получать полную картину реальных доходов и расходов и физических, и юридических лиц, вывести фискальный контроль на абсолютно новый уровень. Вероятно, нужны дополнительные автоматизированные информационные системы по типу АИС-НДС, ЕГАИС, соединяющие безналичные и наличные обороты в привязке к формам бухгалтерской, финансовой и налоговой отчетности.[55]


Совершенствование налоговой системы требует сближения бухгалтерского и налогового учета, определения особенностей налогообложения еврооблигаций российских эмитентов, внедрения патентной системы налогообложения. Следует ввести Институт налогообложения нераспределенной прибыли, которая будет бороться с уклонением от уплаты налогов. Этот институт позволит облагать налогом на прибыль нераспределенную часть прибыли иностранной контролируемой компании среди участников российских предприятий.

Благодаря предстоящим реформам налоговая система будет преобразована в механизм экономического роста и развития предприятия, что создаст предпосылки для расширения производства, финансирования инновационной деятельности и улучшения качества жизни людей в стране.

Итак, существующая налоговая система тормозит развитие рыночных отношений в стране. Как известно, налоги являются наиболее важным источником пополнения доходов государства. Также от их формирования зависит, насколько благополучно будет развиваться общество в стране и насколько комфортно себя будет чувствовать каждый гражданин в отдельности. Главным недостатком действующей налоговой системы является то, что финансово-правовое регулирование и ее совершенствование основано на переориентации налоговой системы в основном на прямые налоги и налоги на потребление.

Таким образом, налоговая система в России нуждается в определенных преобразованиях, таких как снижение налоговой нагрузки до минимально возможного уровня, изменить систему распределения налоговых доходов между всеми уровнями бюджетной системы, усовершенствование системы взимания некоторых налогов, а также закрепление налоговых ставок в том или ином регионе в соответствии с уровнем экономического развития.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Все задачи, поставленные во введении, были решены для достижения поставленной цели исследования, в курсовой работе.

Налоговая система – это комплекс мероприятий, установленных в государстве, направленных на достижение полноты доходной части бюджета с целью эффективного функционирования государственных органов, экономики страны в целом. Основным элементом налоговой системы является совокупность взимаемых государством с юридических и физических лиц различных видов налогов и сборов.

Оценивая любую налоговую систему, следует исходить из того, что она представляет собой сложный эволюционный и социальный феномен, тесно связанный с состоянием экономики. Задачи налоговой системы меняются с учетом политических, экономических и социальных требований, предъявляемых к ней. Налоги из простого инструмента мобилизации доходов бюджета государства давно превратились в основной регулятор всего воспроизводственного процесса, влияя на пропорции, темпы и условия функционирования экономики. Между тем, пример развитых стран Евросоюза свидетельствует о том, что именно система налогообложения выступает одним из основных методов государственного регулирования экономики.


Существующая налоговая система тормозит развитие рыночных отношений в стране. Как известно, налоги являются наиболее важным источником пополнения доходов государства. Также от их формирования зависит, насколько благополучно будет развиваться общество в стране и насколько комфортно себя будет чувствовать каждый гражданин в отдельности. Главным недостатком действующей налоговой системы является то, что финансово-правовое регулирование и ее совершенствование основано на переориентации налоговой системы в основном на прямые налоги и налоги на потребление.

Важнейшим фактором, определяющим эффективность функционирования налоговых систем, является законодательная база.

Налоговая система на современном этапе направлена на совершенствование действующего законодательства.

Одной из основных проблем экономики страны является то, что хозяйствующие субъекты отказываются полностью платить налоги. Это связано с тем, что предприятиям, уплатившим все налоговые платежи, не имеют достаточных средств для осуществления эффективной финансово-экономической деятельности, поэтому многие компании всячески стараются не платить налоги. Существующая проблема «теневой экономики» может быть решена, если в России произойдет снижения ставок налогов, изменений в налоговой базе и перераспределения налогового бремени.

