Файл: Бюджетный профицит и направления его использования.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2023

Просмотров: 117

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

-налоговая нагрузка действительно слишком велика, и предприниматели вынуждены переплачивать, чтобы погасить внешние долги государства.

Проблемным можно считать и тот факт, что профицит бюджета в нынешней существующей форме является натянутым, искусственно созданным образованием.

Во-первых, это связано с весьма нереалистичным подходом правительства к основным показателям как в доходной, так и расходной части финансового плана страны.

Во-вторых, на законодательном уровне институты резервных средств и профицита не отображены. Бюджетный кодекс РФ содержит только некоторые положения о запланированном профиците и ни одного слова о профиците, складывающемся по факту.

В-третьи, если доходы превышают расходы, часть денег изымается из экономики, а это значит, что темпы роста постепенно замедляются: денег становится меньше – конкуренция за них уменьшается. Профицитное положение госбюджета часто говорит о том, что власти попросту не умеют распоряжаться бюджетными средствами. Получается, что они бездумно накапливают денежные запасы, вместо того, чтобы разумно стимулировать отдельные секторы экономики или улучшать инфраструктуру государства.

Кроме того, профицит может стать показателем того, что в государстве ведется непродуманная налоговая политика, когда для достижения сбалансированности бюджета компании должны платить повышенные налоги.

2 Профицит, плюсы и минусы [Электронный ресурс] 06.08.2015 URL: https://finrussia.ru/articles/chto-takoe-proficit-budjeta/

1.3.Сбалансировнность бюджета

1.3 Сбалансированность бюджета, понятие и условия

Сбалансированность бюджета - один из основополагающих принципов формирования и исполнения бюджета, состоящий в количественном соответствии (равновесии) бюджетных расходов источникам их финансирования.

Этот принцип даже при наличии дефицита бюджета позволяет достичь равенства, (баланса) между суммарной величиной бюджетных поступлений (доходов бюджета и источников покрытия дефицита) и объемом производимых расходов. Отсутствие бюджетного равновесия порождает несбалансированность. Если расходы превышают бюджетные поступления, бюджет в принципе не исполним - несбалансированный бюджет заведомо нереален, несбалансированность делает его фиктивным. Составление бюджета профицитом также нежелательно, поскольку связано с завышенной нагрузкой на экономику и снижением общей эффективности использования бюджетных средств. Отсюда сбалансированность бюджета - обязательное требование, предъявляемое к составлению и утверждению бюджета. Сбалансированность бюджета призвана обеспечить нормальное функционирование органов власти всех уровней. Несбалансированность даже небольшой части бюджетов ведет к задержке финансирования государственных и муниципальных заказов, к сбоям в системе сметно-бюджетного финансирования, порождая неплатежи в народном хозяйстве страны.


Наилучший вариант обеспечения сбалансированности бюджета - разработка бездефицитного бюджета, в котором объем расходов, включая затраты на обслуживание и погашение государственного (муниципального) долга, не превышает величины доходов. Если же избежать дефицита бюджета не удается, даже исчерпав полностью обычные источники финансирования, то для сбалансированности бюджета приходится прибегать к разным формам заимствований, что требует минимизации размеров дефицита бюджета на всех стадиях бюджетного процесса.

Сбалансированность бюджета достигается разными методами; одни из них применяются при формировании бюджета; другие - при его исполнений. К методам сбалансированности бюджета, широко используемым в практике бюджетного планирования, относятся: лимитирование бюджетных расходов с учетом экономических возможностей общества и объема централизуемых доходов; совершенствование механизма распределения доходов между бюджетами разных уровней, адекватного распределению расходных полномочий между ними; выявление и мобилизация резервов роста бюджетных доходов; построение эффективной системы бюджетного регулирования и оказания финансовой помощи в сфере межбюджетных отношений; планирование направлений бюджетных расходов, положительно воздействующих на рост доходов и одновременно обеспечивающих решение стоящих перед обществом социально-экономических задач при минимальных затратах и с максим, эффектом; сокращение масштабов государственного сектора экономики на основе разумной приватизации государственной собственности; жесткая экономия расходов путем исключения из их состава лишних затрат, не обусловленная крайней необходимостью; использование наиболее эффективных форм бюджетных заимствований, способных обеспечить реальные поступления денежных средств с финансовых рынков.

