Файл: Предмет, метод предпринимательского права и принципы предпринимательского права(Развитие отечественного предпринимательского права).pdf
Добавлен: 25.04.2023
Просмотров: 79
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Понятие принципов предпринимательского права
1.1. Развитие отечественного предпринимательского права
1.2 Принципы предпринимательского права
Глава 2. Общая характеристика принципов предпринимательского права
2.1 Конституционные принципы предпринимательского права
2.2 Отраслевые принципы предпринимательского права
Государственное регулирование хозяйственной деятельности осуществляется в соответствии с законодательством. Издание актов законодательства, нормотворческая деятельность государства является своеобразной формой государственного регулирования предпринимательской деятельности. Устанавливая на длительное время стабильные правила ведения хозяйственной деятельности, государство в особой форме руководит экономикой, создает необходимые юридические условия для осуществления предпринимательства. Использование такой формы регулирования в наибольшей степени соответствует условиям рыночной экономики, позволяя обеспечивать свободу предпринимательской деятельности на основе сочетания частных и публичных интересов.
2.3 Место предпринимательского права в системе права
В системе права предпринимательское право формируется из норм различных отраслей права: конституционного (государственного) гражданского, трудового, финансового, административного, уголовного, налогового и др. Нормы предпринимательского права устанавливают правила хозяйственной деятельности субъекта.
Основу правового регулирования составляет Конституция РФ. Конституция РФ гарантирует единство экономического пространства страны, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержку конкуренции, свободу экономической деятельности. Признаются и защищаются равным образом частная, государственная и муниципальная формы собственности.
Установлены гарантии свободы экономической деятельности, закреплен механизм рыночных отношений. Гарантированы создание и функционирование единого общероссийского рынка, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств по всей территории России, поддержка и развитие добросовестной конкуренции, недопущение экономической деятельности, направленной на создание монополии.
Гражданское право -- система правовых норм, регулирующих имущественные и связанные с ними неимущественные отношения, базирующиеся на автономии и имущественной самостоятельности участников таких отношений, методом юридического равенства сторон. Имущественные отношения, являющиеся предметом гражданского права, могут выражать: принадлежность имущества определенным лицам (вещные правоотношения); управление имуществом организаций (корпоративные правоотношения); переход имущества от одних лиц к другим (обязательственные правоотношения). Неимущественные отношения, связанные с имущественными, представляют категорию исключительных прав (авторских, патентных и т.п.).
Гражданское право регулирует порядок заключения и исполнения договоров, вопросы наследования, авторства, изобретательства, жилищные отношения. Главная особенность гражданского права заключается в том, что оно упорядочивает отношения между равноправными и независимыми субъектами, вступающими в отношения друг с другом по собственной воле.
Нормы, регулирующие предпринимательство, т.е. деятельность по систематическому получению прибыли, органично слиты с гражданским правом. Однако гражданское право -- не единственная отрасль права, регулирующая имущественные отношения. Некоторые отношения регулируются другими отраслями частного и публичного права.
Наряду с этим предпринимательскую деятельность регулируют нормы финансового, налогового, трудового, земельного, уголовного законодательства, нормы которых охватываются понятием публичного права.
Административное право регулирует общественные отношения, складывающиеся в сфере государственного управления: порядок создания, реорганизация и ликвидация исполнительных органов всех уровней, их перечень, цели и задачи, компетенцию, структуру, порядок функционирования.
Административное право оказывает определенное регулирующее воздействие и на негосударственные организации. Это могут быть, например, обязательная государственная регистрация, регламентация отношений этих организаций с субъектами государственной власти, осуществление государственного контроля и надзора за соответствием их деятельности требованиям закона. [8 c. 53]
Нормы административного права определяют правовой статус общественных объединений, органов местного самоуправления и иных негосударственных формирований в сфере административных правоотношений.
Административное право характеризуется наличием отношения "власть -- подчинение" и регулирует отношения неравноправных субъектов.
Заключение
Таким образом, предпринимательское право, как и любая другая отрасль российского права, основывается на определенных принципах, то есть основополагающих началах.
Первый принцип – это конституционный принцип экономической свободы. Статьи 8 и 34 Конституции РФ гласят: "Каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной законом экономической деятельности". На этом базовом принципе строятся все предпринимательские отношения.
Второй принцип – принцип признания многообразия и юридического равенства частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности и равной их защиты. Частная собственность может принадлежать гражданам и юридическим лицам. Государственная собственность – Российской Федерации в целом и ее отдельным субъектам (республикам, краям, областям, автономным округам и т.д.). Муниципальная собственность принадлежит городам (за исключением городов федерального значения) и сельским поселениям.
Третий принцип – принцип единого экономического пространства. В соответствии с Конституцией РФ (ст. 8) закреплено свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств.
В соответствии с данным принципом на территории РФ ни законодательно, ни в административном порядке никто не вправе устанавливать таможенные границы, вводить пошлины или создавать иные препятствия, нарушающие экономическое пространство РФ.
