Файл: Особенности управленческого контроля на инновационном предприятии (ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЭФФЕКТИВНОГО КОНТРОЛЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2023

Просмотров: 52

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЭФФЕКТИВНОГО КОНТРОЛЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ

1.1. Понятие, виды и сущность управленческого контроля как процесса

С научной точки зрения менеджмент – это наука об управлении разнообразными социально-экономическими системами. Поскольку процесс управления чем-либо достаточно сложен, то и рассматривается этот процесс со всех сторон и в разных отношениях. В первую очередь процесс управления требует контроля. Контроль - это систематическое наблюдение за состояниями процес­са деятельности. Контроль необходим практически на всех этапах деятельности [15;104].

Объектом управленческого контроля является совокупность факторов, характеризующих об­щее состояние системы управления и влия­ющих на отношение менеджмента компании к необходимости организации и осуществления процесса контроля за функционированием данного субъекта и, как следствие, принимаемые в этой связи действия. Элементы среды управленческого контроля представлены на рисунке 1.1.

Как видно из рис. 1.1. процесс управленческого контроль включает в себя такие группы как: объекты контроля, проверяемые нормы, субъекты контроля, методы проведения и средства контроля, сроки, последовательность проведения и используемые методики, определение фактических и плановых значений, выработка решения и документирование решения и метапроверка, оценка решения [1;82].

Таким образом, управленческий контроль – это определение, оценка и получение информационных данных об отклонениях фактических значений от заданных величин или их равенстве, общий анализ результатов хозяйственной деятельности за определенный временной промежуток. Существует управленческий контроль как единой системы, включающей в себя планирование, отчетность, контроль, управление и контроль в ходе частных проверок (внутренний, внешний контроль, внутренняя ревизия и плановая налоговая проверка).

Среда управленческого контроля в менеджменте

Стиль и основные принципы руководства компанией

Организационная структура компании

Система документооборота компании

Кадровая политика компании

Распределение ответственности и полномочий


Порядок осуществления внутреннего (управленческого) учета и внутренней отчетности

Порядок ведения бухгалтерского учета и подготовки внешней (бухгалтерской) отчетности

Рис. 1.1. Среда управленческого контроля [4;82]

Большинство систем менеджмента организацией на уров­не оперативного регулирования строится по принципу целевого управления по отклонениям.

Место контроля в данной системе представлено на рис. 1.2.

Рис.1.2. Место контроля в современном менеджменте [9;111]

На рис. 1.2 по сути дела показана универсальная система управления объектом в ее функциональном срезе. Объектом управления может быть что угодно: статьи и элементы затрат, результаты, сферы деятельности и т.д.

При этом следует учитывать, что управленческий контроль может включать довольно широкий диапазон анализируемых явлений - цели, ход выполнения плановых заданий, прогнозы будущих продаж, развитие процесса производства. Контроль в системе управления может осуществляться на корпоративном, функциональном, индивидуальном, дивизиональном уровнях управления производством и предусматривает несколько типов (рыночный, бюрократический, по выходу, со стороны трудового коллектива). Рыночный контроль осуществляется на основе системы текущих цен и объективно оценивает фактические измерители. Акции и их рыночная цена, скорость инвестиционного возврата, и все их изменения определяют состояние деятельности предприятия на рынке в виде обратной связи для принятия ответственных решений.

Контроль по выходу оценивает и прогнозирует цели по отделениям, функциям и подразделениям. Дивизиональный уровень позволяет анализировать объемы реализации, их рост или уменьшение. На функциональном уровне оцениваются моменты достижения целей, методы контроля. Контроль по индивидуальным текущим результатам одинаков на всех уровнях системы управления. Бюрократический управленческий контроль осуществляется на уровне бюджетов и стандартизации. Контроль на уровне бюджетов устанавливает различные ограничения и правила распределения ресурсов за счет правильной организации структуры функциональных органов. Контроль со стороны трудового коллектива основывается на создании внутренних системных оценок результативности деятельности организации. Выполнение задач контроля предусматривает реализацию трех видов контроля, в том числе проведение предварительного (до начала производственной деятельности), текущего (в процессе реализации задач и достижения целей) и заключительного контроля, который осуществляется после выполнения запланированной работы с целью оценки ее конечных результатов.


При этом управленческий контроль предполагает ряд принципов осуществления эффективного контроля. Данные принципы представлены в таблице 1.1.

Таблица 1.1. Принципы эффективного контроля.

Принцип

Реализация принципа

1

Стратегическая направленность

Контроль должен быть ориентирован на выполнение стратегии.

2

Ориентированность на результаты

Контроль должен быть направлен на результаты деятельности – достижение целей, выполнение задач.

3

Простота

Система контроля по своему содержанию должна отвечать потребностям и возможностям людей, которые задействованы в процессе его осуществления.

4

Своевременность

Контроль должен осуществляться своевременно, периодически, но не часто. Важнейшей целью контроля остается устранение отклонений прежде, чем они примут серьезные размеры.

