Файл: Проблема детской лжи (Эмпирическое исследование детской лжи).pdf
Добавлен: 23.04.2023
Просмотров: 424
Скачиваний: 8
СОДЕРЖАНИЕ
1.2. Особенности проявления лжи в детском возрасте
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ДЕТСКОЙ ЛЖИ
2.1 Организация и этапы проведения исследования
2.2 Анализ и интерпретация результатов
3. Методика двойной мотивации А. М. Малявкиной.
4. Методика диагностики самооценки мотивации одобрения «Шкала лжи» (Д. Марлоу, Д. Краун).
В XX в. понятие «самоутверждение» практически перешло из области философии в область психологии. Сегодня существуют различные психологические теории самоутверждения личности. Одни исследователи рассматривают самоутверждение как частную задачу гештальтпсихологии, гуманистической психологии, и лишь А. Адлер предложил системно разработанную теорию, основанную на клинических случаях.
Современные работы по проблеме самоутверждения личности усилили те тенденции, которые были лишь намечены в психологии начала и середины XX в., когда самоутверждение начали неадекватно соотносить с намерениями и действиями, не имеющими нравственных оснований, рассматривать его как совокупность поведенческих (вербальных и невербальных) стратегий без учета собственно психологических механизмов (например, когнитивных и эмоциональных и толковать потребность в самоутверждении и ее реализацию как частный личностный мотив, выраженный у отдельных индивидов, либо как намерение актуализирующиеся под влиянием ситуации.
На современном этапе проблема самоутверждения личности не потеряла своей актуальности. Продолжают изучаться различные ее аспекты самоосуществления – самовыражения, самоидентичности, самоопределения, самореализации. При этом Н.Е. Харламенковой представлен системный анализ закономерностей самоутверждения личности в процессе взросления.
Однако при таком многообразии исследований лжи в поведении самоутверждающегося подростка данный феномен рассматривается как форма коммуникативного поведения и преимущественно в отношении близких. При этом остаются не раскрытыми ситуации использования лжи в поведении самоутверждающегося подростка[9]. Анализ проведенного нами глубинного интервьюирования подростков позволяет говорить о том, что данная тема актуальна для сегодняшнего подростка. Большинство респондентов указало на повсеместное распространение лжи: «обманывают все», «ложь доступна каждому», «мы друг другу врем, каждый врет, учительнице врем, такой у нас класс, что мы все всем врем, врем», «соврать в современном обществе, это все равно, что написать цифру или букву в алфавите», «чума XIX века». Ее распространение сродни «снежному кому», считают подростки. Каждый обследуемый говорит о лжи как о чем-то нехорошем, стыдном, страшном, злом, неузнаваемом и нереальном.
Проведя анализ ответов современных подростков, нами были выделены следующие ситуации проявления лжи в поведении самоутверждающегося подростка: «умолчание из-за выгоды», «ложь из-за нежелания слияния компаний», «ложь из-за ревности», «ложь – лицемерие», «ложь – недосказанность», «ложь как актерское мастерство», «ложь из-за страха конкуренции», «ложь за справедливость», «ложь преувеличивающая, для ободрения», «ложь из зависти», «ложь из-за желания быть первым», «ложь нежелания, спрятанная под болезнь», «ложь – уход», «ложь – хвастовство».
Иными словами, в сознании подростка при использовании лжи формируются две картины событий: 1) картина реальных событий (приватная); 2) картина событий подстроенных под то, что хотят видеть другие (публичная, защитная). Вторая картина формирует позитивный самообраз ребенка, который он предъявляет для других. При этом в реальной картине подростка остается отпечаток при использовании позитивного само- образа для других в виде представления о себе как о поступившем плохо[10].
В подростковый период оценочные суждения определяются не «нормой объективности», а эмоционально-смысловым отношением подростка к партнеру. Подросток в общении со сверстником подчиняется мотиву самоутверждения и признает свои предметы лучшими вопреки объективному положению вещей. Это момент зарождения лживого поведения ради самоутверждения, который зарождается в детстве и получает рост в подростковом возрасте. Данный факт подтверждают ответы наших респондентов: «это уже зарождается с детства», «каждый ребенок съест конфету и говорит, что это не он». Таким образом, анализ исследований феномена лжи в поведении самоутверждающегося подростка в психологической теории и практике и проведенное нами интервьюирование позволяют сделать следующие выводы.
