Файл: частичный выход предпринимателя из бизнеса посредством сокращения его доли участия.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2023

Просмотров: 106

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность темы состоит в том, что современный мир, эпоху рыночных отношений сложно представить без предприятий малого и среднего бизнеса. Именно они сегодня обеспечивают рабочими местами более половины населения стран с наиболее развитой экономикой, способствуют поддержанию «здоровой» конкуренции и насыщению рынка более качественными товарами, являются отличной базой для быстрого создания новых производств. И это далеко не все преимущества, которыми обладают субъекты МСП при должном уровне финансовой обеспеченности. Всего в России по состоянию на 10.11.2017 зарегистрировано 5 862 360 субъектов МСП, при этом большинство из них это ИП – 3 105 636, а юридических лиц составляет 2 756 724 субъектов [1]. Согласно статистике численность работников, трудоустроенных в данных организациях составляет 15 960 987 человек. Значение данного показателя весомо в рамках нашей страны, ведь оно превышает 20 % от всего экономически активного населения России (76 587 500 чел. на начало 2017 года) [2]. Таким образом, значимость субъектов малого и среднего предпринимательства сложно переоценить, ведь более 1/5 трудоспособного населения Российской Федерации – это работники рассматриваемого сегмента экономики.

Большинство субъектов МСП в силу ограниченности собственных денежных средств нередко нуждаются в сторонней финансовой поддержке. Вариантов получения необходимых денежных средств у предприятий достаточно. Финансовую поддержку субъекты МСП могут получить за счет субсидий, бюджетных инвестиций, государственных и муниципальных гарантий по обязательствам, грантам и др., однако наиболее значимым источником финансирования для МСП являются кредиты коммерческих банков.

Цель работы – раскрыть частичный выход предпринимателя из бизнеса посредством сокращения его доли участия.

Для достижения этой цели мною были обозначены следующие задачи:

раскрыть теоретические основы малого и среднего бизнеса;

анализировать нормативные правовые основы регулирования малого и среднего бизнеса в РФ;

проанализировать частичный выход предпринимателя из бизнеса посредством сокращения его доли участия.

Объектом в работе выступают субъекты малого и среднего бизнеса, а предметом – характеристики выхода предпринимателя из бизнеса посредством сокращения его доли участия.

В работе использованы труды отечественных и зарубежных ученых-экономистов, законодательные и нормативные документы, данные государственной статистики, экономических и социологических исследований по проблеме малого и среднего бизнеса, опубликованные в экономической литературе.


Работа состоит из введения, основной части, заключения и списка литературы.

1.Теоретические аспекты малого и среднего предпринимательства

1.1. Инфраструктура малого и среднего предпринимательства

Малое предпринимательство является важнейшей и неотъемлемой частью рыночной инфраструктуры, способствующей повышению экономического и социального уровня развития страны. Во всех странах с развитой рыночной экономикой, в том числе и в Российской Федерации, государство осуществляет ряд мер по поддержке малого предпринимательства, однако, несмотря на постоянное усовершенствование системы государственной поддержки для субъектов малого предпринимательства, в нашей стране эти меры всё еще не получили широкого распространения. Одной из причин современной проблемы недостаточной эффективности данного направления является неосведомленность многих предпринимателей о порядке и условиях оказания государственной помощи и их низкая финансовая грамотность, чем обусловлена актуальность данной темы.

Прежде всего, определимся с основными понятиями. Поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства (далее – МСП) — деятельность органов государственной власти РФ, субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов МСП, осуществляемая в целях развития МСП в соответствии с государственными программами (подпрограммами) РФ, субъектов РФ и муниципальными программами (подпрограммами), а также деятельность акционерного общества «Федеральная корпорация по развитию МСП» и его дочерних обществ [3, ст. 3].

К субъектам МСП относятся хозяйственные общества, хозяйственные партнерства, производственные кооперативы, потребительские кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели, среднесписочная численность работников которых за предшествующий календарный год составляет до ста человек для малых (среди малых предприятий выделяются микропредприятия — до пятнадцати человек) и от ста одного до двухсот пятидесяти человек для средних предприятий [3, ст. 4].


Поддержка СМП проводится в целях формирования конкурентной среды в экономике РФ, обеспечения занятости населения, увеличение доли производимых товаров (работ, услуг) в объеме валового внутреннего продукта и уплаченных налогов в бюджет [2]. Однако не все предприятия могут воспользоваться поддержкой со стороны государства. Поддержка не может оказываться в отношении СМП:

1) являющихся кредитными организациями, страховыми организациями (за исключением потребительских кооперативов), инвестиционными фондами, негосударственными пенсионными фондами, профессиональными участниками рынка ценных бумаг, ломбардами;

2) являющихся участниками соглашений о разделе продукции;

3) осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса;

4) являющихся в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о валютном регулировании и валютном контроле, нерезидентами Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных международными договорами Российской Федерации [3].

Поддержка субъектов малого предпринимательства проводится в целях формирования конкурентной среды в экономике РФ, обеспечения занятости населения, увеличение доли производимых товаров (работ, услуг) в объеме валового внутреннего продукта и уплаченных налогов в бюджет [3, статья 18].

Государственная поддержка малым предприятиям осуществляется по трем уровням: федеральный, региональный и муниципальный. Федеральные программы предоставляются предпринимателям всей страны в целях развития и софинансирования уже существующего бизнеса. Региональные программы реализуются в пределах одного региона, муниципальные — пределах одного города или района. Региональные и муниципальные программы государственной поддержки направлены на улучшение инфраструктуры отдельной местности. Еще одной отличительной чертой является размер финансовой поддержки: чем глобальнее уровень государственных программ, тем он значительнее. Рассмотрим государственную поддержку на региональном уровне на примере Новосибирской области.

