Файл: Бюджетный профицит и направления его использования.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2023

Просмотров: 119

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Тема «Бюджетный профицит и направления его использования», интересна, так как в настоящие время, это наиболее важная и актуальная проблема для нашей страны. Профицит напрямую влияет на повышение устойчивого экономического роста и благосостояния страны, и как следствие идут такие положительные процессы как снижение уровня инфляции и снижение уровня процентных ставок. Для активации данных процессов ,государству необходимо выполнять ряд условий, а именно активно внедрять инвестиционные проекты и полноценно финансировать экономические и социальные сферы общества.

Объектом курсовой работы является бюджетный профицит, то есть превышение дохода над расходами. Целью работы является проведение анализа доходных статей бюджета, с целью обоснованности такого явления в экономике страны, как бюджетный профицит и механизма его распределения на макро- и микро- уровнях. Для достижения поставленной цели необходимо рассмотреть следующие пункты:

· Понятие и сущность бюджетного профицита

·Уровень профицита различных стран

·Формула расчёта бюджетного профицита

·Причины возникновения профицита в государстве

· Положительная сторона превышения доходов над расходами

· Отрицательная сторона превышения доходов над расходами

·Методы использования профицита и бюджетных остатков

·Анализ российского бюджета на примере рассмотрения графика, построенного согласно данным из Министерства финансов Российской федерации

· Динамика бюджетных доходов и их влияние на показатели социально-экономического развития национального хозяйства

· Основные проблемы формирования доходов федерального бюджета

· Цели и перспективы бюджетной политики на 2018 год

· Реформы в области расходов бюджета и налоговой политики

Цели и задачи работы определили её структуру.

Курсовая работа состоит из следующих частей:

-Введение, в котором определяется объект исследования, описываются цели, задачи, композиция курсовой работы;

- Теоретическая часть, в которой излагается понятийный механизм бюджета и бюджетной классификации Российской Федерации;

- Аналитическое исследование, в котором характеризуются особенности доходных статей федерального бюджета за последние 12 лет с использованием статистического материала, анализируется динамика бюджетных доходов и их влияние на показатели социально-экономического развития национального хозяйства страны, использование профицита и бюджетных остатков, с выявлением основных проблем в области формирования доходов федерального бюджета;


- Рекомендательная часть, в которой приводятся пути решения проблем в области бюджетной политики Российской Федерации.

-Заключение, содержащее общие выводы и предложения в целом по работе;

-Библиографический список 25 наименований использованных источников. В качестве исходной информационной базы привлекались теоретические материалы исследования различных авторов, учебники и учебные пособия, статистический материал, Законы о бюджетах на очередной финансовый год (на федеральном уровне).

Государственный бюджет, является главным звеном финансовой системы. Это крупнейшиё централизованный денежный фонд, находящийся в распоряжении правительства.

Целью настоящей работы является анализ государственного бюджета как важнейшего инструмента государственного регулирования финансовой системы общества, его структуры, основных черт и особенностей в РФ.

Для написания курсовой работы были использованы официальные документы (Конституция РФ, Бюджетный кодекс РФ), учебники, Интернет-ресурсы, статьи из журналов.

Ограниченные объёмы учебников не позволили рассмотреть с достаточной полнотой все вопросы, поставленные в курсовой работе. Поэтому, были использованы Интернет-ресурсы официального сайта ЦБ РФ и Российской газеты. Для более обширного раскрытия темы была взята информация из других сборников научных трудов, из статей экономических журналов.

Глава 1. Теоретические основы бюджетного профицита

1.1 Сущность и принципы профицита

Профицит бюджета – положительное сальдо, превышение доходов бюджета над его расходами.