Психологические понятия, такие как «ложь» и «самоутверждение», выйдя из недр философии и перейдя в недра психологии, не потеряли своей актуальности сегодня. Активное их исследование проходило в начале XX в. При этом феномен лжи рассматривался в отечественной науке преимущественно в морально-нравственном контексте, а в зарубежной превалирует морально-правовое трактование.
На современном этапе продолжают изучаться различные аспекты процесса самоутверждения личности. Исходя из проведенных нами и многих других исследований, можно считать, что феномен лжи в поведении самоутверждающегося подростка есть поведение подростка посредством лживых сообщений, создающее в его сознании одновременно две картины событий (реальной и защитной), как механизм развития личности в качестве предмета имеет ценность собственного Я и обнаруживается в ощущениях собственной значимости[11].
Таким образом, ложь чаще понимается как расхождение между вербальной и реальной картиной мира. Подростком в ходе лжи создается определенный мир в виде понятий, суждений, представлений, умозаключений и идей, который не соответствует действительности. Часто, это проявляется при самоутверждающемся поведении подростков в окружающем мире. Данное расхождение просматривается в таких ситуациях, как угрожающие обстоятельства, разоблачение поступка, затруднительная ситуация, соблазнительные возможности, а также может быть вызвано спецификой культурной среды.
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ДЕТСКОЙ ЛЖИ
2.1 Организация и этапы проведения исследования
Основная цель нашего исследования - изучить проявление лжи у младших школьников. Для достижения поставленной цели и подтверждения гипотезы исследования необходимо организовать и провести эмпирическое исследование детской лжи в младшем школьном возрасте.
База исследования: учащиеся одной из школ города, в количестве 30 человек, возраста 8-9 лет, классный руководитель класса и их родители.
Для исследования проявления детской лжи у младших школьников необходимо провести несколько этапов:
- Анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования.
- Рассмотрение специфику проявления лжи в младшем школьном возрасте.
- Организация и проведение эмпирического исследования лжи в младшем школьном возрасте.
- Изучение детской лжи в младшем школьном возрасте исследовалось по нескольким критериям и уровням её проявления (таблица 2).
Таблица 2. Критерии и уровни проявления лжи
Критерии лжи |
Уровни проявления лжи |
||
Высокий |
Средний |
Низкий |
|
Когнитивный |
Понимает, что такое ложь и прибегает ко лжи. |
Понимает частично, что такое ложь, иногда прибегает ко лжи. |
Понимает, что такое ложь и практически никогда не прибегает ко лжи. |
Эмоциональный |
Не испытывает чувство страха и вины, когда лжет. Эмоциональный подъем остается спокойным. |
Частично испытывает чувство страха и вины, когда лжет. Эмоциональный подъем возрастает. |
Возникают эмоции страха и вины, когда лжет. Эмоциональный подъем высокий. |
Поведенческий |
Делают длинные паузы в речи, низкая продолжительность молчания между вопросом и ответом, повторяют слова и/или предложения, изменённые и неполные предложения, оговорки и т.д. Взгляд направлен на лицо собеседника. Низкая улыбчивость и смешливость. Частные почесывания головы, запястий и т.д. |
Делают длинные паузы в речи, средняя и высокая продолжительность молчания между вопросом и ответом, повторяют слова и/или предложения, изменённые и неполные предложения, оговорки и т.д. Взгляд то направлен на лицо собеседника, то уходит в сторону. Средняя улыбчивость и смешливость. Частные почесывания головы, запястий и т.д. |
Делают длинные паузы в речи, высокая продолжительность молчания между вопросом и ответом, повторяют слова и/или предложения, измененные и неполные предложения, оговорки и т.д. Взгляд уходит в сторону от собеседника. Сильная улыбчивость и смешливость. Частные почесывания головы, запястий и т.д. |
Проведение констатирующего этапа необходимо для установления реальных данных по теме исследования, того, в каком положении находятся дети, родители и педагог сегодня, с последующим выявлением причин и разработки рекомендаций по устранению проблемы/
2.2 Анализ и интерпретация результатов
Для проведения констатирующего этапа были выбраны следующие методики исследования:
- анкетирование родителей и детей при помощи опросника «Ребенок и его семья»;
- беседа с классным руководителем на основании специально подобранных и проверенных вопросов;
- методика двойной мотивации А. М. Малявкиной;
- методика диагностики самооценки мотивации одобрения «Шкала лжи» (Д. Марлоу, Д. Краун);
- методика на выявление доминирующих мотивов лжи П. Экмана, А. Гармаева.
