Файл: Роль семьи в процессе обучения младших школьников (Теоретические основы изучения семьи как фактора процесса обучения младших школьников).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2023

Просмотров: 106

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Целью работы было: обосновать значение роли семьи в процессе обучения младших школьников.

В первой главе был рассмотрен теоретический анализ процесс обучения в НОО, характеристика понятия семья, функции и значение семьи, влияние семьи на учебную деятельность младших школьников.

Процесс обучения – деятельность преподавателя и учащихся, в ходе которого решаются задачи процесса обучения и развития учащихся.

Процесс обучения осуществляет образовательную, воспитательную и развивающие функции.

Семья - основа первичной социализации личности. Именно с семьи начинается процесс индивидуального усвоения ребенком общественных норм и культурных ценностей.

Семья выполняет следующие функции: биологическая, территориальная, экономическая, передача социального статуса, воспитательная, создание условий для безопасности личности, ее самоактуализации, рекреативная, поддержание благосостояния.

Воспитание – социальное, целенаправленное создание условий (материальных, духовных, организационных) для усвоения новым поколением общественно-исторического опыта с целью подготовки его к общественной жизни и производительному труду.

Обучение (в педагогике) — целенаправленный педагогический процесс организации и стимулирования активной учебно-познавательной деятельности учащихся по овладению ЗУН (знания, умения, навыки), развитию творческих способностей и нравственных этических взглядов.

Учебная деятельность - один из основных видов деятельности человека, направленный на усвоение теоретических знаний в процессе решения учебных задач.

Роль родителей в создании условий и стимулировании развития определенных навыков, помогающих детям преуспевать в учении, чрезвычайно важна. Если ребенок происходит из семьи, для которой характерны сложные отношения или его родители вовлечены в криминальную деятельность; в случае, когда его мать страдает каким-либо психическим расстройством или ученику негде заниматься из-за плохих жилищных условий; когда ему приходится жить то в одной приемной или фостерной семье, то в другой, велика вероятность того, что он будет плохо успевать в школе.

Давно известно, что следующие факторы, относящиеся к родительскому поведению, связаны с успехом детей в школе.

1. Родители одаренных детей имеют реалистические представления об их текущих достижениях, но при этом верят, что в будущем они обязательно преуспеют в своей карьере. Такие родители помогают ребенку развивать уверенность в себе, поощряя к выполнению соответствующих возрасту задач в школе и дома.


2. Родители и дети относятся друг к другу с теплотой и уважением. Исполь-зуемые родителями методы контроля и поддержания дисциплины харак-терны скорее для авторитетного, чем для авторитарного стиля поведения. Дети не выходят за рамки дозволенного, но при этом чувствуют себя защищенными.

3. Родители постоянно держат связь с детьми. Они способствуют к повышению интереса детей к познанию и исследованию и сами служат примером для детей.

Необходимо добавить, что объяснение родителями пользы подготовки к урокам и их настаивание на этом также являются важными факторами успеха детей в школе.

Если родители уделяют слишком много внимания своим детям к их детским развлечениям, играм и материальным проблемам, как правило, учатся хуже, чем те дети, родители, которых высоко ценят знания и образованность.

На процесс обучения младших школьников влияют не только выше приведенные факторы, но и типы отношений в семье (семьи, уважающие детей; отзывчивые семьи; материально-ориентированные семьи; враждебные семьи; антисоциальные семьи), стили семейного воспитания (авторитарный, либеральный, демократический), типы неправильного воспитания (безнадзорность, гиперопека, воспитание по типу «Золушки», «жесткое воспитание», воспитание в условиях повышенной моральной ответственности).

Проведенное исследование показало, что родители и выбранный ими стиль воспитания оказывают влияние на успехи детей в школе в младшем школьном возрасте, так как именно родители задают исходный уровень притязаний ребенка то, на что он претендует в учебной деятельности и отношениях.

Из этого следует, что роль семьи в процессе обучения младших школьников велика, так как поддержка родителей является одним из важнейших факторов, способных улучшить успешность обучения детей в школе. Подлинная поддержка родителями своего ребенка должна основываться на подчеркивании его способностей, возможностей, его положительных сторон.

Таким образом, цель курсовой работы достигнута, поставленные задачи выполнены. Гипотеза исследования: предположение о том, что успешное обучение младших школьников происходит наиболее эффективно с помощью роли семьи, подтверждена.

