Файл: Роль семьи в процессе обучения младших школьников (Теоретические основы изучения семьи как фактора процесса обучения младших школьников).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2023

Просмотров: 97

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

3. Воспитание по типу «Золушки» реализуется в обстановке эмоциональной отверженности, холодности, безразличия. Нередко при этом из ребенка делают безотказного исполнителя домашних обязанностей, а все лучшее (поощрения и пр.) достаются другим членам семьи (взрослым или детям). Такая ситуация способствует появлению неврозов, чрезмерной чувствительности к невзгодам или озлобленности Он вырастает приниженным, неуверенным в себе, несамостоятельным, завистливым! [19]

4. «Жесткое воспитание» характеризуется тем, что за малейшую провинность ребенка сурово наказывают, и он растет в постоянном страхе. Нередко родители, реализующие такой тип воспитания, действуют методами физического наказания, вызывающими у ребенка физические, психические, нравственные страдания, Результатом такого воспитания, как известно, являются жестокость, грубость, лживость, озлобленность, мстительность, агрессивность, приспособленчество и другие личностные и поведенческие нарушения развития. [19]

5. Воспитание в условиях повышенной моральной ответственности: с малых лет ребенку внушается мысль, что он должен оправдать многочисленные честолюбивые надежды родителей или же на него возлагаются непосильные для его возраста заботы и обязанности. В итоге у ребенка могут появиться навязчивые страхи, постоянная тревога за благополучие близких. [19]

Итак, школьная успеваемость является важным критерием оценки ребенка как личности со стороны взрослых и сверстников. Отношение к себе как к ученику в значительной мере определяется семейными ценностями.

У ребенка на первый план выходят те его качества, которые больше всего заботят его родителей – поддержание престижа (дома задаются вопросы: «А кто еще получил пятерку?»), послушание («Тебя сегодня не ругали?») и т.д. В самосознании маленького школьника смещаются акценты, когда родителей волнуют не учебные, а бытовые моменты в его школьной жизни («В классе из окон не дует?», «Что вам давали на завтрак?»), или вообще мало что волнует – школьная жизнь не обсуждается или обсуждается формально.[20] Достаточно равнодушный вопрос: «Что было сегодня в школе?» рано или поздно приведет к соответствующему ответу: «Ничего особенного», «Все нормально». Родители задают и исходный уровень притязаний ребенка – то, на что он претендует в учебной деятельности и отношениях. Дети с высоким уровнем притязаний, завышенной самооценкой и престижной мотивацией рассчитывают только на успех. Их представления о будущем столь же оптимистичны. [20]


Дети с низким уровнем притязаний и низкой самооценкой не претендуют на многое ни в будущем, ни в настоящем. Они не ставят перед собой высоких целей и постоянно сомневаются в своих возможностях, быстро смиряются с тем уровнем успеваемости, который складывается в начале обучения8. Личностной особенностью в этом возрасте может стать тревожность. Высокая тревожность приобретает устойчивость при постоянном недовольстве учебой со стороны родителей. Допустим, ребенок заболел, отстал от одноклассников и ему трудно включиться в процесс обучения. Если переживаемые им временные трудности раздражают взрослых, возникает тревожность, страх сделать что-то плохо, неправильно. Тот же результат достигается в ситуации, когда ребенок учится достаточно успешно, но родители ожидают большего и предъявляют завышенные, нереальные требования. [20]

Из-за нарастания тревожности и связанной с ней низкой самооценки снижаются учебные достижения, закрепляется неуспех. Неуверенность в себе приводит к ряду других особенностей – желанию бездумно следовать указаниям взрослого, действовать только по образцам и шаблонам, боязни проявить инициативу, формальному усвоению знаний и способов действий. [20]

Вывод по первой главе.

В данной главе были изучены вопросы о процессе обучения в НОО, характеристике понятия семья, функции и значение семьи, влиянии семьи на учебную деятельность младших школьников.

Процесс обучения – деятельность преподавателя и учащихся, в ходе которого решаются задачи процесса обучения и развития учащихся.

Процесс обучения осуществляет образовательную, воспитательную и развивающие функции.

Семья - основа первичной социализации личности. Именно с семьи начинается процесс индивидуального усвоения ребенком общественных норм и культурных ценностей.

Семья выполняет следующие функции: биологическая, территориальная, экономическая, передача социального статуса, воспитательная, создание условий для безопасности личности, ее самоактуализации, рекреативная, поддержание благосостояния.

Воспитание – социальное, целенаправленное создание условий (материальных, духовных, организационных) для усвоения новым поколением общественно-исторического опыта с целью подготовки его к общественной жизни и производительному труду.

Обучение (в педагогике) — целенаправленный педагогический процесс организации и стимулирования активной учебно-познавательной деятельности учащихся по овладению ЗУН (знания, умения, навыки), развитию творческих способностей и нравственных этических взглядов.


Учебная деятельность - один из основных видов деятельности человека, направленный на усвоение теоретических знаний в процессе решения учебных задач.

Роль родителей в создании условий и стимулировании развития определенных навыков, помогающих детям преуспевать в учении, чрезвычайно важна. Если ребенок происходит из семьи, для которой характерны сложные отношения или его родители вовлечены в криминальную деятельность; в случае, когда его мать страдает каким-либо психическим расстройством или ученику негде заниматься из-за плохих жилищных условий; когда ему приходится жить то в одной приемной или фостерной семье, то в другой, велика вероятность того, что он будет плохо успевать в школе.

Давно известно, что следующие факторы, относящиеся к родительскому поведению, связаны с успехом детей в школе.

1. Родители одаренных детей имеют реалистические представления об их текущих достижениях, но при этом верят, что в будущем они обязательно преуспеют в своей карьере. Такие родители помогают ребенку развивать уверенность в себе, поощряя к выполнению соответствующих возрасту задач в школе и дома.

2. Родители и дети относятся друг к другу с теплотой и уважением. Исполь-зуемые родителями методы контроля и поддержания дисциплины харак-терны скорее для авторитетного, чем для авторитарного стиля поведения. Дети не выходят за рамки дозволенного, но при этом чувствуют себя защищенными.

3. Родители постоянно держат связь с детьми. Они способствуют к повышению интереса детей к познанию и исследованию и сами служат примером для детей.

Необходимо добавить, что объяснение родителями пользы подготовки к урокам и их настаивание на этом также являются важными факторами успеха детей в школе.

Если родители уделяют слишком много внимания своим детям к их детским развлечениям, играм и материальным проблемам, как правило, учатся хуже, чем те дети, родители, которых высоко ценят знания и образованность.

На процесс обучения младших школьников влияют не только выше приведенные факторы, но и типы отношений в семье (семьи, уважающие детей; отзывчивые семьи; материально-ориентированные семьи; враждебные семьи; антисоциальные семьи), стили семейного воспитания (авторитарный, либеральный, демократический), типы неправильного воспитания (безнадзорность, гиперопека, воспитание по типу «Золушки», «жесткое воспитание», воспитание в условиях повышенной моральной ответственности).

Школьная успеваемость является важным критерием оценки ребенка как личности со стороны взрослых и сверстников. Отношение к себе как к ученику в значительной мере определяется семейными ценностями.


2. Организация опытно – экспериментального исследования по проверке эффективности роли семьи на процесс обучения младших школьников

2.1. Организация и проведение констатирующего этапа эксперимента

Цель исследования: определить влияние семьи на процесс обучения младших школьников.

Задачи:

  1. Провести диагностику качество знаний в классе и определить уровень успешности.
  2. Определить стили семейного воспитания в семьях испытуемых.
  3. Разработать практические рекомендации по проверке эффективности роли семьи.

Исследование проводилось в г. Ижевске МБОУ СОШ №71, в эксперименте принимали участие 25 учащихся 2-го класса в возрасте 8-9 лет.

