Файл: Роль семьи в процессе обучения младших школьников (Теоретические основы изучения семьи как фактора процесса обучения младших школьников).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2023

Просмотров: 107

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность. Как только ребенок поступает в школу его состоятельность в новом статусе ученика становится главным фактором, определяющим характер отношений к нему в семье. Семья, в определенной степени, оказывает влияние на его процесс обучения. Значительную часть времени ребенок проводит в семье и, поэтому она может взять на себя помощь в управлении процессом формирования мотивационной сферы (потребностей, целей и, конечно, интересов), которая является ядром личности, необходимым условием ее активности.

ФГОС 2009 г. НОО российского образования подчеркивает роль школы, но и семья играет большую роль в процессе обучения младших школьников. Важной задачей семьи, как института развития и воспитания ребенка – создать максимальные условия для его роста, развития и выявления индивидуальных особенностей. Семья и школа являются важнейшими факторами целостного формирования личности ребёнка. Они – основные механизмы от согласованных действий которых зависит процесс воспитания младших школьников. Важность и необходимость сотрудничества семьи и школы никогда не ставилось под сомнения исследователей.

Таким образом, роль семьи в воспитании и обучении ребенка является очень значимой. При сотрудничестве в этом процессе, школы и семьи, они способствуют созданию благоприятных условий для развития ребенка. Их сущность творческого сотрудничества заключается в том, что и школа, и семья заинтересованы в изучении ребенка, раскрытии и развитии в нем лучших качеств его личности. Это помогает педагогам и родителям объединить свои усилия в создании условий для формирования у ребенка тех качеств и свойств, которых ему необходимы для самоопределения и самореализации в процессе обучения.

Цель исследования: обосновать значение роли семьи в процессе обучения младших школьников.

Задачи:

  1. Раскрыть теоретический анализ особенностей обучения младших школьников
  2. Рассмотреть роль семьи в процессе обучения младших школьников;
  3. Разработать методические и практические рекомендации для учителей начальной школы по работе с семьей.

Объект исследования: процесс обучения младших школьников.

Предмет исследования: роль семьи в процессе обучения детей младшего школьного возраста.

Гипотеза: предположение о том, что успешное обучение младших школьников происходит наиболее эффективно с помощью роли семьи.

Методы исследования:


- теоретические (анализ, обобщение, аналогии и т.д.)

- эмпирические (анкетирование, психолого-педагогический эксперимент)

- математические (методы математической обработки)

Методологические и теоретические основы исследования:

Вопросами семейного воспитания занимались такие ученые, психологи, педагоги как, Антон Семенович Макаренко, Надежда Константиновна Крупская, Василий Александрович Сухомлинский, Константин Дмитриевич Ушинский, Николай Иванович Болдырев и другие.

Изучение процесса обучения рассматривалось в трудах Августа Соломоновича Белкина, Галины Анатольевны Цукерман, Шалвы Александровича Амонашвили и других.

База исследования: МБОУ СОШ № 71 г. Ижевска, 2 – й класс, 8-9 лет, в количестве 25 человек, УМК «Школа России».

Практическая значимость: материалы данного исследования могут быть использованы педагогами начальных классов по работе с семьей.

1.Теоретические основы изучения семьи как фактора процесса обучения младших школьников.

1.1. Анализ изучения процесса обучения в НОО

Процесс обучения – взаимодействие преподавателя и учащихся, в ходе которого решаются задачи обучения и общего развития учащихся. [3]

Процесс обучения призван осуществлять образовательную, воспитательную и развивающие функции. Выделение данных функций процесса обучения проведено условно, поскольку грани между процессами образования, воспитания и развития личности относительны, и некоторые их аспекты являются общими. Условное выделение этих функций необходимо в практической деятельности педагога при процессе обучения и диагностике его результатов. [4]

Функции процесса обучения:

- образовательная функция процесса обучения предполагает усвоение личностью научных знаний, формирование системы специальных и общеучебных умений и навыков;

- воспитательная функция процесса обучения заключается в формировании системы ценностно – эмоциональных отношений личности к миру и совокупностью ее качеств;


- развивающая функция процесса обучения определяет развитие общих и специальных способностей личности, а также психических процессов. [8]

Основные цели образовательного процесса в НОО:

1.Становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся.

2.Формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности.

3. Духовно – нравственное развитие и воспитание обучающихся (принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей).

4.Укрепление физического и духовного здоровья. [6]

Основные задачи образовательного процесса в НОО:

1.Развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению.

2. Формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих владение ключевыми компетенциями.

3.Воспитание нравственных и эстетических чувств, эмоционально – ценностного позитивного отношения к себе и окружающим. [6]

Структура процесса обучения.

Теперь необходимо более конкретно описать саморазвитие дидактического взаимодействия, то есть рассмотреть более глубокий уровень структуры процесса обучения. Понятие «процесс» употребляется всегда в смысле хода, прохождения, продвижения чего – либо и отражает закономерную, последовательную, непрерывную смену следующих друг за другом моментов развития. Структура процесса любой деятельности включает в себя цели, мотивы, содержание, способы действий, протекающих при известных напряжениях воли, а также физических и интеллектуальных сил, способы регулирования действий и контроля их результативности. [7]

Опираясь на эту характеристику процесса деятельности, мы можем относительно целостно представить себе и составные элементы процесса обучения: целевой, потребностно-мотивационный, содержательный, операционно–деятельностный (формы, методы обучения), контрольно-регулировочный, оценочно-результативный. Эти компоненты процесса обучения отражают развитие взаимодействия педагогов и обучаемых от постановки и принятия целей до их реализации в конкретных результатах. [7]

Рассмотрим особенности процесса обучения.

