Файл: Понятие профессиональных деформаций.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2023

Просмотров: 88

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПОНЯТИЯ «ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕФОРМАЦИЯ»

    1. Понятие профессиональных деформаций

Распространённость профессиональных деформаций неоднородна в различных профессиональных сферах и зависит от стрессогенности условий труда, меры личной ответственности сотрудника за принимаемое решение, жёсткой регламентации деятельности.

Напряжённость рабочей атмосферы может приводить как к негативным изменениям в когнитивной, эмоциональной, мотивационной, волевой и нравственной сферах личности сотрудников, которые ещё подлежат психологической коррекции, так и к последствиям, делающим невозможным дальнейшее продолжение трудовой деятельности.

Крайней формой таких проявлений профессиональной деформации сотрудников является совершение ими различных делинквентных поступков, то есть антиобщественное противоправное поведение индивида и нарушение законности. Устранению приведённых негативных явлений могут способствовать: исследование специфики содержания и типов деформаций профессиональной деятельности; определение причин их появления; обучение методам их профилактики и коррекции.

Впервые термин «профессиональная деформация» в русской науке был введен в начале ХХ века известным социологом Питиримом Сорокиным. Он обозначил данное понятие как негативное влияние профессиональной деятельности на переживания и поведение человека.

Позднее Зеер Э.Ф. дал такое определение: «Профессиональная деформация – это постепенно накопившиеся изменения сложившейся структуры деятельности и личности, негативно сказывающиеся на продуктивности труда и взаимодействии с другими участниками этого процесса, а также на развитии самой личности»[1].

Постоянное выполнение одной и той же работы приводит к снижению работоспособности, к профессиональному выгоранию, и в результате всего этого начинается профессиональная деформация. Это происходит при отсутствии у сотрудника нравственной и психологической устойчивости. К профессиональной деформации наиболее склонны те люди, которые работают в сфере «человек – человек».

Психический склад людей способствует возникновению у них профессиональных деформаций личности и психосоматических заболеваний. Для таких людей характерны:


  • склонность к чувству вины,
  • слабая нервная система,
  • низкая эмоциональная устойчивость,
  • тревожность,
  • низкая стрессоустойчивость.

Е.И. Рогов предлагает называть профессиональными деформациями личности такие ее изменения, которые возникают под влиянием выполняемой профессиональной деятельности и проявляются в абсолютизации труда как единственно достойной формы активности, а также в возникновении жестких ролевых стереотипов, которые переносятся из трудовой сферы в иные условия, когда человек не способен перестраивать свое поведение адекватно меняющимся условиям[2].

О. Г. Носкова говорит о том, что явления профессиональной деформации личности могут рассматриваться как адекватные, эффективные и потому прогрессивные в рамках профессиональной деятельности, выполняемой субъектом, но одновременно регрессивные, если иметь в виду жизнедеятельность человека в широком смысле, в социуме.

Освоение личностью профессии неизбежно сопровождается изменениями в ее структуре, когда, с одной стороны, происходит усиление и интенсивное развитие качеств, которые способствуют успешному осуществлению деятельности, а с другой – изменение, подавление или даже разрушение структур, не участвующих в этом процессе. Если эти профессиональные изменения расцениваются как негативные, нарушающие целостность личности, снижающие ее адаптивность и устойчивость, то их следует рассматривать как профессиональные деформации.

Так, большинство психологов, изучавших проявления профессиональной деформации личности, считают эти феномены негативным вариантом развития личности, отмечая при этом, что они порождены приспособлением субъекта труда к профессиональной деятельности и в ее рамках полезны, но эти приспособления оказываются неадекватными в других, непрофессиональных, сферах жизнедеятельности.

Негативная оценка профессиональных деформаций личности основана на том, что они ведут к нарушению целостности личности, снижают ее адаптивность и устойчивость в целом в общественной жизни.

Зарубежные исследования в основном строятся вокруг изучения профессионального стресса (job stress либо occupational stress) и его влияния на личность, выгорание (burnout) эмоциональный менеджмент на работе (Д. Гоулман), эффективность и развитие труда.

В США существует два подхода к определению понятия burnout: как разновидность стресса (Е. Махер; К. Кондо); следствие профессионального стресса, обращая внимание на необходимость рассмотрения синдрома эмоционального выгорания в рамках более крупного понятия личной деформации (К. Маслач и Дж. Джексон).


1.2. Причины профессиональных деформаций

Среди причин называются самые разные по своей природе факторы:

  • экономические,
  • политические,
  • социальные,
  • правовые,
  • организационные,
  • педагогические,
  • психологические и т.п.

С. П. Безносов в качестве наиболее частых причин профессиональной деформации называет специфику ближайшего окружения, с которым вынужден общаться специалист, а также специфику профессиональной деятельности. На своеобразие развития личности субъекта труда, которое проявляется у большинства вовлеченных в профессию людей (вариант общепрофессиональной деформации личности, психических функций), важную роль могут играть также и индивидуально-личностные особенности субъекта труда[3].

Особое значение придается таким качествам индивидуальности, как: ригидность нервных процессов, склонность к формированию жестких стереотипов поведения, узость и сверхценность профессиональной мотивации, дефекты нравственного воспитания, относительно низкие интеллект, самокритичность, рефлексия.

