Добавлен: 23.04.2023
Просмотров: 116
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1. Основные понятия расходов, затрат и издержек и классификация расходов предприятия
1.1.Понятие терминов «расходы», «затраты», «издержки»
1.2 Классификация расходов и затрат организации
2. Анализ производственной деятельности ОАО «Глазковский консервно-овощесушильный завод»
2.1 Краткая экономическая характеристика ОАО «Глазковский консервно-овощесушильный завод»
2.2 Анализ производственной деятельности предприятия за 2016-2017 годы
Эквивалентом затрат на продукт в торговле служит стоимость приобретенных товаров, в промышленности – производственная себестоимость. Эквивалентом затрат на период служат общепроизводственные, административные и коммерческие расходы [12].
Поскольку управление затратами – одна из главных задач внутрифирменного управления, то для этой цели высший критерий классификации – место возникновения затрат в зависимости от организационного деления организации (предприятия). Это деление предусматривает назначение ответственных руководителей подразделений. Классификация по месту возникновения затрат должна быть настолько широкой, чтобы по каждому подразделению можно было бы определить только один базовый показатель, который бы учитывал загрузку данного структурного подразделения и одновременно отражал зависимость затрат от выработки [3].
Классификация по объектам затрат осуществляется в зависимости от производимых предприятием товаров, услуг, работ, на которые падают эти затраты. Основой классификации служит картотека продукции предприятия, объектом затрат – каждое изделие, вид услуг, вид работ, предназначенных для реализации. Полуфабрикаты образуют объект учета, если необходимо осуществлять контроль рентабельности этих изделий и оценивать изменение их запасов. При серийном, непрерывном производстве, а также при изготовлении продукции по отдельным заказам, в качестве объекта затрат выступает заказ.
По способу отнесения на себестоимость объектов затраты делят на прямые и косвенные (накладные) [12].
В системе бухгалтерского учета к прямым относятся расходы, которые можно прямо, по первичному документу, отнести на себестоимость единицы изделия (например, материалы, из которых изготавливаются конкретные изделия). К косвенным (накладным) расходам относятся расходы, которые невозможно в момент их возникновения соотнести с конкретными видами изделий. Такие расходы предварительно накапливаются на отдельных счетах, затем, в конце отчетного периода, они распределяются между видами продукции пропорционально выбранной базе (например, основной заработной плате рабочих, или прямым материальным затратам).
В целях обложения налогом на прибыль в Налоговом кодексе РФ также предусмотрена классификация расходов на прямые и косвенные [15]. К прямым относятся материальные расходы, расходы на оплату труда и амортизация. Остальные расходы классифицируются как косвенные. Прямые расходы формируют производственную себестоимость готовой продукции и распределяются между готовой продукцией и незавершенным производством, а косвенные включаются в себестоимость реализованной продукции в конце отчетного (налогового) периода. В Налоговом кодексе не предусмотрен учет себестоимости единицы изделий (продукции, работ, услуг), а только «котловой» метод формирования совокупных затрат предприятия за налоговый (отчетный) период. Поэтому пользоваться классификаторами, данными в Налоговом кодексе, для целей планирования и управления предприятием нельзя. Их следует учитывать только для исчисления налоговой базы по налогу на прибыль.
По степени однородности затраты разделяются на элементные и комплексные [1].
Элементные расходы – это совокупность расходов одного вида без учета того, где эти расходы возникли – в основном производстве, в сфере снабжения, сбыта или управления.
Комплексные расходы показывают место в котором возникли затрат и указывают на причину их возникновения. Например, расход на содержание и эксплуатацию оборудования содержит в себе материальные затраты (запасные части, расходные материалы); зарплату работников и наладчиков; разные начисления на их зарплату [15]. Общепроизводственные и общехозяйственные расходы включают в себя материальные затраты, зарплату, амортизацию и другие затраты. Имеются и другие классификаторы, помогающие руководителю и финансовому менеджеру управлять затратами обдуманно и своевременно.
Классификация затрат позволяет применять методы управления расходами, которые подразделяются на административные и экономические [16]. Административными методами можно предотвратить необоснованные, несанкционированные расходы, хищения, злоупотребления. К экономическим методам управления затратами относят планирование и бюджетирование.