На начальном этапе исследования было определено качество знаний в классе за первое полугодие по следующей формуле: % кач-ва знания = (кол-во отл.+ кол-во ударников)х100%/общ. кол-во уч-ся. Результаты диагностики качества знаний в классе за первое полугодие представлены (на гистограмме 1).

Далее провели тест-опросник «Методика диагностики структуры учебной мотивации» Л.М.Фридмана, результаты которого представлены (на гистограмме 2), а тест-опросник ( см. приложении №1).

Цель методики – выявление направленности и уровня развития внутренней мотивации учебной деятельности учащихся при изучении ими конкретных предметов.

Общая характеристика методики. Методика состоит из 20 суждений и предложенных вариантов ответа. Ответы в виде плюсов и минусов записываются либо на специальном бланке, либо на простом листе бумаги напротив порядкового номера суждения. Обработка производится в соответствии с ключом.

Обработка результатов

Подсчет показателей опросника производится в соответствии с ключом, где «Да» означает положительные ответы (верно; пожалуй верно), а «Нет» – отрицательные (пожалуй неверно; неверно).


Ключ

Да 1, 2, 5, 6, 8, 11, 12, 14, 17, 19

Нет 3, 4, 7, 9, 10, 13, 15, 16, 18, 20

За каждое совпадение с ключом начисляется один балл. Чем выше суммарный балл, тем выше показатель внутренней мотивации изучения предмета. При низких суммарных баллах доминирует внешняя мотивация изучения предмета.

Анализ результатов. Полученный в процессе обработки ответов испытуемого результат расшифровывается следующим образом:

0–5 баллов – низкий уровень внутренней мотивации;

6–14 баллов – средний уровень внутренней мотивации;

15–20 баллов – высокий уровень внутренней мотивации.

А так же было проведено анкетирование по определению уровня заинтересованности родителей учебой ребенка, результаты которого подсчитывают под каким пунктом чаще всего совпадают ответы родителей:

А) 4-6 ответов. Вы не разделяете мнения о том, что ваш ребенок уже большой и может быть предоставлен самому себе. Вы прекрасно понимаете, что в любом возрасте на его пути встречается много трудностей, и он нуждается в вашей помощи не только в учебе, но и во всем остальном. [21]

Б) 4-6 ответов. Вас не очень волнуют вопросы учебы вашего ребенка. Однако помните, что неурядицы с учебой могут привести к дестабилизации во всей остальной деятельности ребенка. [21]

В) 4-6 ответов. Помните, что первый человек, кто должен прийти на помощь в вопросах учебы – это вы и остальные взрослые члены семьи. Постарайтесь все сделать так, чтобы на все вопросы вы смогли бы чистосердечно и уверенно дать ответы под буквой А. [21]

Результаты диагностики анкетирование по определению уровня заинтересованности родителей учебой ребенка представлены (на гистограмме 3), а сама анкета (см. приложении № 2).

Гистограмма 1. Результаты диагностики качества знаний в классе за первое полугодие.

Гистограмма 2. Результаты диагностики теста-опросника «Методика диагностики структуры учебной мотивации» Л.М.Фридмана.

Гистограмма 3. Результаты диагностики по выявлению уровня заинтересованности родителей учебой ребенка за первое полугодие.

На следующем этапе исследования было проведено тестирование по определению стиля семейного воспитания. Результаты диагностики представлены (на гистограмме 4), а тест (см. приложении №3.)

Обработка результатов происходила с помощью таблицы 1.

Таблица 1. Обработка результатов теста ««Стили семейного воспитания»[22]

Стиль поведения

Номера вопросов

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Авторитетный

Б

В

В

Г

В

Г

А

Б

Г

Б

Авторитарный

А

А

Г

В

Б

Б

Б

А

А

А

Либеральный

В

Б

Б

Б

А

А

Г

В

В

В

Индифферентный

Г

Г

А

А

Г

В

В

Г

Б

Г