Чтобы уменьшить оборот «теневой экономики», необходимо ужесточить дисциплинарные меры против нарушителей, улучшить налоговый контроль и использовать налоговое администрирование.

Совершенствование налоговой системы требует сближения бухгалтерского и налогового учета, определения особенностей налогообложения еврооблигаций российских эмитентов, внедрения патентной системы налогообложения. Благодаря предстоящим реформам налоговая система будет преобразована в механизм экономического роста и развития предприятия, что создаст предпосылки для расширения производства, финансирования инновационной деятельности и улучшения качества жизни людей в стране

Таким образом, налоговая система в России нуждается в определенных преобразованиях, таких как снижение налоговой нагрузки до минимально возможного уровня, изменить систему распределения налоговых доходов между всеми уровнями бюджетной системы, усовершенствование системы взимания некоторых налогов, а также закрепление налоговых ставок в том или ином регионе в соответствии с уровнем экономического развития.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Конституция РФ / Федеральный конституционный закон РФ от 12 декабря 1993. // Российская газета. – 1993. – 25 декабря.
  2. Гражданский кодекс РФ. Часть 1 / Федеральный закон РФ от 30 ноября 1994 г. №51-ФЗ (с последними изменениями и дополнениями) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1994. - №31. – Ст.3301.
  3. Налоговый кодекс РФ. Часть первая / Федеральный закон РФ от 31 июля 1998. //Собрание законодательства РФ. – 1998. – № 31. – Ст. 3824.
  4. Алексейчева, Е. Ю. Налоги и налогообложение [Текст]: учебник/ Алексейчева Е. Ю. - Издательско- торговая корпорация «Дашков и К», 2019. – 310 с.
  5. Алексеенко М.М. Взгляд на развитие учения о налоге у экономистов А. Смита, Ж.-Б. Сэя, Д. Риккардо, Ж. Сисмонди и Дж. Ст. Миля. М.: Изд-во «Либриком», 2018. – 223 с.
  6. Бабаев, Ю.А. Расчеты организации. Учет, налогообложение, управление. - М.: Инфра-М, Вузовский учебник, 2019. – 336 c.
  7. Базилевич, О. И. Налоги и налогообложение. - М.: Вузовский учебник, Инфра-М, 2019. – 288 c.
  8. Баташева Ф.А. Проблемы современной налоговой системы РФ и предложения по ее совершенствованию // Молодой ученый. – 2020. – № 17. – с. 436 – 438.
  9.  Бельский, К. С.  Налоговая система: генезис, основные элементы, принципы [Текст] // Государство и право. – 2018. – № 9. – С. 48-55.
  10. Болатаева А.А., Булкаева Р.А., Джагаева В.С. Налоговая система РФ: актуальные проблемы и пути совершенствования современной налоговой системы // Научные Известия. – 2020. – № 6. – с. 41 – 45.
  11. Бондаренко Т.Н., Печенкина Ю.Е. Налоговая политика как элемент развития взаимодействия государства и бизнес-сообщества // Международный студенческий научный вестник. – 2017. – № 4-3 – С. 58-63.
  12. Брызгалин А.В. «Общие анализ Основных направлений налоговой политики на 2019 и на 2020-2021 гг.» – 2019. – № 5. – С. 30.
  13. Козырин А.Н. Правовое регулирование налогообложения в РФ, конспект лекций. М: МЦФР, 2017. – 351 с.
  14. Кондраков, Н.П. Налоги и налогообложение в схемах и таблицах [Текст]: учебное пособие. — М.: Проспект, 2018. - 224 c.
  15. Куликова, М. А. Пути эволюционного развития налоговой системы РФ // Молодой ученый. – 2020. – № 2 (292). – С. 278-281.
  16. Лапин В.Н. Развитие структуры налоговой системы // Вестник Саратовского гос. социальноэконом. ун-та. – 2020. – № 7. – С. 94 – 100.
