Файл: Проблема детской лжи (Эмпирическое исследование детской лжи).pdf
Добавлен: 23.04.2023
Просмотров: 440
Скачиваний: 8
СОДЕРЖАНИЕ
1.2. Особенности проявления лжи в детском возрасте
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ДЕТСКОЙ ЛЖИ
2.1 Организация и этапы проведения исследования
2.2 Анализ и интерпретация результатов
3. Методика двойной мотивации А. М. Малявкиной.
4. Методика диагностики самооценки мотивации одобрения «Шкала лжи» (Д. Марлоу, Д. Краун).
- обман для достижения своей цели;
- обман во спасение, чтобы избежать наказания;
- обман-фантазирование.
Рисунок 3. Причина детской лжи
Обман для достижения своей цели выявился у 40 % - 6 человек, обман во спасение является причиной обмана у 47 % - 7 человек и обман – фантазия только 13 % - 2 человека. Все это говорит о том, что во время лжи ребенок преследует определенную цель, но, даже несмотря на это, необходимо провести разъяснительную беседу с детьми и их родителями.
3. Методика двойной мотивации А. М. Малявкиной.
В ходе применения методики, перед ребенком ставится моральный выбор между правдивой оценкой своей успешности в решении заданий и ложью ради выигрыша.
Методика предусматривает проведение одной тренировочной серии и двух экспериментальных серий. Для диагностики степени склонности ко лжи моделируется специальная ситуация, в которой ребенок ставится в условия мотивационного конфликта: с одной стороны — правдивая оценка своей успешности в решении заданий, а с другой — ложь ради выигрыша.
В начале эксперимента проводилась тренировочная серия. Её целью было знакомство детей:
1) с заданиями трех типов: закончить рисунок по образцу; найти одинаковую с образцом картинку (из трех предложенных картинок-ответов); найти детеныша животного (из трех предложенных картинок-ответов);
2) со способами оценки ответов (от одного до трех кружков).
Занятия проводились в группах по три человека, так как сама ситуация эксперимента предполагала групповую форму выполнения заданий, для того, чтобы появился конкурирующий с правильным выполнением мотив — желание выиграть. Каждый ребенок был заинтересован в получении как можно большего числа кружков, чтобы быстрее других дойти до конечного пункта и выиграть. Небольшое количество детей в одной группе позволяло проводить наблюдение за каждым ребенком.
Методика двойной мотивации установила, что два основных способа поведения детей, условно названные «лживым» (группа 1) и «правдивым» (группа 4) в ситуации мотивационного конфликта, и два промежуточных варианта (группа 2 и группа 3).
К группе 1 были отнесены те дети, которые в течение всей игры каждый раз отмечали у себя наивысший балл, несмотря на правильность или ошибочность выбора. Группа 2 состоит из детей, показавших неверное выполнение только не решаемых заданий, оцененных ими максимальным баллом. В группе 3, исходя из полученных данных, оказались дети, также не соблюдавшие правила игры (соотносимо со второй группой), однако данный факт касался выполнения только не решаемых заданий. К группе 4 были отнесены школьники с правдивой формой поведения.
Устойчивое правдивое поведение отмечалось в редких случаях. По-другому обстояла ситуация с устойчивым и ситуативным лживым поведением — почти треть детей продемонстрировала такое поведение. Довольно часто можно было пронаблюдать динамику от одного типа поведения к другому.
Вторая экспериментальная серия позволила более точно и объективно установить рассматриваемые типы поведения. Исходя из этого, был осуществлён анализ поведения других детей с устойчивым типом поведения в ситуации мотивационного конфликта (таблица 4).
Таблица 4. Поведение детей в ситуации морального выбора
Типы поведения |
Количество детей |
Группа 1 (высокая степень склонности ко лжи) |
9 |
Группа 2 (средняя степень) |
3 |
Группа 3 (ситуативная ложь) |
2 |
Группа 4 (правдивое поведение) |
1 |
Большая часть школьников могла быть отнесена к группе «неправдивых» при условии различной склонности ко лжи. Отличие их поведения в том, что эти дети осознанно нарушают условия и утаивают это. В немногочисленной группе «правдивых» оказались те дети, которые в ситуациях мотивационного конфликта делали задания согласно правилам, нанося урон собственному сильному желанию победить.
