Файл: Налоговая система России: проблемы и направления совершенствования (Понятие и структура налоговой системы Российской Федерации).pdf
Добавлен: 25.04.2023
Просмотров: 89
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты развития налоговой системы Российской Федерации
1.1 Понятие и структура налоговой системы Российской Федерации
Глава 2. Анализ Российской налоговой системы и ее проблемы
2.1 Основные проблемы действующей налоговой системы и пути их решения
Введение
Среди множества экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику, важное место занимают налоги. В условиях рыночных отношений налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-бюджетного механизма государственного регулирования экономики. Государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка. От того, насколько правильно построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства.
Налоговая система – совокупность предусмотренных налогов и обязательных платежей, взимаемых в государстве, а также принципов, форм и методов их установления, изменения, отмены, уплаты, взимания, контроля.
Применение налогов является одним из экономических методов управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей и предприятий, независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно-правовой формы предприятия. С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия. С помощью налогов государство получает в свое распоряжение ресурсы, необходимые для выполнения своих общественных функций. За счет налогов финансируются также расходы по социальному обеспечению, которые изменяют распределение доходов.
Таким образом, налоговая система государства призвана обеспечивать реализацию общественно значимых мероприятий, направленных на экономическое развитие, а также укрепление в России принципов социального равенства и партнерства. Все вышесказанное обуславливает актуальность данной курсовой работы по теме «Налоговая система России: проблемы и направления совершенствования».
Объект исследования: налоговая система.
Предмет исследования: налоговая политика.
Целью курсовой работы является изучение Российской налоговой системы и ее проблемы.
Задачи курсовой работы:
- Рассмотреть теоретические аспекты развития налоговой системы Российской Федерации;
- Провести анализ Российской налоговой системы и ее проблемы;
- Сделать вывод по изученной теме.
Структурно работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Глава 1. Теоретические аспекты развития налоговой системы Российской Федерации
1.1 Понятие и структура налоговой системы Российской Федерации
Рыночная налоговая система начала формироваться в России в 2004-2005 годах. Становление введенной с 2005 года принципиально новой для России налоговой системы проходило в жестких условиях политических, экономических и структурных преобразований при отсутствии преемственности в области налогового права. За годы функционирования налоговой системы было внесено значительное количество различных изменений в налоговое законодательство с целью его приведения в соответствие с протекающими в жизни общества процессами. Тем не менее, очевидно, что имеющаяся на сегодняшний день налоговая система по основным характеристикам схожа с системами развитых экономических государств Европы и Америки в смысле структуры [11,с.76].
Налоговая система базируется на соответствующих законодательных актах государства, которыми устанавливаются конкретные методы построения и взимания налогов, т.е. определяются элементы налога.
Согласно положениям Налогового кодекса налог считается установленным лишь в том случае, когда определены все без исключения основные элементы налогообложения. При этом налоги в Российской Федерации должны устанавливаться исключительно законодательством о налогах и сборах. Законодательство Российской Федерации о налогах и сборах состоит из настоящего Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах.
К элементам налога относятся:
а) налогоплательщики и плательщики сборов – организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы;
б) объект налогообложения – реализация товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, расход или иное обстоятельство, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристику, с наличием которого возникают у налогоплательщика обязанности по уплате налога;
в) налоговая база – стоимостная, физическая или иная характеристика налогообложения;
г) налоговый период – календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате;
д) ставка величина начислений единицу налоговой
е) исчисления - самостоятельно сумму подлежащую за период, из базы, ставки налоговых
Различают пропорциональные, и налоговые
1. ставки в сумме единицу независимо размеров (например, тонну или
2. – в процентном к налога учета его (например, в до июля г. на плату размере %)
3. – ставка налога по возрастания При ставке налогоплательщик не большую сумму но большую долю.
4. – ставка налога по роста Регрессивный может большую сумму, может не к абсолютной налога увеличении [13,
Изменена налогов, на налогов сборов, целевую В согласно в кодексе системы действовавшие налоги реализацию материалов, на минерально-сырьевой приобретение средств, содержание фонда объектов сферы, зональные местные и на или товары перемещении по России), также других и
Таким можно что задачей любой будет создание и налоговой с всех налогообложения, обеспечить устойчивость.
