Файл: Оценка эффективности принятия управленческих решений на предприятии.pdf
Добавлен: 23.04.2023
Просмотров: 846
Скачиваний: 10
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы разработки и принятия управленческих решений
1.1. Сущность и классификация управленческих решений
1.2 Принципы и стадии принятия управленческих решений
Глава 2. Оценка эффективности процессов принятия управленческих решений на предприятии
2.1. Общая характеристика деятельности предприятия
2.2 Оценка эффективности управленческой деятельности ООО «Коллет»
2.3. Выбор и реализация стратегии по повышению эффективности управленческих решений в ООО «Коллет»
Расчет рентабельности продаж по сетям «Лента» и «METRO» за 2017 год
Показатель |
"Лента" |
"METRO" |
Отгрузка, руб. |
11 782 694,00 |
7 681 336,27 |
Сумма вычетов, руб. |
2 948 913,18 |
2 818 992,76 |
Отгрузка минус вычеты, руб |
8 833 780,82 |
4 862 343,51 |
Отгрузка, шт. |
51 229,10 |
33 397,11 |
Средняя цена отгрузки по прайсу, руб |
230,00 |
230,00 |
Средняя цена отгрузки фактическая, руб |
172,44 |
145,59 |
Средние переменные издержки, руб. |
120,00 |
120,00 |
Условно-постоянные издержки на 1 ед., руб. |
24,00 |
24,00 |
Прибыль с 1 ед. продукции, руб. |
28,44 |
1,59 |
Прибыль за 2017 год, руб. |
1 456 789,79 |
53 159,06 |
Рентабельность продаж, % |
12,36 |
0,69 |
Доля в общем объеме прибыли, % |
23,12 |
0,84 |
Конечно, необходимо сделать поправку на погрешность, т.к. расчет был сделан по усредненным значениям цены отгрузки и себестоимости продукции, однако порядок полученных значений даже в этом случае отражает реальную картину. Для полноты анализа проведем аналогичные расчеты для других клиентов (табл. 4).
Таблица 4
Расчет рентабельности продаж по магазинам за 2017 год
Покупатель |
Показатель |
||||
Средняя цена отгрузки фактическая, руб |
Прибыль с 1 ед. продукции, руб. |
Прибыль за 2017 год, руб. |
Рентабельность продаж, % |
Доля в общем объеме прибыли, % |
|
Карусель |
126.55 |
-17.45 |
-164 875.57 |
-7.59 |
-2.62 |
Детский мир |
176.27 |
32.27 |
351 110.45 |
14.03 |
5.57 |
Перекресток |
192.04 |
48.04 |
499 278.92 |
20.89 |
7.92 |
Магнит |
216.20 |
72.20 |
540 247.32 |
31.39 |
8.57 |
Пятерочка |
185.58 |
41.58 |
63 253.85 |
18.08 |
1.00 |
Азбука вкуса |
205.87 |
61.87 |
179 456.28 |
26.90 |
2.85 |
SPAR |
188.43 |
44.43 |
686 677.49 |
19.32 |
10.90 |
Другие |
224.18 |
80.18 |
1 001 122.39 |
30.31 |
15.89 |
По итогам расчетов, в результате сотрудничества с сетью «Карусель» наша компания понесла убыток. Причинами этого можно назвать закрытие двух торговых комплексов, которое повлекло очень большой возврат продукции, а также существенное снижение продаж нашей продукции в данной сети за 2 полугодие 2017 года. Наиболее высокими показателями рентабельности обладают компании «Магнит» и «Азбука вкуса», однако такой высокий показатель связан в первую очередь с тем, что сотрудничество с ними началось во второй половине 2017 года, поэтому в отчетном периоде не было возвратов продукции из данных сетей. Также высокая рентабельность и у небольших розничных магазинов, что объясняется более высокими отпускными ценами на продукцию и отсутствием бонусных платежей.
Существенным недостатком в системе управления ООО «Коллет» можно назвать отсутствие какой-либо логически обоснованной и просчитанной системы ценообразования в компании, отсутствия учета и контроля объемов поставок, сумм вычетов, корректирования отпускных цен в зависимости от условий договора. Все цены назначаются генеральным директором практически «из головы», основным фактором для сотрудничества является приход какого-то количества денег на расчетный счет фирмы, фактическая эффективность сотрудничества не анализируется им в принципе.