Для производства, которое работает в условиях рыночной экономики, часто происходят различные экономические ситуации, которые связанны с колебанием загрузки производственных мощностей, что введет за собой изменение объема производства и продаж, а это сильно влияет на себестоимость продукции, и таким образом на финансовый результат.
В управленческом (производительном) учете имеется хорошо разработанная теория классификации затрат на постоянные и переменные [1]. Здесь можно выделить три группы вопросов:
- поведение затрат в зависимости от изменения объема производства;
- относительность (условность) классификации затрат на постоянные – переменные
- методы деления затрат на постоянные – переменные. К постоянным затратам в производственном учете принято относить такие затраты, величина которых не меняется с изменением степени загрузки производственных мощностей или изменением объема производства (например, начисляемая за период амортизация основного капитала, арендная плата, процент на заемный капитал и другие).
Под переменными понимают затраты, величина которых изменяется с изменением степени загрузки производственных мощностей или объемов производства [16]. К ним относятся, например, затраты на сырье и основные материалы, заработная плата основных производственных рабочих и другие).
1.3 Планирование расходов
Планирование затрат на производство и реализацию продукции осуществляется разными методами, выбор которых зависит от общеэкономических условий, размеров предприятия, масштабов его деятельности, учетных возможностей.
При учете затрат в разрезе постоянных и переменных расходов планирование осуществляется в отношении переменных затрат [17]. Планируемая сумма переменных затрат (С) определяется как произведение удельных затрат на единицу продукции (Н) на планируемый объем выпуска продукции в натуральном выражении (В):
С=Н*В.
В планировании применяется метод формирования плановой себестоимости на основе сметы затрат. Смета составляется по элементам затрат. По каждому элементу осуществляются разработки и планируются затраты исходя из потребностей производства с учетом использования факторов снижения себестоимости.
Совокупность затрат по элементам формирует валовые затраты (всего затраты на производство). Из этих затрат исключаются затраты, списываемые на непроизводственные счета. Это затраты, связанные с обслуживанием хозяйства или выполнением и оказанием услуг, отдельно возмещаемых сверх цены товарной продукции [9].
На себестоимость оказывают влияние разные факторы. Если в структуре себестоимости большой удельный вес имеют материальные затраты, значит производство материалоемкое и в управлении затратами следует направить свои усилия на снижение материальных затрат. Если оплата труда с начислением социального налога занимает наибольший удельный вес в себестоимости, то это трудоемкое производство и следует заниматься повышением производительности труда, что приведет к удельному снижению себестоимости. Если амортизация основных фондов составляет значительную долю в структуре себестоимости, то это производство – фондоемкое. Следует изучить степень эффективности использования основных фондов, загруженность производственных мощностей и принять меры к улучшению использования имеющихся основных фондов. Тогда доля амортизации на единицу продукции уменьшится и себестоимость снизится.
На себестоимость готовой продукции оказывает влияние изменение остатков незавершенного производства и расходов будущих периодов, а также создание резервов предстоящих расходов и платежей [17]. Это влияние заключается в следующем:
1. Незавершенное производство (НП) – это продукция, процесс изготовления которой еще не завершен. Когда планируется себестоимость выпуска продукции в планируемом периоде, то учитывается, что начало планируемого года на предприятии есть остатки незавершенного производства (выходные остатки), так как в массовом серийном производстве вряд ли вся продукция будет полностью изготовлена именно к 31 декабря. Поэтому накопившиеся в незавершенном производстве затраты, которые еще не стали готовой продукцией, переходят на следующий год, чтобы в новом периоде превратиться в готовую продукцию (выходные остатки). Но и на конец периода следует предусмотреть так называемый задел, когда часть затрат перейдет уже на следующий период в качестве незавершенного производства, чтобы вскоре стать готовой продукцией. Таким образом, сохраняется непрерывность производства и отгрузки готовой продукции [9].
Выпуск готовой продукции по себестоимости рассчитывается по формуле:
Выпуск ГП = Остатки НП входные + Валовые затраты - Остатки НП выходные;
отсюда
Выпуск ГП = Валовые затраты – (Остатки НП выходные – Остатки НП входные).
При уловии того, что входные остатки незавершенного производства в начале года меньше выходных остатков в конце года, то возникает сокращение сальдо по счету «Незавершенное производство» и эта разница попадет на себестоимость готовой продукции, увеличивая ее [17].