1. Деловая игра с родителями при помощи опросника «Ребенок и его семья» и практических заданий.
Цель: обеспечить интеграцию усилий семьи и педагогов в деятельности по развитию личности учащихся.
Задачи:
- создать условия для формирования готовности коллектива родителей к сотрудничеству;
- формировать единые позиции коллектива родителей по стратегии воспитания и обучения детей;
- способствовать практическому освоению форм и методов совместной продуктивной деятельности;
На столах для родителей разложены бланки с вопросами анкеты «Ребенок и его семья». Всего анкета содержит 12 утверждений (Приложение 1), рядом с которыми каждый родитель (один из каждой семьи) должен поставить «да» или «нет». После этого им для сравнения раздаются ответы их детей (после собрания классный руководитель собирает работы для дальнейшего анализа ситуации в семье).
Далее проводится практическая часть. Необходимо установить на наглядном примере, чему может научиться ребенок, когда он оказывается в определенных ситуациях. Родителям раздаются листочки с предложениями, которые предлагается закончить.
Таблица 3. Ключ к анкете
Номер утверждения |
Баллы за ответ «да» |
Баллы за ответ «нет» |
1 |
1 |
0 |
2 |
1 |
0 |
3 |
1 |
0 |
4 |
0 |
1 |
5 |
0 |
1 |
6 |
0 |
1 |
7 |
0 |
1 |
8 |
1 |
0 |
9 |
0 |
1 |
10 |
0 |
1 |
11 |
1 |
0 |
12 |
0 |
1 |
Максимальное количество баллов – 12 баллов, минимальное – 0 баллов.
На основании полученных данных строится шкала представления родителей о лжи:
- шкала «Часто врет» - от 0 до 3 баллов;
- шкала «Иногда врет» - от 4 до 7 баллов;
- шкала «Редко врет» - от 8 до 12 баллов.
Данный опросник дается также детям, но в другом варианте. После проведения анкетирования с детьми составляется диаграмма ответов детей и родителей, на которой, будет видно их непонимание, обман в ответах и другое.
Рисунок 1. Ложь детей глазами родителей
Анкета, на которую отвечали родители, показала, что по мнению родителей, часто врут 20 детей – 65 %, иногда врут 8 человек – 25 % и редко врут 2 человека – 10 % (рисунок 1). На рисунке 2 представлены данные соотношения ответов детей и их родителей.
Рисунок 2. Соотношение ответов родителей и их детей
Учитывая специфику несоответствия можно сделать вывод, что одна из сторон давала не правильные ответы, т.е. лгала. Это подчеркивает тот факт, что детская ложь может быть вызвана обстоятельствами в семье, так как родители являются примером для подражания своих детей. Дети знают, что ложь – замечательное средство скрыть правду, которая не будет нравиться взрослому.
2. Беседа с классным руководителем на основании специально подобранных и проверенных вопросов.
Цель беседы: установить причины лжи у детей.
Задачи: определить причины лжи; определить количество выявленной и не выявленной лжи; установить, кто врет чаще, мальчики или девочки; изучить основные профилактические меры классного руководителя; изучить основные методы полной ликвидации лжи у детей; установить прогрессирование или минимизацию лжи в процессе взросления детей.
Для того, чтобы получить результаты по всем задачам, классному руководителю следует ответить на 10 простых вопросов.
Вопросы к беседе
1. Как часто Вы замечаете, что дети вам лгут?
2. Сколько раз эта ложь была доказана?
3. Чаще врут девочки или мальчики?
4. Умело ли дети скрывают ложь?
5. Вы наказываете детей за вранье?
6. Вы проводили с ними беседу на тему «Правда и неправда»?
7. Были случаи, когда Вам лгали, а Вы знали правду? Ваши действия?
8. С каждым разом количество случаев лжи увеличивается или уменьшается?
9. Какие меры пресечения развития вранья используете именно Вы?
10. Расположите причины вранья детей от самых частных к менее встречаемым.
Данная беседа помогла установить уровень лжи, её причины (рисунок 3).