Список использованных источников

1. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебник для студ.сред.пед.учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 232 с. стр.22


2. Николаева Е.Н. Психология семьи: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения. СПб.: Издательство «Питер», 2013 – 336 с. стр. 13,14

3. https://methodological_terms.academic.ru/1554/ПРОЦЕСС_ОБУЧЕНИЯ

4.https://vuzlit.ru/732250/teoreticheskie_osnovy_protsessa_obucheniya_nachalnoy_shkole

5. https://www.ronl.ru/shpargalki/pedagogika/169985/

6. https://refdb.ru/look/1420304-p4.html

7. https://studfiles.net/preview/5183125/page:28/

8. https://studopedia.ru/11_141813_protsess-obucheniya-ego-struktura-funktsii-printsipi-obucheniya.html

9. https://otherreferats.allbest.ru/pedagogics/00531280_0.html

10. https://www.kazedu.kz/referat/196769/2

11.http://mirznanii.com/a/229129/sushchnost-struktura-i-funktsii-semi

12.http://didacts.ru/termin/uchebnaja-dejatelnost.html

13. https://www.webkursovik.ru/kartgotrab.asp?id=-112275

14.https://studwood.ru/2449434/pedagogika/izuchenie_vliyaniya_roditeley_uspehi_shkole_detey_mladshego_shkolnogo_vozrasta

15. https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/29865

16.http://studbooks.net/1660965/psihologiya/vliyanie_roditeley_uspehi_detey_shkole_mladshem_shkolnom_vozraste

17. https://studfiles.net/preview/3740191/

18. https://studfiles.net/preview/2358728/page:4/

19. https://studfiles.net/preview/5440859/page:26/

20. https://studfiles.net/preview/4654213/page:7/

21. https://nsportal.ru/vuz/psikhologicheskie-nauki/library/2012/11/09/anketa-dlya-vyyavlenie-urovnya-zainteresovannosti

22. http://www.pro-centre.arkh-edu.ru/adoptive_parents/inform.php?ELEMENT_ID=3003

23.https://kopilkaurokov.ru/klassnomuRukovoditeliu/prochee/mietodichieskiieriekomiendatsiirabotasroditieliamivnachalnoishkolie

24.https://easyen.ru/load/kl_ruk/roditelskie_sobranija/rol_roditelej_v_podgotovke_domashnego_zadanija/231-1-0-13303

25. https://studfiles.net/preview/4496458/page:32/

НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ЧАСТНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«МОСКОВСКИЙ ФИНАНСОВО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ

«УНИВЕРСИТЕТ УНИВЕРСИТЕТ»

Факультет электронного обучения

ПРИЛОЖЕНИЕ К КУРСОВОЙ РАБОТЕ

по дисциплине

«Теории обучения и воспитания»

на тему

«Роль семьи в процессе обучения младших школьников»

Работу выполнила студентка

группы

 ОБХП-1708МОунк

Направление подготовки:

ППО

Профиль:

Учитель начальных классов

Поторочина Наталья Александровна

Научный руководитель:

Сапуглецева Татьяна Николаевна

МОСКВА

2017

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Приложение №1 Тест-опросник «Методика диагностики 47
  2. структуры учебной мотивации» Л.М.Фридман
  3. Приложение №2 Анкета на выявление уровня заинтересованности 50
  4. родителей учебой ребенка (тест)
  5. Приложение №3 Тест «Стили семейного воспитания» 52
  6. Приложение №4 Родительское собрание по теме «Роль родителей в 55 подготовке домашнего задания»

Приложение № 1


Тест- опросник «Методика диагностики структуры учебной мотивации» Л.М.Фридман

Содержание тест-опросника.

Инструкция.

Вам предлагается принять участие в исследовании, направленном на повышение эффективности обучения. Прочитайте каждое высказывание и выразите свое отношение к изучаемому предмету, проставив напротив номера высказывания свой ответ, используя для этого следующие обозначения:

· верно – (+ +);

· пожалуй, верно – (+);

· пожалуй, неверно – (–);

· неверно – (– –).

Помните, что качество наших рекомендаций будет зависеть от искренности и точности Ваших ответов.