1.Процесс обучения имеет двусторонний характер: преподавание – деятельность педагога и учение – деятельность учащихся, представляющих в единстве при передаче последним социального опыта в форме содержания образования. [25]

2. Отдаленность и неодинаковость результатов. Особенность учебного процесса или процесса обучения заключается в том, что сразу нельзя оценить, как воспринята школьниками та или иная информация, какие внутренние процессы происходят в результате усвоения учебного материала, какие внешние и внутренние, случайные и запланированные факторы влияют на обучение. [25]


3. Процесс обучения – развивающийся, следовательно, должны существовать движущие силы этого процесса. Как известно, движущими силами любого развивающегося явления являются противоречия. [25]

Главным противоречием является противоречие между целью и результатом процесса обучения.

Характеристика компонентов процесса обучения:

- целевой (определение и осознание целей и задач УПД);

- потребностно-мотивационный (оформление потребности в знаниях и мотивах УПД учащихся);

- содержательный (определение содержания материала, подлежащего усвоению учащимися); [8]

- операционно – деятельностный (овладение учебным материалом под руководством учителя или самостоятельно);

- контрольно – регулировочный (контроль и самоконтроль хода УПД);

-оценочно – результативный (оценка и самооценка УПД, рефлексия). [8]

1.2. Характеристика понятия семья, функции и значение семьи

Семья, для каждого человека имеет очень большое значение, поэтому невозможно дать её характеристику, при взгляде, с одной стороны. Значение этого слова сильно разнится в наше время, например, для взрослого, несемейного человека, семья больше ассоциируется с брачным союзом, а для человека, уже имеющего семью – это прежде всего муж, жена, дети.

А вот для детей семья в первую очередь – это родители. Именно они играют главную роль в их жизни, являются примером и первыми учителями для своего ребенка.

Итак, семья – это малая социально – психологическая группа, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью и социальная необходимость в которой обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения. [1, с.22]

Семья - важнейший из феноменов, сопровождающий человека на протяжении всей его жизни. [9]

Семья - основа первичной социализации личности. Именно с семьи начинается процесс индивидуального усвоения ребенком общественных норм и культурных ценностей. Социологическими исследованиями выявлено, что влияние семьи на ребенка сильнее, чем влияние школы, средств массовой информации, улицы. Следовательно, от микроклимата в семье, духовного и физического развития в ней детей в наибольшей степени зависит успешность развития и социализации ребенка. Этот факт не может не интересовать школу. Очевидной стала необходимость изменить отношения образовательного учреждения и семьи. [10] Партнерским отношениям предстоит учиться как педагогам, зачастую считающим себя носителями истины, которые могут диктовать модель поведения родителя, так и родитель, действия которого лежат между полюсами «мы вам вручили, вот и воспитывайте» и «дайте мне совет на каждую минуту моего общения с ребенком». [10]


Сущность семьи отражается в ее функциях, в структуре и в ролевом поведении ее членов.

Функции семьи:

1.Биологическая функция семьи состоит в воспроизводстве людей, то есть рождении и воспитании детей, соответствующих представлениям общества, к которому принадлежит семья. Безусловно, эта самая первая функция, необходимая для сохранения человечества. При рождении дети слишком слабы и не могут выжить самостоятельно, поэтому в обществе должны были возникнуть механизмы поддержки женщины, кормящей ребенка и ограниченной в этот момент в возможностях поиска пропитания. С древности известны методы, с помощью которых правители стремились увеличить число собственных граждан за счет стимулирования рождаемости. В настоящее время в некоторых странах речь идет не об увеличении рождаемости, а об ее сокращении или стабилизации. Именно поэтому биологическая функция семьи трансформировалась в функцию планирования рождаемости и воспроизводства населения. [2, с.14]

2.Территориальная функция семьи означает, что люди объединяются по признаку совместного проживания и владения определенной территорией. Это может быть квартира, дом, участок земли, которые передаются по наследству по правилам, существующим в обществе. Все большая мобильность общества ведет к тому, что в поисках работы родители переезжают в другой город или даже в другую страну, а потому понятие «отчий дом» утрачивает территориальную составляющую и наделяется эмоциональными характеристиками, связанными с психологической атмосферой пребывания детей вместе с родителями вне зависимости от конкретного места. [2, с. 13]

3.Экономическая функция семьи состоит в том, что семья должна обеспечить некий уровень экономического благополучия, соответствующий представлениям общества, в котором она пребывает. Этот уровень достигается совместным ведением хозяйства и общим бюджетом, распределением обязанностей между членами семьи. Эта составляющая имеет значение, пока в семье есть экономически несамостоятельные дети. Все чаще возникают «гостевые браки», при которых экономически самостоятельные люди встречаются регулярно, но не живут вместе постоянно, что обусловлено характером работы каждого из членов такого союза, требующего длительных командировок или интенсивной изолированной активности. [2, с.14]

4.Передача социального статуса. На протяжении длительного времени в обществах, где социальные лифты были невозможны, человек сохранял тот социальный статус, который был у его родителей. В XX веке произошли существенные изменения. В демократических странах человек может своим трудом обеспечить переход из одной социальной группы в другую. [2, с.14]