Файл: ОРГАНЫ СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ(Понятие и принципы организации судебной власти).pdf
Добавлен: 23.04.2023
Просмотров: 237
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Судебная власть в системе органов государства
1.1.Понятие и принципы организации судебной власти
1.2. Полномочия и функции судебной власти
1.3. Роль и место судебной власти в современной России
Глава 2. Общая характеристика судебной системы РФ
2.1. Понятие и принципы построения судебной системы РФ
2.2. Понятие правосудия. Признаки и принципы правосудия
2.3. Статус судей в Российской Федерации
Так как судебная система развивается и растет очень стремительно , необходимо обеспечивать ее стабильность и единство. Для этих целей законодательством установлен ряд принципов, на которых зиждиться деятельность судов в России. Ученые подразделяют эти принципы на три самостоятельные группы:
- принципы, регулирующие отношения между судом и индивидом:
- право граждан на судебную защиту
- право граждан на юридическую (адвокатскую) помощь
- презумпция невиновности
- принципы, регулирующие непосредственно организацию судебной системы;
- выборность и назначаемость судей
- независимость судей и подчинение их только закону
- принадлежность судебной власти только судам
3)принципы, касающиеся функционирования судебной системы.
- состязательность и равенство сторон в процессе
- гласность рассмотрения дел в судах
- коллегиальное и единоличное рассмотрение дел в судах
Принципы организации судебной системы и их характеристика
1. Самостоятельность судов и независимость судей. Судебная власть осуществляется судами самостоятельно и подчиняется только закону. Судьи, присяжные и арбитражные заседатели независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и закону. Гарантии их независимости устанавливаются Конституцией Российской Федерации и федеральным законом.
2. Обязательность судебных постановлений. Вступившие в законную силу постановления федеральных судов, мировых судей и судов субъектов Российской Федерации, а также их законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и другие обращения являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации. Неисполнение постановления и проявление неуважения к суду влекут ответственность, предусмотренную федеральным законом. Обязательность постановлений на территории Российской Федерации судов иностранных государств, международных судов и арбитражей определяется международными договорами Российской Федерации.
3. Равенство всех перед законом и судом. Все равны перед законом и судом. Суды не отдают предпочтения каким-либо органам, лицам, участвующим в процессе сторонам по признакам их государственной, социальной, половой, расовой, национальной, языковой или политической принадлежности либо в зависимости от их происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, места рождения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а равно и по другим не предусмотренным федеральным законом основаниям.
4. Участие граждан в осуществлении правосудия. Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в осуществлении правосудия в порядке, предусмотренном федеральным законом. Участие присяжных и арбитражных заседателей в осуществлении правосудия является гражданским долгом.
5. Гласность в деятельности судов. Разбирательство дел во всех судах открытое. Слушание дела в закрытом заседании допускается в случаях, предусмотренных федеральным законом.
6. Язык судопроизводства и делопроизводства в судах. Судопроизводство и делопроизводство в Конституционном Суде Российской Федерации, Верховном Суде Российской Федерации, арбитражных судах, военных судах ведутся на русском языке - государственном языке Российской Федерации. Судопроизводство и делопроизводство в других федеральных судах общей юрисдикции могут вестись также на государственном языке республики, на территории которой находится суд.
Принцип осуществления судебной власти только судами состоит в том, что это функция предоставлена только судам. Это закреплено в ст.6,26 кодекса "о судоустройстве и статусе судей". Ни один другой орган или должностное лицо не обладает такими полномочиями. Перечень действующих судов.
Образование чрезвычайных судов запрещено. Содержание этого принципа формирует такие свойства судебной власти, как обязательность судебных решений, полнота, исключительность и легитимность судебной власти.
Значение конституционных принципов судебной власти состоит в том, что их совокупность является основополагающей базой для развития законодательства о судоустройстве. Во-первых, они учитывают положительный опыт зарубежных государств и международных сообщений в области судоустройства. Во-вторых – конституционные принципы являются гарантом стабильности функционирования судебной власти.
1.2. Полномочия и функции судебной власти
Важнейшим элементом содержания судебной власти является ее назначение в качестве конкретной формы государственной деятельности, направленной на осуществление определенных функций и задач. Основной, наиболее важной функцией судебной власти является функция осуществления правосудия. Правосудие - наиболее важная и объемная функция судебной деятельности, представляющая собой деятельность независимого суда по надлежащему рассмотрению и разрешению в процессуальном порядке уголовных, гражданских и иных дел и правовых вопросов по применению на основе закона, государственного принуждения к правонарушителям или оправданию невиновных в целях укрепления законности и правопорядка, предупреждения правонарушений, охраны от всяких посягательств конституционного строя, прав и интересов граждан, организаций, общества и государства.
Полномочия судебных органов власти включают:
основные (исключительные):
осуществление правосудия;
конституционный контроль;
вспомогательные:
контроль за законностью и обоснованностью решений и действий органов государственной власти и местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц;
обеспечение исполнения приговоров и иных судебных решений;
дача разъяснений по вопросам судебной практики;
участие в формировании судейского корпуса и содействие органам судейского сообщества.
Полномочия судебной власти материализуются вовне в результате деятельности состоящих в судах профессиональных судей и привлекаемых в установленных законом случаях к осуществлению правосудия представителей населения.
Теперь поговорим более подробно о каждой функции судебной власти.:
Осуществление правосудия. Правосудия можно определить как осуществляемую судом правоохранительную деятельность по рассмотрению и разрешению гражданских, уголовных и подведомственных судам административных дел, а также конституционное судопроизводство при неуклонном соблюдении требований закона и установленного им порядка, обеспечивающих законность, обоснованность, справедливость и общеобязательность судебных решений.
