Файл: ОРГАНЫ СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ(Понятие и принципы организации судебной власти).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.04.2023

Просмотров: 205

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение.

Вопросы, связанные с судебной системой в настоящее время очень актуальны для государственно-правовой практики.

В своей работе я рассмотрю судебную власть, отсутствие которой просто невозможно в любом государстве. Постараюсь раскрыть понятия и принципы судебной власти и ее место в современной России. Так же я раскрою полномочия и функции данной системы. Далее мы рассмотрим особенности российской судебной власти .

Россия считается демократическим государством, поэтому в современных условиях судебная власть крайне важна. Но важна она не только своим существованием, а так же своим функционированием и своей деятельностью в реальной жизни нашего общества. Одним из обязательных признаков демократического государства является существование судебной власти на основании принципа разделения властей. Основное назначение судебной власти – охрана общества от против конституционных мер , причем как от произвола других граждан, так и от неправильных действий самого государства, его органов, должностных лиц.

Судебная власть играет очень важную роль в сдерживании и ограничении законодательной и исполнительной ветвей власти, осуществлении правового контроля их деятельности, поскольку именно судебная власть разрешает возникшие в обществе конфликты на основе права, подчинение закону. Эта функция может быть эффективной лишь в том случае, если судебная власть имеет возможность оценивать соответствие Конституции деятельности законодательной и исполнительной власти, признавать недействующими те их акты, которые не соответствуют основному закону.

Самостоятельная и независимая судебная власть, является главной гарантией свободы народа. Каждый человек должен быть уверен, что применение к нему мер принуждения возможно только через суд, что при этом он будет иметь возможность защищаться от обвинений и претензий, пользоваться демократическими правами. Судебная система должна обеспечивать стабильность приговоров и решений, возможность исправлять судебные ошибки, строгое соблюдение процессуальных. Приговоры и решения судов, вошедшие в законную силу, должны безотказно исполняться, не допуская никаких отклонений по соображениям целесообразности.

К сожалению, судебная власть все еще остается слабым местом в России. Закрепленные в Конституции принципы судоустройства и судопроизводства реализуются с трудом. И по этому ощущается давление со стороны других ветвей власти. Несмотря на провозглашенные правовые и социальные гарантии судьи, как то несменяемость, неприкосновенность, независимость и т.д., они очень часто не могут полностью обеспечиваться из-за отсутствия технической и материальной базы. Так же еще одной проблемой является высокий порцент коррупции в профессии судьи .


В связи с принятием России в Совет Европы теперь юрисдикция Европейского Суда распространяется и на территорию России. Это теперь высший судебный орган для России и ее граждан.

Тема судебной власти очень актуальна и в юридическом образовании, поскольку суд в современном мире является основным гарантом защиты прав и свобод человека и гражданина, поскольку лучшего способа защиты этих прав и свобод человечество пока не придумано.

Вопросы судебной власти достаточно подробно разработаны в научной литературе. В любом учебнике по теории государства и права или конституционному праву есть разделы, посвященные судебной власти и ее роли в демократическом государстве. Теме правосудия посвящается множество научных статей в различных журналах, специализирующихся на юридической тематике.

Цель данной работы заключается в том, чтобы дать подробную характеристику судебной системы Российской Федерации: определить ее роль в системе государственных органов, раскрыть принципы правосудия и правового статуса судей.

Глава 1. Судебная власть в системе органов государства

Место судебной власти в системе органов государственной власти Российской Федерации определяется положением о разделении властей «Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны»; Суды РФ стоят в одном ряду с Президентом РФ, Федеральным Собранием, Правительством РФ, осуществляющим государственную власть в Российской федерации, ст. 10 и 11 Конституции РФ(ссылка на источник).

Разделение властей выступает как принцип организации государственной власти в правовом демократическом государстве. Самостоятельность судебной власти обусловлена тем, что Конституция РФ обозначает три важнейшие функции государственной власти : 1) признавать, 2) соблюдать, 3) защищать права и свободы человека и гражданина (ст. 2 Конституции России ссылка на источник) . Функция защиты прав и свобод –главная задача судебной власти. Разделение властей предполагает взаимное равновесие между государственными органами с тем, чтобы ни один из них не мог получить контроль над другими или сосредоточить всю власть в своих руках. Это равновесие выраженно в системе «сдержек и противовесов» (Система сдержек и противовесов означает, что в целях обеспечения и защиты интересов граждан все три ветви власти в одно и то же время и зависят друг от друга, и контролируют деятельность друг друга),которая представлена в полномочиях государственных органов, позволяющих им взаимодействовать друг с другом.


Судить не вправе ни органы законодательной, ни органы исполнительной власти. Со своей стороны судебная власть не должна заниматься нормотворчеством, подменяя законодательные органы, вмешиваться в прерогативы исполнительной власти.

Судебная власть призвана охранять право, правовые устои государственной и общественной жизни от любых нарушений, кто бы их ни совершал. Она обеспечивает конституционные права и свободы человека и гражданина, права коллективов и народа в целом. Правосудие в правовом государстве осуществляется только судебными органами. Никто не может присвоить себе функции суда. Судить не вправе ни органы законодательной, ни органы исполнительной власти. Со своей стороны судебная власть не должна заниматься нормотворчеством, подменяя законодательные органы, вмешиваться в прерогативы исполнительной власти. В своей правоохранительной деятельности суд руководствуется только законом, правом и не зависит от влияний законодательной или исполнительной власти. Независимость и законность правосудия являются важнейшей гарантией прав и свобод граждан, правовой государственности в целом.

Судебная власть включена в систему народовластия вместе с законодательной и исполнительной ветвями власти. В этой системе суды связаны с законодательной и исполнительной властью обязанностью применять законы и другие нормативные правовые акты, а также в отношении назначения судей на их должности.

