Файл: Предмет, метод предпринимательского права и принципы предпринимательского права(Развитие отечественного предпринимательского права).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2023

Просмотров: 79

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Государственное регулирование хозяйственной деятельности осуществляется в соответствии с законодательством. Издание актов законодательства, нормотворческая деятельность государства является своеобразной формой государственного регулирования предпринимательской деятельности. Устанавливая на длительное время стабильные правила ведения хозяйственной деятельности, государство в особой форме руководит экономикой, создает необходимые юридические условия для осуществления предпринимательства. Использование такой формы регулирования в наибольшей степени соответствует условиям рыночной экономики, позволяя обеспечивать свободу предпринимательской деятельности на основе сочетания частных и публичных интересов.

2.3 Место предпринимательского права в системе права

В системе права предпринимательское право формируется из норм различных отраслей права: конституционного (государственного) гражданского, трудового, финансового, административного, уголовного, налогового и др. Нормы предпринимательского права устанавливают правила хозяйственной деятельности субъекта.

Основу правового регулирования составляет Конституция РФ. Конституция РФ гарантирует единство экономического пространства страны, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержку конкуренции, свободу экономической деятельности. Признаются и защищаются равным образом частная, государственная и муниципальная формы собственности.

Установлены гарантии свободы экономической деятельности, закреплен механизм рыночных отношений. Гарантированы создание и функционирование единого общероссийского рынка, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств по всей территории России, поддержка и развитие добросовестной конкуренции, недопущение экономической деятельности, направленной на создание монополии.

Гражданское право -- система правовых норм, регулирующих имущественные и связанные с ними неимущественные отношения, базирующиеся на автономии и имущественной самостоятельности участников таких отношений, методом юридического равенства сторон. Имущественные отношения, являющиеся предметом гражданского права, могут выражать: принадлежность имущества определенным лицам (вещные правоотношения); управление имуществом организаций (корпоративные правоотношения); переход имущества от одних лиц к другим (обязательственные правоотношения). Неимущественные отношения, связанные с имущественными, представляют категорию исключительных прав (авторских, патентных и т.п.).


Гражданское право регулирует порядок заключения и исполнения договоров, вопросы наследования, авторства, изобретательства, жилищные отношения. Главная особенность гражданского права заключается в том, что оно упорядочивает отношения между равноправными и независимыми субъектами, вступающими в отношения друг с другом по собственной воле.

Нормы, регулирующие предпринимательство, т.е. деятельность по систематическому получению прибыли, органично слиты с гражданским правом. Однако гражданское право -- не единственная отрасль права, регулирующая имущественные отношения. Некоторые отношения регулируются другими отраслями частного и публичного права.

Наряду с этим предпринимательскую деятельность регулируют нормы финансового, налогового, трудового, земельного, уголовного законодательства, нормы которых охватываются понятием публичного права.

Административное право регулирует общественные отношения, складывающиеся в сфере государственного управления: порядок создания, реорганизация и ликвидация исполнительных органов всех уровней, их перечень, цели и задачи, компетенцию, структуру, порядок функционирования.

Административное право оказывает определенное регулирующее воздействие и на негосударственные организации. Это могут быть, например, обязательная государственная регистрация, регламентация отношений этих организаций с субъектами государственной власти, осуществление государственного контроля и надзора за соответствием их деятельности требованиям закона. [8 c. 53]

Нормы административного права определяют правовой статус общественных объединений, органов местного самоуправления и иных негосударственных формирований в сфере административных правоотношений.

Административное право характеризуется наличием отношения "власть -- подчинение" и регулирует отношения неравноправных субъектов.

Заключение

Таким образом, предпринимательское право, как и любая другая отрасль российского права, основывается на определенных принципах, то есть основополагающих началах.

Первый принцип – это конституционный принцип экономической свободы. Статьи 8 и 34 Конституции РФ гласят: "Каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной законом экономической деятельности". На этом базовом принципе строятся все предпринимательские отношения.


Второй принцип – принцип признания многообразия и юридического равенства частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности и равной их защиты. Частная собственность может принадлежать гражданам и юридическим лицам. Государственная собственность – Российской Федерации в целом и ее отдельным субъектам (республикам, краям, областям, автономным округам и т.д.). Муниципальная собственность принадлежит городам (за исключением городов федерального значения) и сельским поселениям.

Третий принцип – принцип единого экономического пространства. В соответствии с Конституцией РФ (ст. 8) закреплено свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств.

В соответствии с данным принципом на территории РФ ни законодательно, ни в административном порядке никто не вправе устанавливать таможенные границы, вводить пошлины или создавать иные препятствия, нарушающие экономическое пространство РФ.

