Файл: Понятия затраты, расходы, издержки.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.04.2023

Просмотров: 118

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

В настоящие время условия учета расходов, затрат, издержек производства – это один из главнейших инструментов управления предприятием. Именно от его подробного изучения и дальнейшего успешного применения на практике будет зависеть обнаружение резервов для уменьшения себестоимости выпускаемой продукции, а так же объем прибыли и уровень рентабельности предприятия в целом: чем более экономнее будут использоваться ресурсы материальные, финансовые и трудовые при производстве продукции, тем будет эффективность производства более высокой, тем соответственно, больше прибыль данного производства.

В таком положение роль бухгалтерского учета становится больше, потому что требуется не только сравнивать произведенные затраты с поступающими доходами, но так же проводить поиск эффективного использования всех вложенных денежных средств в производственную деятельность предприятия.

Сейчас, предложенная к изучению тема не представляется как абсолютно новая, хотя большая часть учебников не могут дать полной и подробной информации о ней, а в них лишь ее части.

Цель данной курсовой работы – изучить и проанализировать на практическом примере основные понятия расходов, затрат, издержек.

Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- рассмотреть понятия «затраты», «расходы», «издержки»;

- изучить классификацию расходов и затрат на предприятии;

- проанализировать показатели оценки результатов деятельности фирмы;

- рассмотреть факторы повышения эффективности предприятия, выявить резервы снижения затрат и роста результативности.

Предмет исследования - принципы учета расходов, издержек, затрат производства.

Основой исследования стали разные учебные пособия, подборка нормативных документов и рекомендаций, ряд журнальных статей из различных экономических периодических изданий по бухгалтерскому учету, а также научные труды по экономике. Источниками информации для анализа производства и реализации продукции служат баланс предприятия, отчет о прибылях и убытках и другая документация.

В ходе работы использовались такие методы исследования как сравнение, анализ, классификация.


1. Основные понятия расходов, затрат и издержек и классификация расходов предприятия

1.1.Понятие терминов «расходы», «затраты», «издержки»

В экономической теории определился подход, по которому каждое коммерческое предприятие стараются принимать обеспечивающие получение максимально возможной прибыли решения. Прибыль выводится исходя из цены на продукцию, какие затраты на ее производство и реализацию были потрачены.

Цена на продукцию на рынке - это есть следствие между спросом и предложением. Под воздействием правил рыночного образования цены в условиях свободной конкуренции цена на продукцию не может быть просто изменена в ту или иную сторону просто по желанию производителя или покупателя, она регулируется автоматически [5]. А вот совсем другое дело — это затраты, которые формирую себестоимость продукции. Они могут изменяться, расти или снижаться от ситуации на рынке, от количества потребляемых трудовых и материальных ресурсов, качества производства и износа техники, самой организации производства и многих других факторов. Исходя из этого, производитель может располагать большим количеством рычагов по снижению затрат, которые он мог бы применить в действие при умелом руководстве [10].

В литературе по экономике и в разных нормативных документах часто используются следующие понятия, как «издержки», «затраты», «расходы», «себестоимость». Неверно определение этих терминов ведет к искажению их экономического смысла.

Внимательное ознакомление с сущностью перечисленных выше терминов позволяет сделать вывод о том, что в своей основе все эти понятия означают одно и то же — затраты предприятия, связанные с выполнением определенных операций [5].

Издержки – это суммарные «жертвы» предприятия, связанные с выполнением определенных операций. Данный термин используется, как правило, в экономической теории. Подразумевается, что издержки включают в себя как явные (расчетные), так и вмененные (альтернативные) издержки. Явные (расчетные) издержки — это выраженные в денежной форме фактические затраты, обусловленные приобретением и расходованием разных видов экономических ресурсов в процессе производства и обращения продукции, товаров или услуг. Альтернативные (вмененные) издержки означают упущенную выгоду предприятия, которую оно получило бы при выборе производства альтернативного товара, по альтернативной цене, на альтернативном рынке и т.д.


Под затратами следует понимать явные (фактические, расчетные) издержки предприятия, т.е. стоимостные оценки ресурсов, используемые организацией в процессе своей деятельности [8].

Определение расходов как экономической категории в составе информации, формируемой в бухгалтерском учете, дано в ПБУ10/99 «Расходы организации» [13]. Согласно чему признание расходов в бухгалтерском учете происходит при наличии следующих условий:

- расход производится в соответствии с конкретным договором, требованием законодательных и нормативных актов, обычаями делового оборота;

- сумма расхода может быть определена;

- имеется уверенность в том, что в результате конкретной операции произойдет уменьшение экономических выгод организации.

Если в отношении любых расходов, осуществленных организацией, не исполнено хотя бы одно их названных условий, то в бухгалтерском учете признается дебиторская задолженность [2].

Исходя из этого, расходом организации будет признана стоимость затраченных ресурсов, которые будут полностью потрачены (израсходованы) в течение определенного отрезка времени для получения дохода. Этот подход называют соответствием расходов и доходов [13]. Таким образом, в бухгалтерском учете все получаемые доходы должны будут соотноситься со всеми затратами на их получение, носящие название расходы. В бухгалтерском учете доходы и расходы отражаются соответственно по дебету и кредиту счетов «Прочие доходы и расходы» и «Прибыли и убытки». Применительно к счету «Продажи» расходы организации по существу характеризуют себестоимость реализованной продукции (работ, услуг).

