Файл: Развитие малого бизнеса в сфере торговли , проблемы и перспективы.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2023

Просмотров: 188

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2. Малый бизнес в цифрах.

2.1. Доля малого бизнеса в Российской Федерации.

Согласно статистическим данным на 01.08.2016 года в целом по России насчитывалось 238 796 (юридические лица) и 28 953 (индивидуальные предприниматели) малых предприятий, на которых работало около 8 млн. человек. На диаграмме показано количество юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, сведения о которых содержатся в Едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства по состоянию на 01.08.2016

2.2. Распределение малого бизнеса по округам РФ

В таблице 1 представлено распределение предприятий малого бизнеса по округам Российской Федерации.

Таблица 1.

Округ

Малые предприятия

(юридические лица)

Малые предприятия

(инд. предприниматели)

Центральный ФО

87 431

6 511

Северо-Западный ФО

31 875

2 536

Южный ФО

15 926

3 341

Северо-Кавказский ФО

4 116

856

Приволжский ФО

44 171

6 781

Уральский ФО

19 493

2 847

Сибирский ФО

25 246

4 018

Дальневосточный ФО

8 875

1 787

Крымский ФО

1 663

276

2.3. Динамика сектора малого бизнеса

В течение 2010-2014гг. по количеству предприятий сектор малого бизнеса демонстрировал положительную динамику. Рост количества малых предприятий отмечен на фоне снижения количества средних предприятий. Так, малых предприятий за 5 лет выросло на 28%. Количество занятых на малых предприятиях в 2010-2014гг. также продемонстрировало положительную динамику: занятость на малых предприятиях выросла на  10,2%. Оборот малых предприятий за 5 лет стабильно рос и к 2014 году увеличился на 40% .


В таблице 2 представлены основные экономические показатели деятельности малых предприятий за 2010-2014 гг.

Таблица 2.

2010г.

2011г.

2012.

2013г.

2014г.

Число предприятий (тыс)

1644,3

1836,4

2003,0

2063,1

2103,8

Средняя численность работников (тыс.чел)

9790,2

10421,9

10755,7

10775,2

10789,5

Оборот предприятий (млрд. руб)

18933,8

22610,2

23463,7

24781,6

26392,2

Среднемесячная заработная плата (руб.)

12367

15743

16711

17948

19201

3. Проблемы и перспективы развития малого бизнеса в РФ

3.1. Проблемы малого бизнеса в России

 Одним из факторов успешного развития экономики является малый бизнес. Именно этот сегмент определяет такие важные показатели для страны, как стабильность и темпы роста. Предпринимательская деятельность в совокупности влияет на развитие новых форм отраслей народного хозяйства. Но, к сожалению, доля малого бизнеса в ВВП России занимает лишь четверть от общего объема. В государствах с более развитой экономикой это число переваливает отметку в пятьдесят процентов. Тема развития малого бизнеса в России является очень актуальной на сегодняшний момент, ведь существуют проблемы, которые тормозят такое перспективное направление деятельности. На данный момент основными проблемами, оказывающими существенное влияние на малый бизнес, являются:

  1. Отсутствие квалифицированных кадров. На сегодняшний день найти настоящих профессионалов своего дела бывает достаточно сложно. Во-первых, чаще всего эта работа ложится на самих руководителей, которые, полагаясь лишь на свои собственные предпочтения и требования, формируют коллектив. Лишь двадцать процентов объектов малого бизнеса обеспечены грамотными работниками.
  2. Налоговая нагрузка. Неправильно выстроенная система взысканий отнимает огромный процент прибыли предприятий. Многие просто не могут себе позволить отчисления в бюджет государства из-за чего вынуждены вести «черную бухгалтерию» или просто объявлять себя банкротами.
  3. Жесткая кредитная система. Для стартового капитала или реализации проекта необходимы значительные финансовые ресурсы, которые чаще всего берутся взаймы под большие проценты в соответствующих учреждениях. Но чем на больший срок они привлекаются, тем меньше шанс, что банк выдаст такую сумму.
  4. Лишение своих работников социального пакета услуг. Это также обусловлено чересчур высокими налогами, что приводит к выплате «зарплат в конвертах».
  5. Сложности в покупке или аренде земляных участков и помещений. А также в отсутствии возможностей допуска к объектам инфраструктуры. Установленные высокие тарифы на электричество оставляют предприятия без энергии.
  6. Коррупция и грабеж со стороны чиновников. Частые и необоснованные проверки, штрафы и отсутствие организованного администрирования заставляют даже законопослушных граждан действовать соответствующими методами.
  7. Низкий уровень платежеспособности населения. Тот слой населения, который является основной целевой аудиторией, просто не в состоянии оплачивать установленную цену. В окончательную цену вкладываются все издержки, и предприниматели просто не могут работать себе в убыток.