Динамика развития малого предпринимательства в НСО, как и в России в целом оставляет желать лучшего. По данным Росстата количество предприятий малого бизнеса, которые уходят с рынка, значительно больше, чем созданных вновь. За 2016 год из числа зарегистрированных ИП их численность увеличилась на 4%, а количество ИП, сокративших свою деятельность — на 11%.

На данный момент НСО и Россия в целом приоритет в развитии малого предпринимательства отдают сфере материального производства и инновационной деятельности [2], а также импортозамещению [5].


В нашем регионе предусмотрены 4 формы государственной поддержки СМП: финансовая, консультационная, имущественная и информационная [4].

Региональная финансовая поддержка по НСО осуществляется в соответствии с государственной программой «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства Новосибирской области» по следующим направлениям:

Гранты начинающим бизнес предоставляются субъектам малого предпринимательства, вновь зарегистрированным и (или) осуществляющим свою деятельность менее одного года с момента государственной регистрации, и действующим на территории Новосибирской области (за исключением г. Новосибирска).

Субсидирование части затрат на приобретение оборудования в целях создания, развития и (или) модернизации производства товаров предоставляются на конкурсной основе субъектам малого предпринимательства, зарегистрированным и действующим на территории НСО (за исключением субъектов малого предпринимательства, осуществляющим производство и (или) реализацию подакцизных товаров, а также добычу и (или) реализацию (за исключением общераспространенных) полезных ископаемых) [4].

Субсидирование затрат предпринимателей, осуществляющих деятельность в сфере бытового обслуживания.

Важным элементом в процессе принятия решения о выделении мер государственной поддержки является составление инвестиционного проекта, показывающего выгодность использования бюджетных средств как для бизнеса, так и для бюджета. В большей степени на его основе выносится решение о целесообразности инвестирования.

Также при подаче заявки не стоит забывать, что все денежные средства, выделенные в рамках государственной программы поддержки, являются целевыми, и по этой причине вы будете обязаны предоставить отчёт об их использовании. В случае несоответствия расходования с обозначенными целями, денежные средства будут подлежать обязательному возврату.

Оказание имущественной поддержки осуществляется в виде передачи во владение или пользование имущества, находящегося в государственной собственности НСО, на возмездной или безвозмездной основе, или на льготных условиях СМП, занимающимся социально значимыми видами деятельности [3, с. 18]. Программы финансовой и имущественной государственной поддержки СМП предоставляются на конкурсной основе.

На территории Новосибирской области действуют информационно-консультационных пункты поддержки субъектов малого предпринимательства в муниципальных районах и городских округах. Данные пункты оказывают бесплатные консультации по вопросам организации и ведения бизнеса, налоговому и бухгалтерскому учету, оформлению документов на получение государственной поддержки, а также учебно-методическую поддержку в виде проведения тренингов, семинаров, мастер-классов, вебинаров для предпринимателей, разработки методических и справочных материалов.


1.2. Элементы инфраструктуры малого и среднего предпринимательства

Современный мир, эпоху рыночных отношений сложно представить без предприятий малого и среднего бизнеса. Именно они сегодня обеспечивают рабочими местами более половины населения стран с наиболее развитой экономикой, способствуют поддержанию «здоровой» конкуренции и насыщению рынка более качественными товарами, являются отличной базой для быстрого создания новых производств. И это далеко не все преимущества, которыми обладают субъекты МСП при должном уровне финансовой обеспеченности. Всего в России по состоянию на 10.11.2017 зарегистрировано 5 862 360 субъектов МСП, при этом большинство из них это ИП – 3 105 636, а юридических лиц составляет 2 756 724 субъектов [1]. Согласно статистике численность работников, трудоустроенных в данных организациях составляет 15 960 987 человек. Значение данного показателя весомо в рамках нашей страны, ведь оно превышает 20 % от всего экономически активного населения России (76 587 500 чел. на начало 2017 года) [2]. Таким образом, значимость субъектов малого и среднего предпринимательства сложно переоценить, ведь более 1/5 трудоспособного населения Российской Федерации – это работники рассматриваемого сегмента экономики.

Большинство субъектов МСП в силу ограниченности собственных денежных средств нередко нуждаются в сторонней финансовой поддержке. Вариантов получения необходимых денежных средств у предприятий достаточно. Финансовую поддержку субъекты МСП могут получить за счет субсидий, бюджетных инвестиций, государственных и муниципальных гарантий по обязательствам, грантам и др., однако наиболее значимым источником финансирования для МСП являются кредиты коммерческих банков.

К сожалению, на сегодняшний день механизм кредитования МСП в России недостаточно развит, поскольку многие компании МСБ сталкиваются с целым рядом проблем при получении займов коммерческих банков [3, С. 214]. Более того, трудности при кредитовании МСП существуют не только у самих субъектов бизнеса, но и у коммерческих банков-заёмщиков. Для них кредитование малого и среднего бизнеса довольно рискованное направление деятельности. Согласно статистике Центрального банка РФ, ежегодно увеличивается просроченная задолженность кредитного портфеля банков при постоянном уменьшении объемов предоставляемых кредитов (график 1). Такая динамика доказывает нежелание коммерческих банков кредитовать МСП в связи с тем, что субъекты малого и среднего бизнеса зачастую не в состоянии вернуть денежные средства, взятые в кредит в предусмотренные договором сроки.