Файл: Развитие малого бизнеса в сфере торговли , проблемы и перспективы.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2023

Просмотров: 191

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Предпринимательство вообще и малый бизнес в частности известны со времён появления торговли и её проявления в виде различных промыслов. Широкое развитие предпринимательства приходится на 60е-70е годы 19 века, а в начале 20 века оно приобретает  массовый характер. После революции 1917 г. предпринимательство как таковое перестаёт существовать. Возрождение отечественного предпринимательства приходится на 1991 г., с вступления в силу Закона РСФСР от 25 декабря 1990 г. «О предприятиях и предпринимательской деятельности». Малый бизнес наряду с крупными предпринимательскими структурами и государственным сектором составляет единое целое. Нельзя недооценивать значения малого бизнеса и его роли в становлении и развитии экономики, в удовлетворении и обеспечении населения необходимыми товарами и услугами, особенно в условиях рыночных методов хозяйствования. Для экономики в целом деятельность малых компаний оказывается важным фактором повышения ее гибкости. По уровню развития малого бизнеса специалисты судят о способности страны приспосабливаться к меняющейся экономической обстановке. Создание и развитие сектора малого предпринимательства способно обеспечить здоровую конкуренцию, решить проблему занятости населения и способствовать переходу всего хозяйства страны к рыночной экономике. Несмотря на многочисленные проблемы, малое предпринимательство развивается, набирает темпы роста, решая экономические, социальные и научно-технические проблемы.

Следовательно, можно утверждать, что при увеличении доли малых предприятий, улучшении инфраструктуры и государственной поддержке, малое предпринимательство является важным фактором в решении экономических, социальных и других задач.

1. Малый бизнес в сфере торговли. Роль. Особенности. Формы.

1.1.  Предпринимательство.

Для того чтобы говорить о малом предпринимательстве, надо ясно представлять себе его сущность. Обратимся к трактовке понятия «предпринимательство» в рамках Гражданского кодекса РФ, части 1, образующей юридическую базу предпринимательства России. В соответствии с п. 1 ст. 2 Гражданского кодекса РФ к предпринимательской относится «самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в установленном порядке». Предпринимательство — это производство, преимущественно рыночного типа (товарное производство), осуществляемое собственником условий производства в целях извлечения личного дохода (прибыли). В научных работах различного плана под малым предпринимательством понимаются предприятия, находящиеся под управлением одного собственника, а также деятельность, осуществляемая относительно небольшой группой лиц. Важное место в цивилизованной рыночной экономике занимает предпринимательство в сфере торговли – коммерция. Этот вид предпринимательства является наиболее привлекательным с точки зрения предпринимателя, не обладающего значительным капиталом, и не рассчитывающего на привлечение крупных инвестиций. Причина этому то, что создание коммерческого предприятия требует значительно меньших средств, чем, например, создание промышленного предприятия, а также тот факт, что в торговле можно быстрее получить отдачу, то есть срок окупаемости торгового предприятия гораздо меньше, чем в других видах предпринимательской деятельности. Торговля и коммерческое дело тесно взаимосвязаны. Стратегия коммерции должна быть направлена на доведение товаров до потребителей, сопровождаемое коммерческими действиями и операциями, тактика которых заключается в снижении текущих затрат. Любая деятельность, в том числе и коммерческая, имеет определённую направленность и организуется для достижения поставленных целей, которые можно назвать целями функционирования. Являясь атрибутом рынка, коммерция формируется на его принципах, которые служат непременным условием её развития. Рынок выступает как система экономических отношений между продавцами и покупателями, основой которых является купля-продажа товаров, то есть коммерческая деятельность. Её цель – увеличение доходов в торговле при условии удовлетворения спроса покупателей.


1.2. Роль малого бизнеса в экономике.

С уверенностью можно сказать, что малый бизнес — это важный элемент рыночной экономики, без которого не может гармонично развиваться государство. Он во многом определяет темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта, формируя его 40-50 процентов. Но дело не только в количественных показателях — этот сектор по своей сути является одним из элементов рыночной инфраструктуры. Высокий уровень развития малого предпринимательства выступает необходимым слагаемым современной модели рыночно - конкурентного хозяйства. Если прежняя экономическая система в России делала отчетливый акцент на развитие крупных и даже гигантских предприятий, то в настоящее время преодоление чрезмерной концентрации производства и капитала, разукрупнение структуры экономики выступает одной из важнейших составляющих процесса приватизации, всей экономической реформы в целом. Опыт мирового развития показывает, что в условиях экономического кризиса политика, ориентированная на оказание помощи и содействие развитию малого предпринимательства, дает ощутимые результаты в достижении сбалансированного экономического роста.

