Файл: Пути возникновения государства (Условия и общие закономерности происхождения государства).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.04.2023

Просмотров: 686

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Теория общественного договора. Договорная теория или теория общественного договора зародилась в XVII-XVIII в трудах европейских мыслителях Томаса Гоббса, Джона Локка, Поля Гольбаха, Жан-Жака Руссо и нашего соотечественника А.Н. Радищева.

Основой теории общественного договора стало утверждение о том, что государству предшествовало естественное состояние. Вышеперечисленные авторы рассматривали это естественное состояние по-разному. Томас Гоббс рассматривал его как состояние войны все против всех. Джон Локк как состояние всеобщей доброжелательности. Жан-Жак Руссо называл естественное состояние золотым веком человечества. Одна все они сходились на том, что люди, в конечном счете, были вынуждены заключить общественной договор в интересах всеобщей пользы, добровольно отказавшись от части свобод, они тем самым создали государство.

Сторонники теории общественного договора Жан-Жак Руссо и А.Н. Радищев отстаивали право народа контролировать государство, а также право на восстание против угнетения со стороны правителя. [5, с. 55-70]

Теория насилия. Значительным шагом к пониманию процессов, которые привели к образованию государства, стала теория, разработанная в XIX выдающимися исследователями государства Людвигом Гумпловичем, Евгением Дюрингом, Карлом Каутским. Согласно ее положениям государство возникает в результате завоевания одними племенами других.

Органическая теория возникновения государства. Органическая теория возникновения государства возникла в XIX веке под влиянием новейших достижений в области эволюции человека и естествознания. Основоположником органической теории возникновения государства стал Герберт Спенсер. Основным положением органической теории происхождения государства являлась идея о том, что государство, по сути, есть биологический организм и его происхождение результат эволюции человека. Большинство исследователей государственно-правовых явлений сходят на том, что перенесения свойств биологического организма на социальные процессы несостоятельно.

Психологическая теория возникновения государства. Психологическая теория возникновения государства была разработана Л.И. Петражицким и Г. Тардом в конце XIX века под влиянием достижений психологической науки.

Психологическая теория объясняет происхождение государства присущей человеку потребности жить в рамках организованного общества.

Расовая теория происхождения государства. Рассмотрим плюсы и минусы расовой концепции (таблица 2).


Таблица 2

Достоинства и недостатки расовой теории

Достоинства теории

Недостатки теории

Определяет, что биологически все люди разные - ни в физическом, ни в умственном, ни в психическом плане нельзя отыскать двух одинаковых индивидов

Грубо нарушает главный закон человечества - все люди равны, и это их неотчуждаемое право с рождения

Страны мира разнятся по уровню развития - где-то в расцвете постиндустриальное общество, а где-то - родоплеменные отношения

Ведет к появлению губительных для сознания фашистских, нацистских теорий

Этносы различны с точки зрения психологии: северные народы более спокойны и уравновешены, южные - импульсивны и эмоциональны

Объясняет и оправдывает захватнические войны, уничтожение народов, возникновение рабства

Достоинства расовой теории происхождения государства в том, что она подчеркивает – этносы различны между собой, что и объясняет несхожесть государственного стоя разных стран и невозможность создания универсальной модели идеального государства.

С плюсами и минусами расовой теории происхождения государства человечество знакомили в своих трудах следующие теоретики:

Классический период: Гиппократ, Посидоний, Витрувий. Просвещение: Р. Бойль, А. де Буленвилье, Вольтер, Камес, К. Линней, Д. Митчелл, И. Кант, Д. Хантер, Ч. Уайт, Блюменбах, Б. Раш, Бюффон, К. Майнерс.

Поздние мыслители: С.С. Смит, Ж. Кювье, Гегель, А. Шопенгауэр, Прунер.

XIX-XX вв.: Ницше, Гобино, Чемберлен, Вольтман, Гюнтер.

В России: Н. Кареев, С. Ешевский, В. Мошков, В. Авдеев, А. Савельев.