1. Изучение данного предмета даст мне возможность узнать много важного для себя, проявить свои способности.

2. Изучаемый предмет мне интересен, и я хочу знать по данному предмету как можно больше.

3. В изучении данного предмета мне достаточно тех знаний, которые я получаю на занятиях.

4. Учебные задания по данному предмету мне неинтересны, я их выполняю, потому что этого требует учитель (преподаватель).

5. Трудности, возникающие при изучении данного предмета, делают его для меня еще более увлекательным.

6. При изучении данного предмета кроме учебников и рекомендованной литературы самостоятельно читаю дополнительную литературу.

7. Считаю, что трудные теоретические вопросы по данному предмету можно было бы не изучать.

8. Если что-то не получается по данному предмету, стараюсь разобраться и дойти до сути.

9. На занятиях по данному предмету у меня часто бывает такое состояние, когда «совсем не хочется учиться».

10. Активно работаю и выполняю задания только под контролем учителя (преподавателя).

11. Материал, изучаемый по данному предмету, с интересом обсуждаю в свободное время (на перемене, дома) со своими одноклассниками (друзьями).

12. Стараюсь самостоятельно выполнять задания по данному предмету, не люблю, когда мне подсказывают и помогают.

13. По возможности стараюсь списать у товарищей или прошу кого-то выполнить задание за меня.

14. Считаю, что все знания по данному предмету являются ценными и по возможности нужно знать по данному предмету как можно больше.

15. Оценка по этому предмету для меня важнее, чем знания.

16. Если я плохо подготовлен к уроку, то особо не расстраиваюсь и не переживаю.

17. Мои интересы и увлечения в свободное время связаны с данным предметом.

18. Данный предмет дается мне с трудом, и мне приходится заставлять себя выполнять учебные задания.


19. Если по болезни (или другим причинам) я пропускаю уроки по данному предмету, то меня это огорчает.

20. Если бы было можно, то я исключил бы данный предмет из расписания (учебного плана).

Приложение № 2

Анкета на выявление уровня заинтересованности

родителей учебой ребенка

(тест)

1. Сколько учебных предметов у вашего ребенка в этом учебном году?

а) 8

б) 10

в) 12

г) ____

2. Сколько родительских собраний вы посетили в этом учебном году?

а) все или пропустила(а) одно;

б) пропустил (а) два;

в) не посетил(а) ни одного по различным причинам

3. Сколько преподавателей, работающих в классе, вы знаете?

а) всех; б) некоторых; в) только классного руководителя

4. Сколько раз в этом году вы просматривали тетради и учебники ребенка?

а) систематически б) периодически в) ни разу

5. Если вы обнаружили, что ребенок испытывает трудности по каким-то предметам и вы не способны ему помочь, что вы предпримете?

а) обращусь за помощью к учителям и другим людям;

б) пойду к директору школы;

в) заставлю ребенка серьезнее учить трудные для него предметы.

6. Как вы поступаете, когда к вам приходят друзья ребенка, чтобы позаниматься вместе?

а) принимаю их и помогаю в занятиях, если нужно, создаю условия для

занятий;

б) я их принимаю, несмотря на то, что мне это мешает;

в) предпочитаю, чтобы мой ребенок занимался один.[21]

Ключ для обработки результатов:

Подсчитайте, под каким пунктом чаще всего совпадают ваши ответы:

А) 4-6 ответов. Вы не разделяете мнения о том, что ваш ребенок уже большой и может быть предоставлен самому себе. Вы прекрасно понимаете, что в любом возрасте на его пути встречается много трудностей, и он нуждается в вашей помощи не только в учебе, но и во всем остальном.[21]

Б) 4-6 ответов. Вас не очень волнуют вопросы учебы вашего ребенка. Однако помните, что неурядицы с учебой могут привести к дестабилизации во всей остальной деятельности ребенка.[21]

В) 4-6 ответов. Помните, что первый человек, кто должен прийти на помощь в вопросах учебы – это вы и остальные взрослые члены семьи. Постарайтесь все сделать так, чтобы на все вопросы вы смогли бы чистосердечно и уверенно дать ответы под буквой А.[21]

Приложение № 3

Тест «Стили семейного воспитания»

1. Чем, по вашему мнению, в большей мере определяется характер человека - наследственностью или воспитанием?

А. Преимущественно воспитанием.