Малое предпринимательство – это предпринимательская деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики при определенных установленных законами, государственными органами или другими представительными организациями, критериях (показателях), концентрирующих сущность этого понятия. Малый бизнес - это один из элементов системы экономических отношений индустриальной экономики рыночного типа, обеспечивающий ее инновационную активность и поддержание конкурентной среды. Малое предпринимательство создает естественную социальную опору общественному устройству, организованному на началах рынка, а также формирует новый социальный слой предпринимателей. Оно во многом определяет темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта, формируя 40-50% ВНП. Существуют количественные и качественные показатели, по которым предприятия относят именно к малым формам бизнеса. В настоящее время в экономической статистике нашей страны размерность предприятий принято определять тремя основными количественными признаками: численностью производственного персонала, объемом валовой продукции и величиной основных производственных фондов. Согласно Закону РФ № 88-ФЗ от 14 июня 1995 г. "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации", установлено, что предельный уровень численности персонала по отраслям составляет:


— в оптовой торговле — 50 человек;

— в розничной торговле и бытовом обслуживании населения — 30 человек.

Согласно Закону "О государственной поддержке малого предприни-мательства в Российской Федерации", под субъектами малого предпри-нимательства понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25 процентов, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25 процентов, то есть чисто финансовый показатель — ограничение численности — дополняется ограничением в отношении вида собственности предприятия (качественной характеристики). Динамика малого предпринимательства за последние годы показывает, что этот сектор переходит от стартового этапа к этапу развития, когда основное значение приобретают эффективность и устойчивость малых предприятий, построение при их участии новых хозяйственных связей, активизация их производственной и инновационной деятельности, осуществление прогрессивных структурных сдвигов. В результате действия антимонопольного законодательства (см. Закон №948 -1 от 22.03.91 г «О конкуренции и ограничении монопольной деятельности на товарных рынках»., и Закон №5340 -1 от 07.07.93 г. «О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации») происходит расширение масштабов малого предпринимательства. Сфера малого бизнеса оказывает все большее воздействие на развитие российской экономики, процессы ее стабилизации. Исключительно важна ее социальная роль. При возрастающей напряженности на рынке труда эта сфера располагает большими возможностями для создания новых рабочих мест. Именно здесь формируется тот средний класс, который становится важнейшим условием укрепления социальной стабильности в России.

1.3. Особенности организации малого предпринимательства в сфере торговли.

Предпринимательская деятельность в торговле имеет свои характерные особенности.   Коммерческий бизнес играет значительную роль в активизации экономических процессов, в частности: обеспечивает установление сбалансированного рынка, способствует формированию оптимальных пропорций между производством и смежными сферами, выявляет спрос на товары, стимулирует производственное предпринимательство, осуществляет эффективный товарооборот, удовлетворяет потребности населения в товарах и услугах, стимулирует деятельность субъектов рынка, делает соответственный взнос в формирование доходов государственного и местного бюджетов за счёт уплаты налогов. Кроме этого, предпринимательство в сфере торговли позволяет всем участникам коммерческого оборота выгодно сотрудничать на основе планирования, заключения, реализации торговых операций, закладывает основу для формирования производственных программ и перспективных направлений касательно выпуска продукции по количественным и качественным параметрам, ассортиментной структуре. В торговле, как сфере товарного обращения, осуществляется большой комплекс разных процессов и операций. По характеру функций, которые исполняются в сфере товарного


обращения, процессы и операции, которые совершаются в коммерции, можно разделить на два вида: производственные или технологические и коммерческие (только торговые).

Технологические процессы связаны с движением товаров и являются продолжением процесса производства в сфере обращения (транспортировка, хранение, упаковка, фасовка, сортировка). Эти процессы отображают механизм управления материальным потоком грузов с включением производственно-технологических операций, которые сопровождают организацию продвижения товаров от производителя до конечного потребителя. Коммерческие процессы – это процессы, связанные со сменой формы стоимости, то есть с куплей-продажей товаров.  К коммерческим процессам относят и такие торговые процессы, которые обеспечивают нормальное функционирование торгового механизма, в частности: организацию рыночных исследований, оценку инфраструктуры основных конкурентов. С учётом рыночных условий хозяйствования и расширения сущности хозяйственно-торговой деятельности субъектов предпринимательства к основным этапам предпринимательской деятельности в торговле следует отнести:


1. изучение спроса, предложения и конъюнктуры рынка;
2. поиск и выбор поставщиков;
3. установление хозяйственных связей, заключение и регистрация

коммерческих соглашений;
4. приобретение или аренда складских помещений, торговых точек;

5. закупка товаров;
6. формирование ассортимента товаров;
7. организация и проведение ярмарок и выставок;
8. реклама;
9. заём денежных средств (кредитование), уплата процентов;
10. получение и оплата услуг других организаций, посредников;
11. сервисное обслуживание потребителей;

12. реализация товаров покупателям;
13. уплата налогов.

1.4.  Механизм и принципы предпринимательства в сфере торговли.

Предпринимательство в сфере торговли осуществляется на основе следующих принципов:
1. Организационно-хозяйственная независимость – самостоятельность и свобода выбора субъектами хозяйствования организационно-правовых форм и видов торговой деятельности, характера отношений с другими субъектами рынка, специализации и ассортиментного профиля торговых предприятий, методов обслуживания покупателей;
2. Открытость – доступность торговых услуг для всех категорий потребителей, приоритетное рассмотрение их интересов, избежание


дискриминации покупателей;
3. Цивилизованность – высокий уровень торгового обслуживания;
4. Самоокупаемость – возвращение субъектами хозяйствования расходов

в процессе торговой деятельности, предотвращение банкротства и финансовой недееспособности предприятий;
5. Конкурентоспособность субъектов хозяйствования – эффективное функционирование в условиях конкурентной среды и конкурентной борьбы при условии не нарушения антимонопольного законодательства;
6. Регулируемость – соответственное реагирование торговой сферы на влияние координирующих и корректирующих внешних факторов через систему правовых, научно-технических, инвестиционных, других механизмов государственного регулирования;
7. Суровая материальная и финансовая ответственность контрагентов за выполнением взятых обязанностей.

Сущность торговой операции состоит в том, что сначала предприниматель закупает товар  у собственника (чаще производителя). Он уплачивает за купленный товар его собственнику денежную сумму, которая зависит от количества товара и его цены за единицу.  Далее предприниматель продаёт товар покупателю и получает соответственную денежную сумму. Из суммы выручки от реализации товара отчисляются

расходы на оплату наёмных рабочих, транспортировку, содержание торгового помещения, аренду, расходы на хранение товаров, амортизацию, рекламу, налоги.  

 

1.5.Виды и формы предпринимательства в сфере торговли.
 

По самой распространённой классификации предпринимательство в сфере торговли можно разделить на такие виды:

1. Торговое;
2. Торгово-закупочное;
3. Торгово-посредническое;
4. Товарные биржи.


По некоторым источникам к предпринимательству в сфере торговли также относятся:

5.  Торгово-производственное;
6.  Внешнеторговое;
7.  Торгово-промышленные палаты.

Субъектами предпринимательской деятельности в торговле выступают:
- оптовые базы;
- торговые склады;
- торгово-промышленные палаты;
- магазины;

- супермаркеты;
- универмаги;
- универсамы;
- торговые дома;
- магазины-склады;
- автомагазины;
- выставки-продажи;
- павильоны/палатки/киоски;
- передвижная розничная торговая сеть;
- вещевые рынки;
- продовольственные рынки и т. д.
Предпринимательство в сфере торговли функционирует по двум направлениям – предпринимательство в сфере оптовой торговли и предпринимательство в сфере розничной торговли. Роль торговли определяется ее основной задачей: организация распределения и движения товаров и услуг из сферы производства в сферу потребления таким образом, чтобы было обеспечено своевременное предложение товаров и услуг в нужном месте, в достаточном количестве, необходимого ассортимента, качества, в нужное время. Основными формами предпринимательства как в торговле, так и в других сферах деятельности являются: индивидуальные предприниматели без образования юридического лица и хозяйственные товарищества и общества. Так, гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Предпринимательская деятельность без образования юридического лица предполагает участие гражданина в различных договорных отношениях, совершения им юридических действий, связанных с исполнением договорных и иных обязательств, с предъявлением претензий и исков и т. д. Все юридические действия гражданин-предприниматель совершает от своего имени на свой риск. Необходимым условием участия гражданина в предпринимательской деятельности является государственная регистрация его в качестве индивидуального предпринимателя. Если гражданин осуществляет предпринимательскую деятельность без государственной регистрации, то к сделкам, которые он совершает, суд может применить положения, установленные для предпринимателей.