Добавлен: 25.04.2023
Просмотров: 95
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПОНЯТИЯ «ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕФОРМАЦИЯ»
1.2. Причины профессиональных деформаций
1.4.Виды профессиональной деформации
ГЛАВА 2. Эмоциональное выгорание как наиболее распространенная форма профессиональных деформаций
Исследуя выгорание административных работников государственной службы, Ю.И. Виданов связывает его с самореализацией в профессиональной сфере и ориентацией во времени. По мнению автора, чем меньше выражены самореализация и единство прошлого, настоящего и будущего времени в сознании служащего, тем выше риск развития эмоционального выгорания[13].
К.Ю. Жеглова считает, что личностными детерминантами эмоционального выгорания является эмоциональная нестабильность, отсутствие стремления к сотрудничеству, низкий уровень стремления к достижениям и факторы организационной среды (включенность в деятельность, поддержка со стороны руководства, поощрение самостоятельности в принятии решений, высокий контроль со стороны руководства, ориентация организации на высокую эффективность работы, уровень комфорта рабочей среды)[14].
Таким образом, анализ литературы показывает, что одни исследователи дают достаточно расширенное толкование эмоционального выгорания, что затрудняет его понимание как отдельного феномена. Другие специалисты дают довольно узкое толкование эмоционального выгорания. Различаются определения эмоционального выгорания преимущественно по количеству задействованных в данном процессе сфер личности и факторам, влияющим на его возникновение и развитие.
Таким образом, на основе проведенного анализа основных подходов к проблеме эмоционального выгорания в психологии, можно сделать следующие выводы:
1. В истории познания эмоционального выгорания можно условно выделить три этапа: на первом этапе ученые отождествляли выгорание с понятием стресса, считая его результатом рабочего стресса; второй этап системный, когда эмоциональное выгорание получило описание в виде системного конструкта в единстве статического и динамического аспектов; третий гуманистический, который рассматривает эмоциональное выгорание как комплекс специфических переживаний и видит в нем конструктивные возможности для самоактуализации специалиста.
2. Существует отсутствие единства в определении эмоционального выгорания специалистами, что затрудняет его познание. Психологическая природа эмоционального выгорания определяется учеными как адаптивное свойство психосоциальной системы специалиста по выявлению целенаправленного поведения в приспособлении к стрессогенной рабочей среде.
При этом для большинства подходов можно выделить следующие общие признаки: выгорание является специфическим процессом, результатом которого является состояние психосоциальной дезадаптации специалиста, снижением уровня его психофизиологических ресурсов. Существующие научные подходы различаются преимущественно по типу модальности феномена выгорания (структура, процесс) и взглядами на количество факторов, влияющих на его возникновение и развитие.
3. Под эмоциональным выгоранием личности мы будем понимать процесс неоптимального приспособления специалиста к рабочему стрессу (со стадиями напряжение, резистенция и истощения), что изменяет личностную целостность и активирует комплекс соответствующих переживаний с целью организации новой личностной целостности, результатом которого является специфическое психологическое состояние, характеризующееся эмоциональным истощением, деперсонализацией и редукцией личностных достижений.
4. Психическое явление эмоционального выгорания можно описать теоретической моделью с применением таких психологических понятий, как «психическое состояние», «психический процесс», «деятельность», «субъект деятельности», «личность», «сознание», «переживание».
ГЛАВА 3. ПРОФИЛАКТИКА ЛИЧНОСТНЫХ ДЕФОРМАЦИЙ
Профессиональная деформация личности – изменение свойств личности (стереотипов восприятия, ценностных ориентаций, характера, способов общения и поведения), которые наступают под влиянием длительного выполнения профессиональной деятельности. Вследствие неразрывного единства сознания и специфической деятельности формируется профессиональный тип личности.
Стоит отметить, что это довольно таки обширное явление, которое захватывает все стороны жизни и деятельности личности. Не всегда профессиональная деформация имеет исключительно отрицательно влияние, существуют и положительные стороны этого явления, которые можно и нужно использовать.
В целях снижения негативного влияния профессии необходимо принимать ряд мер. Обеспечение психологической безопасности в коллективе является, на сегодняшний день, одной из приоритетных целей любого руководителя. Этой цели может служить организация психологического сопровождения – целенаправленной систематической работы психолога совместно с руководителем подразделений, организаций по предупреждению негативных явлений среди коллектива, а также выявлению группы риска (по различным основаниям) и проведению с ней психокоррекционной работы.
Психологическое сопровождение предполагает создание поля профессионального развития личности, поддержание адекватной самооценки, оперативную помощь и поддержку в саморегуляции жизнедеятельности, освоение технологий профессионального самосохранения[15].
Самовоспитание, выступая с точки зрения респондентов мерой профилактики профессиональной деформации личности, на наш взгляд, во многом помогает планировать собственный труд, управлять его ходом, осуществлять саморегуляцию поведения в конфликтных ситуациях, провоцирующих отрицательные переживания и соответствующие поведенческие реакции специалиста.
Профессиональное обучение и повышение квалификации, как мера профилактики анализируемого явления, заслуживает особого рассмотрения. Так, в числе современных публикаций последних лет все чаще говорится о целесообразности профилактики характеризуемого феномена в ходе обучения в образовательной организации, а именно, предлагаются соответствующие программы, реализуемые на разных этапах (курсах) обучения, разрабатывается и внедряется спецкурс «Профессиональные деформации личности» как элемент создания профессиональной образовательной среды и подготовки специалистов.
Таким образом, подводя итог, мы можем говорить о том, что профессиональная деформация заключается в психологической дезориентации из-за постоянного давления на личность как внешних, так и внутренних факторов. Она выражается в высоком уровне агрессивности, неадекватности в восприятии людей и ситуаций, наконец, в потере вкуса к жизни. Все это порождает еще одну общую для многих управленцев проблему: неспособность к эффективному самосовершенствованию и развитию.
Профессиональное развитие – это и приобретение, и потери, а значит, становление профессионала сопровождается не только совершенствованием, но и разрушением. Регресс личности в сфере социальных отношений, выраженный в трудности установления близких отношений, высокой конфликтности, стереотипности мышления и поведения может привести к кризисным явлениям, психологическому отчуждению, одиночеству.
Это свидетельствует о высокой необходимости разработки комплекса психологических мероприятий по профилактике профессиональных деформаций работников, как обеспечивающего психологическую безопасность в организации, как микро социуме, и обеспечивающее укрепление психологического здоровья конкретной личности.
Завершая рассмотрение профессиональной деформации личности, стоит отметить, что она характеризуется своими отличительными особенностями, выражающимися в определенных формах проявления, детерминированных спецификой той или иной деятельности. Подчеркивая огромную роль профессиональной сферы как благоприятной среды для позитивного самоутверждения личности, справедливо признавать и ее деструктивное влияние, изучать факторы, вызывающие анализируемый нами феномен, причем с учетом своеобразия и неповторимости конкретного труда.
Научные исследования профессиональной деформации личности логично обусловливают разработку комплексного подхода к ее профилактике, включающего систему мер организационного, психологического и воспитательного характера. Особое место среди субъектов профилактики рассматриваемого явления призваны занимать образовательные организации, осуществляющие формирование разных видов компетенций обучающихся, совершенствование конструктивного служебного поведения сотрудников и способности противостоять негативным воздействиям профессии.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проблема влияния профессиональной деятельности на личность привлекает к себе внимание исследователей на протяжении прошедшего столетия и в настоящее время является не до конца изученной. Большинство психологов, изучавших проявления профессиональной деформации личности, считают эти феномены негативным вариантом развития личности, отмечая при этом, что они порождены приспособлением субъекта труда к профессиональной деятельности и в ее рамках полезны, но эти приспособления оказываются неадекватными в других, непрофессиональных, сферах жизнедеятельности.
Профессиональная деформация личности сегодня встречается в любой сфере жизнедеятельности человека. Особенно следует уделить внимание факторам ее возникновения, условиям, способствующим развитие и последствиям, к которым может привести несвоевременно оказанная помощь специалиста.
В качестве основной причины деформации называют узкую специализацию деятельности. В феномене профессиональной деформации выделяют два компонента: изначальные склонности, когда до соприкосновения со своей будущей работой у человека уже есть черты характера, и собственно профессиональная деформация. В научной литературе рассматриваются два основных вида профессиональной деформации: деформация личности и деформация деятельности.
Большинство исследователей считает, что отдельным фактором стресса выступает «выгорание», определяется и исследуется как модель реакций на постоянные раздражители, которые присутствуют в рабочей профессиональной сфере. «Выгорание» может представлять собой следствие профессионального стресса, в котором такие аспекты, как эмоциональное истощение, деперсонализация и деформация персональных достижений, становятся результатом действия разнообразных рабочих требований.
На сегодняшний день существует высокая необходимость разработки комплекса психологических мероприятий по профилактике профессиональных деформаций работников, как обеспечивающего психологическую безопасность в организации, как микро социуме, так и обеспечивающее укрепление психологического здоровья конкретной личности.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
- Абульханова-Славская, К. А. Основные этапы развития концепции С.Л.Рубинштейна / К. А. Абульханова-Славская, А. В. Брушлинский // Рубинштейн С. Л. Избранные философско-психологические труды: Основы онтологии, логики и психологии / РАН, Ин т психологии. М.: Наука. 1997. - 462 с.
- Артамонова, Л.Н., Леонова, А.Б. Организационный стресс у сотрудников банка // Вестник Моск. ун-та: Серия 14 «Психология». – 2014, №1 – с. 28-42.
- Бодров, В.А. Психологический стресс: развитие и преодоление. - М., ПЭР СЭ, 2016. – 433 с.
- Бойко, В. В. Энергия эмоций в общении / В. В. Бойко. СПб.: Питер, 2014. - 474 с.
- Борисова, М. В. Психологические детерминанты психического выгорания у педагогов: автореф. дис. на соиск. уч. степени канд. психол. наук : спец. 19.00.01 «Педагогическая психология» / М. В. Борисова. Ярославль, 2013. - 128 с.
- Брушлинский, А. В. Субъектно-деятельностная концепция и теория функциональных систем / А. В. Брушлинский // Вопросы психологии / 1999.- №5. - С. 44-49.
- Валькова, Т. А. Резистенция как показатель профессиональной деформации личности учителя: дис. канд. психол. наук: 19.00.07 / Валькова Татьяна Анатольевна. Казань, 2015. - 171 c.
- Виданова, Ю.И. Особенности психического выгорания и преодолевающего поведения у административных работников государственной службы : автореф. дис. на соиск. уч. степени канд. психол. наук : спец. 19.00.03 «Психология труда, инженерная психология, эргономика» / И.Ю.Виданова. СПб., 2016. - 117 с.
- Водопьянова, Н.Е., Старченкова, Е.С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. - СПб: Питер, 2015. – 233 с.
- Ганзен, В. А. Системные описания в психологии / В. А. Ганзен. Л.: Изд во ЛГУ, 1984. 176 с. [Електронный ресурс] // Режим доступа: http://thepsy .narod.ru/index.files/istochniki/Ganzen_opisaniya.rar.
- Гришина, Н.В. Помогающие отношения: профессиональные и экзистенциональные проблемы / Н.В. Гришина // Психологические проблемы самореализации личности // Под ред. А.А.Крылова и Л.А.Коростылевой. СПб., 2017. - 348 с.
- Жеглова, К. Ю. Особенности динамики формирования психического выгорания в профессии оператора телекоммуникационной связи //: автореф. дис. на соиск. уч. степени канд. психол. наук: спец. 19.00.03 «Психология труда, инженерная психология, эргономика» / К.Ю.Жеглова. Ярославль, 2017. - 127 с.
- Касл, С.В. Эпидемиологический подход к изучению стресса в труде. В кн. «Психология труда и организационная психология. Хрестоматия» (под ред. А.Б. Леоновой и О.Н. Чернышевой). М., Радикс, 2015.- 284 с.
- Китаев-Смык, Л.А. Психология стресса. Психологическая антропология стресса. М., Академический проект, 2016. – 453 с.
- Леонова, А.Б. Комплексная стратегия анализа стресса: от диагностики к профилактике и коррекции. Психологический журнал, 2014, т. 25. - 285 с.
- Леонова, А.Б. Основные подходы к изучению профессионального стресса. «Вестник МГУ. Серия 14: Психология», 2015. - №3. - 321 с.
- Леонова, А.Б., Качина, А.А. Стресс-менеджмент: технология управления стрессом в профессиональной деятельности // Управление персоналом. - 2017, № 9 (163) – С. 81 – 86.
- Орел, В.Е. Синдром психического выгорания личности. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2015. – 444 с.
- Селье, Г. Стресс без дистресса. М., Прогресс, 1982. – 290 с.