5

Экономичность

Осуществление контроля в организации требует больших затрат времени и ресурсов, поэтому он должен быть экономически оправдан, не должен снижать прибыльность.

6

Соответствие делу

Контроль должен соответствовать контролируемому виду деятельности.

7

Гибкость контроля

Контроль, должен быть достаточно гибким и приспосабливаться к происходящим переменам.

Таким образом можно составить представление об основных чертах, которые присущи эффективному контролю.

Следовательно, сущность управленческого контроля - это важный взаимообмен информацией между функциональными отделами предприятия для принятия альтернативного решения в постановке производственных целей и выполнения задач, организации процесса производства обслуживающих служб и персонала, организации труда, мотивации, координации всех звеньев технологической цепи направленный на обеспечение получения ресурсов и их эффективного использование.

1.2. Основные концепции управленческого контроля

Если рассмотреть эволюцию подходов к контролю в теории управления, то развитие во временном аспекте можно представить как последовательное появление следующих концепций основных концепций управленческого контроля :


1. Концепция управленческого контроля, ориентированная на систему учета (1930–1970). В данной концепции управленческого контроля как основная среда контроля рассматривается система учета, которая является основной информационной системой, поставляющей информацию для всех уровней менеджмента. Данная концепция управленческого контроля ставила во главу контроль затрат на основе информационных технологий для переориентации учета из прошлого в будущее, и создание на базе учетных данных информационной системы поддержки управленческих решений, связанных с планированием и контролем деятельности предприятия.

2. Концепция управленческого контроля, ориентированная на управленческую информационную систему (1970–1980). Основной целью контроля определяется создание общей информационной системы управления (management information system). В задачи управленческого контроля входит разработка концепции единой системы информации об объекте управления, ее внедрение, координация функционирования информационной системы, оптимизация информационных потоков. Данная концепция контроля являлась развитием предыдущей, основываясь на всей системе целей предприятия, расширяла охват информационной базой контроля деятельности организации.

3. Концепция управленческого контроля, ориентированная на управление (1980–2000), которая в свою очередь можно разбить на две подконцепции:

  • подконцепция управленческого контроля с акцентом на планирование и корректировку. Делается попытка реализации как информационных, так и координационных целей менеджмента. Контроль рассматривается как инструмент и интегральная часть системы управления, акцентирующая внимание на функциях планирования и корректировку.
  • подконцепция управленческого контроля с акцентом на координацию всей системы управления. Контроль выступает как система координации менеджмента, за счет расширения координационной составляющей. Под контролем понимаются вспомогательные средства принятия решений и руководства посредством ориентированного на успех планирования, управления над фирмой во всех областях и плоскостях; инструмент управления или концепция руководства фирмой с главными функциями планирования, информации, анализа и корректировки [15;105].

4. Концепция управленческого контроля как стратегической навигации (с 2000 г. и по настоящее время). Управленческий контроль рассматривается как информационно-аналитическая поддержка стратегического менеджмента, в его задачи входит подготовка информации и консультирование при решении задач стратегического планирования, анализа, создание инструментов для численного измерения стратегических намерений и потенциалов. При этом задачи оперативного контроля автоматизированы.


5. Концепция управленческого контроля на базе оптимизации интересов заинтересованных лиц (с 2000 г. по настоящее время). Оптимизация интересов всех заинтересованных лиц (менеджеров, собственников, работников, поставщиков, покупателей и т. д.), сбалансированность интересов организации с интересами наиболее влиятельных институтов, ориентир на внешних клиентов – это основная задача управленческого контроля.

6. Концепция «нового» управленческого контроля (с 2000 г. по настоящее время). Основной задачей управленческого контроля выступает содействие менеджерам в процессе самоуправления, а контроллер является консультантом и поставщиком релевантной информации для эффективного выполнения управленческих функций по получению ресурсов и их эффективного использования [11;99].

Каждая из описанных концепций управленческого контроля, независимо от давности периода ее становления, имеет своих сторонников и противников, что является основной причиной наличия в современной литературе большого количества трактовок управленческого контроля , вариабельности его целей, задач и функций.

Кроме вышеперечисленных концепций, следует выделить концепцию устойчивого развития организации. Она объединяет существующие современные подходы к контролю в менеджменте, отражает необходимость реализации комплексного подхода к управлению. Концепция устойчивого развития базируется на единстве трех важнейших ее составляющих: экономической, экологический и социальной [6;90].

С этих позиций концепция управленческий контроль рассматривается как концепцию управления, направленную на устойчивое развитие, своевременное устранение узких мест функционирования организации, содействующую достижению поставленных целей с учетом условий и ограничений внешней и внутренней среды организации, а также интегрирующую контроль в процесс реализации основных функций управления и развития самоуправления в организациях.

1.3. Базовые методы и модели осуществления управленческого контроля в организациях

Можно выделить следующие блоки современных методов управленческого контроля:

А) Административные методы управленческого контроля, которые предполагают реализацию следующих условий: