Файл: Менеджмент человеческих ресурсов (Ресторан БЛИН-ВИЛЬ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.04.2023

Просмотров: 176

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

В современных условиях хозяйствования основным фактором, определяющим эффективность хозяйственной деятельности предприятия сферы общественного питания, является его обеспеченность высококвалифицированным персоналом. Экономическая эффективность деятельности напрямую зависит от того, насколько эффективно в практике управленческой деятельности реализуется весь творческий потенциал работников, мобилизуются все их возможности, рационально организуется трудовой процесс. Это требует от руководства предприятий сферы общественного питания переоценки отношения к человеческому фактору как к узловому вопросу повышения экономической эффективности деятельности и поиска новых подходов к системе управления персоналом.

Успешное развитие предприятия в современных условиях в значительной степени зависит от конкурентоспособности персонала. А она достигается постоянной подготовкой персонала, повышением его квалификации и стратегическим определением его количества и профессиональной ориентацией.

В современных условиях степень самостоятельности и ответственности предприятий значительно возрастает. Персонал представляет собой один из ресурсов фирмы, которым надо грамотно управлять, создать условия для его развития.

Экономические, технические и организационные нововведения предъявили новые требования к квалификации, уровню знаний, умению работать в коллективе.

В последнее время повышается роль персонала предприятиясферы общественного питания в его успешной работе. Сейчас перед многими отечественными предприятиями стоит ряд проблем, связанных с управлением персоналом, и от того, как они будут решены, во многом зависит будущее не только этих предприятий, но и всей российской экономики.

Деятельность, связанная с организацией и представлением услуг общественного питания, занимает одно из ведущих мест в сфере обслуживания и является одним из высокодоходных видов экономической деятельности.

Однако в сфере ресторанного бизнеса высокой остается степень производственных и финансовых рисков, источником возникновения которых является дефицит квалифицированного персонала, высокая текучесть кадров, низкий управленческий потенциал предприятий.

Специфика российского рынка в целом и ресторанного, в частности, оказывает влияние на возможность использования различных технологий и методов кадрового менеджмента в процессе совершенствования деятельности по управлению персоналом на предприятиях ресторанного бизнеса.


Таким образом, актуальной остается задача разработки таких технологий управления персоналом, которые, отталкиваясь от мирового опыта менеджмента, учитывали бы российскую специфику и особенности деятельности предприятий сферы ресторанного бизнеса, а также являлись осуществимыми на практике.

Объектом исследования работы является ресторан «Блин-Виль».

Целью работы является разработка мероприятий, направленных на совершенствование технологии управления персоналом ресторана «Блин-Виль».

Исходя из поставленной цели, задачами работы являются:

- изучение теоретических аспектовтехнологии управления персоналом на предприятии;

- проведение анализа технологии управления персоналом ресторана «Блин-Виль» за 2016-2018 гг;

- разработка мероприятий по совершенствованию технологии управления персоналом ресторана «Блин-Виль».

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТЕХНОЛОГИИ

УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ НА ПРЕДПРИЯТИИ

Современный подход к управлению персоналом

Для того чтобы достичь поставленных предприятием целей, оно использует имеющиеся ресурсы - труд профессоров и экспедиторов, лабораторное оборудование, металлообрабатывающие станки и прокатные станы, нефть и хлопок, металлическую руду и воду, денежные средства. При всем многообразии используемых ресурсов они традиционно подразделяются на три основные группы - натуральные или природные (земля, по определению французского экономиста Ж.-Б. Сэя), материальные (капитал) и человеческие (труд) - называемые также факторами производства[1].

Приобретя ресурсы, предприятие использует их - перерабатывает хлопок в ткань, изготавливает на станках детали, обучает и отправляет на линию шоферов автобусов. Чтобы этот процесс был эффективным, предприятие должно обеспечить оптимальное соотношение используемых ресурсов с точки зрения их количества, способа, места, времени и продолжительности их взаимодействия или, другими словами, управлять ресурсами. Управление ресурсами лежит в основе управления предприятием.

Управление персоналом представляет собой элемент управления любымпредприятием, наряду с управлением материальными и природными ресурсами. Однако по своим характеристикам люди отличаются от любых других используемых ресурсов, а, следовательно, требуют особых методов управления.


Рассмотрим специфику человеческих ресурсов.

Во-первых, у людей есть интеллект, их реакция на внешнее воздействие (управление)характеризуется как эмоционально-осмысленная, а не механическая, а, значит, процесс взаимодействия между предприятием и сотрудником является двусторонним.

Во-вторых, для людей характерно постоянное совершенствование и развитие. В ранний период своей жизни человек учится ходить, разговаривать, читать, писать, общаться с компьютером. Приходя на работу, он приобретает профессиональные навыки, которые совершенствуются на протяжении всей его трудовой деятельности. В условиях современного научно-технического прогресса, когда технологии, а вместе с ними и профессиональные навыки устаревают очень быстро, способность сотрудников к постоянному совершенствованию и развитию представляет собой наиболее важный и долговременный источник повышения эффективности деятельности любого предприятия.

В-третьих, трудовая жизнь человека продолжается в современном обществе 30 - 50 лет, соответственно отношения человека и предприятия могут носить долговременный характер.

В-четвертых, в отличие от материальных и природных ресурсов, люди приходят на предприятие осознано, с определенными целями и ожидают от предоставления возможности в реализации этих целей. Удовлетворенность сотрудника взаимодействием с предприятием является таким же необходимым условием продолжения этого взаимодействия, как и удовлетворенность предприятия.

В настоящее время персонал является стратегическим фактором, который определяет будущее предприятия, что превращает его в человеческие ресурсы – совокупность личностей, каждая из которых обладает особой индивидуальностью, интеллектом, способностью к саморазвитию, творчеству. Раньше деятельность работников определялась потреблением других ресурсов, например, машин, а сегодня условие изменилось: эффективность их использования зависит от людей[2].

Но сегодня люди рассматриваются уже не просто как личности, сами по себе, а в социально культурном аспекте, т. е. действующими в единой командеи объединившись на добровольной основе, в результате чего на повестку дня встало управление человеком.

Переход от управления персоналом к управлению человеческими ресурсами означает движение:

- от узкой специализации и ограниченной ответственности к широким профессиональным и должностным профилям;

- от спланированного карьерного пути к гибкому выбору направлений профессионального развития;


- от контроля персонала предприятия к созданию возможностей его развития;

- от закрытого к открытому отбору специалистов.

Именно необходимость учета личностного фактора приводит к постепенной трансформации управления персоналом в управление человеческими ресурсамии служит границей между этими понятиями.

Отличие управления человеческими ресурсами от управления персоналом представлено в таблице 1.1.

Таблица 1.1

Отличие управления человеческими ресурсами от управления персоналом

Параметр сравнения

Управление

персоналом

Управление человеческими ресурсами

1

2

3

Кадровая политика

Отсутствует или является пассивной, следует за производственной политикой, играет инструментальную роль

Активная, образующая симбиоз с производственной политикой, выступающая элементом общей стратегии бизнеса

Смысл кадровой политики

Достижение компромисса между человеческими и социальными целями

Облегчение процесса интегрирования персонала организации в деловое окружение, сочетание имеющихся человеческих ресурсов с ее целями

Продолжение таблицы 1.1

1

2

3

Основная задача управления

Обеспечение производства нужными людьми в нужное время и на нужном месте

Обеспечение стратегии фирмы высококвалифицированными сотрудниками, становящимися главным конкурентным преимуществом

Приоритеты в кадровой политике

Определяются текущими потребностями в рабочей силе

Определяются нуждами и интересами персонала, задачами осуществления изменений

Кадровое планирование

Подчинено общему

Органически взаимодействует с общим

Решение вопросов руководства персоналом

Линейными руководителями. Кадровая служба осуществляет учетные функции

Линейными руководителями с помощью специалиста по персоналу

Кадровые функции

Централизованы в отделе кадров. Персоналом управляют линейные руководители

Кадровые функции децентрализованы. Кадровые службы помогают линейным руководителям в управлении персоналом

Основной объект управления

Исполнители

Преимущественно менеджеры, команды

Подход к руководству персоналом

Обезличенный

Индивидуализированный с учетом личных интересов и ценностей

Масштабы управления персоналом

Локальные

Международные

Коммуникации

Вертикальные

Горизонтальные

Параметр сравнения

Управление кадрами

Управление человеческими ресурсами

Система внутренних взаимоотношений

Конфронтация

Социальное партнерство, доверие и взаимная ответственность работника и руководителей, политика равных возможностей

Характер обучения персонала

Фрагментарное индивидуальное повышение квалификации

Систематическое развитие по гибким программам, ориентированным на интересы компании


Продолжение таблицы 1.1

1

2

3

Мотивация

Преимущественно экономическая

Акцент на создание взаимного доверия, сохранение и расширение занятости, защиту здоровья, обеспечение нормальных условий труда

Расходы на персонал

Затраты, которые необходимо экономить

Инвестиции, эффективность которых требуется повышать

Информирование персонала

Минимальное

Максимальное

Специализация персонала

Узкая

Широкая

Карьерный рост

Линейный, однонаправленный

Гибкий, многовариативный

Ответственность за развитие

На менеджерах

На работниках

Принятие кадровых решений

Калейное

Открытое

Рассмотрение персонала как человеческих ресурсов означает.

Во-первых, индивидуальный подход ко всем работникам в пределах общих интересов и работников, и предприятия.

Во-вторых, понимание проблемы дефицита высококвалифицированных кадров, борьба за их привлечение.

В-третьих, отказ от взглядов на персонал как на даровое благо, не требующего затрат со стороны работодателя.

В-четвертых, анализ и регулирование групповых и личностных отношений, кадрового потенциала, управление конфликтами, обеспечение требований психофизиологии, эргономики и проч.

Основными причинами нового отношения к работникам в постиндустриальном обществе являются следующие[3]:

1. Изменение содержания труда за счет внедрения качественно новых, прежде всего информационных, технологий.

2. Широкое внедрение самоконтроля взамен снижения возможностей контроля над исполнителями.

3. Повышение требований к качеству во всех его проявлениях.

4. Широкое распространение коллективной и командной организации труда.

5. Значительное повышение образовательного и культурного уровня населения.

6. Общая демократизация социально экономической жизни общества.

7. Рост стоимости рабочей силы.

8. Увеличение неопределенности и динамизма протекания экономических процессов, темпов изменений.

9. Усиление конкуренции, существенно снижающей требования к работникам.

10. Опыт передовых компаний, добившихся значимых экономических успехов за счет персонала (например, в Японии).

Управление человеческими ресурсами представляет собой конкретную функцию управления. В последнее время эта функция приобретает все большее значение, поскольку эффективность предприятия, его конкурентные преимущества зависят от эффективности использования его главного ресурса – человека. В связи с этим повышаются требования к работнику, возрастает значимость творческого отношения к труду, высокого уровня профессионализма.