Профицит бюджета экономисты делят на два типа: первичный, когда он рассчитан без учета стоимости обслуживания долга, и вторичный, учитывающий выплаты по внутренним и внешним заимствованиям. Но профицит бюджета это не всегда благо для страны, так как, что из-за того, что профицитный бюджет - следствие жесткой экономической политики, его результатом может быть недостаток свободных оборотных средств в экономике, в частности снижение ликвидности кредитных организаций. Согласно предположению такого экономиста как Джон Мейнард Кейнс, государственные закупки могут воздействовать на уровень безработицы и способствовать выходу страны из кризиса. Поэтому бюджет должен иметь определенный контролируемый дефицит. Но так же главным вопросом является то, на что расходуются бюджетные средства. В тех случаях, когда они инвестируются в развитие производства, науки и т. д., это должно привести к дополнительным доходам в будущем. Таким образом, профицит бюджета не может быть главной целью. Как и при дефиците бюджета, наиболее наглядный показатель уровня профицита – его отношение к ВВП.


На практике бюджетный профицит чаще всего встречается у стран - экспортеров сырья. Так, по результатам 2010 года наибольший профицит:

  1. 39,8% ВВП - у Брунея,
  2. 22,7% - у Кувейта,
  3. 15,4% - у Макау,
  4. 12,1% - у Катара,
  5. 10,5% - у Норвегии.

Как правило, развитые страны имеют дефицитные бюджеты, а развивающиеся самыми быстрыми темпами находятся где-то посередине (например, этот показатель для Китая равен минус 2,1 %, т. е. у него бюджет с умеренным дефицитом).

За 2017 год в странах Евросоюза профицит бюджета был зафиксирован на Мальте, на Кипре, в Чехии, Люксембурге, Германии, Швеции, Нидерландах, Дании, Болгарии, Греции, Хорватии и Литве.

Формула расчёта бюджетного профицита:

BS=t*Y – G -TR

BS – бюджетный профицит

t – налоговая ставка

Y – выпуск (производство, доход)

G – государственные закупки

TR – трансфертные платежи

Из этой формулы мы видим, что увеличение государственных расходов сокращает бюджетный профицит на сумму расходов, но оно часто компенсирует это сокращение ростом налогов, которое вытекает из увеличения в доходах, вызванного увеличением в совокупном спросе.

Хотя вполне вероятно, что увеличение налоговой ставки, сохраняющей государственные расходы на постоянном уровне, может увеличить бюджетный профицит, возможно, что конечный результат будет гораздо меньшим, чем первоначально запланированный, потому что увеличение налоговой ставки ведет к снижению уровня доходов.

Причины возникновения профицита:

1. Если бюджет составлялся сбалансированным или дефицитным, однако доходы, фактически полученные в процессе исполнения бюджета, превысили запланированную законом о бюджете сумму доходов или сумму доходов и поступлений из источников финансирования дефицита;

2. Если запланированная сумма доходов изначально превышает сумму расходов, притом что расходы удовлетворяют потребностям социально-экономического развития страны;

3. Если в процессе исполнения бюджета возникает экономия по расходам;

4. Если в целях получения профицита запланированная сумма доходов изначально превышает сумму расходов, притом что расходы занижены относительно потенциально возможного уровня финансирования и не удовлетворяют потребностям социально-экономического развития страны.

5. Основной причиной появления профицита государственного бюджета может стать рост цен на различные виды энергоносителей (в том числе и на нефть) на мировых рынках (рост цен на нефть привел к профициту бюджета России в 207,4 млн руб. в 2000 г., что составило 2,9 \% от ВВП, это первый год с профицитом после 1990-х гг., в течение которых наблюдался


только дефицит). Таким образом, мировые изменения цен на

некоторые виды товаров и услуг могут дать стране дополнительную прибыль, благодаря которой

образуется бюджетный профицит.

Повторюсь, далеко не все экономисты считают, что профицит бюджета – благо для страны. Так, есть мнение, что из-за того, что профицитный бюджет - следствие жесткой экономической политики, его результатом является недостаток свободных оборотных средств в экономике, в частности снижение ликвидности кредитных организаций.