Четвертый принцип – принцип баланса частных интересов предпринимателей и публичных интересов государства и общества в целом. В той или иной мере государственное регулирование экономики осуществляется в любой стране мира, но при этом есть системы регулирования более либеральные, как например, в Англии, и с приоритетом административных мер воздействия (например, Северная Корея). Переход России к рыночным приоритетам хозяйствования требует замещения административных мер воздействия экономическими ради достижения данного принципа, но трудно преодолеть человеческий фактор.

Пятый принцип – принцип систематического получения прибыли как цели предпринимательской деятельности. Внедрение данного принципа является необходимым атрибутом рыночной экономики.

Шестой принцип – принцип поддержания конкуренции и недопущения экономической деятельности, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию. Данный принцип получил развитие в целом ряде законодательных актов о защите конкуренции на товарном и финансовом рынках, о естественных монополиях. Нарушителями антимонопольного законодательства могут быть не только предприниматели, но и государственные органы (например, если они устанавливают запреты на ввоз-вывоз потребительских товаров).

Этот принцип закреплен в Конституции РФ (п. 1 ст. 8).

И, наконец, седьмой принцип — принцип законности. Данный принцип лежит в основе построения правового государства и гражданского общества в России. Принцип законности обязателен как для предпринимателей, так и для государственных органов, регулирующих их деятельность.


Законность обеспечивает стабильность экономики и ее финансовой системы. Во исполнение данного принципа действуют правила регистрации ведомственных нормативных актов в Министерстве юстиции РФ до официального опубликования и вступления в правовую силу.

Регистрация должна проходить лишь в случае соответствия нормативного акта закону. Статья 13 ГК РФ определяет условия и порядок признания недействительными акта государственного органа и органа местного самоуправления.

Библиографический список

  1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.1993 г. [текст] (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) // СЗ РФ. – 2009. – № 4. – Ст. 445.
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации. Полный текс (часть первая и часть вторая) – М.: ЭКМОС, 2014. – 232с.
  3. Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ[текст] "О защите конкуренции." // СЗ РФ. – № 31 (ч. 1). – Ст. 3434. – 2006.
  4. Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ[текст] "О лицензировании отдельных видов деятельности." // РГ. 2006. 29июля.
  5. Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 156-ФЗ "О внесении изменений в статью 18 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности." // СЗ РФ. – № 33. – Ст. 3430.- 2001.
  6. Федеральный закон от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ[текст] "О защите конкуренции." // РГ. – 2006. – 27 июля.
  7. Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 134-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)." // СЗ РФ. – № 33. – Ст. 3436. – 2001.
  8. Правила подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации: утвержденные Постановлением Правительства РФ от 13 августа 1997 г № 1009 // СЗ РФ. – № 33. – Ст. 3895. – 1997.
  9. Федеральный закон от 20 июля 1995 г. № 115-ФЗ "О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации." // СЗ РФ. – № 30. – Ст. 2871. – 1995.
  10. Федеральный закон от 13 декабря 1994 г. № 60-ФЗ "О поставках продукции для федеральных государственных нужд." // СЗ РФ. – № 34. – Ст. 3540. – 1994.
  11. Федеральный закон от 14 ноября 2002 г. № 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях." // СЗ РФ. – № 48. – Ст. 4746. – 2002.
  12. Постановление Правительства РФ от 5 декабря 2005 г. № 726 "О поставках сжиженных углеводородных газов на внутренний рынок в 2006 году." // СЗ РФ- № 50. – Ст. 5312. – 2005.
  13. Алексеев С.С. Общая теория права. Т. 1. – М.: Юрид. лит., 2011. – 360 с.
  14. Белых В.С. Правовое регулирование предпринимательской деятельности в России. – М.: Эксмо, 2006. – 348 с.
  15. Гаджиев Г.А. Защита основных экономических прав и свобод предпринимателей за рубежом и в Российской Федерации (опыт сравнительного исследования). – М.: Бек, 2009. – 342 с.
  16. Гущин В.В., Дмитриев Ю.А. Российское предпринимательское право. – М.: Эксмо,2015. – 736 с.
  17. Дедов Д.И. Общеправовой принцип соразмерности и ограничение свободы предпринимательства // Вестник Московского ун-та. – 2012. – № 6. – С. 22-37. – (Серия 11, Право).
  18. Пирбудагова Д.Ш., Мусалова З.М. К вопросу об обеспечении единого правового и экономического пространства в Российской Федерации // Закон и право. – 2010. – № 6. – С. 19-21.
  19. Предпринимательское (хозяйственное) право / Под ред. В.В. Лаптева, С.С. Занковского. – М.: Волтерс Клувер, 2016. – 560 с.
  20. Предпринимательское (хозяйственное) право: Учеб. В 2 т. / Отв. ред. О.М. Олейник. Т. 1. – М.: Юристъ, 2011. – 517 с.