1.2 реформирования системы
Реформирование системы налогового в началось принятия РФ 27.12.2004 № «Об налоговой в Федерации» других актов, порядок конкретных Для законодательных характерна невозможность прямого применения. реализация принятия ведомством актов инструкций, порядок и налогов. инструктивных регулирующих между и органом, до Нормы налогообложении в актах, в разные и по юридической и принадлежности. развитие налогового происходило пути объема правовых
Другой отечественного законодательства 90-х прошлого можно его и изменчивость. в налоговый изменения дополнения в по раза год, в по налогу 4-5 в [8,
Поспешная как предпочтительная совершенствования обеспечивающая решение налогообложения, неизбежной привела созданию и системы нормативно-правовых различного содержащих регулирующие в налогообложения. нормативные и собой систему законодательства.
Переход рыночной в сопровождался социально-экономическим который следующие налоговой
- высокое бремя возможности простого у налогоплательщиков способствовало масштабного сектора экономике
- сложность противоречивость системы условия построения рода «ухода» налогов;
- многочисленные льготы ненадежные расчетов означали налогообложение;
- преобладание структуре платежей налогов влияло финансовые предприятий.
Указанные во обусловлены что течение этапа реформ власти налоги как формирования части т.е. упор их функцию.
Первые усилия изменению системы предприняты 2009 и связи обсуждением Государственной Налогового Однако во консервировал в время налоговой и силу был Для этапа налоговой характерным также между намерением налоговое и налоговую и шагами противоположном
Вторая была в г. связана обсуждением программы которая уменьшение бремени и его население. предложения были введен с отменена часть по принят налог вмененный Однако не сохранились налоговые и налоговые Кроме для 2004-2012 (первый реформирования системы) характерна концентрация по налоговых регулирования на уровне. власти право льготы только региональным, и некоторым регулирующим в сумм, в бюджеты с.2].
Налоговое осуществлялось помощью налоговых и инвестиционного кредита целях негативного реформ отрасли экономики социальной стимулирования приоритетных экономики, дифференциации муниципальными Наиболее регионы налог прибыль на предприятий.
Налог прибыль федеральным налогом. первом региональные могли ставку на зачисляемого региональный в от до Налог имущество - налог; законодательством него предельная 2%. использование льгот к снижению в на уровнях. консолидированного в году связи предоставлением составили 200 руб.
В эффективность налоговых как федеральном, и региональном оказалась всего недостаточной проработки формирования реализации политики, научно стратегии экономики в и регионов, налоговых между их [4,
Второй реформирования системы России с января г. введения действие части кодекса На время часть НК включены представленные таблице
Таблица Разделы кодекса, структуру системы
Раздел |
Наименование |
1 |
Общие |
2 |
Налогоплательщики плательщики Налоговые Представительство налоговых |
3 |
Налоговые Таможенные Финансовые Ответственность органов |
4 |
Общие исполнения по налогов сборов |
5 |
Налоговая и контроль |
6 |
Налоговые и за совершение |
Позже, 1 2014 начали основные налоговой – II РФ. нее включены о налогах, и налогах о налоговых
Структура налоговой по основным соответствует системам стран, которых источником доходов и является плата. условиях низких большей населения конструкция системы обеспечить бюджетной даже минимальным
Решение проблем ищет сокращении расходов, всего счет так иначе с базовых человека образовании, жилищных Низкие препятствуют бюджетных частными, приводит дальнейшей социальной
Поэтому к ставке на физических равной является обоснованным. направление реформы широкую и декларируемая состоит создании для «теневого» По ряда следует с что предшествующий верхняя подоходного (30%) достаточно что при отсутствии со государства доходами расходами способствовало широкого сектора.
Однако только из стимулирующих возникновение, не значимый. показывают, «теневой» широко во отраслях в хозяйстве промышленности, малом крупном Основная его формируется топливно-энергетическом Парадокс в что здесь государства возможности Большинство сходятся мнении, главной является государственного над комплексом, тем, доходы природных использовались восстановления и сферы. этом удастся налоговое на отрасли сектора что приведет снижению них «теневого»
Если результаты этапа налоговой можно ряд
1. прогрессивного доходов лиц дифференциацию населения
2. налогового предприятий в за региональных местных что заинтересованность органов в собственной базы.
3. льгот инвесторов налогу прибыль фактически росту нагрузки предприятия, занимающиеся основных
4. годы произошло различий регионами, рыночных смогли только сырьевые Социально-экономические между доходят 10 тогда в странах 2-4 Это условия роста настроений, целостности
Первый становления системы России в преобладающей децентрализации В на уровне большие по налоговой которые недостаточно
Второй совпадал тенденцией что к налогового за региональных местных Результатом рост территориальных от со федерального В положительного такой следует появление возможностей федерального по резкой дифференциации, в отрицательного снижение территорий улучшению доходной и иждивенческих [8,
Таким роль современной системе велика. только основой части . выступает один основных регулирования и сферы, с помощью может влияние распределение дохода. России налогообложения инструмента политики последние существенно что с налоговой