Файл: Анализ конкурентов на рынке и определение собственной конкурентоспособности (на примере конкретной организации) (Теоретические особенности изучения конкурентоспособности в условиях рынка).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2023

Просмотров: 63

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность работы обусловлена тем, что вопросами изучения конкурентоспособности предприятия в условиях рынка занимается множество ученых на сегодняшний день. По проблемам исследования конкурентоспособности предприятия в условиях рынка написано множество научно-практического материала и исследование данной тематики в нашей работе будет уместным и поможет ответить на многие спорные вопросы.

Каждая организация в ходе финансово-хозяйственной деятельности, так или иначе сталкивается с конкуренцией в своей отрасли, поэтому организации важно предлагать такие услуги и развиваться таким образом, чтобы не только поддерживать конкуренцию на рынке, но и выиграть ее.

Любое предприятие вне зависимости от того, в какой отрасли оно осуществляет свою деятельность, так или иначе строит планы на дальнейшее развитие. В основе данных планов лежит стратегическое планирование. Сегодня трудно представить организации, которые не строили бы планов на долгосрочные перспективы: если у компании отсутствуют стратегические планы, то компания обречена на провал.

Объектом исследования в работе выступает конкурентоспособность предприятия. Предмет исследования – изучение конкурентоспособности ПАО «МТС» в условиях рынка. Целью данной работы является исследование конкурентоспособности ПАО МТС». Задачами данной работы являются:

1.Изучить конкурентоспособность предприятия в условиях рынка;

2.Исследовать факторы конкурентоспособности развития предприятия;

3.Провести PESTEL-анализ копании ПАО «МТС»;

4.Рассмотреть компанию по модели пяти конкурирующих сил Портера;

5.Сделать сравнительный анализ финансовых показателей ПАО «МТС» и ближайших конкурентов;

6.Оценить перспективные направления развития ПАО «МТС» в среднесрочной стратегии.

В работе были применены следующие методы исследования: методы сравнения и методы анализа. Благодаря использованию данных методов, написание работы получилось более емким и практичным

Научную основу работы составили периодические издания и литература, а также труды и работы отечественных и зарубежных авторов по вопросам конкурентоспособности предприятий в условиях рынка.

Работа состоит из введения, в котором отражается актуальность работы, предмет, объект, цели и задачи работы, трех глав, раскрывающих сущность работы, а также заключения и списка использованной литературы.


1.Теоретические особенности изучения конкурентоспособности

1.1. Конкуренция и ее специфические особенности

В условиях развития мирового хозяйства принято считать, что экономические системы функционируют в условиях рынка. Рынок представляет собой совокупный механизм, в ходе которого между собой активно-взаимодействуют субъекты рынка, а также продавцы и покупатели. Именно активное сотрудничество продавцов и покупателей на рынке приводит к формированию и развитию ценообразования.

Рынок выполняет определенный перечень функций, которые схематично отображены на рисунке 1.1.

Рис 1.1 Функции рынка

Как можно заметить из данного рисунка, к функциям рынка принято относить:

1.Контролирующую функцию;

2.Регулирующую функцию;

3.Посредническую функцию;

4.Функцию ценообразования и т.д.

По мнению ученых, механизм функционирования рыночного хозяйства, возникает и эффективно функционирует при следующих условия:

1.общественное разделение труда;

2.экономическая обособленность производителей.

Рыночная экономика функционирует на основе соблюдения определенных принципов, которые можно отобразить на рисунке 1.2.

Рис 1.2 Принципы рыночной экономики

На основе данных принципов можно выделить характерные черты рыночной экономики, которые отображены на рисунке 1.3.

Рис 1.3. Черты рыночной экономики

Многие ученые экономисты в своих трудах о рыночной экономике, пишут о том, что вся рыночная экономическая система имеет как положительные, так и отрицательные стороны. Рассмотрим подробнее преимущества и недостатки рыночной экономики.

К преимуществам рыночной экономики принято относить следующие:

1.эффективное распределение ресурсов, имеющихся в распоряжении государства. Рыночная экономика ставит цель рационального использования имеющихся природных ресурсов.

2.высокая гибкость, рыночной структуры, а также способность быстро адаптироваться к изменяющимся условиям рынка

3.оптимальное использование результатов научно-технического прогресса, которое основано стремление к получению наибольшего количества прибыли и т.д.


Несмотря на все преимущества рыночной экономики, она имеет и определенный перечень негативных моментов, среди которых можно выделить следующие:

1.обеспечение права человека на труд и, как следствие, на определенный стандарт благосостояния;

2.экономика подвержена нестабильному развитию:

3.отсутствие возможности осуществления стратегических прорывов и т.д.

Таким образом, можно сказать о том, что как и у любой экономической системы в рыночной экономике имеется определенный перечень положительных и негативных моментов. Грамотное использование положительных моментов позволяет устранить негативные последствия. При этом, для того, чтобы устранить негативные последствия важную роль должно сыграть государство и его инструменты регулирования экономики.

Различные методологические аспекты к представлению сущности понятия «конкуренция» влияют на методические подходы к оценке конкурентоспособности. Под конкуренцией (от лат. concurrentia – сталкиваться) понимается соперничество на каком-либо поприще между отдельными юридическими или физическими лицами (конкурентами), заинтересованными в достижении одной и той же цели

Рыночная конкурентная ситуация, характеризующаяся доминированием в отрасли нескольких крупных компаний, свойственна олигополистическим рынкам. Следует выделять несколько основных моделей конкуренции в условиях рыночной экономики:

1.Чистая конкуренция

2.Монополистическая конкуренция

3.Олигополия

4.Монополия

1.Чистая конкуренция характеризуется такой ситуацией на рынке, при которой функционирует большое число предприятий, выпускающих одинаковую продукцию, схожую по характеристикам и качеству. В данной модели рынка отсутствуют барьеры, которые могут ограничивать свободный вход в отрасль. Понятие чистой конкуренции связано с моделью равновесия, которая функционирует по заранее заданным ценам и объемами продукции.