Конституционный контроль и контроль законности и обоснованности решений и действий государственных органов и должностных лиц. Судебный контроль за законностью и обоснованностью применения мер процессуального принуждения. Эта функция отражена в ст. 22, 23 и 25 Конституции РФ(ссылка на источник). Судебное решение предусмотрено Конституцией как единственное основание применения органами, осуществляющими следствие, дознание, оперативно-розыскную деятельность, наиболее важных мер процессуального принуждения (арест, обыск, ограничение тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений).
Толкование правовых норм. Формой выражения данной функции является толкование правовых норм Конституционным Судом Российской Федерации Конституции РФ (ч. 5 ст. 125). Оно служит разновидностью легального толкования. Разъяснения Верховного Суда РФ, издаваемые в виде постановлений его пленума, также являются формой толкования. Они обязательны для судебных и всех иных органов, участвующих в судебной деятельности (прокуроров, адвокатов и т.д.).
Официальное удостоверение фактов, имеющих юридическое значение, также является одной из функций судебной власти. Только суд может признать гражданина умершим или безвестно отсутствующим, признать имущество бесхозяйным и др.
Именно правосудие как главная функция суда определяет специфику судебной власти и ее место в государственном механизме. Поэтому функция правосудия является основным объектом конституционного регулирования.
Правосудие в России осуществляется на основе демократических принципов, закрепленных в Конституции РФ. К ним относятся: законность правосудия (п.2. ст.15), осуществление правосудия только судом (ст. 118), доступность судебной защиты (ст. 18 п.1, ст.46), осуществление правосудия на началах равенства перед судом и законом (ст.19), участие граждан в отправлении правосудия (п.5.ст.32, п.4.ст.123), состязательность и равноправие сторон (п.3. ст.123), обеспечение права обвиняемого на защиту (ст.48), презумпция невиновности (ст.49), независимость судей и подчинение их только закону (ст.120), гласность в деятельности суда (п.1.ст.123), государственный или национальный язык судопроизводства и делопроизводства в судах (ст. 68, п.2 ст. 26).
Закрепленные в Конституции РФ принципы правосудия находят свое отражение и развитие в федеральных законах, регулирующих деятельность суда. Вышеперечисленные принципы обязательны для исполнения не только судьями и другими участниками процесса, они не могут не учитываться и законодателями, для которых служат ориентирами в их законодательной деятельности.
1.3. Роль и место судебной власти в современной России
В Российской Федерации правосудие функционирует независимо от законодательной и исполнительной властей и имеет строго очерченную в Конституции РФ. В соответствии со ст. 118 Конституции РФ правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом.
Судебная система не стоит на месте, она претерпела значительное количество преобразований.
В постсоветской России началось становление самостоятельной и независимой судебной власти, способной не только обеспечить права и свободы человека, но и в контексте системы сдержек и противовесов оказать влияние на действия законодательной и исполнительной властей и «уравновешивать» их.
Русский профессор Л. Е. Владимиров в свое время справедливо отмечал, что «...суд имеет одну цель — правосудно решать дела. Правосудное же решение дел складывается из правильного установления достоверности фактов и точного применения к ним закона. Хорош закон или не хорош, получатся ли благие общественные последствия или дурные из данного приговора — все это суда не касается: его дело — установить факт и применить закон». (Advocatus Miles (пособие для уголовной защиты). Владимиров Л.Е. С-Петербург, издание книжного магазина и юридического издательства Ив. Ив. Зубкова под фирмой «Законоведение», 252 c.)
Только с помощью судебных процедур, возможно, наиболее справедливо определить меру свободы и меру ответственности гражданина в его сложных правоотношениях с другими людьми, обществом и государством. Интерес в связи с этим представляют история римского право и те известные классические изречения о понятиях, которые вкладывались в функции правосудия.
Так, среди них были распространены такие понятия, как:
- «правосудие укрепляет суверенную власть»;
- «правосудие должно быть свободным, ибо нет ничего более несправедливого, чем продажное правосудие; полным, ибо правосудие не должно останавливаться на полпути; скорым, ибо про-медление есть вид отказа».
Правосудие — это форма государственной деятельности, которая заключается в рассмотрении и разрешении судом отнесенных к его компетенции дел, в том числе и гражданских, которая осуществляется в установленном законом процессуальном порядке. «Правосудие» и «судебная власть» не тождественные между собой понятия, несмотря на то, что относятся к одной государственной функции, которая заключается в том, чтобы беспристрастно и объективно рассматривать и разрешать различные социальные споры и конфликты, связанные с действительным или предполагаемым нарушением норм права. Правосудие представляет собой особый вид юридической деятельности, выполнение которой возложено государством и обществом на судебную власть.
Как и в прошлом, так и в настоящем времени существование судебной власти обусловлено интересом общества в поддержании правового и социального порядка, а ее государственная природа — обязанностью государства этот порядок поддерживать.
Судебная власть возникает в силу необходимости государства трактовать свою волю в том случае, когда нормативная трактовка, предложенная законодателем для общего случая и выраженная в норме закона, вступает в противоречие с нормативной трактовкой государственной воли в процессе индивидуального регулирования.
Органы судебной власти от имени государства применяют меры уголовного принуждения к лицам, виновным в совершении преступлений, разрешают правовые споры (тяжбы) между конкретными лицами, а также рассматривают дела об оспаривании правовых предписаний на предмет соответствия правилам более высокой силы (законов — Конституции, подзаконных нормативных актов — законам, так называемый нормоконтроль), в отдельных случаях дают толкование правовым нормам (в основном нормам конституции страны) в связи с конкретным спором. Суды также выполняют отдельные удостоверительные функции (признание фактов, в отдельных государствах — укрепление прав), когда для удостоверения требуется доказывание, по сложности выходящее за компетентность нотариусов.