В ходе исполнения бюджета сбалансированность достигается с помощью: введения процедуры санкционирования бюджетных расходов; строгого соблюдения установленных лимитов бюджетных обязательств, ориентированных на реально поступающие доходы; определения оптимальных сроков осуществления расходов; использования механизма сокращения и блокировки расходов бюджета; совершенствования системы бюджетного финансирования на основе постепенного прекращения дотирования предприятий и введения полной имущественной ответственности экономических субъектов за выполнение взятых обязательств перед государством и партнерами; мобилизации дополнительных резервов роста бюджетных, доходов; последовательного проведения финансового контроля за целевым, экономным и эффективным расходованием бюджетных средств; оказания финансовой помощи, в разных ее формах другими бюджетами; использования бюджетных резервов и т.д.


В бывшем СССР бюджетная система которого строилась на принципах единства и централизма, за сбалансированность бюджета отвечал непосредственно союзный центр. Такой порядок достижения сбалансированности бюджета был чреват субъективизмом, культивировал иждивенчество органов власти среднего и низового уровней. По мере совершенствования государственного устройства России на основе федерализма перестраивалась и бюджетная система страны; основополагающими принципами ее построения наряду с другими стали самостоятельность каждого бюджета и ответственность за сбалансированность бюджета того органа власти, в распоряжении которого находится соответствующий бюджет. Законодательное закрепление принципа сбалансированности бюджета во 2-й половине XX в. произошло во многих странах мира. В частности, в США конституции ряда штатов содержат прямое требование о недопустимости расходов, превышающих поступления в бюджет; законодательство Франции запрещает рассматривать проекты местных бюджетов, если они составлены с дефицитом.

В России принцип сбалансированности бюджета определен в Бюджетном кодексе в качестве одного из основных принципов построения бюджетной системы. Его претворение в жизнь позволит прекратить распространенную в 90-е гг. практику составления и утверждения фактически несбалансированных бюджетов, особенно на субфедеральном и муниципальном уровнях. На стадии составления проектов бюджетов реализация принципа сбалансированности бюджета обеспечивается благодаря полному и последовательному соблюдению другого принципа - общего (совокупного) покрытия расходов бюджета, причем данный принцип должен соблюдаться при планировании не только годовых назначений бюджета, но и при внутригодовом (поквартальном, помесячном) распределении бюджетных доходов и расходов.

На стадии исполнения бюджета дополнительными факторами, влияющими на сбалансированность бюджета, выступают, с одной стороны, методы оперативного регулирования бюджетных потоков, позволяющие с наибольшей эффективностью маневрировать бюджетными средствами, а с другой - механизм сокращения бюджетных расходов и бюджетные резервы, используя которые исполнительный орган власти осуществляет финансирование внезапно возникших, непредвиденных расходов.

В настоящее время сбалансированность бюджета должна обеспечиваться на каждом уровне управления усилиями и профессиональным мастерством работников соответствующего органа власти. Большое значение в этих условиях приобретают устойчивость бюджета и ответственность финансового органа за ее обеспечение.


3 Профицит федерального бюджета- [Электронный ресурс] 26.10.2016 URL: http://www.grandars.ru/student/finansy/federalnyy-byudzhet.htm

Глава 2. Направления использования бюджетного профицита

2.1 Бюджетный профицит РФ

По данным Минфина динамика дефицита/профицита выглядит следующим образом:

Рисунок 1. Динамика профицита в России с 2006 по 2018 год(до июня)

По графику заметно, что уровень профицита в России значительно уменьшился, если взять нынешнее его состояние и сравнить с 2006-2008 гг.

Так же, легко понять, что Российская федерация переживала дефицитный период в экономике в период с 2009 года, практически, по прошлый год.

Но что же происходит с бюджетом РФ сейчас?