Можно сделать следующий вывод: рентабельность работы с различными покупателями варьируется очень сильно и зависит от большого количества факторов. Для повышения эффективности деятельности в ООО «Коллет» необходимо постоянно проводить детальный анализ эффективности работы с каждым из крупных клиентов, разработать такую политику ценообразования, которая бы позволила получать приемлемый размер прибыли от сотрудничества с клиентами.
Одним из важнейших факторов долгосрочного развития и процветания компании является ее сотрудники, их работа и вклад в достижение целей компании. В качестве факторов, влияющих на качество работы персонала, можно выделить: нацеленность работника на повышение результатов своей деятельности для достижения целей фирмы, достойную заработную плату, наличие морального и материального стимулирования труда, вовлеченность в корпоративную культуры предприятия. В течение последних 3-4 лет все эти факторы отсутствуют в ООО «Коллет», и ее руководитель не принимает усилий по изменению данной ситуации, а, наоборот, своими словами и поступками только усугубляет ее. В результате все работники чувствуют неудовлетворенность своим положением в фирме, саботируют требования генерального директора, постоянно думают о смене места работы, существует постоянная текучесть среди мерчендайзеров и рабочих-грузчиков, которые меняются почти каждые 2-3 месяца. При этом у ключевых сотрудников организации есть опыт, знания, возможности для эффективной работы на благо компании, которые они согласны реализовать при изменении политики руководителя в области целей деятельности фирмы и отношениях с персоналом.
Для анализа работы персонала предприятия рассмотрим занятость сотрудников отдела продаж (табл. 5), с учетов того, что в месяце 168 рабочих часов.
Из таблицы 5 видно, что сотрудники выполняют все свои обязанности примерно за половину рабочего времени. Исключение составляет менеджер, фактическое время работы которого составляет чуть более 15%, причина этого - низкая загрузка, т.к. в его ведении находится примерно 20 небольших магазинов, из которых 15 расположены в Ленинградской области, соответственно, заказы от них приходят не чаще 1 раза в 2 месяца.
Таблица 5.
Функции сотрудников отдела продаж и фактическое время их выполнения в месяц
Должность |
Выполняемые в течение месяца функции |
Фактическое время выполнения функций, ч |
% от рабочего времени |
Начальник отдела продаж |
получение и обработка заказов от всех крупных гипермаркетов и магазинов |
18 |
10,71 |
заключение договоров с покупателями |
16 |
9,52 |
|
презентации новых моделей для покупателей |
10 |
5,95 |
|
решение спорных вопросов с покупателями |
17 |
10,12 |
|
контроль оплаты поставленного товара |
12 |
7,14 |
|
анализ финансового положения фирмы |
4 |
2,38 |
|
анализ складских остатков |
2 |
1,19 |
|
формирование заказов на поставку продукции |
11 |
6,55 |
|
Итого |
88 |
52,38 |
|
Офис-менеджер |
выписка накладных и счет-фактур на отгрузку продукции |
34,5 |
20,54 |
отприходование полученного от поставщиков товара |
6 |
3,57 |
|
составление графика доставки продукции в магазины |
2 |
1,19 |
|
найм персонала ( при необходимости) |
4,5 |
2,68 |
|
руководство обслуживающим персоналом ( повар, уборщица,ремонтные службы) |
1,5 |
0,89 |
|
заполнение договоров и других документов |
12 |
7,14 |
|
выполнение заданий Генерального директора ( звонки, письма и т.д.) |
8 |
4,76 |
|
Итого |
68,5 |
40,77 |
|
Менеджер |
получение и обработка заказов от небольших магазинов |
24 |
14,29 |
контроль оплаты поставленного товара |
4 |
2,38 |
|
Итого |
28 |
16,67 |
|
Помощник менеджера (количество рабочих часов в месяц - 128) |
Координация работы мерчендайзеров |
5 |
3,91 |
Контроль выкладки продукции в ТК |
8 |
6,25 |
|
Составление документов для бухгалтера |
8 |
6,25 |
|
Получение и обработка заказов от небольших магазинов |
8 |
6,25 |
|
Заполнение различной документации по поручению начальника отдела |
18 |
14,06 |
|
Расчет суммы отгрузки по наиболее крупным клиентам |
8 |
6,25 |
|
Итого |
55 |
42,97 |
Конечно, данная загрузка свидетельствует о неэффективной работе сотрудников. Это объясняется тем, что у работников нет стимула к повышению качества своей работы или просто нет работы, которую нужно выполнить, так как:
- Отсутствует отрегулированная организационная структура предприятия;
- Отсутствует должностные инструкции и, следовательно, четкое распределение ответственности работников за результат их деятельности, их обязанностей и прав;
- Отсутствует критерии оценки эффективности деятельности работников, и, следовательно, материальное стимулирование работников (премии по результатам деятельности);
- Отсутствует информация о текущем положении компании, конкретных целях и приоритетах ее деятельности.
