Файл: Пути возникновения государства (Условия и общие закономерности происхождения государства).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.04.2023

Просмотров: 688

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Восточный и западный пути возникновения государства являются лишь комплексными теориями. Они были выведены для пояснения некоторых особенностей исторической взаимосвязи стран и юриспруденции. Теории детально расписывают возникновение государств. Западные и восточные пути развития в данном случае – это исторический феномен. То есть их выделяют на основе территории существования конкретных стран и особенностей культуры их населения.

Каждая в отдельности страна и юридическая система в ней создавались на протяжении большого количества времени. Другими словами, эти категории прошли значительный путь становления, прежде чем обрели современный вид. Что касается путей развития, а точнее теории об их существовании, то она образовалась вследствие очевидного различия народов Запада и Востока. На протяжении многих веков культуры этих социумов были изолированы друг от друга. Даже в XXI веке западные и восточные миры лишь начинают обмениваться опытом и взаимодействовать между собой в разных сферах деятельности. Но факт интеграции всех стран в мировое сообщество не исключает особенности государств с разной культурой. Поэтому восточный и западный пути возникновения государства и права активно изучаются историками и юристами-теоретиками на сегодняшний день. [9, с. 69-74]

Восточный, или же «азиатский», путь развития государства и права – это совокупность связанных между собой процессов, которые обусловили появление данной категории на определенной территории. Основной отличительной чертой этой части света является доминирование деспотии, как одного из ключевых методов управления обществом. То есть каких-либо демократических процессов на Востоке искать не следует. Ведь в силу различных факторов, одним из которых являются суровые климатические условия, отношения между людьми в этой части света всегда отличались высоким уровнем доминирования одних индивидов над другими.

Наглядным индикатором восточных государств также является экономика. Она отличается наличием общественной формы собственности. Что касается непосредственно права, то эта категория также во многом обусловлена общими особенностями культуры и ментальности населения восточных государств. [15, с. 35-37]

Восточный и западный пути происхождения государства наделены собственными характерными моментами, отделяющими их друг от друга. Чтобы разобраться в особенностях каждого типа, необходимо проанализировать его признаки, которые касаются различных сфер человеческой деятельности: экономики, политики и т. д. В данном случае развитие государства и права на Востоке происходило путем постепенной эволюции социальных формаций от родовой общины к сформированному обществу, которое объединялось в страну. Юриспруденция также была подчинена социальным законам, сформированным путем жесткой централизации. Таким образом, главными причинами развития общества на Востоке были:


  1. Агрессивный климат, который вызывал потребность создания больших ирригационных систем, позволяющих заниматься земледелием даже посреди пустынь.
  2. Необходимость подчинения и объединения огромных человеческих масс для более эффективного управления ими.
  3. Необходимость наличия общего, единого руководящего звена для контроля и регуляции поведения огромного количества людей.

Помимо перечисленных причин появления восточных государств, достаточно весомой особенностью является существование в них сильного аппарата управления. Он характеризуется как бескомпромиссное управление, подчиняющее всех и вся своей воле. Обычно в его систему входили ведомства трех основных направлений: финансового, военного и публичного. Последняя ветвь отвечала за массовые работы. Таким образом, государства Востока характеризовались как мощные густонаселенные бюрократические структуры. [12, с. 33]

Помимо представленных аспектов, существуют и другие характерные моменты развития восточных стран и права в них, например:

  • юридическая отрасль, как правило, касалась лишь наиболее официальных процедур, а повседневная жизнь человека регулировалась обычаями;
  • право в большинстве случаев не было записанным и существовало в головах людей;
  • правовой статус граждан не был равным в силу деления общества на отдельные группы;
  • многие институты первобытного общества были заимствованы, например, общины земельного типа.

Разнообразие путей возникновения государства позволяет сегодня ученым выделить ключевые культурные и ментальные отличия народов Востока и Запада. При этом нужно отметить тот факт, что формации обоих типов являются прямыми противоположностями друг другу. Ведь пути возникновения государства изначально подразумевают собой использование разных способов регулирования, управления, создания и потребления ресурсов. Поэтому при рассмотрении права и стран Запада, необходимо понимать, что это совершенно иные структуры, совершенно не похожие на восточные. [14, с. 88-93]

Большое значение в данном случае имеет право. Регулятор общественных отношений зародился на западных территориях достаточно рано. Суть в том, что люди осознавали пользу права в процессе взаимодействия друг с другом. Подобного рода разумность в организационном подходе повлекла быстрое формирование государств. Интересен тот факт, что западные страны появились раньше, чем общество разделилось на классы. Однако именно дифференциация социума позволила им эволюционировать. Таким образом, можно выделить следующие характерные черты развития стран и права данного типа, например:


  • классы появились значительно позже общей организации;
  • право имело широкое применение во всех сферах государственной жизни: политике, экономике, торговли и т.п.;
  • юриспруденция позволила создать первые демократические институты, которые характерны для некоторых современных государств;
  • политическая власть определялась имущественным богатством её членов;
  • общество постепенно становится основным источником силы государственного аппарата.

Но если восточные страны в большинстве случаев имели общие черты развития и функционирования, то на Западе было сформировано несколько путей эволюции, которые называются сегодня формами.