Проблемы малого бизнеса в России имеют ряд своих специфических особенностей. Например, в некоторых регионах, таких как Сибирь, отсутствует транспортная инфраструктура. Это обуславливает невозможность подвоза сырья и сбыта готовой продукции. Подобные регионы РФ характеризуется запоздалым получением информации. Компетентность и объективность чиновников также оставляет желать лучшего. В плане затруднений, связанных с кредитованием, налогообложением и арендой, государство поставило объекты малого бизнеса в один ряд с крупными промышленными гигантами. Это ни в коем случае не является допустимым. Подобная ситуация привела к сокращению числа предприятий в различных отраслях народного хозяйства. Чаще всего такие организации имеют торговое, закупочное и посредническое направление. Хоть и позиционируют они себя как разноплановые, оказывающие огромный спектр услуг и выпускающие множество товаров, но по факту являются узкопрофильными. В отличие от других государств, поддержка малого бизнеса в России не имеет какого-либо образовательного характера. Именно некомпетентность руководителей и персонала зачастую приводят к краху. В странах, уделяющих этому сектору больше внимания, созданы специальные программы, в рамках которых проводятся бизнес-тренинги для всех желающих.

3.2. Поддержка малого бизнеса и перспективы его развития.

Как было сказано выше, сектор малого предпринимательства обеспечивает большую часть ВВП любого развитого государства. Поэтому такой стратегически важный вид бизнеса просто необходимо тщательно оберегать и поддерживать. Правительство РФ предлагает в данном направлении решить стратегические проблемы развития бизнеса путем использования инструментов государственной поддержки, к которым относятся:

  • внедрение инвестиционных проектов и программ;
  • совершенствование методов кредитной и налоговой политики.

Министерство экономического развития России разработало Концепцию долгосрочного социально-экономического развития страны. В соответствии с положениями данного документа, к 2020 году субъекты малого предпринимательства достигнут следующих показателей:

– удельный вес малого бизнеса в ВВП России будет занимать 30 %;

– доля малых предприятий среди всех субъектов предпринимательства будет составлять 80%;


– число занятых в сфере малого бизнеса возрастет до 60 % населения страны.

– произойдет качественное изменение структуры отрасли и т.п.

Проблемам и перспективам развития малого бизнеса в России за последний год внимания стало уделяться даже больше, чем в предыдущие годы. Это во многом зависит от введения санкций в отношении России со стороны зарубежных компаний. Однако созданные трудности не только приостановили развитие отечественного предпринимательства, в том числе малого бизнеса, а наоборот, даже подтолкнули к скорейшему восстановлению и совершенствованию. За последующие 5 лет планируется, что показатели отечественных субъектов малого бизнеса достигнут уровня предприятий западных стран, а возможно, и превысят их. Проблемы и перспективы развития малого бизнеса государства полностью зависят от оказываемой ему поддержки. Поэтому для того чтобы достичь поставленных целей, необходимо в ближайшие годы провести следующие мероприятия:

– оказать посильное содействие реализации мер по созданию необходимых объектов инфраструктуры рынка, которые будут ориентированы на создание и совершенствование все большего количества субъектов малого предпринимательства;

– реализовать специальные программы поддержания перспективных конкурентоспособных компаний;

– внедрить современные наиболее эффективные финансовые инструменты развития бизнеса;

– поддерживать существующие институты микрофинансирования, создать наиболее благоприятные условия для их существования;

– сформировать институциональные условия для работы кредитных учреждений;

– развивать старые и создавать новые элементы бизнес-инкубаторов, обратить особое внимание таких структур на инновационные предприятия сектора малого бизнеса;

– усовершенствовать нормативную правовую базу для того, чтобы устранить имеющиеся административные и иные барьеры для перспективного развития малого бизнеса в России и предотвратить появление новых трудностей в данном направлении;

– реализовать нормы законодательства, которые определяют возможность участия малых субъектов предпринимательства в государственных тендерах;

– повысить возможность доступа отечественного производителя к недвижимости, относящейся к государственной либо муниципальной собственности.

Также основными перспективами развития предприятий малого бизнеса считаются цели, поставленные Правительством РФ на ближайшие годы. К ним отнесены реализация мер по созданию около 500 новых бизнес-инкубаторов, а также создание в каждом регионе страны:


– гарантийного фонда на сумму не менее 100 млн руб.;

– муниципальной инфраструктуры микрофинансирования субъектов малого бизнеса;

– фонда инвестирования в малые и средние предприятия.

Чтобы создать вышеуказанные механизмы, правительству РФ необходимо использовать специальные инструменты в виде субсидирования проектов поддержания малого бизнеса страны. По данным аналитических служб, результаты некоторых из перечисленных пунктов уже проявились. Так, некоторые субъекты кредитных структур совершили переориентацию на небольшие и краткосрочные кредиты, которыми зачастую пользуются представители малого бизнеса. По мнению большинства экспертов, перспективы развития малого бизнеса в России достаточно высоки, так как из-за множества факторов, повлиявших на падение курса рубля и цен на нефть, основные надежды возлагаются не на сильных мира сего, а на малые или средние предприятия. Кроме этого, возлагаются большие надежды не только на поддержку легальных предприятий, но и на выведение из «тени» незаконных коммерческих формирований. По данным Росстата, такие «нелегалы» составляют 20 % от всех работающих на территории страны предприятий. Государством были созданы специальные условия для скорейшего налаживания сотрудничества с такими структурами. Однако большинство из них так и не научилось своевременно платить налоги, что негативно сказывается на экономике страны. Подводя итог, можно сказать, что с одной стороны политика, которую использует государство в отношении малого и среднего бизнеса носит несистемный характер. Часто решения, которые принимает государство противоречат друг другу и все усилия сводят к нулю, если даже не к минусу, как в эпизоде со страховыми взносами для индивидуальных предпринимателей в 2013 году. Тем не менее нельзя не отметить, что за несколько последних лет практически все наиболее глобальные идеи и инициативы бизнес сообщества (налоговые каникулы, экономическая амнистия, надзорные каникулы) государство поддержало и реализовало, пускай и не на 100 %. Это разрешает говорить нам об отдельном прогрессе в отношениях власти с бизнес-сообществом, который в ближайшие нескольких лет, возможно, разрешит переломить тенденцию «вымирания» малых и средних предприятий.

Заключение

Малое предпринимательство вносит существенный вклад в обеспечение занятости населения и формирование валового внутреннего продукта.В связи с этим нельзя недооценивать роль и место малого предпринимательства в экономике страны. Малое предпринимательство выполняет ряд функций: общеэкономическую, социальную, инновационную, ресурсную и организаторскую. Различные виды и современные формы организации малого предпринимательства дают предпринимателю свободу выбора направления деятельности и позволяют полностью реализовать свой потенциал. Желание реализовать свои собственные идеи и непосредственно заинтересованность в получении прибыли являются движущими силами на пути создания малого предприятия. Имея ресурсную базу, чётко сформулированные задачи и план действий, предпринимателю необходимо пройти определённые этапы создания собственного предприятия. А в последствие уметь грамотно и компетентно распоряжаться данным бизнесом. В процессе своего становления и развития малое предпринимательство сталкивалось с рядом проблем, что не могло не отразиться на его состоянии в настоящий момент. Современные условия ведения бизнеса в России характеризуются наличием существенных трудностей выхода на рынок. К ним в первую очередь стоит отнести: низкую платежеспособность населения, рост транспортных и ряда других издержек, сложный доступ к сырьевым ресурсам, новым технологиям, заемному капиталу. Ухудшение социально-экономической ситуации в стране, ослабление государственной поддержки, несовершенство нормативно-правовой базы, регулирующей хозяйственную деятельность, административные барьеры, налоговый пресс, недоступность инвестиционных ресурсов все чаще затрудняют ведение малого бизнеса на легальной основе. Решить обозначенные проблемы, на мой взгляд, можно только при обеспечении оптимального сочетания интересов государства, потребителей и субъектов предпринимательства. Для этого необходимо создать упорядоченную и эффективную нормативно-правовую базу малого предпринимательства, то есть той среды, которая должна быть стимулом развития бизнеса и способствовать созданию благоприятных условий для граждан, готовых начать и продолжить свое дело.