Расовая теория происхождения государства не является нацистской по своей сути. Как и любую другую, ее можно использовать для обоснования как гуманных, так и античеловеческих идей. [9, с. 69-74]

Технократическая теория. Технократические теории складываются из трёх основных групп:

Элитарные технократические теории приписывают власть и роль главной силы прогресса «элите общества» (производственной, политической, научно-культурной технократии – образованным людям, составляющим растущий «технологический» или «новый средний класс»). Эти взгляды представлены как у либерально-буржуазных авторов (Д. Белл, Дж. Голбрейт – США, Р. Арон – Франция), так и у воинствующих антикоммунистов (З. Бжезинский, Г. Кан – США).

Авторитарные технократические теории либо апеллируют к «твёрдой руке» государственной бюрократии и руководителей корпораций как к необходимому условию рациональности (Ж. Эллюль – Франция, Ф. Поллок – ФРГ), либо с леворадикальных позиций обрушиваются на такую «тоталитарную» технократию, которая якобы уже безраздельно управляет «государством корпораций» и обществом. В элитарных и авторитарных технократические теории развитие масс и сдвиги в их положении фактически рассматриваются лишь как «социальные последствия» научно-технической революции, осуществляемой технократами и специалистами по управлению корпорациями и государством против воли масс.


Третья группа – буржуазно-демократические технократические теории идеализируют положение масс, пытаясь сочетать концепцию «исторических заслуг» технократии с признанием огромного значения общекультурного развития трудящихся масс как главные производительные (и даже общественные) силы (П. Друкер – США).

Во всех трёх группах технократических теории маскируется гибельное для капиталистического общества противоречие между ведущей ролью народных масс, рабочего класса как главной производительной и общественно-прогрессивной силы, с одной стороны, и их «традиционным» местом объекта подчинения, эксплуатации и угнетения в экономических и политических системах этого общества – с другой.

Часть технократических теорий открыто противопоставляет работников умственного и физического труда друг другу и нацелена на раскол армии наёмного труда. [5, с. 55-70]

Космическая теория – возникновения государства связано с завозом на землю политической организации общества из космоса другими цивилизациями. Современные представления об общих закономерностях возникновения государства и права основываются на том, что государство возникает в результате развития и упадка первобытного строя, развития способа производства, что и определяет социальные изменения в обществе.

2.2. Другие теории зарождения государства и права

Помимо всех основных теорий зарождения государства и права существуют и иные теории среди который есть и ирригационная, становлению которой поспособствовал К. Виттфогель. В своей работе «Восточный деспотизм» им раскрыты процессы образования государства на основе потребности ведения земледелия в засушливых и труднообрабатываемых районах земли. Так, по его мнению, необходимость ведения ирригационных работ дало толчок к переходу от родового общества к государству. [2, с. 5-13]

По мнению автора, данная теория имеет одну, ключевую нестыковку. Для организации совместной работы по созданию ирригационных систем уже необходимо государство, т.к. только ему под силу вести гигантские работы, поэтому государство возникло либо до начала работ, либо его создание шло параллельно, но никак не позже.

В теории государства и права нет единства мнений о природе государства и права. В отечественной юридической науке в объяснении происхождения этих сложных социальных явлений доминирует историко - материалистическая концепция. [4, с. 78]


Представителями материалистической теории происхождения государства являются К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин, объясняющие возникновение государственности, прежде всего, социально-экономическими причинами.

По их мнению, первостепенное значение для развития экономики и появления государственности имели три крупных разделения труда (от земледелия отделилось скотоводство и ремесло, обособился класс людей, занятых только обменом). Подобное разделение труда и связанное с ним совершенствование орудий труда дали толчок росту его производительности. Возник избыточный продукт, который, в конечном счете, и привел к возникновению частной собственности, в результате чего общество раскололось на имущие и неимущие классы – эксплуататоров и эксплуатируемых. [20, с. 44-48]

Последствием появления частной собственности, по их мнению, является выделение публичной власти, уже не совпадающей с обществом и не выражающей интересы всех его членов. В силу определенных причин публичная власть переходит к богатым членам общества, которые переходят в категорию управляющих и именно они создают для защиты своих экономических интересов новую политическую структуру – государство, которое выступает как инструмент проведения их воли.