Восточный и западный пути возникновения государства теория государства и права рассматривает как взаимосвязанные и противоположные формы эволюции многих стран, которые существуют сегодня. Однако западная организация власти и права имеет несколько ответвлений. Одним из них является афинский путь развития государства и права. Это наиболее классическая форма развития стран. Она подразумевает существование классов и политической элиты. Что касается права, то оно уже в тот период разделялось на несколько отраслей, что позволяло регулировать большое количество внутренних отношений. Совершенно противоположной является спартанская форма развития государства. Свое начало данный путь развития берет в Древней Спарте. Это государство постоянно находилось в состоянии боевой готовности, что сильно отразилось на многих внутренних делах. Практически вся жизнедеятельность была регламентирована общеобязательными нормами, которые не давали право выбора. [10, с. 78]

Основополагающим для многих стран является римский путь развития. Суть в том, что одноимённое государство разработало множество юридических институтов. Именно в Древнем Риме впервые начало осуществляться деление права на публичную и частную сферу. Что касается государственного аппарата, то он вобрал в себя как чисто бюрократические, так и некоторые демократические черты.

Конечно, представленные формы – это далеко не основные пути возникновения государства. Тем не менее, они также являются весомой частью многих современных политико-правовых систем. Поэтому игнорировать их существование попросту нельзя.

Вывод по первой главе: восточный путь развития государства и права имеет огромное количество интересных моментов. Однако не меньше теоретических споров возникает по поводу Западных стран и их организации. В данном случае населению РФ второй путь развития более близок, потому что наше государство эволюционировало на его основе.


Мы рассмотрели восточный и западный пути возникновения государства. Сравнение данных форм показало, что различие народов обоих частей света обусловлено не только культурными, но еще и политико-правовыми особенностями их развития.

2. Основные теории происхождения государства

2.1. Характеристика основных теорий происхождения государства

Условия возникновения государства в последние века известны, поскольку сохранились исторические источники возникновения таких государств. Их можно проанализировать относительно возникновения новых суверенных государств после распада Советского Союза.

Более сложный вопрос – возникновение государства в «доисторический» период, в условиях родового общества, поскольку очень мало сохранилось письменных источников, где объясняются причины и условия ее возникновения. В связи с этим (и по другим причинам) в науке возникло несколько теорий об историческом происхождении государства.

Теория государства и права в настоящее время представляет совокупность знаний, представлений о наиболее общих закономерностях возникновения, развития и функционирования, как государства, так и права. Данная дисциплина имеет свои специфические черты, она использует свои собственные задачи, методы исследования. [17, с. 98]

Так как государство – политическое явление, а право – юридическое явление, то теория государства и права может рассматриваться одновременно в качестве политической и юридической отрасли знаний и дисциплины.

Современные теории государства и права содержат в основном 9-10 теорий возникновения государства и права. Таблица 1 отображает основные теории возникновения государства, периоды возникновения их и основоположников данных теорий.

Таблица 1

Основные теории происхождения государства

Наименование теорий

Период возникновения

Основоположники

1.

Патриархальная теория

III в. до н.э.

Аристотель.

2.

Теологическая теория

XII-XIII вв.

Фома Аквинский, Аврелий Августин, Жак Маритен

3.

Договорная теория

XVII-XVIII вв.

Г. Гроций, Ж. Ж. Руссо, А. Н. Радищев

4.

Теория насилия

XIX в.

Е. Дюринг, Л. Гумплович, К. Каутский,

5.

Органическая теория

XIX в.

Г. Спенсер.

6.

Психологическая теория

Середина XIX вв.

Л. Петражицкий, Г. Тард, Д. Фрэзер.

7.

Расовая теория

1850 годы

Ж. Гобино.

8.

Технократическая теория

1920 годы

Т. Веблен, Д. Барнхейм, Г. Саймон, Д. Белл

9.

Космическая теория

XVIII –XIX вв.

Ч. Дарвин, Г. Э. Рихтер


При ознакомлении с таблицей 1 ярко прослеживаются исторические вехи, влияющие на изменение мнения человечества о зарождении государства и права, так как основоположниками теорий являются известные философы.

Патриархальная теория возникновения государства. К числу первых теорий возникновения государства можно отнести патриархальную теорию, возникшую еще в III веке до нашей эры. Ее создателями являются выдающиеся представители древнегреческой философской мысли Платон и Аристотель. Другим представителем данный теории являлся англичанин Роберт Фильмер. [1, с. 79]

Патриархальная теория утверждала, что государство есть продукт разросшейся семьи в результате плавной эволюции общественных отношений. Государственная власть по своей сути является власть отца большого семейства. Основа легитимности власти – следование обычаям и традициям предков. Базовыми социальными институтами государства являются семья и общество.

Достоинством патриархальной теории возникновения государства является признание того, что государство есть порождение общества, представляет собой по сути «общение» его граждан. Недостатком патриархальной теории возникновения государства является ее недостаточная осведомленность о происхождении государства у других народов, как результат – принципы данной теории нельзя распространить на все государства.

Теологическая (божественная) теория возникновения государства. Можно предположить, что одной из первых стала теологическая (божественная) теория возникновения государства и права. Корни теологической теории лежат еще в философии Древнего Востока, которую продолжили идеологи христианства и ислама. Наибольшее распространение теория божественного происхождения государства получила в средневековую эпоху в трудах Формы Аквинского, Аврелия Августана, Иоанна Златоуста.

Содержание теологической или божественной теории происхождения государства в общих чертах сводится к следующему постулату: государство есть творение Бога и результат «божественного промысла». Правитель является наместником бога на земле, он призван исполнять божественную волю. Цель существования государства – спасение людей. [15, с. 35-37]

Несомненно, божественная теория происхождения государства есть вопрос веры и ничего более, ни подтвердить, ни опровергнуть ее не представляется возможным. Однако, следует отметить, что данная теория способствовала легитимации власти в глазах обывателей, а также снимала многие социальные конфликты между государством и обществом.