Законодательная и исполнительная ветви власти взаимодействуют с судебной власти и оказывают на нее влияние. Законодательная власть посредством принятия законов определяет судебную систему и принципы ее деятельности, компетенцию судебных органов, статус судей, порядок рассмотрения ими дел и т.д. Исполнительная власть осуществляет подготовку кадров, организует материально-техническое обеспечение деятельности судов. Но судебная власть обладает возможностью фактической отмены законов, указов Президента РФ и постановлений Правительства РФ, если они будут ею признаны неконституционными. В этой системе суды связаны с законодательной и исполнительной властью обязанностью применять законы и другие нормативные правовые акты, а также в отношении назначения судей на их должности.

Судебная власть полностью самостоятельна в вынесении судебных решений и приговоров, но их исполнение относится к обязанностям исполнительной власти. Возможность судебного обжалования гражданами действий (бездействия) должностных лиц и органов исполнительной власти позволяет судебной власти противостоять незаконным действиям этой власти.


Как уже было сказано выше, исполнение судебных решений и приговоров относится к обязанностям исполнительной власти. Ни одна из ветвей власти не должна вмешиваться в сферу правосудия, в осуществление функций судебной власти. Со своей стороны судебная власть не должна заниматься нормотворчеством, подменяя законодательные органы, вмешиваться в пределы компетенции исполнительной власти. Вместе с тем судебная практика оказывает существенное влияние на направление законодательной деятельности, помогает исправлять ошибки органов исполнительной власти. Функции и полномочия судебных органов, таким образом, служат своеобразным противовесом в отношении двух других ветвей власти, а в совокупности с ними образуют единую государственную власть.

Вместе с тем судебная практика, безусловно, влияет на направление законодательной деятельности, а также исправляет многие ошибки органов исполнительной власти; более того, своим толкованием права в процессе его применения, суды выявляют подлинное содержание правовых норм, часто отличное от первоначальных идей.

В Конституции закреплены гарантии прав граждан в их отношениях с судебной властью, организация судебной системы и статус судей. Это исключает возможность судебного произвола по отношению к гражданам, закрепляет гарантии правосудия, создает иерархическую структуру, способную обеспечить возможность обжалования судебных решений.

1.1.Понятие и принципы организации судебной власти

Общее понятие власти - широко и разнообразно. Более узким является понятие государственной власти. Государственной властью принято считать возможность и способность народа и (или) государства в лице его органов оказывать воздействие на поведение людей и в целом на процессы, происходящие в обществе, с помощью убеждения, принуждения либо иных

Авторы многочисленных научных статей и книг, посвященных вопросам судебной власти, пытаются определить содержание судебной власти через такие категории, как «суд», «судебная система», «правосудие» и само понятие власти. При этом авторы, как правило, отталкиваются от того, что судебная власть – это, прежде всего, разновидность государственной власти. Субъектом, осуществляющим ее, является государственный орган - суд (ст. 118 Конституции РФ) (ссылка на источник), который обладает присущими только ему возможностями и способностями воздействия на поведение людей и на процессы, происходящие в обществе. Поэтому, в одном из источников судебная власть определяется как «возможность и способность занимающего особое положение в государственном аппарате органа (суда) воздействовать на поведение людей и социальные процессы».


Из этого определения следует, что понятию судебной власти свойственно: во-первых, данная власть может реализоваться только специально создаваемым государственным учреждением - судом; во-вторых, у этого органа должны быть свои возможности и способности воздействия.

Давая определение судебной власти, другие авторы отталкиваются от ее сложного организационно-структурного характера. Так, согласно Власенко Н.А., (Власенко Н.А.. Теория государства и права: учебное пособие (2-е издание, переработанное, дополненное и исправленное). - М.: Проспект,2011. – 416 с.. 2011) «судебная власть - разновидность государственной власти, представляет единую высокоорганизованную структуру, состоящую из разных судов (Конституционного Суда РФ, судов общей юрисдикции, арбитражных, конституционных (уставных) судов субъектов РФ), их компетенций, взаимоотношений между ними».

Кроме того, довольно распространено стремление определить судебную власть по ее функциональной направленности, через полномочия и функции органов, ее осуществляющих. Так, Авдонкин В.С. (Авдонкин В. С. Правоохранительные органы в схемах с комментариями : учебное пособие / В. С. Авдонкин.: Эксмо, 2010. — 288 с) дает следующее определение судебной власти: «Судебная власть – это вид государственной власти, осуществляемый самостоятельно и независимо только специальными органами государства – судами (в лице судей и привлекаемых в установленном порядке к осуществлению правосудия присяжных и арбитражных заседателей) по выполнению возложенных на них законом задач и функций посредством конституционного, гражданского, уголовного, административного и арбитражного судопроизводства, создающего гарантии законности и справедливости принимаемых судами решений».

Поскольку понятие «судебная власть» очень многогранно, существует множество подходов к определению этого термина. В результате чего становится невозможным сформулировать единое и универсальное определения данного феномена.

Учитывая разносторонность понятия судебной власти, многие правоведы предпочитают раскрывать содержание судебной власти посредством анализа ее принципов – это основополагающие идеи, начала, определяющие организацию и деятельность судебной власти.

(Марченко М.Н. Теория государства и права: учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва : Проспект, 2016).

Принципы организации судебной системы Российской Федерации.

В юридической литературе зачастую идет речь не о принципах судебной власти, а о принципах правосудия. Более верным будет говорить о принципах судебной власти, так как конституционные предписания относятся не только к осуществлению судом функций правосудия, но и ко всей судебной власти в целом.