Таким образом, должна быть разработана стратегия ООО «Коллет», которая позволит устранить существующие проблемы и повысить эффективность управленческих решений на предприятии.
2.3. Выбор и реализация стратегии по повышению эффективности управленческих решений в ООО «Коллет»
По итогам анализа, проделанного выше, можно сделать вывод, что большая часть причин неэффективной деятельности, а также невозможность внедрения изменений в эту деятельность является следствием несовершенной системы разработки и реализации управленческих решений на малом предприятии. Для изменения данной ситуации в лучшую сторону необходимо провести следующие стратегические мероприятия:
1.Изменение организационной структуры фирмы.
Учитывая, что организация в данный момент находится на стадии «кризиса лидерства», то необходимо создать новую организационную структуру, а также закрепить сферы ответственности, права, обязанности и функции всех сотрудников.
Предлагаемые изменения отражены на рисунке 5.
Генеральный директор
Бухгалтер
Начальник отдела продаж
Начальник склада
Офис-менеджер
Менеджер
Мерчендайзеры
Рабочие-грузчики
Секретарь
Водитель-экспедитор
Рисунок 5 - Новая организационная структура ООО "Коллет"
Суть изменений организационной структуры заключается в том, что именно начальник отдела продаж, а не генеральный директор занимается текущими вопросами по выполнению заказов от магазинов, то логично подчинить сотрудников, занимающихся обработкой и выполнением заказов непосредственно ему. В этом случае начальник отдела продаж сможет в соответствии с разработанными стандартами и политикой продаж регулировать все вопросы, связанные с отгрузкой продукции покупателям, и координировать действия сотрудников.
Менеджер выходит на пенсию через 3 месяца, поэтому его будущее увольнение и передача его функций позволит увеличить фактическое время работы помощника менеджера, который займет его должность, т.е. повысить эффективность его работы.
Вынужденным, но необходимым шагом также является увольнение бывшего начальника склада, т.к. его поведение оказывает негативное деморализующее влияние на остальных рабочих-грузчиков и тормозит внедрение каких-либо улучшений в работу склада.
2. Составление адекватных и актуальных должностных инструкций.
Для всех работников организации должны быть составлены должностные инструкции, которые должны стать основой выполняемой в компании работы.
Должностные инструкции должны содержать в себе максимально конкретизированные общие положения, обязанности, права, ответственность и критерии оценки сотрудника. Особое внимание следует обратить на:
- необходимость закрепить за сотрудниками отдела продаж такие "плавающие" функции, как мониторинг рынка с целью выявления новых сбытовых организаций, поддержание работы с конкретными старыми партнерами, проведение постоянного учета и анализа продаж продукции, составление прогнозов продаж на следующий сезон и т.д.
- необходимость четкого распределения ответственности между всеми сотрудниками, каждый сотрудник должен отвечать за конкретные результаты своей работы, например: работник склада - за правильную сборку заказа, водитель - за своевременную доставку, офис-менеджер - за правильно оформленные документы, мерчендайзер - за выкладку продукции в своем магазине, помощник менеджера - за соблюдение мерчендайзерами всех правил и требований фирмы, за результаты работы с его клиентами; начальник отдела продаж - за достижение поставленных перед отделом целей.
- при формировании критериев оценки следует соотносить их с целями организации.
В результате введения должностных инструкций появится инструмент административного воздействия на сотрудника в случае невыполнения им функций, прописанных в его должностной инструкции. Также каждый сотрудник будет ответственным за определенные результаты работы и по этим результатам можно будет проводить оценку эффективности работы каждого работника.
3. Погашение задолженности перед поставщиками.
По результатам проведенного анализа был выявлен потенциальный спрос со стороны сетевых магазинов на несколько новых товарных групп.
Для возможности дальнейшей взаимовыгодной работы со всеми поставщиками необходимо погасить всю накопившуюся за время сотрудничества задолженность. По мнению начальника отдела продаж, всю сумму задолженности можно погасить в течение примерно полугода из средств, поступающих от покупателей на расчетный счет организации в счет оплаты отгруженной продукции. При этом денежных средств также будет хватать и на оплаты текущих платежей.