Таким образом, исходя из психологических закономерностей морально-нравственного развития личности младшего школьника и ситуаций, порождающих лживое поведение у детей, можно сказать:
– в основе нравственного регулирования у школьников находится потребность сохранить положительную самооценку, то есть собственный образ;
– нереализованная потребность в признании способна привести к неподобающим видам поведения, когда дети начинают преднамеренно лгать;
– появление лживого поведения связано с тем, что в обыденной жизни ребенок сталкивается с ситуациями, где моральные нормы не совпадают с его импульсивными желаниями;
– ложь как осознанное изменение истинных фактов возникает, когда ребенок начинает понимать надобность принятия различных правил поведения.
Выявленные способы поведения детей отражают различия в степени склонности ко лжи у младших школьников. В частности, были выделены два основных способа поведения детей, условно названные «лживым» и «правдивым» в ситуации мотивационного конфликта, и два промежуточных варианта.
Результаты проведенного исследования с целью выявления различной степени склонности ко лжи позволяют в дальнейшем выйти на поиск тех психологических факторов, которые приводят к возникновению данного негативного явления, а значит, могут являться факторами риска в личностном развитии ребенка.
4. Методика диагностики самооценки мотивации одобрения «Шкала лжи» (Д. Марлоу, Д. Краун).
Для оценки правдивости высказываний испытуемых в опросники нередко включают так называемые шкалы лживости или шкалы стремления к одобрению. Это один из вариантов такой шкалы, разработанной Д. Марлоу и Д. Крауном.
Результаты теста, демонстрирующий шкалу лжи детей младшего школьного возраста представлен на рисунке 4.
Рисунок 4. Шкала лжи детей младшего школьного возраста
Склонность детей к одобрению указывает на их желание достигать и демонстрировать свое соответствие социальным нормам, что указывает на их поведенческий критерий в отношении проявления лжи. Высокий уровень у 60 % - 12 человек, средний уровень мотивации одобрения у 25 % - 5 человек, низкий уровень у 15 % - 3 человека. Данные говорят о том, что в большинстве случаев в поведении детей проявляется их ложь.
5. Методика на выявление доминирующих мотивов лжи П. Экмана, А. Гармаева.
Мотивы детской лжи разнообразны и с возрастом они изменяются. Каждому возрастному периоду характерны свои мотивы и причины лжи.
Чтобы показать это, была использована методика на выявление доминирующих мотивов лжи, как у каждого ребёнка в отдельности, так и у всего класса в целом. Методика включает в себя шесть мотивов:
- Ложь во избежание наказания.
- Ложь с целью защиты товарищей.
- Ложь во избежание унижения и стыда.
- Ложь с целью повышения своего социального статуса.
- Желание не создавать неловкой ситуации.
- «Оправданная ложь»
Тест содержит 12 вопросов (Приложение 3), на который возможно два варианта ответа. [1]
Результаты сравниваются с ключом:
- Ложь во избежание наказания - 2б, 7а
- Ложь с целью защиты товарища – 1б, 6а
- Ложь во избежание унижения, стыда – 3б, 12а
- Ложь с целью повышения своего социального статуса – 4а, 8б
- Желание не создавать неловкой ситуации – 5б, 9а
- «Оправданная» ложь – 11а, 10а
За каждый ответ, совпадающий с ключом – 1 балл. Наибольшее количество баллов по каждому мотиву – 2. Мотив, получивший 2 балла – доминирующий.
Рисунок 5. Доминирующие мотивы лжи у детей
При обработке данных по методике на выявление доминирующих мотивов лжи были получены результаты, которые позволяют нам говорить о том, что доминирующим мотивом лжи у младших школьников является желание не создавать неловких ситуаций (83%), также доминирующим мотивом лжи является ложь с целью защиты (32%). Меньшую значимость имеют такие мотивы лжи как ложь с целью повышения своего социального статуса (7%), ложь во избежание наказаний (5%) и ложь во избежание унижения и стыда (2%).