Четвертый принцип – принцип баланса частных интересов предпринимателей и публичных интересов государства и общества в целом. В той или иной мере государственное регулирование экономики осуществляется в любой стране мира, но при этом есть системы регулирования более либеральные, как например, в Англии, и с приоритетом административных мер воздействия (например, Северная Корея). Переход России к рыночным приоритетам хозяйствования требует замещения административных мер воздействия экономическими ради достижения данного принципа, но трудно преодолеть человеческий фактор.
Пятый принцип – принцип систематического получения прибыли как цели предпринимательской деятельности. Внедрение данного принципа является необходимым атрибутом рыночной экономики.
Шестой принцип – принцип поддержания конкуренции и недопущения экономической деятельности, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию. Данный принцип получил развитие в целом ряде законодательных актов о защите конкуренции на товарном и финансовом рынках, о естественных монополиях. Нарушителями антимонопольного законодательства могут быть не только предприниматели, но и государственные органы (например, если они устанавливают запреты на ввоз-вывоз потребительских товаров).
Этот принцип закреплен в Конституции РФ (п. 1 ст. 8).
И, наконец, седьмой принцип — принцип законности. Данный принцип лежит в основе построения правового государства и гражданского общества в России. Принцип законности обязателен как для предпринимателей, так и для государственных органов, регулирующих их деятельность.
Законность обеспечивает стабильность экономики и ее финансовой системы. Во исполнение данного принципа действуют правила регистрации ведомственных нормативных актов в Министерстве юстиции РФ до официального опубликования и вступления в правовую силу.
Регистрация должна проходить лишь в случае соответствия нормативного акта закону. Статья 13 ГК РФ определяет условия и порядок признания недействительными акта государственного органа и органа местного самоуправления.
Библиографический список
- Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.1993 г. [текст] (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) // СЗ РФ. – 2009. – № 4. – Ст. 445.
- Гражданский кодекс Российской Федерации. Полный текс (часть первая и часть вторая) – М.: ЭКМОС, 2014. – 232с.
- Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ[текст] "О защите конкуренции." // СЗ РФ. – № 31 (ч. 1). – Ст. 3434. – 2006.
- Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ[текст] "О лицензировании отдельных видов деятельности." // РГ. 2006. 29июля.
- Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 156-ФЗ "О внесении изменений в статью 18 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности." // СЗ РФ. – № 33. – Ст. 3430.- 2001.
- Федеральный закон от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ[текст] "О защите конкуренции." // РГ. – 2006. – 27 июля.
- Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 134-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)." // СЗ РФ. – № 33. – Ст. 3436. – 2001.
- Правила подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации: утвержденные Постановлением Правительства РФ от 13 августа 1997 г № 1009 // СЗ РФ. – № 33. – Ст. 3895. – 1997.
- Федеральный закон от 20 июля 1995 г. № 115-ФЗ "О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации." // СЗ РФ. – № 30. – Ст. 2871. – 1995.
- Федеральный закон от 13 декабря 1994 г. № 60-ФЗ "О поставках продукции для федеральных государственных нужд." // СЗ РФ. – № 34. – Ст. 3540. – 1994.
- Федеральный закон от 14 ноября 2002 г. № 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях." // СЗ РФ. – № 48. – Ст. 4746. – 2002.
- Постановление Правительства РФ от 5 декабря 2005 г. № 726 "О поставках сжиженных углеводородных газов на внутренний рынок в 2006 году." // СЗ РФ- № 50. – Ст. 5312. – 2005.
- Алексеев С.С. Общая теория права. Т. 1. – М.: Юрид. лит., 2011. – 360 с.
- Белых В.С. Правовое регулирование предпринимательской деятельности в России. – М.: Эксмо, 2006. – 348 с.
- Гаджиев Г.А. Защита основных экономических прав и свобод предпринимателей за рубежом и в Российской Федерации (опыт сравнительного исследования). – М.: Бек, 2009. – 342 с.
- Гущин В.В., Дмитриев Ю.А. Российское предпринимательское право. – М.: Эксмо,2015. – 736 с.
- Дедов Д.И. Общеправовой принцип соразмерности и ограничение свободы предпринимательства // Вестник Московского ун-та. – 2012. – № 6. – С. 22-37. – (Серия 11, Право).
- Пирбудагова Д.Ш., Мусалова З.М. К вопросу об обеспечении единого правового и экономического пространства в Российской Федерации // Закон и право. – 2010. – № 6. – С. 19-21.
- Предпринимательское (хозяйственное) право / Под ред. В.В. Лаптева, С.С. Занковского. – М.: Волтерс Клувер, 2016. – 560 с.
- Предпринимательское (хозяйственное) право: Учеб. В 2 т. / Отв. ред. О.М. Олейник. Т. 1. – М.: Юристъ, 2011. – 517 с.