У людей, склонных к формированию жестких стереотипов, мышление со временем становится все менее проблемным, человек оказывается все более закрытым для нового знания. Мировоззрение такого человека ограничивается установками, ценностями и стереотипами круга профессии, становится также узко профессионально-ориентированным.

К психологическим причинам образования деформаций личности относятся следующие: стереотипы мышления и деятельности, социальные стереотипы поведения, отдельные формы психологической защиты, акцентуации черт характера. Образованию деформаций способствует профессиональная стагнация специалиста, поэтому кроме психологических детерминант главным фактором, инициирующим развитие профессиональных деформаций личности является сама деятельность.

В исследованиях отечественных и зарубежных авторов отмечается, что многолетнее выполнение одной и той же профессиональной деятельности приводит к появлению профессиональной усталости, возникновению психологических барьеров, обеднению репертуара способов выполнения деятельности, утрате профессиональных умений и навыков, снижению работоспособности (С. Л. Рубинштейн, З. К. Давлетбаева, С. П. Безносов, Э. Ф. Зеер, К. Маслач, Дж. Джексон и др.).


Можно констатировать, что на стадии профессионализации по многим видам профессий происходит развитие профессиональных деформаций. В психологии существуют различные определения профессиональной деформации. Чаще всего, когда говорят о профессиональной деформации, имеется в виду распространение привычного ролевого (профессионального) поведения, либо воздействия человека на непрофессиональные сферы. Профессиональная деформация при этом рассматривается как элемент дезадаптации, однако она может проявляться не только в условиях профессиональной среды.

1.3. Структура феномена

В феномене профессиональной деформации выделяют два компонента:

• изначальные склонности, когда до соприкосновения со своей будущей работой у человека уже есть черты характера например, желание спасать людей) или же подавляться и скрываться (например, желание управлять другими людьми).

• собственно профессиональная деформация, та, на которой в последующем разворачивает свою деформирующую деятельность профессия, проявляющаяся уже во время учебы, когда у студентов формируется профессиональная картина мира.

Э. Ф. Зеер выделяет следующую классификацию уровней профессиональных деформации:

• общепрофессиональные деформации, типичные для работников любой отдельно взятой профессии;

• специальные профессиональные деформации, возникающие в процессе специализации;

• профессионально-типологические деформации, обусловленные наложением индивидуально-психологических особенностей личности на психологическую структуру профессиональной деятельности.

В результате складываются профессионально и личностно обусловленные комплексы:

• деформации профессиональной направленности личности (искажение мотивов деятельности, перестройка ценностных ориентаций, пессимизм, скептическое отношение к нововведениям);

• деформации, развивающиеся на основе каких-либо способностей – организаторских, коммуникативных, интеллектуальных и др. (комплекс превосходства, гипертрофированный уровень притязаний, нарциссизм);

• деформации, обусловленные чертами характера (ролевая экспансия, властолюбие, «должностная интервенция», доминантность, индифферентность);

• индивидуальные деформации, обусловленные особенностями работников самых разных профессий, когда отдельные профессионально важные качества, как впрочем, и нежелательные качества, чрезвычайно развиваются, что приводит к возникновению сверхкачеств, или акцентуаций. Например: сверхответственность, трудовой фанатизм, профессиональный энтузиазм и др.


1.4.Виды профессиональной деформации

Остановимся более подробно на описании видов профессиональной деформации. Аналитический обзор работ, посвященных профессиональным деформациям личности (Э.Ф. Зеер, А.К. Маркова, Л.М. Митина, С.П. Безносов, Т.А. Жалагина, А.В. Петровский, Н.А. Подымов, Е.Н. Смоленская, Е.В. Улыбина, Е.И. Рогов и др.), представляет возможным выделение их следующей типологии:

  • деформация личности (Е. В. Руденский, С. П. Безносов),
  • деформация деятельности (Е. В. Руденский, Г. С. Шаталовая).

Е. А. Климов пишет о «нежелательных ходах профессионального развития», изменениях психики человека-деятеля, последствия которых отражаются во внешних проявлениях – в труде человека[4]. Профессиональные деформации приводят к тому, что работник способен выполнить лишь узкий круг обязанностей, он безразлично относится к работе, а также нарастает чувство неудовлетворенности и усталости.

Результатом этих процессов является снижение эффективности профессиональной деятельности. Часто в личности работника наблюдаются нарушения (морально-этических, правовых, деятельностных) норм, которые имеют ряд особенностей: высокую эмоциональную загруженность, низкий социальный статус, финансовую несостоятельность.

В качестве основной причины деформации называют узкую специализацию деятельности. Ежедневное решение на протяжении многих лет типовых задач совершенствует не только профессиональные знания, но и формирует профессиональные привычки, определяет стиль мышления и стиль общения.

Таким образом, профессиональная деформация личности сегодня встречается в любой сфере жизнедеятельности человека. Особенно следует уделить внимание факторам ее возникновения, условиям, способствующим развитие и последствиям, к которым может привести несвоевременно оказанная помощь специалиста.

ГЛАВА 2. Эмоциональное выгорание как наиболее распространенная форма профессиональных деформаций