Так, по мнению К. Маркса, Ф. Энгельса, В.И. Ленина государство возникло преимущественно в целях сохранения и поддержки господства одного класса над другим, а также в целях обеспечения существования и функционирования общества как целостного организма.

Для данной теории характерно увлечение экономическим детерминизмом и классовым антагонизмом при одновременной недооценке национальных, религиозных, психологических, военно-политических и иных причин, влияющих на процесс происхождения государственности.

Рассмотрим на примере Древнего Рима, как влияет принятие тех или иных теорий на государство. Так, принятие Древним Римом патриархальной теории позволило выдвинуть маленькую страну, расположенную на Апеннинском полуострове на лидирующие военные и политические позиции в дохристианском мире. Рим стал патриархом и в результате получил владение тремя континентами.

Отступление же от давно и долго усвоенных принципов повлекло к краху империи, в силу того, что жителям империи прививались иные ценности и взгляды на жизнь. «Что послужило главной причиной упадка Римского государства?» – спрашивает римский историк I в. до н.э. Гай Саллюстий Крисп в своей работе «Заговор Катилины».

И тут же отвечает: «Упадки нравов, стяжательство, страсть к распутству, обжорству и прочим излишествам». Эти слабости и страсти людей повлекли кару на их государства и народы.


Насаждение же Христианства и сопутствующей ему теории божественного наделения власти (теологической теории, формирование которой закончилось намного позже), вообще пагубно повлияло на это древнее государство.

Здесь необходимо отметить, что формирование большинства европейских государств произошло под влиянием теологической теории и в течение длительного времени церковь являлась одним из институтов государственной власти. И опять же отхождение от первоначальной теории, используемой государством, негативно сказывалось на нем же. [3, с. 5-13]

Наиболее ярким примером может служить судьба Германии. Первые упоминания о древних германцах появились в трудах древних греков и римлян. Одно из первых упоминаний о германцах относится к 98 году. Оно было сделано римским летописцем Тацитом. К XII-XIV векам земли германцев постепенно вошли в состав тех или иных немецких государственных образований, составлявших так называемую Священную Римскую Империю, на основе которой 10 декабря 1870 года возникла Германская Империя.

В 1910 г. Л. Гумплович выпустил книгу «Общее учение о государстве», в которой писал, что история не предъявляет ни одного примера, где государство возникало бы не при помощи насилия, а как-то иначе. Орды воюют друг с другом. Затем одна из них завоевывает другую. Для того, чтобы удержать ее в повиновении, образуется государство. Германские племена завоевали Рим, что послужило толчком к образованию Священной Римской империи. Позволим себе не согласиться с мнением Л. Гумпловича, так как при зарождении Священной Римской Империи уже существовал труд Ф. Аквинского, который гласил, что вся власть дарована богом и папа Римский его наместник на земле. И при зарождении Священной Римской Империи ее жители и основатели мыслили именно этими категориями, а насилие воспринимали как средство достижения цели. Подтверждение этому так же является то, что коронование с того времени и по сей день осуществляется исключительно священнослужителем.

Возвращаясь к проблеме влияния теорий на жизнь государств необходимо сделать небольшое отступление и рассказать о расовой теории Ж. Гобино, оказавшей впоследствии большое влияние на Германию.

В своих исследованиях Ж. Гобино стремился разрешить проблему упадка и гибели различных цивилизаций. Изначально в концепции Ж. Гобино в качестве основного предмета рассмотрения и главного субъекта исторического процесса выступает раса, или этническая группа. По его мнению, не социальные институты определяют жизнедеятельность рас (этнических групп), а напротив, расы определяют социальные институты. Институты, которые не согласуются с основными тенденциями расы, не прививаются, если не происходит расового смешения. Вследствие этого Ж. Гобино отрицал цивилизующую роль мировых религий, таких как, например, христианство.