  17. Магомадов Ш.А., Кадыров Х.-М.Ш. Сравнительный анализ налоговых систем и налоговой политики России и США // Экономика и бизнес: теория и практика. – 2020. – № 4. – с. 67 – 69.
  18. Майбуров, И.А. Налоговая политика. Теория и практика: Учебник [Текст]. – М.: Юнити-Дана, 2019. – 518 с.
  19. Максютова, Р.И. Эффективность обеспечения уплаты налогов в РФ [Текст]: // Инновационная наука и современное общество: сборник статей Международной научно-практической конференции/ под ред. 2017 – С. 166 –169.
  20. Малис Н.И. Перенастройка налоговой системы: возможные риски // Налоги и финансы. – 2018. – № 3 (39). – с. 7 - 13.
  21. Пансков, В.Г. Налоги и налогообложение [Текст]: учебник и практикум для прикладного бакалавриата. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2019. – 382 с.
  22. Перов, А. В. Налоги и налогообложение. - М.: Юрайт, 2019. – 944 c.
  23. Попович С.О. Институциональные основы налоговой системы в государственном регулировании экономики // В сборнике: Неделя науки СПбПУ Материалы научной конференции с международным участием. Институт промышленного менеджмента, экономики и торговли. 2020. – С. 69 - 71.
  24. Романов, Б.А. Налоги и налогообложение в Российской Федерации [Текст]: учебное пособие. - Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2018. – 560 с.
  25. Сираева Р.Р. Контроль за исполнением бюджета как составная часть бюджетного процесса // Социально-экономическое развитие современного общества в условиях модернизации: материалы Международной научно-практической конференции. – Саратов, 2020. – с. 158 – 159.
  26. Тарасова, В.Ф. Налоги и налогообложение [Текст]: учебник. — 3­е изд., перераб. — М.: КНОРУС, 2018. – 496 с.
  27. Тедеев, А.А. Налоговое право России: Учебник. [Текст]. – М.: Юрайт, 2018. – 250 с.
  28. Толкушин, А.В. История налогов в России [Текст]: учебник. – М.: ИНФРА-М, 2019. – 124 с.
  29. Ульяненко Д.И. Оценка состояния и проблем действующей современной системы налогообложения России // Ростовский научный журнал. 2020. - с 239-248.
  30. Хабибулина А.А. Сравнительный анализ налоговой системы России с налоговыми системами зарубежным стран // Форум молодых ученых. – 2018. – № 12. – с. 314 – 320.
  31. Черник, Д. Г. Теория и история налогообложения [Текст]: учебник для академического бакалавриата. — М.: Издательство Юрайт, 2018. – 364 с.
  32. Шклярова М.А., Егунов Д.И. Методика оценки качества государственных налоговых услуг как стратегического направления управления налоговой системой // В сборнике: Современная налоговая система: состояние, проблемы и перспективы развития Материалы XIII Международной научной конференции. – 2019. – с. 101 – 107.
  33. Щепотьев, А.В. Налоги и налогообложение [Текст]: учебное пособие. – Тула: НОО ВПО НП «Тульский институт экономики и информатики», 2019. – 161 с.
  34. Юшаева Р.С. Актуальные проблемы налоговой системы России // Концепт. – 2020. – №13. – С. 46 – 50.
  35. Официальные данные ИФНС [Электронный ресурс]: – URL: https://analytic.nalog.ru/portal/index.ru-RU.htm. (Дата обращения: 23.08.2020).
  36. Основные направления налоговой политики на 2020-2022 годы [Электронный ресурс]. – URL: http://zakony2019.ru/osnovnye-napravleniya-nalogovoj-politiki-na-2019-2019-gody (Дата обращения: 23.08.2020).
  37. Налоги во Франции [Электронный ресурс]. - URL: https://mirfrance.ru/nalogi-vo-francii/ (Дата обращения: 23.08.2020).
  38. Налоговые системы зарубежных стран [Электронный ресурс]. - URL: https://gsl.org/ru/ taxes/tax-zones/ (Дата обращения: 23.08.2020).