Как сообщаем нам газета РБК:

Количество российских регионов с профицитом бюджета (их доходы превысили расходы) выросло по итогам 2017 года, следует из опубликованных Минфином данных. Согласно анализу бюджетов субъектов, проведенному АКРА, их число достигло 40 против 27 годом ранее и девяти в 2015 году. В последний раз такое количество профицитных регионов наблюдалось в 2008 году.

Лидером по уровню профицита бюджета является Кемеровская область, где он составил 22,6 млрд руб. (20,1% собственных доходов). «Благодаря высоким ценам на уголь бюджет Кемеровской области получил более 50 млрд руб. поступлений по налогу на прибыль, хотя в начале 2017 года региональные власти планировали получить по налогу на прибыль только 24,4 млрд руб.», — говорит старший аналитик группы суверенных и региональных рейтингов АКРА Александр​ Шураков.

Также в пятерку регионов с наиболее высоким профицитом относительно поступлений вошли Дагестан (15,8%), Вологодская область (14,7%), Рязанская область (11,4%) и Воронежская область (10,7%).

Ранее в своем отчете S&P Global Ratings предупреждало, что в 2018 году положение российских регионов может ухудшиться — профицит бюджетов субъектов может сократиться вдвое или больше, а дефицит с учетом капитальных расходов увеличиться. Это произойдет из-за замедления роста собственных доходов (примерно на 5,5% по сравнению с 2017 годом), а также новых схем поддержки из федерального центра.

Далее мы рассмотрим другую, не менее интересную статистику о положении государственного бюджета на текуший год(2018), которую я взял из газеты «Аргументы и факты».


4 Газета РБК / Москва, 19/02/2018. Статья: Как изменились бюджеты регионов РФ за 2017 год (Автор: Екатерина Копалкина- Стр.4

Профицит бюджета РФ за пять месяцев 2018 года составил 483,7 млрд рублей

Доходы, поступившие в бюджет РФ за период с января по мая текущего года, на 483,7 миллиарда рублей превысили расходы, говорится в оперативном отчете Федерального казначейства.

Так, доходы бюджета на 1 июня составили 6 трлн 912,6 млрд рублей, расходы - 6 трлн 428,9 млрд рублей.

Минфин ранее сообщал, что федбюджет России в январе-мая текущего года был исполнен с профицитом в 1,2 процента ВВП, что в денежном выражении составляет 458,8 миллиарда рублей. Из 6,912 триллиона рублей, по данным Минфина, 3,174 триллиона рублей составляют доходы от нефти и газа.

Расходы были на уровне 6,453 триллиона рублей. Больше всего бюджет потратился на социальную политику - 1,950 триллиона рублей. и на национальную оборону - 1,289 триллиона рублей.

За весь 2017 год бюджет РФ был исполнен с дефицитом 1,5% ВВП против плановых 2,5% ВВП.

5 Газета АИФ(Аргументы и факты) / Москва, 15/06/2018. Статья: Профицит бюджета РФ за пять месяцев 2018 года составил 483,7 млрд рублей- Стр.4

2.2 Использование профицита в Российской экономике

Отличительной особенностью федерального бюджета РФ является его новая и весьма своеобразная конструк­ция, которая, по мнению Правительства РФ, реализует заявленную в бюджетном послании Президента РФ позицию о том, что федеральный бюджет должен быть в максимальной степени защищен от таких внешних воздействий, как изменение мировых цен на российские экспортные товары.

Механизм такой защиты построен на разных макроэкономических прогнозных вариантах формирования доходной и расходной частей федерального бюджета. В результате за счет дополнительных доходов, получаемых в условиях более высоких экспортных цен, по существу формируется вторая, достаточно изолированная часть федерального бюджета. Эта часть государственных финансовых ресурсов по­лучила название «финансовый резерв». Источником образования финансового резерва являются свободные остатки средств федерального бюджета по состоянию на 1 января нынешнего года.

В ходе исполнения федерального бюджета на пополнение финансового резерва направляются превышение доходов над расходами федерального бюджета, а также сверхплановые доходы бюдже­та, за исключением средств единого социального налога (взноса), предназначенных на выплату базовой части трудовой пенсии, направляемых в бюджет Пенсионного фонда РФ.