А если, входные остатки незавершенного производства в начале года больше выходных остатков в конце года, то произойдет увеличение сальдо по счету «Незавершенное производство» и эта разница не попадает на себестоимость готовой продукции, уменьшая ее.
2. Расходы будущих периодов (РБП) – это такие расходы, которые понесет организация в настоящем периоде, но будет учитываться в себестоимости в следующих периодах – в тех, к которым они относятся по своему соотношению к производственному процессу. Рассмотрим пример, арендная плата, оплаченная в декабре за I квартал следующего года, должна включаться в себестоимость в следующем году, а в том периоде, когда оплата аренды произведена на предприятии, увеличится сальдо по счету «Расходы будущих периодов». При этом в I квартале следующего года сальдо по счету «Расчеты будущих периодов» станет меньше и эти затраты будут включены в себестоимость продукции, произведенную в I квартале [4].
Если выходные остатки РБП больше выходных остатков РБП, то увеличится сальдо по счету «Расходы будущих периодов» и затраты останутся на этом счете, не будут включаться в себестоимость готовой продукции.
Если входные остатки РБП меньше выходных остатков РБП, то сальдо по счету «Расходы будущих периодов» уменьшится и затраты, списанные с этого счета, будут включены в себестоимость готовой продукции.
Таким образом:
Выпуск ГП = Валовые затраты – Изменение сальдо НП – Изменение сальдо по РБП.
Создание резервов – бедующих расходов и платежей поднимают себестоимость, так как эти резервы были созданы для осуществления расходов, чаще всего включаемых в себестоимость. К примеру, резервы накапливаются под запланированный крупный ремонт основных средств, или под оплату предстоящих отпусков сотрудникам, или под сезонную закупку товаров или сезонные затраты. В планировании затрат полностью на год или на период превышающий год, создание резервов предстоящих расходов и платежей фактически не изменяют величину себестоимости, так как эти резервы должны быть использованы в период одного финансового года. При этом, учитывая в планировании поквартально или же помесячно их создание и использование влияет на себестоимость готовой продукции в период каждого из таких кварталов или месяцев.
Себестоимость – это денежное выражение затрат организации (предприятия) на производство продукции (работ, услуг), включает в себя прямые затраты на труд (заработная плата), сырье, материал, а также накладные затраты, которые связаны непосредственно с переработкой сырья и материалов в готовую продукцию [8]. Разделяют на производственную себестоимость и полную себестоимость. Производственная себестоимость состоит из валовых затрат с учетом изменения остатков незавершенного производства, расходов будущих периодов и резервов предстоящих расходов и платежей. Полная же себестоимость включает в себя производственную себестоимость, внепроизводственные (коммерческие расходы) и управленческие расходы. В соответствии с выбранным методом политики учета управленческие расходы могут быть включены в производственную себестоимость. Тем не менее приоритетным считается формировать производственную себестоимость только с учетом переменных затрат, отдельно ведя учет постоянных расходов.
В современном рыночном хозяйстве большое внимание уделяется новым методам управления затратами, например управленческому учету [17]. С его помощью осуществляется контроль над издержками организации (предприятия). Особенно эффективен учет по центрам ответственности. Эта форма управления затратами позволяет рационализировать структуру расходов, оперативно реагировать на отклонения от нормальных запланированных издержек и передать часть функций по принятию решений на уровень линейных управляющих. Они несут ответственность за утвержденную величину расходов и должны обеспечить выполнение запланированных показателей.
Учет по центрам ответственности базируется на принципе бюджетирования [4]. Бюджет – это план деятельности компании. Представляющий собой набор экономических, финансовых и имущественных показателей. Всесторонний (полный) бюджет – это сочетание финансового и производственного планов, выраженных в числовых значениях. В хорошо организованной системе управления бюджеты используются для планирования. Оценки исполнения, координации и установления коммуникаций. Система бюджетирования представляет собой совокупность таких элементов, как структура бюджетов, процедуры формирования, согласования, утверждения бюджетов и контроль за фактическим исполнением, нормативная база (нормы, нормативы, лимиты); типовые процедуры и механизмы принятия управленческих решений [1].
В общем случае можно выделить следующие этапы постановки системы бюджетирования [17]: