Файл: Понятие профессиональных деформаций.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2023

Просмотров: 93

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Самой распространенной формой личностных деформаций является эмоциональное выгорание. Психологическая природа эмоционального выгорания начала изучаться сравнительно недавно. Ее рассмотрение содержит наслоение различных понятий и терминологическую интерференцией различных психологических категорий.

Анализ современной психологической литературы по проблематики эмоционального выгорания позволяет сделать вывод, что оно как сложное многоаспектное явление описывается с разных концептуальных позиций, чаще всего с позиции профессионального стресса.

Термин «эмоциональное выгорание» (англ. burnout) был предложен в 1974 г. американским психиатром Х.Дж. Фрейденбергом. С помощью этого термина он описывал высокий уровень раздражительности, сильную усталость и досаду, которые наблюдал у сотрудников психиатрических учреждений.

В итоге им была создана концепция для подробного рассмотрения профессиональной деформации личности и функциональных нарушений, связанных с работой. Эта концепция оказалась подходящей не только для медиков, но также для людей, работающих в сфере «человек - человек», где общение с людьми есть неотъемлемая и важная часть работы.

По мере протекания и развития синдрома эмоционального выгорания у личности появляется чувство усталости, эмоциональной истощённости и опустошённости, которое сменяется разочарованием, чувством безысходности и постепенным снижением интереса к своей работе, своим профессиональным достижениям.

Затем человек перестаёт видеть свою жизнь так красочно, как видел её до этого. Эмоции приглушаются, притупляются, не ощущается радость достижения своих профессиональных побед.

Далее, в рабочей среде человека начинают раздражать не только коллеги, но и клиенты, с которыми необходимо работать, т.е. если раньше сотрудник тепло относился к своим клиентам, то по мере развития синдрома эмоционального выгорания он начинает говорить о них в кругу своих коллег с издёвкой.

Потом сотрудник начинает ощущать неприязнь и раздражительность по отношению к коллегам и клиентам даже во время общения с ними. Поначалу ему удаётся сдерживаться и не показывать своих чувств, но, в конце концов, он выплёскивает все накопившиеся переживания и негативные эмоции.

И в заключение наступает полное «выгорание» специалиста, которое чётко выражается в его холодном взгляде, в его речи, скудной и безэмоциональной, в его психическом самочувствии. Кроме того, у него, к примеру, может проявиться психосоматическое заболевание, выступающее сопроводительным фактором самого синдрома эмоционального выгорания.


Сами же симптомы эмоционального профессионального выгорания могут привести к нарушению и полной дезинтеграции различных психических сфер личности.

Большинство исследователей считает, что «выгорание» выступает отдельным фактором стресса, в связи с чем оно определяется и исследуется как модель реакций на постоянные раздражители, которые присутствуют в рабочей профессиональной сфере. Считается также, что «выгорание» может представлять собой следствие профессионального стресса, в котором такие аспекты, как эмоциональное истощение, деперсонализация и деформация персональных достижений, и становятся результатом действия разнообразных рабочих требований

Но само по себе «выгорание» как следствие профессиональных стрессов возникает только тогда, когда ресурсные возможности личности для преодоления стресса превышены.

Последние десятилетия, учитывая глубину и количество исследований на тему стресса, можно уверенно обозначить как «эру изучения стресса и его последствий». Профессиональное становление личности может идти как по пути формирования профессионала высокого класса, так и по пути развития профессиональных деформаций и постепенного накопления изменений структуры деятельности и личности.

Анализ современной психологической литературы по проблематике эмоционального выгорания позволяет сделать вывод, что оно, как сложное многоаспектное явление описывается с разных концептуальных позиций.

Первые исследования проблематики эмоционального выгорания, главным образом, касаются стресса на работе. Это и не удивительно, техногенность и информатизация жизни достигла непомерных значений, и это не может не отразиться на психофизиологическом состоянии работающего человека. Результатом этого процесса может быть и как формирование профессионала высокого класса, так и развитие профессиональных деформаций.

Можно сделать вывод о том, что эмоциональное выгорание определяется как результат процесса адаптации к рабочему стрессу и представляет собой признаки неудовлетворительной адаптации работника в стрессогенных рабочих условиях. Поэтому феномен эмоционального выгорания приобретает реактивно адаптивное психологическое содержание с соответствующим определением его места в системе психологических понятий теории стресса.

Одним из подходов изучения эмоционального выгорания, связанный с достижениями философии, медицины, психологии и кибернетики, стал системный подход, который описывает эмоциональное выгорание с помощью системного принципа. Сторонники системного подхода органично соединили теорию функциональных систем П.К. Анохина и субъектно деятельностный подход С.Л. Рубинштейна, и подчеркивают интегрирующую роль механизмов обратной связи в состоянии стресса «... как факторов интеграции нервной и психической деятельности животных и людей ...», а системную работу стресса необходимым условием адаптации и саморегуляции человека[5].


Этот взгляд вполне согласуется с системными описаниями В.А. Ганзен, для которого стресс – психическое состояние организма: тревоги, сопротивления и истощения. Согласно его взглядам, психическое состояние воспроизводит «... целостную характеристику психической деятельности и поведения за некоторый период времени, показывающую своеобразие протекания психических процессов в зависимости от отображаемых предметов и явлений действительности, предшествующего состояния и психических свойств личности»[6].

На современном этапе познания феномена эмоционального выгорания лидирует гуманитарно-культурологический подход, который рассматривает эмоциональное выгорание как процесс преобразования субъектом содержания собственного сознания. Представители гуманистической психологии (К. Роджерс, А. Маслоу, Э. Фромм) относятся к личности как к уникальной целостной системе, способной к самоактуализации. Жизненные (экзистенциальные) кризисы рассматриваются ими как совокупность специфических переживаний человеком мира и себя в нем.

Этот подход видит в эмоциональном выгорании не только угрозу для самоактуализации индивида, а также и определенные конструктивные возможности для роста самосознания.

На сегодня исследователи эмоционального выгорания используют, кроме стандартных понятий теории стресса и системных описаний, еще и экзистенциальные. Так, Н.В.Гришина, анализируя эмоциональное выгорание, применяет экзистенциальный уровень описания влияния эмоционального выгорания на жизнь человека, понятие высших достижений человека – акме. Автор считает, что развитие эмоционального выгорания не ограничивается профессиональной средой и проявляется в различных жизненных ситуациях человека, а работа, как средство достижения осмысленности жизни, имеет мощное влияние на все жизненные ситуации человека[7].

Тем не менее, на сегодняшний день отсутствует единое определение выгорания, нет ясного представления о закономерностях возникновения и развития данного явления. Существующие теоретические одно и многофакторные модели рассматривают эмоциональное выгорание как состояние физического, психического и, прежде всего, эмоционального истощения, вызванного длительным пребыванием в эмоционально перегруженных ситуациях общения.

По мнению авторов, эмоциональное выгорание содержит три составляющие:

  • эмоциональную усталость,
  • деперсонализацию (цинизм),
  • редукцию профессиональных достижений.

Его синдромогенез содержит три фазы стресса: напряжение, резистенцию и истощение.

По мнению К. А. Абульхановой-Славской, выгорание - это симптомо-комплекс, действие которого охватывает все основные структурные уровни личности: социально психологический, отображающий изменение межличностных отношений; личностный изменение личностных черт; мотивационный качественное и содержательное изменение мотивации; регулятивно ситуационный отражает изменение состояний и эмоциональных отношений[8].

Ведущими личностными детерминантами возникновения эмоционального выгорания автор считает сдержанность в межличностных контактах, доминантность, импульсивность, смелость, «бунтарство», высокую тревожность и агрессивность, направленную на других.

В.А. Орел обозначает выгорание как «состояние физического, эмоционального и умственного истощения, проявляющееся в профессиях социальной сферы»[9]. Обобщая обзор многих классификаций, автор отмечает индивидуальные и организационные факторы возникновения эмоционального выгорания.

Синдром профессионального выгорания, по мнению Н.Е. Водопьянова, это «... профессиональная деструкция личности, которое проявляется в виде устойчивых психических переживаний, а также в изменениях качества, структуры и содержания профессиональной деятельности»[10]. Подобная деструкция (от лат. Destructio нарушение, разрушение нормальной структуры чего либо, когда прекращается процесс упругой и пластической деформации) возникает в профессионально тяжелых ситуациях, субъективно воспринимаются работниками как стрессовые и носят дезадаптивный характер.

Автор отмечает сложную многоуровневую детерминацию эмоционального выгорания.

По мнению В.В. Бойко, эмоциональное выгорание это «... выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций (снижение их энергетики) в ответ на определенные психотравмирующие действия», который возникает, в частности, из за хронической напряженной «эмоциональной деятельности» и интенсивного общения и связан с неблагополучной атмосферой профессиональной деятельности.

Автор относит эмоциональное выгорание к одной из форм профессиональной деформации личности и рассматривает развитие эмоционального выгорания в виде трехфазного процесса (фазы напряжения, резистенции и истощения)[11].


Вышеприведенные определения эмоционального выгорания позволяют ученым выделить несколько современных теоретико-практических подходов к его рассмотрению и изучению. Индивидуальный подход рассматривает характеристики личности, в частности, особенности мотивационной и эмоциональной сфер, как причины эмоционального выгорания.

В частности, Т.А. Валькова считает наличие различных видов резистенции (вторая фаза эмоционального выгорания по В.В. Бойко) обусловленными «типом и уровнем оптимальности мотивационно потребностного комплекса педагога[12]». Среди индивидуальных факторов, вызывающих выгорание, традиционно выделяют социально демографические характеристики (возраст, пол, уровень образования, стаж работы и т.п.) и особенности личности (выносливость, локус контроля, стиль преодоления фрустрирующих ситуаций, самооценка и т.д.).

М.В. Борисова рассматривает эмоциональное выгорание как динамическую многокомпонентную систему, которая опосредована профессиональной деятельностью педагогов, и которая в ней же и оказывается. По мнению автора, ведущую роль в возникновении эмоционального выгорания у педагогов играют индивидуально-психологические факторы, в частности, особенности ценностно смысловой, мотивационной и эмоциональной сфер личности, которые вызывают возникновения феномена эмоционального выгорания. Очевидно, что для этого подхода характерно рассматривать эмоциональное выгорание как элемент адаптационных свойств человека в условиях нестабильности внешней среды.

Интерперсональный подход рассматривает межличностные отношения специалиста с субъектами профессиональной деятельности, как основную причину эмоционального выгорания. Различные стрессоры приводят к различным реакциям последствиям – от сердечно сосудистых расстройств до неврозов различного генеза. Эмоциональное выгорание выступает как «промежуточная переменная» механизма психологической защиты, в определенной степени защищая индивида от нежелательных последствий рабочего стресса, и занимает буферную позицию между стрессором и возникающим «напряжением» определенных психических процессов.

Организационный подход выделяет детерминантами эмоционального выгорания определенные факторы рабочей и профессиональной среды особенности организационной структуры, режим деятельности, характер руководства и т.д. (Н.Е. Водопьянова, Ю.И. Виданов).

В некоторых работах подчеркивается доминирующая роль факторов профессиональной деятельности в возникновении выгорания. В группу организационных факторов возникновения эмоционального выгорания входят условия материальной среды, содержание работы и социально психологические условия деятельности.