1.2 Классификация расходов и затрат организации

В целях управления расходами используются различные классификаторы затрат. Рассмотрим некоторые из них.

Все денежные затраты предприятия группируются по трем признакам:

- расходы, связанные с извлечением прибыли;

- расходы, не связанные с извлечением прибыли;

- принудительные расходы.

Расходы, связанные с извлечением прибыли, включают в себя затраты на производство и реализацию продукции (работ, услуг) и инвестиции [4].

Затраты на производство и реализацию продукции (работ, услуг) – это расходы, связанные с созданием товара (продукции, работ, услуг), в результате продажи которых предприятие получит финансовый результат в виде прибыли или убытка.


Инвестиции – это капитальные вложения, имеющие целью расширение объемов собственного производства, а также извлечение доходов на финансовых и фондовых рынках [17].

Расходы, не связанные с извлечением прибыли, это расходы на потребление, социальную поддержку работников, благотворительность и другие гуманитарные цели. Такие расходы поддерживают общественную репутацию предприятия, способствуют созданию благоприятного социального климата в коллективе и, в конечном итоге, способствуют повышению производительности и качества труда [2].

Принудительные расходы – это налоги и налоговые платежи, отчисления на социальное страхование, расходы по обязательному личному и имущественному страхованию, созданию обязательных резервов, экономические санкции [4].

При составлении Отчета о прибылях и убытках расходы классифицируются следующим образом [7]:

1. Расходы по обычным видам деятельности:

- расходы на приобретение сырья, материалов, товаров и иных материально-производственных запасов (МПЗ);

- расходы по переработке, доработке МПЗ для целей производства продукции, выполнения работ и оказания услуг и их продажи, а также продажи (перепродажи) товаров (расходы по содержанию и эксплуатации основных средств и иных внеоборотных активов, а также по поддержанию их в исправном виде, коммерческие расходы, управленческие расходы и др.);

- расчеты по оплате труда;

- отчисления в страховой фонд;

- амортизационные отчисления.

2. Операционные:

- расходы, связанные с предоставлением организациями активов во временное пользование за плату;

- расходы, связанные с предоставлением за плату прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и других видов интеллектуальной собственности;

- расходы, связанные с участием в уставном капитале других предприятий;

- расходы, связанные с продажей, выбытием и прочим списанием основных средств и иных активов, отличных от денежных средств, товаров, продукции;

- проценты, уплачиваемые организацией за пользование денежными средствами (кредитами, займами);

- расходы, связанные с оплатой услуг, оказываемых кредитными организациями;

- прочие операционные расходы.

3. Внереализационные [6]:

- штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров, возмещение убытков, причиненных организацией;

- убытки прошлых лет, признанные в отчетном году;

- сумма дебиторской задолженности, по которой истек срок исковой давности, других долгов, не реальных для взыскания;


- курсовая разница;

- сумма уценки активов (за исключением внеоборотных активов);

- прочие внереализационные расходы.

4. Чрезвычайные расходы - расходы, связанные с чрезвычайными обстоятельствами (стихийные бедствия, пожары, аварии и др.).

Затраты на производство и реализацию продукции как правило включают в себя[4]:

- материальные затраты, т.е. стоимость потребленных в процессе производства товарной продукции, работ, услуг, материальных ресурсов;

- затраты на оплату труда;

- расходы, связанные с управлением производственным процессом (административно-управленческие расходы, арендную плату, командировочные расходы, содержание служебного автотранспорта, затраты вспомогательного производства и т.д.);

- стоимость использованных в процессе производства внеоборотных активов (основных фондов, нематериальных активов).

В соответствии с признаком однородности затраты по основной деятельности группируются по элементам на:

- материальные;

- затраты на оплату труда;

- отчисления на социальные нужды (социальный налог);

- амортизацию;

- прочие.

По отношению к объему производства на постоянные и переменные [11].

Постоянные затраты - это величины которые не зависят от объема производства. Они могут быть даже тогда, когда предприятие простаивает или только организовалось и начало работать. К данным затратам относят: арендную плата по взятым в аренду основным фондам, амортизация собственных основных фондов, зарплаты администрации и обслуживающего персонала, коммунальные услуги, почтово-телеграфные услуги, налоги и др.

Переменными затратами, называют затраты на сырье, материалы, комплектующие изделия и полуфабрикаты, а так же на топливо и энергию, на технологические цели, зарплата основных работников, затраты на ремонт и обслуживание оборудования. Эти затраты полностью зависят от количества выпущенной продукции.

По порядку отнесения затрат на период генерирования прибыли – на затраты на продукт и на период [14].

Затраты на продукт, прямую связаны с производством продукции (товаров, работ, услуг). Это прямые расходы, обусловленные технологией производства.

Затраты на период зависят не от количества выпущенной продукции, а только от того, что прошел определенный период времени, за который производятся платежи. Классификация расходов на затраты на продукт и затраты на период относительно нова для отечественного учета, но имеет важное методологическое значение, в том числе при оптимизации величины прибыли [9]. Затраты на продукт включаются в себестоимость продукции, они связаны с физическими единицами, они могут быть частично отнесены на готовую продукцию на складе или товары отгруженные и участвовать в процессе исчисления прибыли месяцами позже их фактического осуществления. Затраты на период включаются в себестоимость реализованной продукции в том периоде, в котором они возникли и уменьшают прибыль.