Результаты проведенного исследования с целью выявления различной степени склонности ко лжи позволяют в дальнейшем выйти на поиск тех психологических факторов, которые приводят к возникновению данного негативного явления, а значит, могут являться факторами риска в личностном развитии ребенка.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе проведенного исследования было выявлено, что ложь является психологическим механизмом, который сопровождается определенной эмоциональной напряженностью. В качестве психологического феномена, ложь можно охарактеризовать, как процесс целенаправленного сокрытия фактов, либо их искажение. Как правило, ложь может выражаться в разных формах, например, принято выделять активную и пассивную формы лжи, также существует заранее подготовленная и спонтанная ложь. Обобщая, можно отметить, что ложь – это социально-психологический компонент жизнедеятельности индивидов, интегрированных в общество.
Детский возраст характеризуется стремительным формированием и развитием определенных психических функций, в числе которых также присутствует ложь.
Анализ проблем детской лжи показал, что представленная тематика является предметом повышенного внимания как со стороны педагогов, так и со стороны воспитателей.
В ходе проведенного исследования было выявлено, что в качестве причин детской лжи выделяются такие категории, как: недоверие к взрослым и окружающим, потребность в самоутверждении, личные жизненные затруднения, желание защитить кого-либо, способ избежать наказаний, стремление к привлечению внимания, а также плохой пример из окружения.
Таким образом, гипотеза о том, что ложь в структуре личности детей выступает необходимым компонентом возрастного развития была подтверждена.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия// сост. И.В.Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин. М. 2001.
2. Выготский, Л.С. История развития высших психических функций/ Л.С. Выготский// Собр. соч.: в 6 т.- М.: Педагогика, 1983.-Т.3.
3. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком... Как? М., 1995
4. Гуткина Н.И. Несколько случаев из практики школьного психолога. М.: 1991.
5. Давыдова Э.Х. Истоки детского домашнего воровства // Детский практический психолог.Июль,1995.
6. Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя / Н.И.Дереклеева.- «ВАКО» М., 2005
7. Детская психология/Под ред. Я.Л.Коломинского, Е.А.Панько – Минск, 1988.-С. 51
8. Джайнотт Х.Дж. Родители и дети. М., 1986.
9. Долъто Ф. На стороне ребенка. М.; СПб., 1997.
10. Доценко, Е.Л. Психология манипуляции/ Е.Л. Доценко.- СПб.: Речь, 1996.
11. Дружинин В.Н. Психология семьи.-М.: Просвещение; 1996.
12. Душина, Е.А. Особенности отношения ко лжи современных школьников: автореф. дис. … канд. психол. наук: защищена 19.06.2000/ Е.А. Душина. - М.: Изд-во ИМ, 2000.
13. Люблинская А.А. Детская психология. – М., 1971.-С. 176
14. Марцинковская Т.Д. Диагностика психического развития детей. – ., 1997.-С.127
15. Фромм А. Азбука для родителей. -М., 1994.-С .54
16. Щербатых Ю.В, Искусство обмана. -СПб,2005.-685 с.
17. Экман П., Психология лжи – СПб,2000.-С.22
-
Давыдова Э.Х. Истоки детского домашнего воровства // Детский практический психолог.Июль,1995. ↑
-
Экман П., Психология лжи – СПб,2000.-С.22 ↑
-
Экман П., Психология лжи – СПб,2000.-С.22 ↑
-
Гуткина Н.И. Несколько случаев из практики школьного психолога. М.: 1991. ↑
-
Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя / Н.И. Дереклеева.- «ВАКО» М., 2005 ↑
-
Щербатых Ю.В, Искусство обмана. - СПб,2005.-685с. ↑
-
Выготский Л.С. История развития высших психических функций/ Л.С. Выготский// Собр. соч.: в 6 т.- М.: Педагогика, 1983.-Т.3. ↑
-
Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком... Как? М., 1995 ↑
-
Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия// сост. И.В.Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин. М. 2001. ↑
-
Детская психология/Под ред. Я.Л. Коломинского, Е.А. Панько – Минск, 1988.-С. 51 ↑
-
Душина Е.А. Особенности отношения ко лжи современных школьников: автореф. дис. … канд. психол. наук: защищена 19.06.2000/ Е.А. Душина. - М.: Изд-во ИМ, 2000. ↑