2.Монополистическая конкуренция на рынке характеризуется большим количеством предприятий, выпускающих продукт. Это позволяет производителям контролировать продажную цену товара (услуги). Барьеры входа в отрасль при данной модели невысоки.

К характерным чертам монополистической конкуренции относят:

1.Повышение уровня цен

2.Ограничение производства

3.Повышенное внимание к качеству продукции и т.д.

3.Олигополия характеризуется такой ситуацией на рынке, при которой небольшое количество предприятий реализует стандартизированный или дифференцированный товар, доля каждого действующего предприятия на рынке велика настолько, что изменение объема предлагаемой продукции одного предприятия ведет к изменению цены. Барьеры входа на такой рынок очень высокие.


4.Монополия.

Данный тип рынка характеризуется наличием одного предприятия, выпускающего уникальный продукт, владеющего основными видами нужного для производства сырья, патентные права и необходимые лицензии для функционирования на рынке. Обычно такая модель возникает там, где нет альтернативы данному продукту, отсутствуют близкие субституты. Барьеры входа на такой рынок высоки и труднопреодолимы.

Проведем сравнительную характеристику конкурентных моделей рынка. Данные схематично представим на рисунке 1.4.

Рис 1.4. Сравнительная характеристика моделей рыночной экономики

Как можно заметить из данных рисунка 4., одной из самых эффективных моделей рынка можно назвать монополистическую конкуренцию, а самой негативной монополию.

1.2. Конкурентоспособность предприятия в условиях рынка

В современных рыночных условиях перед каждым хозяйствующим субъектом, пытающимся достигнуть своих целей в условиях жесткой конкуренции, стоит проблема – быть конкурентоспособным.

Конкурентоспособность – это свойство объекта, характеризующееся степенью реального или потенциального удовлетворения им конкретной потребности по сравнению с аналогичными объектами, представленными на данном рынке. [1]

Конкурентоспособность предприятия (фирмы) зависит от ряда факторов: емкости рынка, легкости доступа на рынок, вида производимого товара, однородности рынка, конкурентных позиций предприятий, работающих на этом рынке, возможностей технических новшеств в отрасли. Иметь статус конкурентоспособности значит, прежде всего, быть финансово устойчивым, иметь имидж на рынке, противостоять конкурентам, приобретать и сохранять экономические и технологические преимущества над конкурентами в будущем, удовлетворять растущие потребности потребителей в разнообразных товарах.

Разработка проблемы конкурентоспособности товаров и самих предприятий напрямую зависит от выбранного метода оценки. Среди множества существующих на данный момент методов оценки конкурентоспособности предприятия и производимого им продукта, любая организация может выбрать для себя наиболее доступный и эффективный метод.

На сегодняшний день в экономической литературе приведено достаточно методов оценки конкурентоспособности. Они делятся:


1.на аналитические, которые используют формульную оценку конкурентоспособности предприятия и товара;

2.графические, с применением матриц и моделей конкурентоспособности

Использование методов оценки конкурентоспособности предприятий и товаров показывает, что каждая отрасль и каждая организация в частности может использовать различные методы. Это зависит от масштаба деятельности предприятий, его специфики, наличия достоверной информации о конкурентах, правильности выбора метода, достигающего поставленной цели и полученных результатов, на основе которых принимаются управленческие решения.

Приведенные методы конкурентоспособности предприятия и товара имеют свои преимущества и недостатки.

Если к преимуществам можно отнести их практическое использование, в результате которого можно оценить конкурентоспособность предприятия или производимого им товара, то основными недостатками является их ограниченность, условность, субъективность. Все методы являются сложными и трудоемкими для практического применения.

Практика применения методов конкурентоспособности предприятий позволяет выявить и иные методы. На предприятии, занимающемся производством ткани и пошивом из нее рабочей одежды, был применен метод определения его конкурентоспособности, исходя из “рыночной позиции” предприятия на рынке. Рыночная позиция – это уникальное положение предприятия на рынке, формируемое за счет ресурсов, резервов и конкурентных преимуществ организации под воздействием внутренних и внешних сил.

Во-первых, рыночная позиция прямо влияет не только на осуществляемые предприятием виды деятельности, но и на конечные результаты этой деятельности.

Во-вторых, рыночной позицией предприятия можно управлять напрямую либо косвенно, воздействуя на систему внешних и внутренних факторов, связанных с рыночной позицией предприятия.

Для определения обобщающих и интегрального показателей оценки рыночной позиции используются экспертные методы. Обобщающие показатели рыночной позиции предприятия определяют во взвешенных баллах. Если показатель соответствует высокому уровню рыночной позиции, то весовое значение балла 1,0; среднему – 0,5; низкому – 0,1.

Взвешенная сумма итогов по группам параметров деятельности и по всему предприятию – интегральный коэффициент величины рыночной позиции предприятия. Интегральный показатель характеризует рыночную позицию предприятия и позволяет проводить ее анализ во времени. Потенциальная максимальная оценка рыночной позиции составляет 100 баллов.