Согласно предположениям таких экономистов, как Джон Мейнард Кейнс (его учение впоследствии названо кейнсианством), государственные закупки могут воздействовать на уровень безработицы и способствовать выходу страны из кризиса. Поэтому бюджет должен иметь определенный контролируемый дефицит.

С другой стороны, главный вопрос заключается в том, на что расходуются бюджетные средства. В тех случаях, когда они инвестируются в развитие производства, науки и т. д., это должно привести к дополнительным доходам в будущем. Таким образом, профицит бюджета не может быть главной целью.

Профицит бюджета- википедия [Электронный ресурс] 26.10.2016 URL:https://ru.wikipedia.org/wiki/Профицит_бюджета

1.2 Положительные и отрицательные стороны

Польза бюджетного профицита для экономики страны:

До написания курсовой работы, у меня, как и многих, слово «профицит» ассоциировалось с чем-то хорошим. Ну а как же иначе, ведь лишний доход – это куда лучше, чем его и вовсе нет. Несомненно, положительные стороны в этом явлении присутствуют:

-при составлении бюджетного плана на следующий год всегда оставляется запас на непредвиденные расходы в виде возникающих чрезвычайных ситуаций и неконтролируемых природных явлений;

-доходные излишки не оседают где-либо в резервах для дальнейшего обесценения, а «латают» прорехи и проблемные места государственного регулирования: это может быть вышеупомянутое погашение внешнего долга, оптимизация инвестиционного портфеля и многое другое;

-у всех вокруг профицитная экономика вызывает доверие. А это значит, что стоимость ценных бумаг растет, и это касается не только акций государственной формы собственности, но и частных компаний-представителей страны; растет уровень либерализма: налоговая политика ослабевает, местный бизнес имеет больше шансов на успешное развитие.


Избежать вероятного появления бюджетного дефицита можно, не используя финансовый резерв, который нередко формируется благодаря некоторым остаткам денежных средств предыдущего годового плана. В таком случае профицит бюджета и финансовый резерв должны будут сформироваться для создания базиса, способствующего постепенному погашению государственного долга. При этом некоторые специалисты в области финансов полагают, что от стремления к формированию профицитных бюджетов стоит отказаться. Однако аргументировать необходимость именно традиционного профицита можно такими фактами: Если полученный профицит распределить в финансовые запасы, то степень зависимости экономики государства от внешних воздействий заметно снизится. Особо актуален такой вариант управления профицитом в случае максимального подчинения конъюнктуре цен на энергетические носители. Попросту накопления помогут пережить трудную экономическую ситуацию в государстве в сложные для него периоды. Профицит бюджета позволяет погашать внешний долг согласно графику, который более удобен стране.

Профицитное развитие бюджетного сценария иногда рассматривают в качестве метода более лояльного регулирования денежных оборотов, спроса и предложения. Изымая часть финансовых средств из экономической системы государства, вполне возможно дождаться укрепления курса национальной валюты и снижения уровня инфляции. Важно отметить, что таким образом внешнее воздействие мировых экономических факторов не отражается в значительной мере на экономической политике РФ. Соответствующие меры, как правило, должны направляться на существенное снижение обременяющих налоговых поборов. Однако по факту при формировании профицита происходит лишь препятствие ведению бизнеса и деловой активности.

Проблемы в случае возникновения профицита в федеральном бюджете: Данное явление имеет ряд отрицательных последствий:

-если доходов в стране больше, нежели расходов, то это напрямую указывает, что часть денежных средств попросту изымается из национального оборота, и все это влечет за собой снижение уровня их естественной конкурентоспособности;

-бывают такие случаи, когда по причине дисбаланса заемных средств и возникает излишний бюджет, влекущий за собой профицит, а это уже напрямую указывает на рост кредитной нагрузки на страну в целом, что тоже не является положительной динамикой;

-иногда отрицательные стороны до безобразия банальны: несбалансированность государственных средств может возникать вследствие неумелой внутренней политики;